Кадочников Павел Петрович


КÁДОЧНИКОВ Павел Петрович [29(16).7.1915, Пг. - 2.5.1988, Л-д, похоронен на Серафимовском кладб.] - актер, режиссер, сценарист, мемуарист, педагог.

Родился в рабочей семье. Во вр. Гражданской войны отец отвез семью на свою родину, и первые 10 лет жизни Паша провел в д. Амур и городке Бикберде в Вятской обл. (ныне Куединский р-н Пермского края). Здесь окончил школу рабочей молодежи. Начал рисовать (любовь к рисованию привила мать).

В 1927 семья вернулась в Л-д, где отец получил работу на з-де «Красный путиловец». Паша поступил в детскую худож. студию. Вскоре заболел отец, и К. пришлось оставить школу и устроиться на з-д учеником слесаря. Помимо худож. студии при заводском клубе имелась театр. студия, куда юношу пригласили в кач-ве исполнителя частушек (1929). В этой роли он был блистателен, и в 1931 режиссер студии А. Авдеев привел К. к Б. В. Зону, кот. набирал курс в Театр. техникум. Через полтора года техникум получил статус ин-та, и пятнадцатилетний К. стал его студентом. В 1935, по оконч. ин-та, был принят актером Нового ТЮЗа Б. В. Зона. Премьерой театра стала «Снегурочка», в кот. К. сыграл роль Леля. Роль Купавы исполняла сокурсница К. Розалия Котович, кот. стала его женой на всю жизнь.

Уже в начале актерской карьеры К. удивлял разнообразием своей палитры. Казалось, ему подвластны любые роли. В «Брате и сестре» Евг. Шварца он исполнил восьмидесятилетнего деда Тараса, в «Красной шапочке» - ужа. В «Снежной королеве» роль Сказочника Шварц писал специально для К. В «Иване Грозном» С. Эйзенштейн предполагал снять К. в четырех самых разных ипостасях. Осн. роль - наивного, бесхитростного, слабоумного кандидата в цари Владимира Старицкого, другая - Евстафия Колычева, духовника царя и его врага, третья роль - Халдей в сцене «пещного действа». В роли польского короля Сигизмунда К. не снялся, но готовился, проиграл ее в себе. Тогда же Эйзенштейн подарил К. свою фотографию, на кот. написал: «Дорогому “оборотню”, проходящему сотни километров извилистых путей с помощью одной свечки».

Впоследствии актерский «багаж» К. пополнялся новыми театр. и кинематогр. ролями. Перечисление их неуместно. К примеру, только в 1981 вышло 8 картин с участием К. Его приглашали в свои картины С. Юткевич, Н. Кошеверова, Я. Фрид, В. Жилакявичюс, Б. Мансуров, Г. Полока, Н. Михалков, А. Кончаловский, И. Масленников и мн. др.

Особую роль в формировании К.-писателя сыграл образ кинематографического Максима Горького, кот. ему предложили сыграть. «На что опереться? Что взять за основу? Вспомнился мудрый совет Гоголя: “Прежде всего нужно схватить душу роли, а потом платье ее”. Значит, надо попытаться понять цель жизни мастера. Что же является смыслом жизни великого писателя? Безусловно, его произведения. Но предположим, что артист, желающий воплотить его образ в кино, прочитал все, что написал Горький, что написано о нем. Естественно, в какой-то степени я понял душу писателя, в какой-то мере познал смысл его жизни. Но как сыграть все это? Ведь играют поступки, действие. Как из всего мною понятого вылепить действующий образ? Как слить воедино внешние черты характера с внутренней сущностью, с душой? Своими сомнениями решил поделиться с другом автора “Буревестника” - Емельяном Михайловичем Ярославским. Он внимательно выслушал меня, лукаво и добродушно улыбнулся в седые усы: - Значит, Горького хотите играть? - Горького, товарищ Ярославский. - Писателя? - Писателя, - отвечаю смущенно. - Ну, что же, молодой человек, - вполне серьезно советует Емельян Михайлович, - начинайте писать. Окончательно растерявшись от такого ответа, переспрашиваю: - Что, простите, я должен делать? - Вы же писателя собираетесь играть. Вот я вам и рекомендую попытаться начать писать. И если вам удастся почувствовать радость, хотя бы немного похожую на радость творчества, - вот тогда положите на руку горьковского “Буревестника” и попробуйте его прочитать. Вам уж не надо будет играть радость, изображать ее. Она - в вас! Вы заработали ее в процессе, очень похожем на процесс творчества» (« Оставайтесь молодыми »). И К. начал писать. Вероятно, первой такой попыткой стала его заметка в «Смене» « Как я работаю над ролью » (1940). Одновременно завел « Дневник ».

