Иванов Всеволод Вячеславович
ИВА́НОВ Всеволод Вячеславович [12(24).2.1895, пос. Лебяжье Павлодарского у. Семипалатинской губ.- 15.8.1963, М.] - прозаик, драматург.
Родился в семье сельского учителя. Окончив начальную школу, поступил в сельскохозяйственное училище, но вскоре бросил занятия, оставил отчий дом и отправился странствовать по Сибири, Зауралью и далее - за Семипалатинск, к Дальнему Востоку и Монголии. В поисках средств к существованию переменил мн. профессий. Был типографским наборщиком, грузчиком, матросом, шарманщиком, актерствовал в ярмарочных балаганах, выступал в цирке факиром, даже борцом. Рано почувствовал интерес к обществ. жизни, хотя политич. убеждения юноши не отличались большой самостоятельностью. Еще накануне Февральской революции, находясь в Кургане, он записался сразу в две партии - эсеров и эсдеков, но позже, переехав в Омск, под влиянием «работников печатного дела Западной Сибири» примкнул к большевикам. Октябрьскую революцию встретил с восторгом, «глубоко и торжественно» поверив в то, что отныне «справедливость восторжествовала навсегда» (И.). С началом Гражданской войны вступил в Красную гвардию, воевал против Колчака, партизанил.
К лит. тв-ву обратился еще в период скитаний по городам и весям. С 1914 стал печатать в сибирской периодике рассказы, один из кот. - « По Иртышу » (газ. «Степная речь») - был замечен М. Горьким и взят в редактируемый им «Сб. пролетарских писателей» (1916). И. пытается создать в Омске сибирскую лит. газ. «Согры», печатает ст. на злободневные темы (« В зареве пожара», «Книга свободы »), пишет небольшие пьесы для местного драм. театра (« Черный занавес», «Шаман Апо »). Из рассказов 1914–18 отбирает 8 лучших (« Рогульки», «Купоросный Федот», «Джут», «Три копейки», «Шантрапа», «Клуа-Лао», «Духмяные степи ») для своей кн. « Рогульки » (1919), кот. в неск. десятках экземпляров печ. в походной типографии омской газ. «Вперед». Со временем И. разочаруется как в этих, так и в некот. др. ранних своих писаниях, не станет включать их в новые сб., в СС. При всех худож. несовершенствах «Рогульки» были значительны уже тем, что по-своему предвосхищали будущие особенности ивановского тв-ва. Фактически с них начинали свой путь по страницам произведений писателя герои особого типа - правдоискатели и романтики. Там же проступали и характерные черты формирующейся манеры автора. По воспоминаниям К. Федина (кот. был едва ли не первым читателем книжки), рассказы удивили и восхитили тем, что «изображали словно впервые открытую далекую и как будто фантастическую страну, хотя описываемые люди и детали были чрезвычайно реальны». И в этом удивительном сочетании «фантастики» с «реальностью» он проницательно заметил особенность, которая затем «ошеломляюще пышно» проявилась у писателя в его «повестях и рассказах, получивших известность» (К. Федин). В 1921 И. отправляется в Пг., чтобы «серьезно заняться самообразованием»; он близко сходится с М. Горьким, становится чл. объединения «Серапионовы братья». Наступает пора интенсивной лит. работы. Печатается в «Петроградской правде», в центр. ж. «Грядущее», «Красная новь». Одна за другой выходят его кн. В рассказах сб. « Седьмой берег » (1922) действие, как и ранее, разворачивается на далеких окраинах России, в Уссурийской тайге, в приалтайских степях, вблизи гор Кореи, у Японского моря, среди персонажей - не только русские, но и киргизы, корейцы, монголы. Это - все те же «дети природы», землепашцы, охотники, рыбаки, в жизнь кот. вдруг вошла революция, нарушив ее обычное течение и смутив сердца «земляных людей» неизъяснимой мечтой о справедливости и доброте. Но появляется в рассказах и нечто новое. И. раньше др. сов. прозаиков начинает изображать внутренний мир участников революции, стараясь найти объяснение как величия, так и трагизма грандиозного историч. переворота. Заметным лит. событием становится рассказ « Дитё » (1921), сразу завоевавший громкую известность и у себя в стране, и за рубежом. Это своеобразная притча о человеке и революции, иносказательный смысл кот. и актуален, и значителен. Здесь над беспомощным младенцем, кот. партизаны нашли возле убитых ими «беляков», угрожающе нависла, кажется, вся громада проблем Гражданской войны. И. показывает жестокосердие людей, кот. из-за войны стали «злобны, как волки весной».
