Иванов Борис Иванович


Ивано́в Борис Иванович [25.2.1928, Л-д - 5.2.2015, СПб.] - прозаик, поэт, критик, публицист, культуролог.

Отец - рабочий, погиб на фронте; мать - официантка, повар, продавец. После перв. блокадной зимы был эвакуирован; окончил ремесленное училище в Ташкенте. В 1944 вернулся в Л-д. Работал токарем и учился в веч. школе. В 1947–48 работал буровым мастером на Кольском п-ве. В 1948–53 служил в армии, окончил сержантские и офицерские курсы , завершил школьное образование, вступил в КПСС. В 1953–58 учился на отд. журналистики филол. фак-та ЛГУ. Затем служил сотрудником газ. «Псковская правда», зам. ред. районной газ. Опочецкого р-на Псковской обл., работал в заводских и вузовских многотиражках Л-да. В 1968 - автор одного из колл. писем против осуждения А. Гинзбурга и Ю. Галанскова, за что был исключен из партии и уволен с работы. Далее работал шкипером на шаланде, электромехаником по лифтам, сторожем, кочегаром. Был активным деятелем и организатором «второй культуры» Л-да. В нач. 1975 вошел в группу составителей поэтич. сб. «Лепта». В июне 1976 начал выпускать самиздатский альм. (в дальнейшем - ж-л) «Часы» и до 1990 оставался его ред. В 1978 стал одним из учредителей негосударственной Лит. премии А. Белого, остается поныне членом ее жюри. В 1979 вместе с Б. Останиным был инициатором 1-ой и 2-ой Конференций неофиц. культурного движения, выступал на них с д-дами. В 1981 при поддержке И. Адамацкого и Ю. Новикова организовал первое в СССР легализованное объединение независимых литераторов «Клуб-81». Входил в правление клуба, с 1984 - стал его председателем. Был автором большинства писем, обращений и документов, адресованных Клубом в различные офиц. инстанции, и составителем сб. авторов-членов клуба «Круг» (Л., 1985). В 1986–89 выпускал самиздатский сатирич. ж. «Красный щедринец». В 1988 вместе с Е. Пазухиным выступил инициатором создания Об-ва христианского просвещения. 25 июня того же года провел перв. массовую демонстрацию в поддержку Перестройки. С 1988 издавал самиздатский ж. «Демократия и мы». Вошел в правление организации «За народный фронт», издавал одноименный информац. бюллетень. В 1990–2000-е участвовал в подготовке и проведении конференций и семинаров, посвящ. полит. оппозиции и культурному движению в Л-де в 1950–80-е. Составитель и автор колл. сб. «История лен. неподцензурной лит-ры: 1950–80-е гг.» (СПб., 2000). Инициатор и участник проекта издания лит. энц. «Самиздат Л-да: 1950-е ― 80-е гг.» (М., 2003; дипломант Анциферовской премии ― 2003; Лауреат премии «Серебряная литера» ― 2004), инициатор трехтомного изд. «Коллекция: петерб. проза (Лен. период)», охватывающий 1950–80-е, и принимал участие в их составлении. С 2009 - один из ведущих семинара по новейшей лит-ре при ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом). Член международного ПЕН-центра с 2008. Лауреат Лит. премии А. Белого в номинации «Критика» (1983), отмечен премиями ж. «Знамя» и «Новый мир».

Писал с нач. 1960-х. В 1960 был принят в ЛИТО при изд-ве «Сов. писатель». Познакомился с кругом молодых лен. прозаиков: М. Данини, О. Базуновым, А. Битовым, С. Вольфом; близко подружился с однокурсником Р. Грачевым. В 1964 опубл. рассказ «Четвертое измерение» в альм. «Молодой Л-д». В 1965 вышла кн. рассказов «Дверь остается открытой» (М.-Л., 1965). Со втор. пол. 1960-х до кон. 1980-х печ. только в самиздате и за границей. Как прозаик, поэт, критик, философ и публицист сотрудничает в осн. с ж. «Звезда», «Знамя», «НЛО».

Еще в школьные годы лит-ра стала оказывать на восприятие жизни и поступки И. нравств. влияние. Это не только помогло ему выжить в суровые воен. годы (голод, бродяжничество), но и сделало из него писателя. В отрочестве и юности он часто думал, что когда-нибудь обязательно о виденном и пережитом напишет. Начало писательства И. связано с журналистикой. Работая в Псковской обл., он записал десятки рассказов участников и очевидцев событий Великой Отеч. войны. Работа в многотиражке Металлического з-да позволила заглянуть за идеологич. ширму, скрывающую подлинную жизнь рабочего класса (об этом рассказ «Черный день Корнея Патрикеева»). Три года редактировал газ. ЛГПИ им. А. И. Герцена. По его инициативе, был учрежден День СНО (студенческих науч. обществ). В воспоминаниях И. опишет конфликт ректора ин-та с «макаренцами», исповедующими систему воспитания, подавляющую личность воспитуемого. Умение слушать собеседника, внимание к плоти жизни, к детали, а главное - отзывчивость на острые проблемы обществ. самосознании современников, выделили его среди сверстников. Его дебют в нач. 1960-х был удачен. Но в скором времени тв-во И. перестало укладываться в шаблоны конвенционального сов. письма. Уровень философского обобщения в прозе И. не мог не привести к принципиальным расхождениям с системой. Уже в перв. пол. 1960-х, когда И. имел перспективы состояться как сов. писатель, были напис. «Похороны во вторник»,«Убит на переправе» и ряд блокадных рассказов, не предназначавшиеся для офиц. печати. Гражданская активность автора, со временем все более обострявшая его конфликт с культурной политикой руководства страны, поставила его в положение неофиц. писателя. В нач. 1970-х в ст. «Две ориентации. Общество» И. уже сформулировал задачу независимого культурного движения: достичь солидарности и легализации своего тв-ва. К концу десятилетия ― неподцензурные лит. ж., выставки в гос. залах, и, наконец, создание «Клуба-81» и Рок-клуба в 1981 ― эти цели были достигнуты.

