Иванов Александр Павлович


ИВÁНОВ Александр Павлович [23.10. 1876 , СПб. - 1940 (по др. данным (ГРМ) - в 1933), Л-д] - искусствовед, прозаик.

Родился в семье личного дворянина Павла Александровича И. (позднее - члена Совета Волжско-Камского банка). Мать - Мария Петровна (в девич. Шалыгина; приводимая в некот. изд. фамилия Угрюмова ошибочна) - происходила из моск. старообрядческой купеческой семьи.

Окончил 1-ю спб. мужскую гимназию (1895) и математич. отд. физико-математич. фак-та СПб. ун-та (1900). С 1902 служил помощником столоначальника (счетоводом) в департаменте железнодорожных дел Министерства финансов и имел чин коллежского секретаря (10-й класс табели о рангах). Истинным увлечением И. стали «изящные искусства» и лит-ра. В 1904 опубл. перв. ст. « Логэ и Зигфрид » - об операх Р. Вагнера (Мир искусства. № 6), в кот. трактовал искусство как «подвиг освобождения уникальной или заколдованной красоты». Вместе с женой (художницей) путешествовал по Германии и Италии для знакомства с искусством. Входил в круг худож. сообщества «Мир искусства».

Осн. работы И. - кн. и ст. о знаменитых русских художниках: М. Врубеле, Н. Рерихе, И. Репине. В кн. о Репине (1925) любопытны рассуждения И. о пропорции отражения художником животного и духовного в человеке.

Наиболее известна его кн. о Врубеле. Над монографией о Врубеле (перв. изд. - 1911) И. работал много лет в контакте с женой и сестрой художника (« М. А. Врубель . Опыт биографии » - СПб., 1911; Киев, 1913; Пг., 1916). По отзыву А. Блока, так «писалось о старых великих мастерах», «по-старинному благородно и просто». Впоследствии организовывал выставки, опубл. письма Врубеля.

Семья И. была близко знакома с А. Блоком. Брат Александра - писатель Евгений И. - входил в круг ближайших друзей поэта, сестре Марии Блок посвятил стих. «На железной дороге». Об Александре Блок писал: «А. П. Иванов, действительно, человек совершенно исключительный, как вся семья Ивановых. Оттого только, что живут на свете такие люди, жить легче; в них - опора».

После Октябрьской революции некот. время продолжал работать в Министерстве финансов (Наркомфине). С 1920 - науч. сотрудник Гос. Академии истории материальной культуры по разряду нового искусства, вскоре стал помощником хранителя отдела нового искусства в ГРМ. С 1927 - хранитель отдела, с 1930 - науч. сотр. 1-го разряда. В 1931 покинул Русский музей по состоянию здоровья.

Монография о Рерихе « Н. Рерих » опубл. в Л. в 1926. По одним сведениям, кн. о Рерихе погибла при погроме типографии в мае 1915 (в архиве ГРМ сохранились лишь некот. черновики, частично опубл. в ж. «Дельфис», 1998, № 3/16). По др. сведениям, 5 февр. 1912 И. Грабарь предложил И. напис. кн. о Рерихе, тот начал работу весной и продолжал ее как минимум до осени 1916. 7 сент. 1916 он сообщал о завершении шести глав монографии и начале работы над седьмой. В 1917 пытался изд. ее у Гринберга. И. и Рерих были представлены друг другу. Из письма Рериха от 5 марта 1912: «И. оказался премилым и серьезным человеком - Яремич был прав, рекомендуя его». В процессе работы над кн. Рерих подарил И. картины «Идолы» и «Камни». Сохранилась их переписка.

Был доцентом ЛГУ, читал лекции и вел практич. занятия по русской живописи в Высшем художественно-технич. ин-те (ВХУТЕИН).

