Иванов Вячеслав Иванович
ИВА́НОВ Вячеслав Иванович [16(28).2.1866, М. - 16.7.1949, Рим; похоронен на протестантском кладб.] - поэт, драматург, теоретик символизма, филолог, переводчик.
Отец, Иван Тихонович,- землемер, позднее - мелкий служащий Контрольной палаты, скончался в 1871. Мать, Александра Дмитриевна (ур. Преображенская) - дочь сенатского чиновника и внучка сельского священника. Она с детства привила сыну патриархальную веру в Бога и любовь к поэзии. С 7 лет мальчика стали обучать иностр. яз. и российск. словесности, а по утрам вместе с матерью он с удовольствием читал акафисты и тексты Евангелия. В 1-й моск. гимназии (1875–84), кот. И. закончил с золотой медалью, продолжали формироваться его характер и гуманитарные склонности. 12-летним гимназистом он по собств. инициативе начинает заниматься древнегреческим яз. Впоследствии он свободно будет владеть мн. европейскими яз., в т.ч. немецким, французским и итальянским. Через 2 года он внезапно осознал себя «крайним атеистом». «То мое вольнодумство,- вспоминал позднее И.,- обошлось мне самому недешево: его последствиями были тяготевшее надо мною в течение нескольких лет пессимистическое уныние, страстное вожделение смерти, воспеваемой мною и в тогдашних стихах, и, наконец, детская попытка отравления доставшимися мне от отца ядовитыми красками в семнадцатилетнем возрасте. Примечательно, что моя любовь ко Христу и мечты о Нем не угасли, а даже разгорелись в пору моего безбожия. <...> Страсть к Достоевскому питала это мистическое влечение, которое я искал примирить с философским отрицанием религии» (Автобиографическое письмо В. Иванова С. А. Венгрову // Иванова Л. Воспоминания). В 1884 И. поступает на историко-филологич. фак-т Московского ун-та. 2 года он учится под рук. историка П. Виноградова. Затем по его рекомендации для продолжения образования И. вместе с молодой женой, сестрой своего друга Дарьей Михайловной Дмитриевской, уезжает в Берлин (1886). Переезд за границу (до 1905 И. приезжал в Россию только на короткое время) совпал у него с новым мировоззренч. кризисом. С одн. стороны, его влекло к активной подпольной работе, с другой - он перестает видеть в ней какой-либо этический и содержательный смысл. В Берлине в теч. последующих 5 лет он занимается экономико-юридическими аспектами римской истории под рук. знаменитого историка античности Т. Моммзена. После окончания курса (1891) И. начинает готовить дис. о римских откупах. В это время он живет в Париже, а затем в Лондоне. С 1892 с женой и дочерью Александрой поселяется в Риме, затем во Флоренции, где изучает памятники антич. культуры. Годы пребывания за границей пробудили обостренный интерес к России. «Как только я очутился за рубежом,- вспоминал И.,- забродили во мне искания мистические, и пробудились потребности осознать Россию в ее идее. Я принялся изучать Вл. Соловьева и Хомякова» (СС.Т.2). С нач. 1890-х И. увлекается изучением Ницше, кот., по его словам, становится «властителем наших дум и ковачом грядущего» (Иванов Вяч. По звездам. СПб., 1909). Ницше открыл для И. феномен Диониса как вневременное начало духа, как силу, «разрешающую от уз индивидуаций». По справедливым словам С. Аверинцева, И. «прочел Ницше глазами русского интеллигента. Сверхчеловеческое - уже не индивидуальное, но по необходимости вселенское и даже религиозное» (Аверинцев С. Вячеслав Иванов // Иванов Вяч. Стихотворения и поэмы. Л., 1978). Однако увлечение немецким философом вскоре превращается у него во внутренний спор, в кот. культу ницшеанского антихристианства и волюнтаризма И. противопоставляет вечные христианские ценности. В статье « Ницше и Дионис » (Весы. 1904. № 5) трагич. силу Ницше он усматривает в том, что философ «не уверовал в бога, кот. сам открыл миру. Он понял дионисийское начало как эстетическое и жизнь - как „эстетический феномен”. Но то начало,- подчеркивает И.,- прежде всего, начало религиозное...».
