Ивнев Рюрик


И́ВНЕВ Рюрик ( наст. фамилия Ковалёв Михаил Александрович) [11(23).2.1891, Тифлис ― 19.2.1981, М., похоронен на Ваганьковском кладб.] - поэт, прозаик, драматург, мемуарист, переводчик.

Родился в прогрессивно настроенной дворянской семье. Отец - штабс-капитан 39-й арт. бригады А. С. Ковалёв, мать - А. П. Принц - в дальнейшем педагог, оба православного вероисповедания. После смерти отца в мать отдаёт сына в Тифлисский кадетский корпус, где он учился с 1900 по 1908. В 1908 приехал в СПб. и поступил на юридический фак-т Императорского ун-та (затем перешел в Московский ун-т, кот. окончил в 1914). Перв. публикация в 1909 - стихи в «Студенческом сб.», изд. в Вышнем Волочке, затем в большевистской газ. «Звезда», обличающие буржуазно-монархич. строй.

С СПб. И. связывает многое; здесь рождались его ранние произведения - стихи: (« Летний сад», «Петербург » 1909), рассказы (« Неизбежное », 1912), повести, дневники, в кот. он описывает предрев. и рев. Пг. Здесь в студенч. годы он напис. роман « Юность » (не опубл.) ― перв. в русской лит-ре роман о геях. В этом произведении писатель сумел показать изнутри психологию молодых людей, страдающих от своей нетрадиционной ориентации. Второй роман, « Несчастный Ангел » (Пг., 1917), повествует о любви 27-летней учительницы к 13-летнему мальчику; позже И. признавался: «За этот роман пресса того времени меня как автора разнесла на части». Рецензент ж. «Совр. мир», укоряя писателя за чрезмерное увлечение лит. эквилибристикой, «этой разновидностью жёлтой кофты футуриста», подчёркивал несомненное мастерство начинающего прозаика и отмечал, «что с его способностью наблюдать кусочки жизни и с тонкими нюансами его палитры, можно дать кое-что и в области настоящей художественной беллетристики». Действия этих романов происходит в СПб.-Пг.

Выходят перв. кн. стихов И. ― « Самосожжение » (1913–16), « Пламя пышет » (1913), « Золото смерти » (1916), брошюра « Как победить Германию? » (1915). В эти годы в городе на Неве он знакомится со мн. видными литераторами ― А. Блоком, С. Есениным, О. Мандельштамом, А. Луначарским, М. Кузминым, В. Хлебниковым, Н. Клюевым, Вс. Мейерхольдом, С. Судейкиным и др. и оставляет о них интересные воспоминания.

Революцию встретил восторженно. В Октябре 1917 пишет в стих. « Смольный »: «Весь твой я, клокочущий Смольный, с другими ― постыдно мне быть». Становится секретарём наркома просвещения А. Луначарского, публикует острые политич. ст. в сов. периодике, входит в Коллегию по организации РККА. В 1918 И. вместе с Сов. правительством переезжает в М. в качестве секретаря-корр. наркома просвещения.

В 1919 в составе агитпоезда им. Луначарского едет на Украину, в Крым, оказывается в меньшевистской Грузии, где выступает с лекциями о Ленине. Позднее об этом периоде своей жизни он расскажет в автобиогр. романе « У подножия Мтацминды » (1969, 1981). Возвратившись в М., становится председателем Всероссийского Союза поэтов, входит в известную в те годы поэтич. группу имажинистов (С. Есенин, А. Мариенгоф, В. Шершеневич, А. Кусиков и.др.). Об этом периоде своей жизни И. рассказал в автобиогр. романе « Богема ».

В 1920-е в качестве журналиста посещает Германию, Японию, Дальний Восток, пишет роман « Остров отчаяния и надежд ». В кон. 1920-х выходит его трилогия « Двадцатые годы », объединяющий романы: « Любовь без любви » (1925), « Открытый дом » (1927) и « Герой романа » (1928), в центре кот. судьба русской интеллигентки, стремящейся найти своё место в новой жизни. В предисл. к перв. роману трилогии А. Сакулин писал: «Рюрик Ивнев в своём романе показывает революционную Россию в её будничной повседневности, в процессе её становления. Читатель чувствует, что за нарисованными картинами есть глубокий фон, что есть ещё большая сцена, где совершаются исторические события, где действуют подлинные герои революции». Отмечая худож. стороны романа, П. Сакулин подчёркивал: «Рисунок в романе ― скупой, но твёрдый, предметы выступают с такой же твёрдостью линий, как осенью в солнечный день. Язык - лёгкий и вместе с тем красочный, богатый оригинальными образами… В роли беллетриста поэт остался верен себе, лучшим свойствам своего дарования. И теперь мы с полным правом можем поставить эту трилогию в один ряд с эпопеей Алексея Толстого “Хождение по мукам”».