Единственное опубл. при жизни худож. произведение И. - фантастич. рассказ (иногда наз. повестью) « Стереоскоп », с подзаголовком «Сумеречный рассказ», сочетающий в себе черты науч. фантастики и «готики». Герой рассказа ради забавы приобретает недорогой оптический прибор и с помощью него вечером у себя в квартире случайно, разглядывая через прибор фотографию, проникает в прошлое: «проваливается» внутрь изображения на фото, в Египетский зал Эрмитажа тридцатилетней давности. Он попадает в 21 апреля 1877-го и путешествует по замершему миру Эрмитажа и СПб. XIX в. Все люди в этом мире замерли в самых разнообразных позах, лишь одна ужасная старуха, будто воплощение злого духа, в финале повествования преследует героя, кот. чудом удается возвратиться обратно в свою комнату. Герой в страхе разбивает стереоскоп, тем самым прерывая связь с этим замершим миром прошлого. «Я разломал свой стереоскоп. В нем были не простые оптические стекла; в нем были как бы двери в некий мир, недоступный для нас; и вот я наглухо завалил таинственный вход. Он был чьим-то великим изобретением, но чьим, я не знаю и никогда не буду знать. Мне отворены были двери в те области, куда человеку недозволено проникать, куда он может лишь заглядывать; для меня исчезла непереступаемая грань между тем миром и нашим. Но в ту памятную ночь в порыве ужаса я разбил молотком линзы стереоскопа, чтобы положить вновь меж собой и его страшным миром прежнюю грань» (И.).

«Стереоскоп», написанный в 1905 и опубл. отдельным изд. (изд-во «Сиріусъ») четыре года спустя, удостоился похвального отзыва В. Брюсова («...написан рассказ г. Иванова очень хорошо, у автора есть свой слог, сдержанный, простой, но выработанный. Нам кажется, что у г. Иванова есть все данные, чтобы стать хорошим и интересным писателем») и был отмечен Блоком (в письме к И.: «Хочу тебе сказать, что всё больше ценю “Стереоскоп”... Ещё больше понял его через рецензию Брюсова и через чтение Уэльса ... Думаю, что это, вместе с Брюсовской прозой, принадлежит к первым в русской литературе “научным” опытам искусства, и глубоко приветствую это»). Хвалебную рец. (кот. не была опубл., но предназначалась для ж. «Аполлон») напис. на «Стереоскоп» М. Волошин. Он отмечал, что повесть - «несомненно, производит сильное впечатление ужаса. Но странно: этот ужас затаён не столько в событиях его, сколько в мастерских описаниях, дающих полную иллюзию фотографического мира. Эта повесть - безусловно новая и замечательная страница в области петербургской фантастики, начинающейся с “Пиковой дамы” и “Медного всадника”». «Стереоскоп» по праву относят к числу наиболее интересных произведений в русской фантастике нач. ХХ в. В 1918 («Русское самоиздательство») рассказ был переизд. (известна положительная рец. поэта и критика И. Оксенова на второе изд.), а затем незаслуженно забыт на неск. десятилетий. Рассказ много раз перепеч. в 1990-е - 2000-е: вошел в антол. «Дисплей фантастики» (1990), «Стереоскоп» (1992), «Храм снов» (1993), «Мистика, ужасы: лучшие произведения» (2009) и др.; многократно переизд. отд. изд.

К фантастике имеет отношение и опубл. лишь в 1993 по черновикам автора рассказ « Городище », герой кот. видит сцены из своей прошлой жизни, проходившей во времена древних русичей, а затем находит подтверждение своим видениям в реальности. На написание этого рассказа И. вдохновила ст. Н. Рериха «На кургане».

Соч.: Стереоскоп: сумеречный рассказ. Пг., 1909 (Пг., 1918); Н. Рерих . Л., 1926; И. Е. Репин . Л., 1925; М. А. Врубель. Л., 1928; Стереоскоп : сумеречный рассказ // Наука и техника. Рига, 1988. № 9–12; 1989. № 1; То же // Простор. Алма-Ата, 1992. № 11–12; Стереоскоп: антология петерб. фантастики / сост.: Е. Белодубровский, Д. Равинский. СПб., 1992; Стереоскоп: рассказ. СПб., 2003; Стереоскоп: рассказ // Darker. 2011. № 8 (дек.).

Лит.: Воспоминания и записи Евгения Иванова об Александре Блоке / публ. Э. Гомберг и Д. Максимова // Блоковский сб. <Сб. 1>. Тарту, 1964; Алымов Х. [И. Г. Халымбаджа]. Сумеречный рассказ: [о рассказе А. Иванова «Стереоскоп»] // Молодая гвардия. Пермь, 1981. 18 дек.; То же // Молодой ленинец. Ставрополь, 1982. 23 июн.; Ильюнина Л. Иванов Александр Павлович // Русские писатели. 1800–1917. Т. 2. М ., 1992; Купченко В. Ещё один Александр Иванов // Лица: Библиогр. альм. Т. 3. СПб., 1993; Фокин С. Молчаливый Петр Павлович Иванов (1878–1942) // СПб. ун-т. 2003. № 24–25 (3648–49), 1 нояб.; Рериховская энц. Новосибирск, 2004.

  • Иванов Александр Павлович