Каминский Евгений Юрьевич


КАМИ́НСКИЙ Евгений Юрьевич (псевд. В. Барковский, Е. Покровский, Е. Крестовский) [29.4.1957, Л-д] - прозаик, поэт.

Отец - военнослужащий; мать - служащая. Закончил геологический фак-т ЛГУ (1975–80) по специальности геофизика. Работает в НПП «Севморгео» с 1980. Зав. аналитической лабораторией, канд. технич. наук. Участник неск. заполярных экспедиций (Архипелаг Новая Земля, Новосибирские о-ва, Чукотка), неск. длительных научно-исследовательских рейсов в Мировом океане. В 1980-е К. впитывал в себя краски и впечатления от различных культур и народов, стран и континентов. Член СП СПб. (1993). С 2003 ― зав. отделом прозы ж. «Звезда».

Писать начал поздно. Лет в семнадцать написал стих. « Золотое кольцо » после рассказов матери о ее путешествии по Золотому кольцу России. Перв. публикация ― в ж. «Нева» (1986. № 8). На эту подборку из трех стих. отреагировал А. Бобров в «ЛГ», упрекнув в бездумном оптимизме молодого автора, для кот. и «солнце без пятен, и памяти нет», в то время как только что произошла Чернобыльская катастрофа.

В 1989 вышел перв. поэтич. сб. ― «Естественный отбор» , ― имевший опр. успех. В 1990 ― кн. стих. «Толпа».

С сер. 1990-х К. пишет и прозу. В 1994 выходит его роман «Образ зверя» под псевд. (что было непременным требованием издателей) «В. Барковский, Е. Покровский». В 1996 выходит роман «Тот, кто стоит за спиной» . В 1998 и 1999 выходят романы «Холодное солнце» и «Дожить до воскресения» под псевд. «Евгений Крестовский». Эти романы ― дань смутным девяностым, однако роман «Холодное солнце», где автор предпринял попытку «написать хронику последних времен» уже серьезная, мастерски написанная проза. В 2003 под тем же псевд. выходит роман-фантасмагория «Империя крыс» . В эти же годы К. начинает публ. прозу в «толстых» ж.: повесть «Нюшина тыша» (Нева. 1998. № 7), роман «Чудотворец» (Волга. 2000. № 1–3), повесть « Порядок вещей» (Нева. 2004. № 10), кот. вошла в long-list премии И. Белкина за лучшую повесть года. В ж. «Звезда» (2006. № 2) опубл. повесть К. «Чужая игра», а в № 4 за 2006 ж. «Лит. учеба» ― рассказ «Пух-пером». Альм. «Подвиг» с 2002 по 2006 опубл. три романа К.: «Бегство от Фараона», «Раба огня» ,«Князь Долгоруков» .

Рассказ « Неподъемная тяжесть жизни » (Нева. 2008. № 2) вошел в long-list премии им. Ю. Казакова за лучший рассказ года. В 2008 рассказ был удостоен спец. приза им. Л. Толстого «За следование гуманистическим традициям русской лит-ры».

В февр. номере «Невы» за 2009 опубл. рассказ К. «Графин кукольника» , где автор вспоминает свои кругосветные плавания, в том же году выходит роман «Легче крыла мухи». Проза дается К. труднее и менее органично, чем поэзия. Осн. мотив стихов К. - страх перед смертью. Самый естественный и объяснимый, но от этого не менее явственный. В своем апогее он доходит до того, что после смерти даже: «…не страшно что будет, поскольку, по сути / страшно так, как едва ли уж будет страшней». Большая часть произведений поэта словно состоит из заклинаний, долженствующих оградить человека от ужаса неминуемого конца, хотя автор нередко добивается прямо противоположного эффекта. Эти заклинания сами нагоняют жуть - так химеры, отпугивающие злых духов тоже, зачастую, ужасны. Эти стихи страшны в своей обнаженности и безысходности. Поэзия буквально наполнена ими: «Утонченно, скорее, отточено / упирается в горло черта. / В этой жизни, похоже, все кончено. / И так страшно: а будет ли та?» В стих. много сказано о муках совести, о переживаниях за страждущих, о смирении и даже о преодолении. В них больше говориться об обязанностях, чем о правах. Более того, даже если права упоминаются - они настолько мизерны, что их никто, даже Бог не соблюдает. Есть право «выйти из себя…», хотя тут же последует окрик: «Шаг влево или вправо…», есть «право ― в ересь впасть» да еще спросить упавшим голосом, на ответ не рассчитывая: «Кто посмел, не спросив, отобрать у меня этот мир». Жизнь в преддверии неизбежного конца приобретает особую ценность. Она стремительна и неутолима. Она сама воплощенная жажда. Ею невозможно напиться. При этом ощущение своей неповторимости, своей поэтич. индивидуальности К., хорошо знающий себе цену, периодически пытается «демократизировать», увязывая и с окружающим миром, и с дружбой с нашими меньшими братьями. Жизнь коротка, и поэт успевает, в прямом смысле слова, десятки раз умереть на страницах своих книг. Смерти эти часто страшны и ужасны, но порой и радостны. Часто автор умирает за других. За птиц, ползучих гадов, за жуков, за корни деревьев, за политических деятелей, за ребенка, убийцу и за бомжа. Даже за Бога: «…Родившийся близь Вифлеема / может в здравом рассудке, владея набором чудес, / выбрать смерть для себя ради всех. Вот и вся теорема». Можно сказать, что т.о. он репетирует свою собств. смерть. Он буквально живет смертью, дышит ею, пост. пробует на вкус. К. занят индивидуальной эсхатологией. И готов делиться с читателем своим сокровенным знанием, как бы тяжело оно ни было. Даже если иногда лирич. герой и спрашивает о том, что будет за гранью смерти, то ответ у автора всегда готов.