Летом 1893 в Риме он знакомится с Лидией Дмитриевной Зиновьевой-Аннибал, происходящей из аристократической сербско-русской семьи (ее брат А. Зиновьев в 1903–11 был губернатором СПб.), что приводит его в 1895 к окончательному разрыву с дочерью и женой. Вспоминая об этом знакомстве, И. писал: «Друг через друга нашли мы - каждый себя и более, чем только себя: я бы сказал, мы обрели Бога» (Автобиографическое письмо В. Иванова С. А. Венгерову). В 1896 И. официально разводится с первой женой, но бракоразводный процесс Зиновьевой-Аннибал из-за требований супруга оставить ему всех трех детей (будущих пасынков и падчерицы И.) затянулся до 1899. В ожидании юридич. расторжения брака Зиновьева-Аннибал и И., скрывая свою связь, вынуждены скитаться по Италии, Франции, Англии и Швейцарии. В нач. 1899 они были обвенчаны в греческой православной церкви в Ливорно. В апр. 1896, находясь в Париже, И. узнает о кончине матери. На следующее утро в православной церкви Парижа он заказывает обедню и панихиду. «В ту пору,- пишет О. Дешарт,- он уже вернулся не только к вере, но и к вере в личного Бога, но от церкви он был еще весьма далек». Вскоре у Зиновьевой-Аннибал от него рождается дочь Лидия («Лидия маленькая», 26.4.1896 - 9.7.1985), а затем появляется и втор. дочь - Елена, скончавшаяся через полтора месяца. Летом 1900 И. вместе с Зиновьевой-Аннибал посещает в СПб. философа В. Соловьева (первое знакомство при содействии Д. Дмитриевской состоялось 9 окт. 1895), благодарным учеником кот. И. оставался всю свою жизнь. После встречи с философом, скончавшимся 31 июля этого же года, И. и Зиновьева-Аннибал совершают паломничество в Киево-Печерскую лавру, где и причащаются впервые за мн. годы. Это событие знаменовало для И. окончательный отход от «языческого гуманизма» и начало подлинного воцерковления. За полтора месяца до своей смерти В. Соловьев одобрил и название перв. кн. стихов И. « Кормчие звезды ». В 1895 И. заканчивает работу над дис., написанной на латинском яз. « Об обществах откупщиков в Риме » (СПб., 1910). В дальнейшем все его жизненные интересы сосредоточиваются на религиозно-исторической и эстетической проблематике, на понимании истории мировой культуры и движения истории как религиозно-мифологич. феномена. Он работает в Афинах, посещает Египет и Палестину. В нач. XX в. И. вместе с женой обосновывается в Женеве, где изучает санскрит. Ранние стихотв. публикации И. в русских ж. (Космополис. 1898. № 11; Вестник Европы. 1898. № 9; 1899. № 6) остались практически незамеченными.
Первый сб. стих. «Кормчие звезды» вышел за счет средств автора в СПб. в 1903. Критика устанавливает за И. репутацию «Тредиаковского наших дней». Одновременно И. продолжает разрабатывать свои философско-религиозные исследования, связанные с античностью. Весной 1903 в Русской высшей школе обществ. наук в Париже И. читает курс лекций об античном дионисийстве (Эллинская религия страдающего бога // Новый путь. 1904. № 1–3, 5, 8–9; Религия Диониса // Вопросы жизни. 1905. № 6–7). Здесь же на курсах И. знакомится с В. Брюсовым, с кот. надолго завязываются дружеские отношения (см. их переписку 1903–23: ЛН. Т. 85). Весной-летом 1904 в течение четырех месяцев И. с женой гостят в кругу моск. символистов, где И. быстро приобретает заслуженный авторитет. В М. он знакомится с А. Белым, К. Бальмонтом, Ю. Балтрушайтисом, а в СПб. с Д. Мережковским, З. Гиппиус и А. Блоком. Одновременно начинает сотрудничать в ведущем ж. русских символистов «Весы», надеясь сделать это издание рупором нового религиозного теургического искусства. Однако его расчеты не оправдались, что, видимо, и побудило его по возвращении в Россию выбрать местом жительства не М., а СПб., в кот. активно разворачивалась лит.-обществ. деятельность четы Мережковских.
В 1904 написал трагедию « Тантал », тогда же в М. выходит втор. книга лирики И.- « Прозрачность », с воодушевлением встреченная символистами. Блок в рец. на книгу (Новый путь. 1904. № 6) писал: «Поэзия Вяч. Иванова может быть названа „ученой” и „философской” поэзией. По крайней мере - за исключением немногих чисто лирических и прозрачных, как горный хрусталь, стихотворений (например, „ Лилия ”) - больше всего останавливают внимание те, на которых лежит печать глубокого проникновения в стиль античной Греции. <...> Почти все стихи сделаны с тонким вкусом, с приемами, еще не примененными в нашей литературе». Характеризуя втор. кн. стихов И., Аверинцев отмечает: «Иногда Иванов достигает новой, недоступной ему прежде тонкости; иногда он приходит к досадной красивости. И все же он остается прежде всего самим собой - „каменным” поэтом. Он включает в сборник целый цикл стихотворений о драгоценных камнях - алмазе, рубине, аметисте и т.д. Он снова сравнивает живую трепетную зелень с застывшим смарагдом <...>. Он с еще большей неумолимостью чеканит по-античному сжатые афоризмы для выражения „вечных” истин...» (Аверинцев С.С. Вячеслав Иванов// Иванов Вяч. Стихотвпрения и поэмы.Л.,1978). В 1904 напис. статьи « Поэт и чернь», «Ницше и Дионис», «Копье Афины», «Новые маски ».