В мае 1930 переезжает на жительство в Л-д к матери, кот. жила с сестрой на Каменноостровском пр., и вскоре получает отдельную комнату на Плехановской ул., кот. обменивает на комнату в Чернышевском пер., где проживает до 1934, а затем переезжает в Тифлис.

В нач. 1930-х в составе писательской бригады (Л. Остроумов, Н. Вагнер, А. Бондаревский) едет на торфяные разработки в Лен. обл. и пишет производственный роман « Кровь земли » (не опубл.). Вернувшись в Тифлис, переводит поэтов Грузии, Армении, Азербайджана, Осетии, Абхазии; в т.ч. «Семь красавиц» Низами и эпос осетинского народа «Нарты».

Член с СП 1934.

В годы войны - штатный сотрудник газ. «Боец РККА». В стих. « Письмо на фронт » писал: « Борюсь пером, как танками танкист, / Как пушками боец-артиллерист, / Как волею страны Советской житель. / Я был в Берлине как простой турист, / Ты будешь в нём как воин-победитель».

Хорошо знающий заграницу, И. создаёт « Смятение » ― политич. приключ. роман о борьбе демократич. сил Запада за свободу, мир, прогрессивные преобразования. Один из гл. героев кн. проф. Роун - побывавший в нашей стране и вернувшись домой, большой друг Сов. Союза, выступая на лекции перед соотечественниками, говорит: «…история человечества наряду с мрачными страницами имеет и блестящие, но таких ослепительных страниц, которые вписала в историю Россия, ещё не было, и это, по-моему, произошло потому, что впервые был поставлен вопрос о человеке так, как он поставлен в России».

После войны работает над мемуарами, выпускает кн. стихов и прозы, пишет драматургич. проведения « Сергей Есенин», «Пугачёв», «Трагедия царя Бориса ». И всё же СПб.-Л. тянет его. Много стих. посвятил он сев. столице. В год смерти напис. « Ленинград »: «Опять дышу твоим волненьем, / Твоею жизнью я живу, / Опять гляжу я с упоеньем / На светло-синюю Неву. / Повеет с островов прохладой, / В Фонтанке зарябит вода… / Нет, не забыл я Ленинграда / И не забуду никогда».

И. умер за письменным столом, написав своё посл. стих.: «Из-под ног уплывает земля, ― / Это плохо и хорошо. / Это значит, что мысленно я / От неё далеко отошёл. / Это значит, что сердцу в груди / Стало тесно, как в тёмном углу. / Это значит, что всё впереди, / Но уже на другом берегу».

Соч.: Солнце во гробе. Б.м., 1921; Четыре выстрела. Б.м., 1921; Моя страна. Тбилиси, 1943; Избр. стих. Тбилиси, 1945; Стихи. Тбилиси, 1948; Избр. стихи. М., 1965; Память и время. М., 1969; Избр. стих. М., 1974; Тёплые листья. М., 1978; Часы и голоса. М., 1978; Стихотворения. М., 1982; Избр. М., 1985; Избр. М., 1988; Образ временем сожжённый. М., 1991; Мерцающие звёзды. М., 1991; Богема. М., 2005; Жар прожитых лет. Воспоминания, дневники, письма / Подг. текста Н. Леонтьева. СПб., 2007.

Лит.: Марков А. Если я не скажу. М., 1979; Цветаева А. «…Где ждёт меня спасенье» // Знамя. 1989. № 4; Пастухов В. Страна воспоминаний // Воспоминания о Серебряном веке. М., 1993, Мариенгоф А. Мой век, мои друзья и подруги. М., 1990; Леонтьев Н. О книге Рюрика Ивнева // Ивнев Р. Жар прожитых лет. СПб., 2007; Мандельштам О. [Рец.] // Там же.

Н. Леонтьев

  • Ивнев Рюрик