К. признается, что и сама «жизнь ― держи только шире карман! ― / вещь такая, что можно убиться», но без веры в божественную сущность она становится невыносимой. В описании преодоления этой кромешной жизни автор весьма преуспел: «Жизнь закончена. Светится даль. / Твердь небесная ― чем не жилплощадь?! / Здесь и воздух, как горный хрусталь, / и соседи, пожалуй, попроще! / Мы и мухи теперь не убьем! / Не швырнет нас, как прежде, на сушу, / где, как гадов, нас били рублем ― / вышибали бессмертную душу!». Но все-таки лирический герой как бы распрямляет плечи. Он уже готов к смерти, которая так пугала автора. Он знает, ради чего жил и ради чего умирает: «От меня не убудет. Я сгинуть готов. Где-нибудь / с безымянной травой наравне мне не больно пылиться, / лишь бы влажно ладонь Твоя, Боже, в открытую грудь / вместо камня вложила мне всеми забытую птицу».

Пройдя со своим героем столько коллизий, К. начинает относиться к смерти с некот. прохладцей. Вместе с ее приятием К. уже готов полюбить и сопутствующие ей атрибуты. «На кладбище такая благодать, / что хоть сейчас в слезах здесь лягу в землю». Причем это мало напоминает умиление красотой заросшего погоста. Это скорее попытка обмануть судьбу, показать, что автору нипочем холод сырой могилы. «Так и вцепился бы в хвост / ввысь улетающей птичке! / Жду. Прихожу на погост, / как на перрон к электричке». Здесь почти просьба: скорей бы уж! Однако за строчками проступает истинная мотивация таких призывов: «Я люблю тебя, кладбище, за / беспорядок роскошных растений. / Здесь очкарик не щурит глаза / и не бьет себя в грудь неврастеник». К. спешит выразить истину в четкой формуле: «Сердце жаждало неба и все-таки жалось к земле». Поэт доходит почти до бравады, которая переходит в презрение к тем, кто еще живет: «Друг мой, глаза залей, ― вот мое фото в раме! ― / ибо ноги моей больше не будет с вами».

Участник неск. поэтич. антологий, в частности, «Строфы ХХ в.» (сост. Е. Евтушенко), «Поздние петербуржцы» (СПб., 1995), «Россыпи» (СПб., 2000), последних выпусков (2007, 2008) всероссийского «Дня поэзии».

Публиковался в ж. «Звезда», «Нева», «Аврора», «Октябрь», «Волга», «Лит. учеба», «Сев. Аврора», «Всерусский Собор», «Литерарус» (Хельсинки), в «ЛГ», в отеч. и зарубежных альм. «Поэзия», «День поэзии» «Истоки», «Подвиг», «URBI» «XXI век» (Германия) и др.

Лауреат лит. премии Независимой преподавательской ассоциации за поэму « Свиная голова » (1992), лауреат премии им. Н. Гоголя за роман «Князь Долгоруков» (2007).

Соч.: Естественный отбор / Предисл. А. Урбана. Л., 1989; Толпа, Л., 1990; Исход. СПб., 1992; Процесс. СПб., 1994; Образ зверя. СПб., 1994; Тот, кто стоит за спиной. СПб., 1995; Командированный. СПб., 1998; Холодное солнце. М.-СПб., 1998; Дожить до воскресения. М.-СПб., 1999; Память смертная. СПб., 2002; Из мрамора. СПб., 2007; Империя крыс. СПб., 2003; Легче крыла мухи. СПб., 2009.

Лит.: Пикач А. Внезапно озаренный мыс // Каминский Е. Процесс. СПб., 1994; Нелин И.. Найти просветы // Звезда. 2003. № 3; Крупин М. Огней так много «золотых» // Подвиг. 2003. № 5; Ахматов А. Опыты «борьбы духа со страхом» // Нева. 2007. № 5; Кречетов В. Каминский Евгений ― реквием ХХ веку // Царское Село. 2008. № 2; Филимонов А. Отверстая печать. Е. Каминский // Сайт «Проза ру». 2008; Беляков С. Призрак титулярного советника // Новый мир. 2009. № 1; Беляков С. О размерах и значениях // Лит. Россия. 2009. № 2–3.

А. Ахматов

  • Каминский Евгений Юрьевич