Вопреки жестокости обстоятельств крохотное человеческое существо у И. не погибает. Его спасает высокое чувство милосердия и справедливости, кот. прорастает в душах партизан сквозь ненависть и злобу. «Дите ни при чем»,- решают они, сделав почти невозможное: они преодолевают классовую беспощадность. Но, спасая «свое» дитя, партизаны заставляют монгольскую женщину кормить его грудью, тем самым губят «чужое», монгольское дитя, кот. лишается материнского молока. Поведанная история говорила о бесконечной сложности человеческой личности рев. времени, об опасной зависимости добра и зла от социальных, классовых, нац. предрассудков, их переменчивости и текучести. Наряду с рассказами пишет И. и перв. повести о партизанском движении среди сибирских крестьян: « Партизаны » (1921), « Цветные ветра », « Бронепоезд 14-69 » (обе - 1922). Позже этот «триптих» составит отд. книгу « Сопки: Партизанские повести » (1923). Публикация повестей превращает вчера еще мало кому известного лит. «дебютанта» в одного из самых видных писателей современности. Авторитетная критика относит его к числу «первых свежих и крепких ростков послеоктябрьской советской культуры в области художественного слова» (А. Воронский. Лит. силуэты: Иванов). В «партизанских повестях» автора волнует прежде всего конкретно-чувственная сторона бытия, живую плоть кот. он рисует без устали и упоенно. Худож. мир повестей романтически возвышен над прозой быта. В нем все светозарно, ярко, необычайно. Стиль произведений словно бы настоян на выразительных символах народного тв-ва, на певучих интонациях разговорного яз., в пафосных местах этот яз. поэтичен, близок стихотворному. Природные краски, запахи, звуки широко используются для метафорич. изображения персонажей, а природа, в свою очередь, насквозь антропоморфична, одухотворена. Приемы «орнаментальной прозы», «сказа» по-своему усиливают впечатление достоверной жизненности содержания, а частые лирические отступления сообщают ему почти метафизич. смысл. И. смотрел на Октябрьскую революцию как на естественный жизненный процесс, связанный с исторически обусловленным и оправданным порывом обездоленных людей к лучшей, достойной жизни. Им, в большинстве жителям сибирской глухомани, трудно постичь отвлеченную суть рев. сражений: «Мозги, не привыкшие к сторонней, не связанной с хозяйством мысли, слушались плохо, и каждая мысль вытаскивалась наружу с болью, с мясом изнутри, как вытаскивают крючок из глотки попавшейся рыбы». Однако «земляным», крестьянским «нутром» они ощущают нетерпимость бесправного существования и «бунтуются» в надежде жить «вровень со всеми», «хорошо», «по-справедливому». Отстаивая высшую правду естественного порядка и хода бытия, И. продолжает развивать затронутую еще в « Седьмом береге » тему мучительных альтернатив рев. времени: «рассудок - чувство», «ненависть - любовь», «жестокость - милосердие», «насилие - человечность». Он активно включается в острую дискуссию о человеке и революции, начатую сов. лит-рой 1920-х. Его Никитин из « Цветных ветров », в прошлом «питерский большак», а в годы Гражданской войны партизанский главарь, аскетичен, строг к себе и людям и считает классовую ненависть непреложным законом Гражданской войны: «Воевать надо! Буржуев бить надо!» Но И. не поэтизирует