Карапетян Андрей Петрович
КАРАПЕТЯ́Н Андрей Петрович [24.9.1950, пос. Подтёсово Красноярского края] ― художник-график, иллюстратор, поэт, прозаик.
Родился в семье врача и ссыльного инженера-кораблестроителя из Л-да. С 1973 проживает в Л-де (СПб.).
По образованию инженер-конструктор, окончил в 1973 фак-т энергомашиностроения Моск. Высшего технич. училища им. Баумана. Как и многие его товарищи по «цеху», К. начинал карьеру в сфере, далекой от высокого искусства. Он гл. инженер проектов во ВНИИМетМаш – старейшем проектно-конструкторском ин-те страны. Построенные по его разработкам производственные машины до сих пор работают на руинах отеч. промышленности. Эта реальность не помешала стать К. одним из самых интересных и своеобразных художников-иллюстраторов.
Работы К. начали появляться на страницах лен. самиздатской прессы еще в кон. 1980-х. В это вр. им создны перв. циклы иллюстраций к произведениям бр. Стругацких.
С 1982 К. ― участник семинара Б. Стругацкого, куда вначале пришел как писатель, имеющий в «портфеле» шесть фантастич. рассказов. Рассказы « Сад », удостоенный высокой оценки Б. Стругацкого, « Скоро будет весна » и « Рыжий Семенов » вскоре были опубл.
В сб. «Молодой Л-д» (Лениздат, 1991, 1992), альм. «Сорок четвергов» (ЛИО «Редактор», 1992), «Колпица» (изд. «Водолей», 1992–95) опубл. стихи. К. работал и над худож. оформлением этих изд.
Начиная с 1989 в лен. и моск. изд-вах выходят книги с илл. К. К этому вр. его графич. стиль уже можно считать сформировавшимся. Манера К. индивидуальна и легко узнаваема. Для нее характерны мастерски виртуозная линия, играющая с чёрными и белыми пятнами силуэтов, присущая художнику способность патетич. искажения жеста, костюма и ландшафта. Полутона и фактура предметов передаются с помощью перекрестной штриховки и гравировки пунктиром. Его мир – словно палимпсест: сквозь вполне реалистич. детали и образы узнаваемых персонажей проступает вселенная, населенная призраками, взвалившими на себя бремя одиночества и непокоя тех, кто согрешил разумом.
Несомненной удачей К. стали илл. к кн. Карен Бликсен («Семь фантастических историй». «Северо-запад», 1993). С помощью весьма огранич. набора средств: легкой асимметричности композиции, изломанных линий ― создаются мертвенно-ирреальные пейзажи, напоминающие сны, и образы на их фоне, взятые словно бы из реальной жизни, предстают не как зеркально точные отражения, но, пройдя через сознание художника, через его собств. романтич. мир, превращаются в нечто «знакомо-незнакомое», «реально-сказочное».
Символич. поэтич. действительность художника возникает из живописного хаоса, вписанного в безупречно точное композиц. решение, в кот. все фигуры завихрены трагич. маскарадом; лица с улыбками, похожими на гримасы, отмечены печатью гибели. В этой действительности далекое и близкое, большое и малое не определяются с математич. скрупулезностью, но могут произвольно меняться местами – в зависимости от эмоц. настроя того, кто смотрит на рисунок.
Едва ли не самое почетное место в ряду книг, над кот. довелось работать К., занимает «Божественная комедия» Данте («Амфора», 2013), иллюстрации к кот. создавались на протяжении пятнадцати лет. Существует более двухсот листов – илл. и графич. комментариев к ним ( http://arts.in.ua/artists/andrey/f/2301/ ).
Как драматург, К. «расставляет» фигуры на «сцене» своих рисунков, создавая т.н. мизансцены, в кот. должны быть произнесены важнейшие, ключевые фразы. В этих рисунках нет второстепенных элементов – каждая линия, блик, светотень обнаруживают способность передать проникновение в самую сущность явлений. Здесь каждая «деталь» как данность, кот. художник особо акцентирует, заставляет стать символом, инструментом отмщения, извлекающим разрушительную мелодию из человеч. страдания. Все в этих листах предельно грандиозно и космично: вздыбленные скалы, бескрайние долины, бездонные ущелья, чудовищные деревья, несметные человеч. потоки, яркие вспышки света, прорезающие ночную мглу, подавляющая своими масштабами архитектоника инфернальных миров. Здесь «фон», «атмосфера» является главным, определяющим моментом.
Оригинальным в работе над илл. к произведению Данте становится и решение графич. комментариев к нему, представляющих собой ассоциациативные связи сюжетов «Божественной комедии» с современностью. Перекинутый мост из мрачного зазеркалья в наши дни, где человек, отринувший Бога, живет в ветшающем, распадающемся мире. Живые люди здесь словно недовоплотившиеся призраки из Дантова ада, их плоть как бы высыхает изнутри, теряет свое содержание. То, что остается от нее, ― это хрупкая и ломкая поверхность, под кот. нет ничего, кроме пугающей пустоты.
