Калинин Георгий Михайлович
КАЛИ́НИН Георгий (Юрий) Михайлович [15.3.1930, Л-д ― 18.3.2011, М.] - прозаик, публицист.
Родился в семье потомственных петербуржцев. Отец - железнодорожный служащий, мать - машинистка. Пережил тяжелейшую блокадную зиму 1941–42, когда потерял отца и близких родственников. С больной матерью был эвакуирован летом 1942 через Ладогу, до лета 1944 жил в Пермской обл. Окончил филологич. фак-т ЛГУ по отд. журналистики (1954). Работал в комсомольских газ. г. Фрунзе и Калининграда (1954–57), лит. консультантом ж. «Костер» (1958–59). Опробовал профессии рабочего лесопилки, грузчика, почтальона и др. С 1959 проживает в М. Работал в изд-ве «Прогресс», в пресс-центре международных выставок, лит. редактором. С 1957 пишет худож. прозу. Оставив престижную службу, в 1976 ушел на должность зав. складом моск. детской туристской станции, удовольствовавшись материально прожиточным минимумом ради обретения времени для каждодневных занятий писательским трудом (на службе - до 1988).
Большая школа лит-ры началась для К. в посл. 3 года студенчества с приобщения к сочинениям Л. Толстого в поисках мировоззренч. опоры личным духовным стремлениям и в целях изучения худож. способов изображения внутреннего «я» индивидуальности.
В период журналистской службы появлялись социально-требовательные очерки К. (Взрослые и дети // Лит-ра и жизнь. 1959. 30 авг.), рец. на книги молодых одаренных писателей-однокашников - В. Головинского, Г. Горышина (Нева. 1959. № 2, 6). Тогда же написаны перв. рассказы - от стилизаций, с вхождением в русскую историю XVIII в. (« Покаяние ») до совр. антикультовой проблематики, обновлявшей представления о соц. путях России сов. поры. Это были попытки овладения многослойностью родного слова, опыты запечатления «мгновенно-медленного», детализированного в своем движении внутреннего времени человеч. бытия, с аналитикой его состояний, конфликтностью сознания. Параллельно шло изучение прозы крупных западных и отеч. прозаиков - Ш. Андерсона, Э. Хемингуэя, А. Платонова, Ю. Казакова. В убеждении, что для русских лит-ра - более, чем искусство, К. изначально поставил задачей постижение «тайны духа человеческого».
Гл. потрясением в судьбе К. явилась блокада Л-да в Великую Отеч. войну. «Тогда бухнула на чашку весов моей жизни столь тяжелая гирька, что прошедшие десятилетия <...> не смогли дать ничего такого, чтобы ее перевесить. Одним словом, я - человек блокадный»,- напишет К. в автобиографии 1988, вступая в СП. Книга рассказов и повестей « Посреди зеленого поля » (1987) была высоко оценена критикой и читателями. Повесть « Колодец памяти » (Наш современник. 1987. № 4), позже переозаглавленная (« Из какого колодца дует »), рассказ « Вспоминаю блокадныхдетей », очерк « Блокада на всю жизнь » стали уникальным вкладом блокадников в познание самого себя и мира в экстремальных условиях на рубеже бытия и смерти, когда против детства объединялись голод, холод, оружие войны и человеч. отчуждение, деформируя нормы морали, выдвигая на первый план агрессивную животную потребность выживания. Следуя в своей манере за Достоевским, К. стремился снять покровы шаблонов в изображении отношений между людьми, с бескомпромиссной фактографич. честностью рисуя лен. трагедию, увиденную глазами «двенадцатилетнего старика, умудренного блокадой, узнавшего человека во всей его наготе». Петерб. воен. проза К., оправленная в исповедь и раздумья, выявляла кричащие противоречия поведения личности. Наблюдающее мир сознание, используя право суда и право самоосуждения, одновременно творило самостроительство души ребенка, вело его через испытания совести «хлебушком» к высшей человеч. любви, к обретению прочных нравств. ориентиров, открывало жертвенные движения сердца.
Автобиографич. в своей основе блокадная проза К. естественно переходила далее в прозу о мирной жизни современников, где писателю дороги идеальные тяготения и порывы героев (повесть « Светопад сквозь листву »), где жизненные итоги не сводятся к сверхординарному результату, а подтверждают важность просто быть «честным и прямодушным человеком». Такова «одна из самых глубоких человеческих истин», освобождающая нас от тягостного тщеславия. Получающие высокую осмысленность и цену в духовном опыте К. идеалы обыденной жизни сближаются со временем в его тв-ве с идеалами религиозными. Так появилась очерково-публиц. кн. « Голос Неба и немота Земли » (1996), философский пафос кот. ведет читателя от переживаний явлений Богородицы в португальском селении Фатиме (1917) через рассмотрение кризисных полит. ситуаций всемирной истории XX в. к оценке нынешнего положения России, когда «кажется, снова переполнилась чаша народных бед и черная мгла затягивает наше будущее». К. одушевлен верой, «что Россия не погибнет, что она будет спасена». С лирич. силой звучит его убежденность, что «светлое, печально-протяжное имя Родины нашей, будто долгим эхом обегающее бескрайность ее просторов», имеет высшую небесную защиту и покровительство. Страстным призывом К. пронизано его открытое письмо А. Солженицыну « Сила державы в духовномединстве » (2002). Навязываемой русским «устремленности <...> к деньгам как мере всех начал, к стяжанию <...>, к преступной вседозволенности» - с пересадкой к нам “всех западных пороков”» - противопоставлена как упование эпохи реальная праведность России, ее единение в православии - «духовном начале». В новейших рассказах и повестях К. вновь предстает строителем человеч. души, доказывающим - в особенности в образах чудаков и детей - бесценность частной жизни, всегда способной оставить в суровом, «страшном мире» неповторимый, удивительный след: цикл рассказов «Пробуждение» (Новый мир. 2003. № 8), рассказ « Сильнее жизни, сильнеесмерти » (Москва. 2004. № 2). Как и прежде, одной из подкупающих черт К.-писателя остается пластическая свобода, энергия и интонационное богатство его слова.
Соч.: Посреди зеленого поля. М., 1987; Диво наше земное, дивище // Культура и свобода. 1992. № 1–2; Блокада на всю жизнь: Очерк // Новая Европа. 1993. № 2; Саракташ - поселок надежды: Очерк // Москва. 1995. № 5; Голос Неба и немота Земли. Фатима: чудо и трагедия. [М.], 1996; Пойди и посмотри // Русский дом. 2000. № 12; Хлеб жизни нашей: Рассказ // Подмосковье. 2002. № 4; Сила державы в духовном единстве: Открытое письмо А. И. Солженицыну // Подмосковье. 2002. № 18; Черные ландыши с Вороньей горы: Рассказ // Подмосковье. 2002. № 23; День един: Рассказы и повести. М., 2010.
Лит.: Лавров В. Думая о человеке // Лен. правда. 1981. 30 апр.; Палей М. Фигурка на оголенном поле // Новый мир. 1988. № 11; Лесин Е., Самойлов А. Бегут голенастые девы. Август и его лит. журналы // НГ Ex libris. 2003. 31 июл.
А. Горелов