Иванова Лидия Вячеславовна
ИВÁНОВА Лидия Вячеславовна [28.4.1896, Париж - 6.6.1985, Рим] - композитор, органист, муз. педагог, автор воспоминаний.
Дочь поэта Вяч. Иванова и Лидии Зиновьевой-Аннибал.
Первые годы провела в женевском доме Ивановых, где жили также дети от первого брака Лидии Димитриевны, Сережа, Костя и Вера Шварсалоны и старый друг семьи Мария Михайловна Замятнина. «Наша маленькая вилла в Женеве, Villa Java, - пишет в своих «Воспоминаниях» И., - была милая, в два этажа, а сверху еще третий, где были чердак и мансарды. Вокруг - очень большой сад. Я представляла себе рай по образу нашего сада весной, когда цвели все фруктовые деревья: яблони, черешни и другие. Красота этого сада захватывала мое дыхание. Посередине сада, сбоку, находился маленький сарайчик. Половина его была занята садовыми орудиями - лопатами, граблями, лестницей и т.д., а половина представляла собой крошечную комнату, которую мама приспособила себе под студию. Я помню смутно (меня в нее обыкновенно не пускали) чем-то пестрым и красивым украшенные стены, на полу, может быть, ковер или цыновка и, кажется, шез-лонг, на котором, полулежа, писала мама. Вячеслав работал дома, в своей мансарде. Из сада в окне виднелась его голова».
В раннем детстве проявила муз. способности. Четырех лет она сочиняла муз. «сигналы» и гимны для созданной ее воображением страны «Пипаста», утопии социалистического города, которой восхищалась ее мать. Правда, во время обязательных уроков за «скромным, но золотистым и милым пианино фабрики Эрар» она скучала; да и ритмическая гимнастика под руководством знаменитого женевского педагога Далькроза мало ее трогала.
Когда ей исполнилось 11 лет, семья переехала в СПб. В СПб. к урокам рояля прибавляется изучение скрипки.
Росла и формировалась в обстановке, насыщенной разнообразным тв-вом и философ. дискуссиями. В М. окончила гимназию Хвостовой, занималась в Моск. консерватории. Консерваторию окончила уже в рев. годы. Тогда же , в 1918, сдружилась с Надеждой Яковлевной Брюсовой, сестрой поэта, и принялась вместе с ней подготовлять народное муз. воспитание «на всемирный масштаб». Была знакома с композитором А. Н. Скрябиным, муз. теоретиком Г. Э. Конюсом. В Римской консерватории закончила курс композиции и класс органа. Автор симфонич. произведений, двух опер и романсов. Сочиняла пьесы и либретто опер: «Похищенная теща», «Поклонение кресту». Написала музыку для сказки собств. сочинения « Дракон и кольцо ». Всегда испытывала благотворное воздействие личности отца. Написала песню «Амалфея» на слова Вяч. Иванова.
Увлекалась рисованием: рисунками испещрены поля ее записных книжек.
С 1924 - в эмиграции. Осенью 1924 семья поселилась в Риме. Здесь встречается с Отторино Респиги, имя кот. гремело в муз. мире. Годы учения и дружбы с Респиги существенны для композиторской деятельности молодой музыкантши.
После войны работала корр. французской газ. «La Patrie» в Италии. В статьях и радиопередачах информ. публику о событиях муз. жизни Италии. Была штатным муз. критиком еженедельника «Presence», сотрудничала в римском еженедельнике «Музыкальный мир». Продолжала заниматься музыкой. В 1962 напис. для оперного сезона в Бергамо либретто и музыку комич. оперы « La suocera rapita » - « Похищение тещи ». Посл. годы жизни посвятила произведению, кот. считала самым духовно и музыкально существенным: опере на драму «Поклонение Кресту» Кальдерона.
Жизнь свела И. со мн. замечательными людьми: философом С. Булгаковым, композ. С. С. Прокофьевым и И. Ф. Стравинским, реж. В. Мейерхольдом. Была близким другом Л. Ю. Бердяевой.
Оставила « Воспоминания: Книга об отце » (М., 1992), « Воспоминания. Неизданные письма Вячеслава Иванова » (Минувшее. Вып. 3. М., 1991). Мемуары И. играют значительную роль для вынесения гармоничной оценки как поэта, так и человека Вячеслава Иванова, чей портрет никогда прежде не представал столь живым и ярким.
Архив передан братом И. в ГЦМКК им. М. И. Глинки в М.
Скончалась в римской квартире на Авентине, где 36 годами раньше умер Вяч. Иванов. «Когда пронеслась весть о кончине, многим близким не верилось, что Лидии было за 89 лет. Поражали у нее юность, бодрость, мудрость и веселость духа, тот постоянно обновленный и бытийно-поэтический взгляд на мир, некий дух детства. Но за этим творческим взглядом на мир, за веселящей игрой с мирами мифическими таилось суровое, лишь в музыке и во внутренней молитве выраженное знание о темных глубинах, о ночи и о заре человеческой души» (Вяч. Иванов).
Лит.: Гиппиус З. Н. Почти - рай. Встреча с Вяч. Ивановым в Риме // Сегодня. 1937. 23 дек.; КЛЭ. М., 1966. Т. 3; Востокова Н. С. Лидия Вячеславовна Иванова: По мат-лам римского архива // Россия и Италия. Вып. 5. М., 2003; Россия и российская эмиграция в воспоминаниях и дневниках. Аннотированный указатель книг, журнальных и газетных публикаций, изд. за рубежом в 1917–91 гг. Т. 1–4. М., 2003–2006. Т. 4.