Каменский Анатолий Павлович


КАМЕ́НСКИЙ Анатолий Павлович [17(29).11.1876, Новочеркасск ― 23.12.1941, Ухтижемлаг Коми АССР] - прозаик, драматург, киносценарист.

Родился в бедной чиновничьей семье. В 1895 после окончания гимназии в Астраха­ни приехал учиться в СПб., где 2 года был студентом Ин-та инженеров путей сооб­щения, затем с 1897 учился на юридич. фак-те СПб. ун-та (окончил в 1902). Затянувшаяся учеба придала харак­теру К. некот. качества «вечного студен­та» и привила богемные привычки.

Писательская деятельность началась со студенч. лет. Перв. публикация - шу­точный рассказ « Амурчик » (1896). Сразу стало очевидно стремление молодого пи­сателя выявить черты психологии нового вре­мени. Так, в рассказе « Конец века » (1898) добрые «старые» идеалы прошлого противо­поставлены цинизму и практицизму совре­менности.

В ранних произведениях К. был на стороне «устаревшего» идеализма, отвергая наступа­ющую эру как время бездуховности. После окончания ун-та К. с 1903 по 1909 служил в Мин-ве финансов, воочию увидев из­нанку чиновничьей жизни и испытав трудности бытия петерб. «маленького человека».

С начала тв-ва одним из осн. образов прозы К. стал Пб., восприни­маемый в русле традиций Гоголя и Достоев­ского. Из переосмысления К. мифа о Пб. происходят две гл. темы его тв-ва: тема человеч. несвободы, обо­рачивающейся различными ипостасями в за­висимости от той или иной разновидности си­стемы ценностей, и тема человеч. оди­ночества. Антитезой СПб. в ранних произведениях К. представала провинция как некая ретроспективная утопия, место, где еще сохранились патриархальные отноше­ния, возвышенная любовь, «тургеневские де­вушки». Излюбленный герой его перв. про­изведений - молодой провинциал, стоящий перед выбором: сохранить нравств. чи­стоту и быть смятым Молохом петерб. жизни (« Степные голоса», «Ольга Ива­новна», «Без огня ») или мимикрировать и стать частью жесткой системы (« Диплом», «Мебель »). Для К. социум - бездушный ме­ханизм, наделенный иррациональными чер­тами. Петерб. рассказы К. во многом напис. в традициях «Петербургских пове­стей» Гоголя. Характерен рассказ « На да­че » (1905), где сталкиваются мелкий чинов­ник Модест Чебыкин (прямой потомок героя «Шинели») и его начальник фон Брикман (классич. тип холодного «петербургско­го человека»). Финальный пьяный бунт Чебыкина - это хотя еще слабый, но вызов не­справедливому социуму.

Постепенно тема бунта в разных его про­явлениях, вплоть до самых парадоксальных, стала главенствующей в прозе К. (рассказы « Преступление», «Ничего не было »). Осн. худож. задачей К., и в этом он скорее традиционалист, чем новатор, явилось разоб­лачение лицемерия мещанского (буржуазно­го) общества. При этом на перв. месте было разрушение его нравств. основ.