В июле 1905 Ивановы окончательно переезжают в Россию, сняв в СПб. квартиру на Таврической ул.,д.25, на посл. этаже в башне углового дома. С нач. осени «башенные» среды И. становятся одним из наиболее изв. лит. салонов российской столицы. В «становище» (так называли Мережковские квартиру Ивановых) шла, по словам Белого, «яркая, но сумасшедшая жизнь». Практически в ней перебывал весь цвет лит.-богемного, артистически-худож. и интеллектуального СПб. Ночная жизнь ивановских «сред» привлекала к себе как убеленных сединами старцев, так и разнообразную молодежь. На «симпозионе» И., по воспоминаниям бессменного председателя «сред» Н. Бердяева, «происходили самые утонченные беседы на темы литературные, философские, мистические, оккультные, религиозные <...> В. Иванов был незаменимым учителем поэзии <...> виртуозом в овладении душами людей. Его пронизывающий змеиный взгляд на многих, особенно на женщин, действовал неотразимо» (Бердяев Н. Самопознание.Л.,1991). Здесь можно было встретить А. Блока, Ф. Сологуба, В. Розанова, З. Гиппиус, Д. Мережковского, К. Сомова, Л. Бакста, М. Добужинского, Вс. Мейерхольда, В. Комиссаржевскую, М. Горького, А. Луначарского, В. Эрна, С. Франка, Л. Шестова, Г. Чулкова, С. Городецкого, Н. Гумилева, М. Волошина, В. Хлебникова, О. Мандельштама, М. Цветаеву, А. Ахматову и др. На «башне» 19 апр. 1910 состоялась в постановке Мейерхольда премьера драмы Кальдерона «Поклонение кресту» в пер. Бальмонта. Особая культурно-герменевтическая атмосфера двусмысленности и утонченного эротизма «башни» и внешнего мира разительно между собой расходились. «Когда я вспоминаю “среды”,- писал Бердяев,- меня поражает контраст. На „башне” велись утонченные разговоры самой одаренной элиты, а внизу бушевала революция. Это были два разобщенных мира. <...> Однажды, когда „среда” была особенно переполнена, был произведен обыск, произведший сенсацию <...> Но в общем культурная элита на „башне” была изолирована. „Мистический анархизм”, существовавший короткое время, нисколько не приближал к социальному движению того времени» (Там же). Собрания на «башне» были прекращены осенью 1909, когда заседания «Поэтич. академии», преобразованной в «Об-во ревнителей худож. слова», были перенесены в ред. «Аполлона».
В 1907 выходит третий поэтич. сб. И. « Эрос ». Откликаясь на него, Брюсов писал: «В 34 стихотворениях, образующих „Эрос”, Вяч. Иванов вновь предстает перед нами поэтом, не знающим запрета в своем искусстве, властно, как маг, повелевающим всеми тайнами русского стиха и русского слова. <...> Вяч. Иванов принадлежит к числу художников, достигших всех вершин искусства <...> Поэзия Вяч. Иванова - новый этап в истории русской литературы, открывающий пути в далекое будущее...» (Весы. 1907. № 2).
17 окт. 1907 в Загорье, в дальнем поместье Могилевской губ., от скарлатины скоропостижно умирает на руках И. его жена, его «Диотима», любить кот. поэт продолжал всю свою жизнь. Внезапная смерть близкой женщины потрясла И. и вместе с тем явилась поворотным моментом в его тв-ве и духовных исканиях. Последующий, через два с половиной года, брак с падчерицей В.К. Шварсалон, очень похожей на мать, смягчил, но не заслонил живой памяти о Зиновьевой-Аннибал. Своеобразным итогом жизни на «башне» явились два тома стихов « Соrardens » (лат . « Пламенеющее сердце »), последовательно появившихся в 1911 и 1912, а также примыкающая к ним кн. стихов « Нежная тайна » (СПб., 1912) - дань любви у «милой могилы» Лидии к ее дочери Вере. Книги «Соr ardens» получили высокую оценку у критиков. Брюсов, внимательно следивший за тв-вом И., писал: «Если „Кормчие звезды” были крепким фундаментом, рассчитанным на величественное здание, если „Прозрачность” была перистилем, а „Эрос” - великолепной аркой, поставленной перед будущим храмом, то „Соr ardens” являет нам уже часть этого храма <...> Христианская мистика проникает все восприятие Вяч. Иванова, и, нигде не выставляя ее напоказ, он действительно создает религиозную поэзию, в лучшем смысле этого слова...» (Русская мысль. 1911. № 7).