Особое место в биографии К. занимает роль Ромена Роллана в фильме Б. Галантера «Жизнь Бетховена» (1978). В роли Роллана мало движения, мало действия, авторам нужно было передать внутреннюю, глубинную жизнь писателя. Совпадение К. и Роллана в том, что слова о жизни, о Бетховене и о его тв-ве, высказанные писателем, стали словами и мыслями самого артиста. «Мне посчастливилось, другого слова я не найду, - писал К., - сыграть Ромена Роллана. До такой роли нужно дозреть, дорасти. Я во всем с ним согласен, я его слова и сейчас могу повторить, как свои».

В сер. 1960-х К. обратился к режиссуре. Для начала взялся за экранизацию пьес, кот. открывался его любимый Новый ТЮЗ - «Музыкантская команда» Д. Дэля (1965) и «Снегурочка» А. Островского по собств. сценарию (1968). В посл. годы жизни написал два оригинальных сценария - « Я тебя никогда не забуду… » и « Серебряные струны » - снял по ним фильмы. Первый фильм начинается в кабинете его создателя: К. от своего имени вводит зрителя в обыденный воен. день прифронтового госпиталя, где от потери крови умирает его герой. Но герой восстает к жизни, т.к. одна из медсестер отдает ему свою кровь. Если сказать в двух словах: фильм добрый , он о неисчерпаемости человеческой доброты. Второй фильм - о создателе первого в России оркестра народных инструментов, исполнителе, композиторе, дирижере и просветителе В. В. Андрееве. К. сыграл в фильме свою посл. роль - старого крестьянина Антипа Савельича, кот. научил Андреева играть на балалайке. К. дублер был не нужен: он сам владел почти всеми струнными инструментами. В предыдущей своей картине К. снялся в маленьком эпизоде, где изобразил деда, виртуозно точившего косу. А когда его спросили «зачем он снялся в этом эпизоде?», он ответил: «А кто из наших артистов умеет наточить косу? <…> и палец не отрезать».

Лауреат трёх Сталинских премий (1948, 1949, 1951). Народный артист СССР (1979). Герой Социалистического Труда (1985). Удостоен множества гос. наград.

В Л-де жил на Кронверкском пр.

Соч.: В поисках образа // Урал. 1965. № 8; Из опыта работы в театре и кино. Л., 1972; Открыватель талантов // Эйзенштейн в воспоминаниях современников. М., 1974; Верность призванию. К 80-летию Ф. М. Никитина // Искусство кино. 1980. № 4; Осторожно: плохая роль // Сов. культура. 1987. 19 февр.; Все возрасты покорны… // Сов. экран. 1982. № 7; Страницы дневника // Простор. 1983. № 2, 3; 50 лет в искусстве. М., 1985; Ни дня впустую не терять // Сов. культура. 1985. 27 июл.; Настоящий художник, настоящий человек // Василий Васильевич Меркурьев. Воспоминания. Статьи. М., 1986; Оставайтесь молодыми. М., 1988; Гусли // Труд. 1988. 1 мая; <Дневники 1941–44> // СПб. ведомости. 1995. 29 июл.

Лит.: Розина В., Соловьева И. Павел Петрович Кадочников. М., 1951; Черкасова Н. Рядом с Черкасовым. Л., 1978; Григорьев Г. Дублер не нужен // Сов. экран. 1980. № 1; Данилова Л. Павел Петрович Кадочников. Пятьдесят лет в искусстве. М., 1985; Биневич Евг. Такой разный Кадочников // Нева. 1985. № 7; Герман А. Памяти артиста // Искусство кино. 1988. № 10; Павлова М. Павел Кадочников. М., 1991; Раззаков Ф. Досье на звезд. М., 1998.

Евг. Биневич

  • Кадочников Павел Петрович