такого героя, рисует своего Никитина и как «гильотину» революции, и как ее несчастную «жертву» (А. Воронский). Человек, обделенный радостью полнокровного ощущения мира, выглядит не только ущербным, но и одиноким среди людей. Антипод Никитина - доморощенный деревенский философ Калистрат, убежденный в том, что человеческое счастье невозможно построить на иссушающей душу ненависти: «Любовь надо для люду. Без любви не проживут... Без любви вечно воевать будут. Нельзя так». Повесть «Цветные ветра» приносит И. оглушительный успех, ее считают «лучшей и у автора, и среди всей современной беллетристики вещью» (Н. Асеев. [Рец.: «Цветные ветра», «Лога»] // Печать и революция. 1922. № 7). Худож. новации «партизанских повестей», их самобытность приветствуют мн. видные писатели (М. Горький, К. Федин, Л. Сейфуллина, Д. Фурманов, В. Зазубрин). Но находятся у И. и принципиальные противники, кот. предъявляют писателю далеко не безопасный по тем временам упрек в отсутствии «политической почвы» под ногами партизан (Яковенко К. Партизанское движение и худож. лит-ра // Известия. 1924. 3 авг.; и др.). В защиту выступает Л. Рейснер со статьей «Против лит. бандитизма» (1926). Во многом было необычно для автора «экзотических рассказов» и повестей о партизанском движении его новое произведение « Похищение Будды » (1923). Здесь действие перемещается из Сибири в послерев. Пг. Меняется и общий характер повествовательной ткани, в кот. острая детективность фабулы соединяется с элементами психологич. анализа. Новым для И. становится и обращение к жанру романа. Его « Голубые пески » (1923) получают высокую оценку Горького, считающего, что кн. эта «дает очень яркую и широкую картину Гражданской войны в Сибири и проникнута объективизмом художника» (М. Горький и сов. писатели: Неизданная переписка // ЛН. М., 1963. Т. 70). Автор романа существенно корректирует свои прежние представления об активных революционерах, командирах Гражданской войны. Теперь с такими персонажами, как Никитин из «Цветных ветров», он связывает только разрушительные задачи революции, тогда как ее творческие, созидательные устремления возглавляют у него такие, как «красный командир» Василий Запус - человек неординарный, наделенный и ясным умом, и крутой волей к победе, и горячим сердцем. Запус нарисован как «свой» в окружении беззлобных лесных тварей, среди пахучих луговых трав.
В 1924 переезжает в М., где сближается со столичной худож. интеллигенцией, испытывая «пьянящее чувство счастья» от встречи «почти со всей молодой, но уже великой советской литературой» (И.). В его тв-ве наступает новый период, отмеченный почти полным разрывом с «пышными» изобразительными средствами. Он дерзко испытывает себя и в новых темах, и в новых стилевых направлениях. Как и раньше, много внимания уделяется жанру повести, хотя и здесь происходят изменения. В полуфантастич. повести « Чудесные похождения портного Фокин а» (1924) с неожиданно ироничной интонацией развивается излюбленный мотив «странничества», «правдоискательства». Повестью « Хабу » (1925) открывается новая для писателя тема мирного послерев. строительства, борьбы с мещанством, что послужит началом череды произведений того же содержания (« Особняк », 1928; « Кожевенный заводчик М. Д. Лобанов », 1929, и др.).