В предрев. годы И. с особой сосредоточенностью размышляет о религиозно-мистической судьбе человечества, России и человеке. В своей лирико-философской поэме « Человек » (1915–19; Париж, 1939), названной писателем «мелопеей», он вновь возвращается к вечным темам своего тв-ва. Поэма, непростая для понимания, но цельная по своему замыслу и исполнению, явилась новым духовно-худож. достижением И. Священник П. Флоренский даже собирался сделать к ней свой комм., но задуманное так и не осуществил. Гл. суть мелопеи И. выразил в следующих пронизанных языковой архаикой приподнятых строчках: «„Аз есмь” Премудрость в нас творила, / „Еси” - Любовь. Над бездной тьмы / Град Божий Вера озарила. / Надежда шепчет: „Аз - есмы”». В поэме « Младенчество » (1913–18; Пг., 1918), напис. не без полемики с блоковским «Возмездием», поэт через житейскую мудрость вновь возвращается к блаженным годам своего детства, овеянного романтическим чувством «первобытного рая». До своего окончательного отъезда за границу (1924) И. еще раз возвращается к поэзии и драматургии. Стихотв. цикл « Песни смутного времени » (1918) отразил неприятие И. внерелигиозного характера русской революции. В 1919 он издает трагедию « Прометей », а в 1923 заканчивает муз. трагикомедию « Любовь - мираж? ».
В перв. десятилетие нового века И. принимает активное участие в работе СПб. религиозно-философского об-ва, сотрудничает в ж. «Весы», «Золотое руно», «Труды и дни», «Русская мысль» и др. В 1910–12 преподает историю древнегреческой лит-ры на Высших женских историко-лит. курсах Н. Раева, сменив на этом месте ушедшего из жизни И. Анненского. Весной 1912 Ивановы уезжают во Францию и поселяются на берегу Женевского озера в городке Невсель около Эвиана, где летом этого года появляется на свет сын И.- Димитрий. В кон. осени Ивановы переезжают в Рим. В посл. числах авг. 1913 они возвращаются с годовалым сыном в Россию и поселяются в М. Здесь И. сближается с кругом лиц, группировавшихся вокруг изд-ва «Путь»: В. Эрном, П. Флоренским, С. Булгаковым, М. Гершензоном, завязывает отношения с композиторами А. Скрябиным и А. Гречаниновым; близко общается с Г. Рачинским, Е. Трубецким, Н. Бердяевым, Э. Метнером, Ф. Степуном и др. В это же время он много работает над переводами Алкея, Сафо (1914), Петрарки (1915). Касаясь переводч. деятельности И., С. Маковский писал: «Из поэтов после Эсхила, которого он всего перевел, он ставил на недосягаемую высоту, конечно, Гете. <...> Но и тут, может быть, самое примечательное в нем - это то, что ни эллинизм, ни гетеанство не затмевают его русскости <...> Сопряжение <...> книжных „руссицизмов” с мифологическим содержанием кажется Вячеславу Иванову вполне естественным, он убежден (как и заявляет в предисловии к „Нежной тайне”), что „античное предание насущно нужно России и славянству, ибо стихийно им родственно”» (Маковский С. Вячеслав Иванов в России// Воспоминания о Серебряном веке.М.,1993).
Едва ли не большую славу И. не как поэту, а как одному из гл. теоретиков русского религиозного символизма, принесли сб. его разнообразных статей по вопросам религии, философии, эстетики и культуры: « По звездам » (1909), « Борозды и межи » (1916), « Родное и вселенское » (1917); сюда же примыкает и « Переписка из двух углов » (1921). Философские и эстетич. размышления И. определялись, с одной стороны, христианством, а с другой - великой эллинской мудростью. Уже в 1905 И. определяет духовный кризис европейской культуры как «кризис индивидуализма», которому должна противостоять религиозная, «органическая эпоха» будущего, возрожденная прежде всего в лице России. Функцию религиозного обновления человечества, по представлению И., берет на себя христианство. Если в работах 1903–07 дионисийские и христианские символы переплетаются равноправно, то с 1907 в связи с отказом от каких-либо «палингенетических» проектов дионисийская сфера теряет у него всякую самостоятельную роль. Гл. философско-теоретич. заслугой И., по мнению Ф. Степуна, являлось утверждение концепции религиозно-реалистического символизма, кот. мыслитель противопоставил концепции символизма идеалистического, являющегося лишь «утонченнейшей формой художественного натурализма». Кратко определяя различие двух символизмов, философ писал: «Религиозный символизм - это обретение истины и преображение ее светом мира и жизни, идеалистический - изобретение истины <...> Религиозный символизм - это утверждение и раскрытие предвечного бытия, идеалистический - защита неосуществимого идеала. Религиозный символизм - устремленность к объективной истине, идеалистический - к субъективной свободе» (Степун Ф.А.Лит.-критические статьи// Русская лит-ра.1989.№ 3).
