Каменский Анатолий Павлович
КАМЕ́НСКИЙ Анатолий Павлович [17(29).11.1876, Новочеркасск ― 23.12.1941, Ухтижемлаг Коми АССР] - прозаик, драматург, киносценарист.
Родился в бедной чиновничьей семье. В 1895 после окончания гимназии в Астрахани приехал учиться в СПб., где 2 года был студентом Ин-та инженеров путей сообщения, затем с 1897 учился на юридич. фак-те СПб. ун-та (окончил в 1902). Затянувшаяся учеба придала характеру К. некот. качества «вечного студента» и привила богемные привычки.
Писательская деятельность началась со студенч. лет. Перв. публикация - шуточный рассказ « Амурчик » (1896). Сразу стало очевидно стремление молодого писателя выявить черты психологии нового времени. Так, в рассказе « Конец века » (1898) добрые «старые» идеалы прошлого противопоставлены цинизму и практицизму современности.
В ранних произведениях К. был на стороне «устаревшего» идеализма, отвергая наступающую эру как время бездуховности. После окончания ун-та К. с 1903 по 1909 служил в Мин-ве финансов, воочию увидев изнанку чиновничьей жизни и испытав трудности бытия петерб. «маленького человека».
С начала тв-ва одним из осн. образов прозы К. стал Пб., воспринимаемый в русле традиций Гоголя и Достоевского. Из переосмысления К. мифа о Пб. происходят две гл. темы его тв-ва: тема человеч. несвободы, оборачивающейся различными ипостасями в зависимости от той или иной разновидности системы ценностей, и тема человеч. одиночества. Антитезой СПб. в ранних произведениях К. представала провинция как некая ретроспективная утопия, место, где еще сохранились патриархальные отношения, возвышенная любовь, «тургеневские девушки». Излюбленный герой его перв. произведений - молодой провинциал, стоящий перед выбором: сохранить нравств. чистоту и быть смятым Молохом петерб. жизни (« Степные голоса», «Ольга Ивановна», «Без огня ») или мимикрировать и стать частью жесткой системы (« Диплом», «Мебель »). Для К. социум - бездушный механизм, наделенный иррациональными чертами. Петерб. рассказы К. во многом напис. в традициях «Петербургских повестей» Гоголя. Характерен рассказ « На даче » (1905), где сталкиваются мелкий чиновник Модест Чебыкин (прямой потомок героя «Шинели») и его начальник фон Брикман (классич. тип холодного «петербургского человека»). Финальный пьяный бунт Чебыкина - это хотя еще слабый, но вызов несправедливому социуму.
Постепенно тема бунта в разных его проявлениях, вплоть до самых парадоксальных, стала главенствующей в прозе К. (рассказы « Преступление», «Ничего не было »). Осн. худож. задачей К., и в этом он скорее традиционалист, чем новатор, явилось разоблачение лицемерия мещанского (буржуазного) общества. При этом на перв. месте было разрушение его нравств. основ.
Областью человеч. отношений, наиболее жестко регламентированной мещанами, К. считал сферу любви. Еще до массового увлечения литераторов «проблемой пола» (период 1907–10) он обратился к худож. исследованию психологии и психопатологии страсти (рассказы сб. « Степные голоса », 1903; « Жасмины », « Чудовище», «Королева »). Для К. и «тургеневские девушки», и герои-«мечтатели»- уходящий в прошлое социокультурный миф, основанный на гл. построениях скомпрометировавшего себя человеч. разума. В современности, по К., на перв. план выходят биологические, «естественные» запросы человеческого тела. Закономерным развитием этих взглядов явились рассказы « Леда » (1906) и « Четыре » (1907), ставшие основой скандальной популярности тв-ва К. Критика восприняла рассказ «Четыре», герой кот. поручик Нагурский соблазнял четырех женщин в теч. суток, как надругательство над нравств. традициями русской лит-ры. К. был одним из первых, претворивших в худож. практике идеи психоанализа З. Фрейда. В рассказе «Леда», где красавица-героиня ходила обнаженной по «идейным соображениям», большинство критиков увидели эротизм, переходящий в порнографию. По сути же это было одно из немногих произведений К., основанных на философской базе идей Ф. Достоевского (сновидение героя рассказа «Сон смешного человека» о «золотом веке») и Ф. Ницше (идея о «дальнем» - сверхчеловеке будущего, противостоящем совр. мещанам). Эпатажное поведение Леды было перв. намеком на новые отношения между людьми. Она являлась как бы представительницей этого чаемого грядущего и поэтому не имела реальных возлюбленных, ожидая, как она говорила, «будущего <...