Ивашинцов Дмитрий Александрович


ИВА́ШИНЦОВ Дмитрий Александрович [24.11.1944, Л-д.] ― поэт, культуролог, издатель.

Отец - Ивашинцов Александр Дмитриевич - инженер строитель, участник ВОВ; мать - Ивашинцова (урожд. Трескина) Елена Александровна, инженер-картограф; она привила детям любовь к литературе.

Детство провёл в исторической части Л-да, в дальнейшем культурные коды Северной Пальмиры определили образную ткань его поэзии. Из рукописных тетрадей матери в возрасте 11–12 лет узнал и полюбил поэзию Есенина и Мандельштама, Ахматовой и Цветаевой. Заканчивая школу № 64 Приморского района, начал активно заниматься стихосложением, в это же время формировались его философско-этические взгляды, приведшие к разработке теории интеллектуально-духовного континуума.

Учитывая пожелание отца, И. поступил не в Литературный институт, как хотел, а на гидротехнический факультет ЛПИ им. М. И. Калинина, с 4 курса работал на полную ставку техника во ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева, куда и был распределён в 1967. Во ВНИИГе И. прошёл путь от техника до генерального директора, возглавляя институт в 1992-2003. В 30 лет стал кандидатом, в 50 - доктором техн. наук, имеет отраслевые награды, звания «Изобретатель СССР», «Заслуженный деятель науки». Более 25 лет является профессором кафедры «Возобновляемые источники энергии» Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого.

Параллельно с учебой и работой шла творческая жизнь. Однако тематика и построение стихов И. не позволяли опубликовать их в советской периодике. И. нашёл поддержку и понимание на семинаре у В. Бетаки. Многолетняя дружба с театральным критиком Р. М. Беньяш дала возможность читать уникальные тогда книги, так И. в 1970-е познакомился с творчеством Хадасевича, Георгия Иванова, Лидиии Чуковской, Вейдле. От Е. Эткинда получил в дар книгу «Материя стиха», во многом формализовавшую теоретические стихотворные эксперименты И.

Покупая книги у букинистов, познакомился с творчеством В. Хлебникова, братьев Бурлюков, Елены Гуро. С 1960 по 1971 получал по подписке ж-л Союза чехословацких художников «Výtvarná práce», публиковавший статьи по авангардистскому искусству, произведения Антонена Арто, Тристана Тцара, Ренэ Шара и др. Все это обогащало поэтическую практику, провоцировало эксперименты, такие как цикл стихов на графику Казимира Малевича.

В 1990 И. участвовал в выборах в Верховный совет РСФСР. Его предвыборная платформа содержала позиции, связанные с правами русских как системообразующего этноса. Логичным продолжением предвыборной компании стала организация по его инициативе международной конференции «Российская наука на пороге XXI века» (СПб., 1998), международного форума русской интеллигенции «Культура и общество: взаимные обязательства на пороге нового тысячелетия» (СПб., 2000) и международных конференций «Русский мiръ - проблемы и перспективы» (СПб., 2002 и 2004), в рамках которых получила поддержку его теория этно-культурных мiров, впервые изложенная им применительно к Русскому Мiру в 2001 на парламентских слушаниях в Государственной Думе «О развитии культурных связей с государствами-участниками СНГ и Балтии». В 2005–2009 член Правления Международного Совета соотечественников. Заместитель директора Института современных диаспор (Москва). Соавтор монографии « Российская диаспора в странах СНГ и Балтии: состояние и перспективы » (М., 2004). Руководитель постоянной экспертной комиссии конкурса поэзии «Под небом Балтики». С 2006 член Международной ассоциации писателей и публицистов. С 2007 является чрезвычайным членом Общества биографических исследований Who is Who (штаб-квартира в Вене).

Начиная с 2002 И. сотрудничает на общественных и контрактных началах как ведущий научный сотрудник сектора историко-компаративных исследований культуры, с СЗО Российского института культурологии, после ликвидации которого в 2014 году - с СЗО Института Наследия. С 2001 является почетным профессором кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога при СЗО Института Наследия.

В 2001 организовал и возглавил Международную ассоциацию «Русская культура», с 2013 года - НП «Русская Культура». С 2008 года является гл. ред. альм. «Русский Мiръ. Пространство и время русской культуры». За период с 2008 по 2016 вышло 11 выпусков альманаха. На его страницах опубликованы философские, культурологические, художественные произведения более чем 200 авторов из 20 стран мира. Подготовил к изданию более десятка литературных приложений к альманаху. В 2017 году организовал сетевую площадку «Пространство и время русской культуры», ставшую виртуальным продолжением альманаха ( www.russculture.ru ).

Направление философских интересов И. достаточно точно сформулировано в рамках диссертации д.ф.н. Соловьева В. Н. «Культурная динамика информационного общества: от пост- к протокультуре»: «Влияние научной деятельности на культуру современности и, в частности, на культурную динамику информационного общества исследовали У. Бэйнбридж, Д . А . Ивашинцов , Н. Н. Моисеев, И. Пригожин, М. Роко, И. Стенгерс, Б. Тонн, Ю. Хабермас».