После Февральской революции 1917 И. становится одним из членов-учредителей «Лиги русской культуры», читает курсы лекций по лит-ре,театру,поэтике. Весной 1918 совм. с С. Булгаковым, П. Флоренским, А. Лосевым и др. задумывает издание серии кн. «Духовная Русь». Однако в связи с появлением цензуры и Постановлением СНК от 18 марта 1918 «О закрытии московской буржуазной печати» задуманное претворить в жизнь не удается. Осенью 1918 вышел из печ. (так и не поступивший в продажу) сб. «De profundis» («Из глубины»), в кот. И. вместе с др. авторами пытается уяснить историч. и религиозный смысл «той катастрофы, кот.,- по словам П. Струве,- именуется <...> русской революцией» (Вехи. Из глубины.М.,1991). В статье сб. « Наш язык » И. возвращается к теме борьбы с оскудением русского яз., поднятой им еще в 1905. Он вновь обращает внимание читателей на то, как «кощунственно оскверняют богомерзким бесивом» богатый, свободный, не обмирщенный русский яз. «Оскудение языка - оскудение души народа»,- утверждает И. (Вопросы жизни. 1905. № 9). В связи с внерелигиозным характером Октябрьской революции 1917 и победой большевиков И., по словам очевидца, «со всем своим эсхатологизмом - имел вид человека, совершенно растерявшегося, сошедшего с рельс» (Сабанеев Л. Мои встречи. «Декаденты» // Воспоминания о Серебряном веке. М., 1993). Тем не менее первое время он пытается сотрудничать с новой властью. В 1918–20 является председателем историко-театр. секции ТЕО Наркомпроса, читает лекции, ведет занятия в секциях Пролеткульта. В это же время он принимает участие в деятельности изд-ва «Алконост» и ж. «Записки мечтателей», пишет « Зимние сонеты » (в кн.: Поэзия рев. Москвы. 1922). После смерти от туберкулеза жены, последовавшей в М. 8 авг. 1920, и неудачной попытки получить разрешение на выезд за границу в нач. осени И. с дочерью и сыном отправляется в один из санаториев Кисловодска, а через месяц, в связи с началом воен. действий в районе города, семья срочно переезжает в Баку, где И. приглашают на работу в Бакинский ун-т. 19 нояб. 1920 его единогласно избирают ординарным проф. по кафедре классич. филологии. В 1921 он защищает здесь докт. дис., кот. вошла в его книгу « Дионис и прадионисийство » (Баку, 1923). Более трех с половиной лет И. ведет активную преподавательскую работу: руководит семинариями, читает курсы по древней и новой лит-ре, истории религии и европейской философии, преподает древние и новые яз., выступает с публичными лекциями. В мае 1924 И. неожиданно приглашают приехать в М., чтобы принять участие в первых Всесоюзных Пушкинских торжествах по случаю 125-летия со дня рождения поэта. Вместе с А. Луначарским и П. Сакулиным 6 июня он выступает в Большом театре, где произносит юбилейную речь « Пушкин в 1824 году ». В своей речи «он говорил о „Цыганах” и о необходимости для России вновь обрести свой религиозный лик» (Иванова Л.). Значительными событиями для поэта в этот посл. приезд в Россию явились его встречи с В. Маяковским, П. Флоренским и В. Брюсовым. После трехмесячного пребывания в М. (с конца мая по 28 авг.) И. вместе с семьей разрешают на 6 недель отправиться в командировку в Венецию, однако в Россию поэт больше не возвратился. В Венеции семья пребывает несколько дней, а затем переезжает в Рим. Дети поступают учиться, а И. в теч. года, получая скудное советское пособие, подумывает о необходимости заработка. Не принимая политики воинствующего атеизма и оставаясь верным себе, И., по примеру В. Соловьева, 4 (17) марта 1926, в день св. Вячеслава в России, в присутствии о. Владимира Абрикосова и дочери Лидии присоединяется к католичеству, не отрекаясь (по специальному, с трудом добытому разрешению Сант Уффичо) от православия. По словам сына поэта, «становясь католиком, Иванов не только не покидал истинную Церковь Православную и дорогой ему восточный обряд, но, присоединяясь к Церкви Кафолической, впервые чувствовал себя православным в полном смысле этого слова» (Вячеслав Иванов. Архивные материалы и исследования. М., 1999). Через полтора года жизни в Риме И. получает приглашение стать преподавателем в Павии - небольшом университетском городке под Миланом. С осени 1926 по лето 1934 он занимает там место