> сообщника, <...> нового, мудрого и свободного человека». Ряд критиков увидели в рассказе попытку воплощения новых отношений, а в Леде - набросок женщины будущего: «своей „Ледой” он как бы раздвинул покровы над первым моментом сказочного осуществления. <...> Еще солнечной поэмы существования нет. Но Леда уже ходит нагая» (Абрамович Н. В осенних садах. СПб., 1909). К. попытался дать ответ на вопрос, каков путь к человеку будущего, к «дальнему», в романе « Люди » (1908). К. считал, что решение проблемы одиночества может быть найдено в высвобождении сексуального подсознания личности, уничтожении комплексов. Писатель уверился в своей миссии писателя-пророка. Предлагаемые им откровения состояли из эклектично перемешанных идей из области философии (Ницше) и психоанализа. Герой его тенденциозного романа, «бывший студент» Виноградов, вселялся в чужие квартиры и проводил «психологические эксперименты» над их обитателями, пробуждая в них подсознательные желания и инстинкты. Полюбив девушку, герой дважды «уступал» ее соперникам, чтобы, пройдя испытание чувственностью, а затем разумом, она превратилась в новую женщину, преступившую ценностный барьер совр. общества. Роман имел скандальный лит. успех, хотя критики сочли его слабым по худож. достоинствам. Хула со стороны критиков не помешала успеху романа у читателей. В этом плане характерен отзыв в письме к К. жены Ф. Сологуба - А. Чеботаревской: «Спасибо за „Людей” - некоторые из них оказались очень интересны, и я побыла в их обществе с большим удовольствием. Факт „преодоления” всяческих норм, включая и брак,- сам по себе мне близок и понятен и вследствие этого мил» (РО ИРЛИ. Ф. 123. On. I. Ед. хр. 899. Л. 1).
После выхода романа К. пытался популяризовать высказанные в нем идеи, выступив в 1910 с лекцией « О свободном человеке ».
С 1913 началась успешная карьера К. как киносценариста, а затем зав. лит. частью в кинофирмах. Пробовал силы и в драматургии. После революции 1917 эмигрировал в Берлин, где выпустил сб. рассказов « Мой гарем » (1923), объединивший его рассказы о любви. В 1924 вернулся в сов. Россию, где стал зарабатывать исправлением рукописей «пролетарских писателей». В 1930 вновь эмигрировал и вернулся в 1935. Посл. опубликованной при жизни книгой стал сб. « Петербургский человек » (1936), являющийся антологией его дорев. прозы. В 1937 был арестован «за шпионаж», умер в лагере.
В истории русской лит-ры К. остался как беллетрист, умеющий увлечь читателя хитроумными поворотами сюжета, запоминающимися характерами героев, отточенной фразой и легкомысленными рассказами о причудливых обличьях любви.
Соч.: Рассказы. 2-е изд. СПб., 1908. Т. 1–2; Рассказы. СПб., 1910. Т. 3; Люди: Роман. СПб., 1910; Мой гарем: Рассказы о любви. Берлин, 1923; Петербургский человек: Повести и рассказы (1905–15). М., 1936; Мой гарем: Роман, рассказы / Cост., вст. ст., комм. А. Грачевой. М., 1999; Рассказы о любви / Cост., вст. ст., комм. А. Николюкина. СПб., 2004.
Лит.: Пильский П. А. Каменский // Родная земля. 1907. 26 март.; Горнфельд А. Эротическая беллетристика // Горнфельд А. Книги и люди. СПб., 1908. Т. 1; Чуковский К . А. Каменский // Чуковский К. От Чехова до наших дней. СПб.; М., 1908; Волошин М. Проповедь новой естественности: О романе А. Каменского «Люди» // Аполлон. 1909. № 3; Новополин Г (Нейфельд Г.). Порнографич. элемент в русской лит-ре. СПб., 1909; Чанцев А. А. П. Каменский // Русские писатели. 1800–1917: Биогр. словарь. М., 1992. Т. 2.
А. Грачева