В повести « Бегствующий остров » (1926) подвергается переосмыслению и даже снижению образ легендарного Василия Запуса из «Голубых песков». Но гл. заботой И. становится новеллистика. В сер. 1920-х выходит серия его сб. с рассказами разных лет (« Экзотические рассказы », 1925; « Гафир и Мариам » и « Пустыня Тууб-Коя », 1926; « Дыхание пустыни » и « Тайное тайных », 1927). Посл. сб. сразу привлекает к себе внимание лит. общественности. Критики, одобрительно встретившие его, находят, что «автор переживает полосу глубокого творческого перелома» (Смирнов Н. [Рец.: Вс. Иванов. «Тайное тайных»] // Новый мир. 1927. № 8). Свою авторскую программу И. представит так: «Надо видеть человека и уметь разрушать тайны сердца, делая из тайного явное». Этот обострившийся в писателе-романтике, жанристе интерес к сокровенному миру вчерашних участников революции предопределяет не только содержание, но и форму рассказов, кот. утрачивают радужность красок, живописную «орнаментальность» описаний, становятся лаконичней, строже по стилю, психологичней. Рассказы «Тайного тайных» близки к классической новелле; они привлекают прежде всего страстным утверждением могущества человеческих эмоций. Предметом худож. исследования является в них человеческое подсознание, сфера трудно объяснимых инстинктов, смутных предчувствий, безотчетных побуждений. Демонстративный «биопсихологизм» вызывал раздражение у некоторых «неистовых ревнителей» лит. стандарта, послужил поводом для обвинения автора в «ненужном» следовании Фрейду, Бергсону, в «иррациональном подходе к человеку» (Фадеев А. Столбовая дорога пролетарской лит-ры. М., 1929).
1930-е оборачиваются для И. едва ли не самым тяжелым этапом творч. пути. Вместе с др. писателями своего поколения он энергично ищет контакта с современностью, ездит по стране, посещает знаменитые стройки Туркестана. Однако написанные под впечатлением этих поездок произведения (« Путешествие в страну, которой еще нет», «Повесть бригадира М. Н. Синицына, рассказанная им в дни первой пятилетки », 1930) малооригинальны, в них больше патетики, чем глубины. По-другому складывается судьба большого автобиогр. романа « Похождения факира »; здесь художник погружается в хорошо знакомое ему прошлое - «жизнь юноши века с его страданиями, радостями и надеждами в обстановке провинциального быта Сибири и Казахстана» (И.). Талант И. словно бы оживает, вновь загораются яркие краски пейзажей, человеческие характеры раскрываются в загадочной непредсказуемости. Но роман не стал все же большой удачей писателя, оказался перегружен мат-лом, многословен. Автор оставляет работу над ним практически на середине, напечатав лишь три из задуманных первоначально пяти частей. Примечательно, что более поздняя, уже в 1950-е попытка доработать его оказывается безуспешной, разрушалась атмосфера «прекрасной, глубокой искренности», кот. восхитила Горького в раннем варианте. Создается впечатление, что крупная эпич. форма вообще чужда таланту И. Написанный им совм. с В. Шкловским роман « Иприт » (1925) вызывает у него самого чувство стыда, такова же участь и романа « Северосталь » (1925). Однако трудности с написанием романов объясняются не только особенностями авторского дарования. Неблагоприятную роль играет лит. ситуация в стране, год от года увеличивающая недоверие к инакомыслию, кот. в романной форме становится по-особому заметным и уязвимым. На рубеже 1920–30-х И. создает два многоплановых сатирико-философских романа: « Кремль » (1930) и « У » (1935), в кот. касается таких актуальных проблем, как жизнь отд. человека в об-ве в целом, отношение к нац. истории и вере, борьба между «новым» и «старым» в быту, в сознании людей.
Роман «Кремль» воссоздает захолустный городок, где есть старинный кремль, за стенами его - храм, монастырь, где течет по своим законам церковная жизнь. Но кремль окружен рабочим поселком, в кот. тоже своя жизнь. Между этими двумя чуждыми друг другу мирами разгорается ожесточенная ссора. И. рисовал грустную драму человеческих отношений. Тексты «Кремля» и «У» содержат много намеков на глубокий драматизм противоречий сов. действительности. Они пронизаны мыслью о нерушимости духовных ценностей народа как основы его благополучия. Действие романа «У» разворачивается на фоне картины разрушения в М. храма Христа Спасителя, и торжествующее безверие трактуется как синоним крайнего цинизма и аморальности существующего общ. строя. Крамольность содержания поддерживается своеобразным, «вольным», «игровым» стилем повествования, по-своему восстающим против унифицированного конформизма в искусстве. Уже в неожиданном названии романа писатель передавал игру смыслов, значение: «У» (начертание буквы) предстает одновременно как «звук, и буква, и знак, и междометие, и математический символ». Герои романов «живут по законам карнавала, спектакля, игры, в кот. человек получает полную свободу от официальных догм и столь необходимую власть над реальностью» (Черняк М. Романы Вс. Иванова «Кремль» и «У» в творч. эволюции писателя. СПб., 1994). Неудивительно, что автору удается опубликовать лишь небольшие отрывки из романа «У», кот. смог увидеть свет в полном составе лишь полвека спустя, в кон. 1980-х - нач. 1990-х. Стремясь обрести доступ к читателю, И. пишет вполне благонамеренный роман « Пархоменко » (1939), где демонстрирует и неподдельный интерес к личности легендарного комдива, и необходимое владение ист. документами. Критика приветствует это произведение как победу писателя над самим собой, над своими «ошибками». Однако худож. сторона романа слаба, иллюстративна, лишена неповторимости авторского письма.