проф. новых яз. и лит-р в частном учебном заведении - университетском Колледжио Борромео - и одновременно читает лекции по русскому яз. и лит-ре в Павийском ун-те. Годы, проведенные в Павии, И. вспоминал с благодарностью, а учебные вакации позволяли ему приезжать в Рим на целых четыре месяца. В этот период его посещают друзья и знакомые - Ф. Зелинский, Н. Оттокар, М. Бодмер и Г. Штейнер (издатель и соредактор ж. «Согопа», в кот. в 1931–37 печатаются на иностр. яз. работы И.), французский переводчик и критик, ред. ж. «Vigile» Ш. Дю Бос, издавший в 1930 на французском яз., а затем и отд. кн. «Переписку из двух углов» И. и М. О. Гершензона, христианский философ-экзистенциалист Г. Марсель и др. «Сильное впечатление», по словам И., произвел и приезд к нему в 1927 философа и редактора ж. «Die Кrеаtur» М. Бубера. Соглашаясь с гл. идеей философа, И. писал: «Не нужно говорить о Божестве как предмете веры, это разделяет и надмевает; нужно Европе оздоровиться сердечною верою в Создателя» (Иванова Л.) В этом же году состоялось и очное знакомство с О. Шор (псевд. О. Дешарт), будущим биографом поэта, соредактором и комментатором его соч., близким другом семьи Ивановых в последующие годы, где ее прозвали «Фламинго». В предвоенное время поэт общается с И. Голенищевым-Кутузовым, Е. Аничковым, И. Буниным, Д. Мережковским. В 1934 И. окончательно переезжает в Рим, где живет до конца своих дней. До 1935 он сохраняет советское гражданство, не печатается в эмигрантских ж., стоит в стороне от общественно-политической жизни. В Риме в 1934–43 преподает церковнославянский яз. и русскую лит-ру в Руссикуме, а затем и в находящемся рядом Папском Восточном ин-те. В посл. десятилетия наблюдается относительный спад его тв-ва. В 1924 он создает « Римские сонеты », а в 1944 - цикл из 118 стих. « Римский дневник », вошедший в подготовленное им, но изданное посмертно итоговое собр. ст. « Свет вечерний » (Оксфорд, 1962). После смерти И. осталась незаконченной начатая еще 28 сент. 1928 прозаич. «поэма» « Повесть о Светомире царевиче. Сказание старца-инока », над которой писатель работал до посл. дня своей жизни. Поэма-сказание явилась своеобразным продолжением теократической идеи «Братьев Карамазовых» Достоевского и духовным завещанием автора.В 1930–40-е И. продолжает публиковать в иностр. изданиях свои отдельные статьи и работы. В 1932 он издает на немецком яз. монографию « Достоевский. Трагедия - миф - мистика ». В 1936 для энциклопедич. словаря Трекани на итальянском яз. пишет ст. « Символизм ». Затем для других итальянских изд.: « Форма зиждущая и форма созижденная » (1947) и « Лермонтов » (1948; опубл. в 1958). В посл. двух статьях он возвращается к размышлениям о Софии в контексте мировой и русской культуры. И. много работает над комм. Евангелия, Деяний и Посланий св. апостолов, Откровения св. Иоанна (посл. 3 книги с введениями и прим. И. изданы в Риме в 1946). С 1948 по заказу Ватикана работает над прим. к Псалтири (вышла в Риме на церковнославянском и русском яз. в 1950). Ведя довольно уединенный образ жизни на протяжении посл. лет, он с наслаждением читает «О граде Божием» Блаженного Августина, встречается с Ж. Маритеном, Т. Сухотиной-Толстой, Б. Зайцевым.
Уже в эмиграции, мучительно размышляя о провиденциальной роли России и судьбе человечества, И. путем прозрений и внутренних символов приходит к мысли о том, что мечущаяся между светом и тьмой раздвоенная русская душа «стала иной». Она больше не является жертвой своей судьбы, но, мистически испепеляя себя, преподает урок человечеству, становясь его искупительной жертвой. Своей «чудовищной жертвой» (хотя и здесь ничего предопределенного в визионерстве И. не было) Россия, по мысли писателя, призвана в свете грядущего христианского возрождения либо «спасти мир», либо «безусловным кощунством увлечь его за собой ко вселенскому отступничеству, в беспощадную войну против Агнца Господня» (Вячеслав Иванов. Архивные материалы и исследования. М., 1999). Однако, несмотря на умножение путей, «ведущих к погибели», до конца своих дней он продолжал верить в христианскую миссию России, в «живую вселенскую соборность», в «агиократию»,в духовно-религиозное спасение человечества.