Областью человеч. отношений, наи­более жестко регламентированной мещана­ми, К. считал сферу любви. Еще до массового увлечения литераторов «проблемой пола» (период 1907–10) он обратился к худож. ис­следованию психологии и психопатологии страсти (рассказы сб. « Степные голоса », 1903; « Жасмины », « Чудовище», «Коро­лева »). Для К. и «тургеневские девушки», и герои-«мечтатели»- уходящий в прошлое социокультурный миф, основанный на гл. построениях скомпрометировавшего се­бя человеч. разума. В современности, по К., на перв. план выходят биологичес­кие, «естественные» запросы человеческого тела. Закономерным развитием этих взгля­дов явились рассказы « Леда » (1906) и « Че­тыре » (1907), ставшие основой скандаль­ной популярности тв-ва К. Критика вос­приняла рассказ «Четыре», герой кот. поручик Нагурский соблазнял четырех жен­щин в теч. суток, как надругательство над нравств. традициями русской лит-ры. К. был одним из первых, претворивших в худож. практике идеи психоанализа З. Фрейда. В рассказе «Леда», где красавица-героиня ходила обнаженной по «идейным со­ображениям», большинство критиков увидели эротизм, переходящий в порногра­фию. По сути же это было одно из немногих произведений К., основанных на философ­ской базе идей Ф. Достоевского (сновидение героя рассказа «Сон смешного человека» о «золотом веке») и Ф. Ницше (идея о «даль­нем» - сверхчеловеке будущего, противо­стоящем совр. мещанам). Эпатажное поведе­ние Леды было перв. намеком на новые от­ношения между людьми. Она являлась как бы представительницей этого чаемого грядуще­го и поэтому не имела реальных возлюблен­ных, ожидая, как она говорила, «будущего <...> сообщника, <...> нового, мудрого и сво­бодного человека». Ряд критиков увидели в рассказе попытку воплощения новых отно­шений, а в Леде - набросок женщины буду­щего: «своей „Ледой” он как бы раздвинул покровы над первым моментом сказочного осуществления. <...> Еще солнечной поэмы существования нет. Но Леда уже ходит нагая» (Абрамович Н. В осенних садах. СПб., 1909). К. попытался дать ответ на вопрос, каков путь к человеку будущего, к «дальнему», в романе « Люди » (1908). К. считал, что решение проблемы одиночества может быть найдено в высвобождении сексу­ального подсознания личности, уничтожении комплексов. Писатель уверился в своей мис­сии писателя-пророка. Предлагаемые им от­кровения состояли из эклектично перемешан­ных идей из области философии (Ницше) и психоанализа. Герой его тенденциозного романа, «бывший студент» Виноградов, все­лялся в чужие квартиры и проводил «психо­логические эксперименты» над их обитателя­ми, пробуждая в них подсознательные жела­ния и инстинкты. Полюбив девушку, герой дважды «уступал» ее соперникам, чтобы, пройдя испытание чувственностью, а затем разумом, она превратилась в новую женщи­ну, преступившую ценностный барьер совр. общества. Роман имел скандальный лит. ус­пех, хотя критики сочли его слабым по худож. достоинствам. Хула со стороны критиков не помешала успеху романа у читателей. В этом плане характерен отзыв в письме к К. жены Ф. Сологуба - А. Чеботаревской: «Спасибо за „Людей” - некоторые из них оказались очень интересны, и я побыла в их обществе с большим удовольствием. Факт „преодоле­ния” всяческих норм, включая и брак,- сам по себе мне близок и понятен и вследствие этого мил» (РО ИРЛИ. Ф. 123. On. I. Ед. хр. 899. Л. 1).

После выхода романа К. пытался популя­ризовать высказанные в нем идеи, выступив в 1910 с лекцией « О свободном человеке ».

С 1913 началась успешная карьера К. как киносценариста, а затем зав. лит. частью в кинофирмах. Пробовал силы и в драматургии. После революции 1917 эмигрировал в Берлин, где выпустил сб. рас­сказов « Мой гарем » (1923), объединивший его рассказы о любви. В 1924 вернулся в сов. Россию, где стал зарабатывать ис­правлением рукописей «пролетарских писа­телей». В 1930 вновь эмигрировал и вернулся в 1935. Посл. опубликованной при жиз­ни книгой стал сб. « Петербургский чело­век » (1936), являющийся антологией его дорев. прозы. В 1937 был аресто­ван «за шпионаж», умер в лагере.

В истории русской лит-ры К. остался как беллетрист, умеющий увлечь читателя хитро­умными поворотами сюжета, запоминающи­мися характерами героев, отточенной фра­зой и легкомысленными рассказами о при­чудливых обличьях любви.

Соч.: Рассказы. 2-е изд. СПб., 1908. Т. 1–2; Расска­зы. СПб., 1910. Т. 3; Люди: Роман. СПб., 1910; Мой га­рем: Рассказы о любви. Берлин, 1923; Петербургский человек: Повести и рассказы (1905–15). М., 1936; Мой гарем: Роман, рассказы / Cост., вст. ст., комм. А. Грачевой. М., 1999; Рассказы о любви / Cост., вст. ст., комм. А. Николюкина. СПб., 2004.

Лит.: Пильский П. А. Каменский // Родная земля. 1907. 26 март.; Горнфельд А. Эротическая беллетрис­тика // Горнфельд А. Книги и люди. СПб., 1908. Т. 1; Чу­ковский К . А. Каменский // Чуковский К. От Чехова до наших дней. СПб.; М., 1908; Волошин М. Проповедь но­вой естественности: О романе А. Каменского «Люди» // Аполлон. 1909. № 3; Новополин Г (Нейфельд Г.). Порнографич. элемент в русской лит-ре. СПб., 1909; Чанцев А. А. П. Каменский // Русские писате­ли. 1800–1917: Биогр. словарь. М., 1992. Т. 2.

А. Грачева

  • Каменский Анатолий Павлович