Во время Великой Отеч. войны и в последующие годы И. по-прежнему отдает много сил лит., публиц. деятельности, хотя результаты ее далеко не равноценны. Писатель проявляет искренний интерес к душевному состоянию сражающегося народа, в особенности к переживаниям тех, кому довелось испытать горечь первых поражений (« К своим », 1941). Однако непосредственно воен. тема не становится для И. успешной. И роман « Проспект Ильича » (1941–42), и повесть « На Бородинском поле » (1943) страдают иллюстративностью. Ложный пафос, «культовые» настроения вредят роману « При взятии Берлина » (1945–46). Успех ожидает писателя на др. направлении творч. поисков. И. с головой погружается в работу над «фантастическим циклом», куда помимо рассказов входит роман « Эдесская святыня » (1944). Примыкающий к «фантастическому циклу» незаконченный авантюрно-сатирич. роман « Сокровища Александра Македонского » тоже обещал стать значительным лит. явлением. Увлечение «фантастикой» не мешает И. писать путевые очерки разных лет (« В чудесной Ферганской долине », 1949; « По родным местам », 1952). Об интересных опытах с реализмом говорит и одно из посл. произведений писателя под назв. « Хмель, или Навстречу осенним птицам » (1962), поэтично восславляющее «блистающий и заздравный хмель жизни». В 1962 завершает работу над автобиогр. романом « Художник », задуманным еще в 1949 (первонач. назв. - « Поэт »), роман опубл. посмертно - в 1966. Примыкают к роману «Художник» и лит. мемуары И. « История моих книг » (1958–62).
И. уходит из жизни, не успев до конца реализовать высокий творч. потенциал своего беспокойного таланта. Остаются недописанными начатые кн., невоплощенными замыслы новых. Драматизм судьбы литератора усугубляется еще и тем, что некот. его произведениям удается увидеть свет лишь после кончины автора, а варианты других до сих пор остаются достоянием архивистов.
Соч .: СС: в 8 т. / подгот. текста, комм. Е. Краснощековой; вст. ст. Л. Гладковской. M., 1979; Изб. произв.: в 2 т. / подгот. текста Т. Ивановой; вст. ст. В. Шкловского. M., 1985; Пьесы / вст. ст. П. Маркова; комм. Е. Цейтлина. M., 1979; Кремль. У: романы. М., 1990.
Лит.: Зайцев Н. Драматургия Всеволода Иванова. М., 1963; Всеволод Иванов - писатель и человек: Воспоминания современников: сб. 2-е изд., доп. М., 1975; Краснощекова Е. Худож. мир Всеволода Иванова. М., 1980; Иванов А. Всеволод Иванов: Лит. портрет. М., 1982; Минокин М. Всеволод Иванов и сов. лит-ра 20-х гг. М., 1987; Воронский А. Искусство видеть мир: портреты, статьи. М., 1987; Иванова Г. Мои современники, какими я их знала: очерки. М., 1987; Гладковская Л. Жизнелюбивый талант: творч. путь Вс. Иванова. Л., 1988; Фрезинский Б. Судьбы Серапионов: Портреты и сюжеты. СПб., 2003.
В. Бузник