Наряду с П. Флоренским и В. Розановым И. явился одним из наиболее ярких и талантливых «оформителей» и выразителем русской нац. идеи перв. пол. XX в. Причем выразителем не столько церковно-традиционного и народного, сколько мистико-логостного и одновременно мистико-эстетич. крыла русского православного самосознания (если под последним понимать стремление выразить через «метафизику всеединства» законы и принципы онтологического устройства бытия и внутренний строй народной души). Хотя и не все идеи И. оказались реалистичными и выдержали проверку временем, тем не менее мирочувствование и мироощущение поэта всегда оставалось глубоким и верным. Борясь с разлагающим принципом декадентского индивидуализма, он привносил в лит-ру и жизнь живую веру в христианско-гуманистический, соборный, философско-религиозный смысл. Одним из первых он со всей остротой поставил перед человечеством труднейшую проблему диологизма. «Вечное» символическое искусство он, как никто другой, обогатил опытом национальной и мировой духовной культуры. Высочайшую оценку И. как мыслителю и поэту давали практически все, в т.ч. Степун, Зайцев, Флоренский. Эрн говорил о нем как о мыслителе «огромной, пленительной глубины», как об «ослепительном» мастере слова (Эрн В.Ф.Соч.М.,1991). Весьма примечательна оценка и А. Лосева, который, вспоминая о своих встречах с прославленным «мэтром», писал: «Я целую жизнь являюсь сторонником Вячеслава Иванова, являюсь его учеником <...> Для меня это авторитет в смысле мировоззрения. В смысле единства искусства, бытия, космологии и познания человека <...>. Это не прихоть художественная, а широкая объективная картина <...> это - наивысший реализм, а не субъективизм, хотя тут на каждом шагу - тайна. Родное и вселенское» (Лосев А. Из последних воспоминаний о Вячеславе Иванове// Эсхил. Трагедии/ Пер.Вяч.Иванова.М..1989).
Адреса в СПб. - Пг.: авг. 1905–12 - доходный дом И. И. Дернова (Таврическая ул., 35/1); 1920–21 - ДИСК (пр. 25-го Октября, 15-ныне Невский пр.).
Соч .: Незаконченная трагедия Иванова «Ниобея» / Публ. Ю. Герасимова // Ежегодник РО ПД. 1980. Л., 1984; СС. Т. 1–4 / Подг. текста Д. Иванова, О. Дешарт. Брюссель, 1971–87; Переписка из двух углов / Совм. с М. Гершензоном // Наше наследие. 1989. № 3; Предчувствия и предвестия: Сб. М., 1991; Родное и вселенское / Вст. ст. В. Толмачева. 1994; Вяч. Иванов. Мат-лы и публикации / Сост. Н. Котрелев // НЛО. 1994. № 10; Лик и личины России: Эстетика и лит. теория / Вст. ст., прим. С. Аверинцева. М., 1995; Стихотворения. Поэмы. Трагедия: В 2 кн. / Вст. ст. А. Барзаха, прим. Р. Помирчего. СПб., 1995; Вяч. Иванов: Мат-лы и иссл. М., 1996; Вяч. Иванов: Архивные мат-лы и иссл. М., 1999; Дионис и прадионисийство. СПб., 2000; Русско-итальянский архив III: Вяч. Иванов. Новые мат-лы / Сост. Д. Рицци, А. Шишкин. Салерно, 2001; Лермонтов // М. Ю. Лермонтов: Pro et contra. СПб., 2002; История и поэзия: Переписка И. М. Гревса и Вяч. Иванова / Изд. текстов и комм. Г. Бонгард-Левина. М., 2006; Человек. Приложение: Ст. и мат-лы. М., 2006; По звездам. Борозды и межи / Вст. ст. и прим. В. Сапова. М., 2007; Вяч. Иванов: Несобранное и неизданное // Символ. № 53–54. Париж-М., 2008; Иванов Вяч., Зиновьева-Аннибал Л. Переписка: В 2 т. М., 2009; Богомолов Н. Вяч. Иванов в 1903–1907 гг.: Докум. хроники. М., 2009; Anima / Пер. с нем.С.А.Франка;Подг. Текста и коммент.С.Д.Титаренко;послесл.К.Г.Исупова.СПб.,2009; Достоевский и роман-трагедия // Религирзно-философское об-во в Санкт-Петербурге (Петрограде): история в мат-лах и документах.1907-1917.Т.2.М.,2009; Ave Roma: римские сонеты/ Сост. и авт.ст.А.Б.Шишкин.СПб.:Каламос, 2011; Дэвидсон П. Библиография прижизненных публикаций произведений Вячеслава Иванова: 1898-1949 / Под ред.К.Ю.Лаппо-Данилевского.СПб.:Каламос, 2012; Повесть о Светомире царевиче/ Подгот.изд.А.Л.Топорков,О.Л.Фетисенко,А.Б.Шишкин.М.,2015 ( Лит.памятники); Микела
нджело. Сонеты /Пер. с ит. Вяч.Иванова/ Под ред.П.Дмитриева и А.Шишкина.СПб.,2016; СС : По звёздам.Кн.1-2 / Отв.ред.К.А.Кумпан.СПб.,2018.