Первая кн. « Последняя цена » вышла в 1995. В предисловии к кн. стихов « Там, где кончается завтра » (2005) М. Виролайнен отмечала: «В стихах Ивашинцова присутствует какое-то “бунинское” изумление перед смертностью живого мира. Острое восприятие его индивидуальных, конкретных черт, так убедительно, так явственно нам предстоящих, оказывается нерасторжимо сплетено с памятью о том, что все это – черты переходящие».

В кн. « Неизбежное » (2014) вошли произведения, созданные за полвека, с начала 1960-х годов: стихи, статьи о поэзии, эссе, фрагменты дневниковых записей. В кн. включен богатый иллюстративный материал: графика Малевича, коллажи, работы Аллы Ивашинцовой, фотографии из семейного архива, факсимиле писем, ноты песен и романсов на стихи И. В частности, опубликованы циклы стихотворений « Триада», «Варианты любви», «Инварианты любви», «Варианты искусства», «Триада петербургская», «Неевклидова геометрия», «Разговор с Ницше ».

Глубочайший онтологический конфликт - невозможность переступить рамки своего Я , нашел свое отражение в поэме « Орфей и Эвридика », написанной в 1981. «Ивашинцов позиционирует себя как поэта, который был в основном занят поиском ответов на внутренние, так называемые вечные вопросы: человек и Вселенная, человек и общество, человек и его душа, добро и зло, многослойное и многомерное чувство одиночества, рождение и смерть, - утверждает Е. Зиновьева. - …У поэта, сосредоточенного на проблемах онтологических, стихов, рожденных непосредственным откликом на социальные конфликты, нет. Но бытие как объективная, окружающая реальность свое отражение нашла. И, пожалуй, сильнее всего в годы так называемого “застоя”». Характерны строки И. тех лет: «Нам, лишенным дедовских преданий, / силой вручено чужое знамя, / и чужою стала нам земля. / Но сквозь хмель тоски и лицемерья, / в прошлое и будущее веря, / отыщу я той темницы двери, / где Россия спрятана моя».

Одной из отличительны черт поэзии И. является ее музыкальность. На его стихи написаны романсы и песни, которые опубликованы на дисках: « Протяженность любви » (композитор Дмитрий Воскресенский), « Журавли » (композитор Раиса Мурзина). Исполнение романса « Прости меня… » (композитор Леонид Еремин) удостоено в 2011 диплома лауреата телевизионного конкурса «Романс – XXI век».

Действительный член Российской и Международной инженерных Академий, Академии водохозяйственных наук РФ и Российской академии естественных наук, академии МАНЭБ. Председатель Российского национального комитета международной ассоциации гидравликов (МАГИ) (1992–2010), член бюро Российского национального комитета международной комиссии по большим плотинам (СИГБ) (1992–2000). В годы перестройки (1992–2000) вице-президент «Гильдии руководителей науки», председатель совета «Северо-западной гильдии руководителей науки», заместитель председателя Координационного совета общественных Академий и научных общественных организаций Санкт-Петербурга.

В 2009 телеканал «Культура» в цикле «Петербургские интеллигенты» показал посвященный И. выпуск «Ностальгия по гармонии» (автор и ведущий Борис Аверин).

Награжден орденом «Дружбы» (1997), высшей наградой Международного межакадемического союза «Звезда Вернадского» II степени и Академией российской словесности медалью «Ревнителю просвещения. В память 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина» (2000); медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003); решением Президиума МАНЭБ - орденом «Почётный эколог» и Санкт-Петербургского фонда профессионального образования нагрудным знаком «Лауреат премии им. А. Г. Небольсина» (2004); решением Межотраслевого объединённого комитета по наградам медалью «За укрепление нравственности» (2008; Почётным дипломом 3-его российского культурологического конгресса (2010); Указом Главы Российскаго Императорского Дома е.и.в.. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны - памятной медалью «Юбилей Всенароднаго Подвига. 1613–2013» (2013); решением Президиума Европейской Академии естественных наук - медалью им. Альберта Швейцера (2014); грамотой Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владыки Варсонофия за многолетнюю помощь Детскому Благотворительному фонду «Милосердие детям-сиротам» (2018).

Соч. : Последняя цена: стихи. СПб., 1995 (под псевд. Дмитрий Волоцкой); Там, где кончается завтра: стихи. СПб., 2005 (Сер. «Поэзия Русского мира»); The Roads that We Choose. New Delhi, 2012; Неизбежное. СПб., 2014.

Лит. : Теория интеллектуально-духовного континуума. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. десятый. ФКИЦ «Эйдос», 2001; Управление познанием. «Административные системы управления будущего», тезисы первой междисциплинарной конференции «Форум Будущего». СПб., 2002; Луна слепых, или Поэтический опыт постижения супрематизма. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. тринадцатый. ФКИЦ «Эйдос», 2002; За пределами эволюции Homo Sapiens. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Выпуск семнадцатый. ФКИЦ «Эйдос», 2003; В поисках посредника. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. двадцатый. ФКИЦ «Эйдос», 2004; Альманах «Русский мiръ» // Россия и современный мир: научный ж-л. М., 2011, № 1; Мерцание гонга. Взмах крыла // Русский мiръ. Пространство и время русской культуры. 2011. № 5; Зиновьева Е. [Рец.:] Ивашинцов Д. Неизбежное // Нева. 2014. № 11.

  • Ивашинцов Дмитрий Александрович