Об эволюции тв-ва И. говорить трудно. Как прозаик он начал с воен. темы и возвращается к ней всю жизнь (цикл рассказов «Белый город» о жизни мальчика в блокадном Л-де пишется с нач. 1960-х по нынешнее время, хотя и вышел как законченное произведение в самом на наст. момент полном собр. прозы автора. Др. произведения И. о войне, написанные в разные годы ― «Убит на переправе» (1965) , «До свидания, товарищи!» (1966) , «Бедный Кнок» (1978) , «Матвей и Отто» (1996) , «Ichliebedich», «Верните аисту перья» (1975) . Помимо блокадного цикла самым значительным произведением И. о войне следует признать «До свидания, товарищи!» , повесть о воен. летчике, «умеющем воевать», продирающемся сквозь хаос перв. года войны, посылаемом на заведомо гибельное задание, но сумевшем внести в свои действия экзистенциальный смысл и придать гибели своей и своих товарищей нравственное, мужественное значение. Основанная на реальных событиях, повесть в определенном смысле оппонирует «Военному летчику» А. де Сент-Экзюпери, и отчасти предвосхищает такие значительные явления в воен. лит-ре, как роман «Генерал и его армия» Г. Владимова.

С появлением новых историч. и антропологич. реалий в ответ на них появлялись и новые повести и рассказы И., вошедшие во втор. том его собрания прозы «Невский зимой» . Самое знаменитое произведение И. - повесть «Подонок» , написанная на рубеже 1960–70-х («37». 1976. № 7/8; Коллекция: петерб. проза (лен. период). 1960-е. СПб., 2002), осмысляющая трагич. опыт 1960-х. В гл. герое - обаятельном и разрушительном Шведове - соединены черты самых ярких современников автора. Глухие 1970-е нашли символич. отражение в рассказе « Ночь длинна и тиха, пастырь режет овец » ― о художнике, прототипом кот. послужил один из художников Арефьевского круга. Горький отклик на эмиграцию друзей в 1970–80-е - « На отъезд любимого брата » и « Могильщик из Хайфы ». В повести «Медная лошадь и экскурсовод» И. сквозь призму фантомных страхов людей «второй культуры» пытается определить миссию новой интеллигенции в судьбе России и ее народа. Несбыточность и наивность надежд, веселую сутолоку, анекдотичность предперестроечной поры И. изображает в гротескно-фантастич. повести «Корабль без дураков» .

Автор неск. десятков философских, публицистич. и критич. ст. (опубл. в самиздатских «Часах», затем в ж. «Звезда» и «НЛО»), мемуаров о неофиц. культурном движении (последние вслед за журн. публикациями помещены в сочинениях).

Нельзя забывать и об оригинальной поэзии И., созданной в основном в 1960-е, и о тогда же написанной его «Алмазной сказке» для детей (была предложена лен. Театру юного зрителя им. Брянцева как основа для постановки, но отклонена по цензурным соображениям).

В критике тв-во И. почти не обсуждалось, т.к. на перв. плане всегда выделялась его роль организатора культурной жизни андеграунда, критика, философа, позднее ― обществ. деятеля, публициста и историка лит-ры.

В 2012 по инициативе И. и Б. Останина учрежден «СПб. культурный центр им. Андрея Белого».

Соч.: Четвертое измерение // Молодой Л-д. Л., 1964; Верните аисту перья // Часы. 1976. № 2; Подонок // «37». 1976. № 7/8; Ночь длинна и тиха, пастырь режет овец. На отъезд любимого брата // Часы. 1979. № 20; Часы культуры: Цикл статей // Часы. 1976. № 6, 1977. № 8, 1978. № 12; Реализм и личность: Цикл статей //Часы. 1981–82. № 32, 33, 35, 36, 38; Стихи // Часы. 1980. № 28, 1984. № 47; Стихи // Звезда. 1997. № 7; Бедный Кнок // Часы. 1982. № 36; На невском сквозняке. Совр. петерб. рассказ. СПб., 1998; Высоко под облаками. Похороны во вторник // Часы. 1985. № 57; Могильщик из Хайфы. // Звезда. 2000. № 8; Корабль без дураков // Нева. 2001. № 6; Коллекция: петерб. проза (лен. период). 1960-е. СПб., 2002; Матвей и Отто // Крещатик. 2002. Вып. 15; До свидания, товарищи! // Знамя. 2003. № 1; Медная лошадь и экскурсовод // Знамя. 2005. № 8; Убит на переправе // Знамя. 2006. № 8; Соч.: В 2 т. М., 2009; Петерб. поэзия в лицах. М.: НЛО, 2011; За стенами города. Дезертир Ведерников // Знамя. 2012. № 12; История Клуба–81. СПб.: Изд. Ивана Лимбаха, 2015.

Лит.: Крейд В. Экзистенциальный философ // У Голубой лагуны. Т. 5Б. Ньютонвилль, 1980–86; Елисеев Н. Человек трагедии // Эксперт Северо-Запад. 2009. 13 апр.; Рейн Карасти. Борис Иванов. Соч.: в 2 т. // Зинзивер. 2009. № 2 (14) . Сайт премии А. Белого <belyprize.ru>

Б. Рогинский

  • Иванов Борис Иванович