Лит .: Гумилев Н. Письма о русской поэзии. Пг., 1923 (М., 1990); Белый А. Начало века. М.-Л., 1933 (М., 1990); Брюсов В. СС. М., 1975. Т. 6; Лосев А. Проблема символа и реалистич. искусство. М., 1976; Анненский И. Книги отражений. М., 1979; Минц З. Блок и Иванов // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. Тарту, 1982. Вып. 604; Иванова Л. Воспоминания. Книга об отце. М., 1992; Егоров Б. Вяч. Иванов и русские славянофилы // Русский текст. СПб.-США, 1993. № 1; Зайцев Б. Вячеслав Иванов. Воспоминания о Серебряном веке / Сост., автор предисл. и комм. В. Крейд. М., 1993; Альтман М. Разговоры с Вяч. Ивановым / Сост. В. Дымшиц, статья и комм. К. Лаппо-Данилевского. СПб., 1995.; Франк С. Артистическое народничество (Вяч. Иванов. «По звездам») // Франк С. Русское мировоззрение. СПб., 1996; Струве Г. Русская лит-ра в изгнании. М., 1996; Вячеслав Иванов: материалы и исследования/ ИМЛИ РАН.М.,1996;Пяст Вл. Встречи. М., 1997; Ильин В. Эссе о русской культуре. СПб., 1997; Пургин С. Философия в круге слова: Вяч. Иванов. Екатеринбург, 1997; Берт Р. Вяч. Иванов за рубежом // Культура русской диаспоры: Саморефлексия и самоидентификация. Тарту, 1997; Степун Ф. Встречи. М., 1998; Обер Р., Гфеллер У. Беседы с Димитрием Вячеславовичем Ивановым. СПб., 1999; Богомолов Н. Русская лит-ра нач. XX в. и оккультизм. М., 1999; Обатнин Г. Иванов-мистик. Оккультные мотивы в поэзии и прозе Вяч. Иванова (1907–19). М., 2000; Борисова Л. Трагедия Вяч. Иванова в отношение к символистской теории жизнетворчества // Русская лит-ра. 2000. № 1; Маковский С. Портреты современников. М., 2000; Аверинцев С. «Скворешниц вольных гражданин...» Вяч. Иванов: Путь поэта между мирами. СПб., 2001. Корецкая И. Лит-ра в кругу искусств. М., 2001; Вячеслав Иванов - тв-во и судьба: К 135-летию со дня рождения / Сост. Е. Тахо-Годи. М., 2002; Русско-итальянский архив II / Сост. Д. Рицци, А. Шишкин. Салерно, 2002; Вяч. Иванов - Петербург - мировая культура: Мат-лы междунар. науч. конф. 9–11 сент. 2002 г. Томск; М., 2003; Цимборска-Лебода М. Эрос в тв-ве Вяч. Иванова. На пути к философии любви. Томск-М., 2004; Вяч. Иванов: Между Св. Писанием и поэзией / Под ред. А. Шишкина. Salerno; Roma, [2004]; Башня Вяч. Иванова и культура Серебряного века. СПб., 2006; Арефьева Н. Древнерусские мифопоэтич. традиции в лит-ре русского модерна (Вл. Соловьев, Вяч. Иванов). Астрахань, 2007; Богомолов Н. Вяч. Иванов об университетском образовании // Филологич. науки. 2007. № 3; Котрелев Н. Вяч. Иванов и Вл. Соловьев // На рубеже столетий: Сб. в честь 60-летия А. В. Лаврова. М., 2009; Бёрд Р. Символ и печать у Вяч. Иванова // Memento vivere: Сб. памяти Л. Н. Ивановой / Сост. и ред. К. Кумпан, Е. Обатнина. СПб., 2009; Вяч. Иванов. Иссл. и мат-лы. Вып. 1 / Отв. ред. К. Лаппо-Данилевский, А. Шишкин. СПб., 2010; Титаренко С. Д. Фауст нашего времени: Мифопоэтика Вяч. Иванова. СПб., 2012; Завьялов С.А. К истории текста Первой Пифийской оды в переводе Вяч.Иванова/С.А.Завьялов,К.Ю.Лаппо-Данилевский //Musenalmanach: в честь 80-летия Ростислава Юрьевича Данилевского.СПб.,2013; Лаппо-Данилевский К. Ю. Из наблюдений над рукописями переводов Вяч. Иванова // Petra Philologica: проф. П. Е. Бухаркину ко дню 60-летия. СПб., 2015; Вяч.Иванов:pro et contra: личность и творчество Вяч.Иванова в оценке русских и заруб. мыслителей и исследователей: антология.Т.1-2./Сост. К.Г.Исупов,А.Б.Шишкин.СПб.,2016; Вяч.Иванов: исследования и мат-лы.Вып.2./Отв.ред.Н.Ю.Грякалова,А.Б.Шишкин.СПб.,2016; Петров В.В. «Разнотекущие потоки» в «Сне Мелампа» Вячеслава Иванова: интертекстуальный анализ // Историческое и надвременное у Вяч.Иванова: к 150-летию Вяч.Иванова.10-я междунар. Конференция / Под ред. М.Плюхановой, А.Шишкина.Салерно,2017 (Europa Orientalis,29); Вячеслав Иванов: исследования и материалы.Вып.3 / Сост.С.В.Федотова,А.Б.Шишкин.М.,2018.
В. Федоров