Цикл илл. к произведению М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (тушь, перо, карандаш) и выполненный в необычной технике черно-белый вариант рисунков ( http://arts.in.ua/artists/andrey/f/2299/ ) предлагает своеобразную трактовку знаменитого романа. К. выразительно и тонко передает долгую гложущую и не отпускающую боль утраченного обладанья: будь то утрата Бога, или женщины, или места, кот. дорого и кот. надо покинуть навсегда, или утрата покоя. Всегда как бы на краю пропасти: с одн. стороны ― свет жизни, с др. ― бездна небытия. Постоянно балансируя между этими мирами, художник хорошо чувствует и передает их.
В графике К. оживает само пространство. Оно становится подвижным, гибким и деятельным. Человек же, в свою очередь, делается его частью, полностью сливаясь с окружающим ландшафтом и тем самым одушевляя его. Пространство у художника крайне выразительно: то оно обвисает тяжелыми складками, то сворачивается в кокон, то застывает каменной глыбой. Тут не найти грани между внутренним космосом и внешним. Масштаб, расстояние, законы перспективы ― все теряет значение, иногда становясь предметом игры, как в работах Эшера, неизменно тонет в возникающем ощущении неотвратимой трагедии. Илл. К. к «Мастеру и Маргарите» выставлялись в музее М. Булгакова в М.
В кач-ве илл.-оформителя К. принимал участие в выпуске шеститомного изд. лит.-философского альм. «Канун» под общей ред. Д. Лихачева («Corvus», 1995–2001). В этих рисунках «обыгрывается» тайнопись древнеславянской азбуки, кот. имела глубокий религиозный и философский смысл и представляла собой поначалу граффити, начертанные на стенах соборов (http://arts.in.ua/artists/andrey). Здесь использованы работы из цикла «Буквицы».
Значительное место в тв-ве К. отводится илл. к романам А. и Б. Стругацких. Книги неоднократно переизд., иллюстрации К. считаются классическими. В некот. из них просматриваются элементы лубочного стиля, характерного и для таких работ, как илл. к произведениям Е. Лукина и М. Успенского. Б. Стругацкий в одном из инт. сказал о рисунках К.: «Это не иллюстрации, а скорее сотворчество».
Иллюстрации К. вполне самодостаточны. Они могут существовать вне и независимо от текста, к кот. формально привязаны. Но связи не исчезают, они продолжают существовать где-то на периферии восприятия. Художник вступает с читателем в некий тайный сговор, как будто намекая: мы-то знаем, чье лицо проглядывает в складках плаща и кто сидит к нам вполоборота, «сбросив сандалии... и свесив босые ноги в пропасть». Возможно, в этом и есть мастерство книжного графика. Не становясь рабом лит. произведения, всегда оставаясь самим собой, сохранять ту тонкую связь, когда иллюстрация и текст составляют диаду, взаимно дополняя друг друга, взаимно расширяя возможность трактовок.
Помимо упомянутых выполнил илл. к кн.: Ф. Достоевский «Двойник» («Азбука», 2006), «Преступление и наказание» ( http://arts.in.ua/artists/andrey/f/2312/ ); М. Булгаков «Князь тьмы» («Азбука-классика», 2007); Н. Гоголь «Шинель» ( http://arts.in.ua/artists/andrey/f/17032/ ); Р. Толкиен «Властелин колец» ( http://arts.in.ua/artists/andrey/f/5289/ ); К. Бликсен «Семь фантастических повестей» («Северо-Запад», 1993); А. и Б. Стругацкие «Град обреченный» (Л.: Худож. лит-ра, 1989), «Гадкие лебеди. Град обреченный» («Terra fantastika», 1993), Миры братьев Стругацких. «Град обреченный. Второе нашествие марсиан» («Terra fantastika», 1997, «Corvus», 1998), «Понедельник начинается в субботу. Сказка о тройке» («Terra fantastika», 1992), «Понедельник начинается в субботу. Сказка о тройке» («Terra fantastika»–АСТ, 1997), Миры братьев Стругацких. «Пикник на обочине. Улитка на склоне» («Terra fantastika», 1997), «За миллиард лет до конца света» (СПб.: Terra fantastica, М.: ЭКСМО, 2008); М. Успенский «Там, где нас нет» («Локид», 1995); Ф. Дик «Убик» («Terra fantastika», 1992); А. Столяров «Альбом идиота» («Terra fantastika», 1992), «Ворон» (сб. «Аманжол–90», «Terra fantastika», 1992); Вяч. Рыбаков «Очаг на башне» (Латвийский детский фонд, 1990, «Азбука-классика», 2004); А. Лазарчук сб. повестей «Опоздавшие к лету» («АСТ», «Люкс» 2005); Е. Лукин сб. повестей и рассказов «После нас ― хоть потом» («АСТ», «Люкс», 2005).
Участник мн. худож. выставок, в частности, в музее Ф. Достоевского (СПб., 1995), в Книжной лавке писателей (СПб., 1996), в музее «Совр. литература – ХХ век» (СПб., 2007 и 2008), в музее М. Булгакова (М., 2008).
Лауреат премии всероссийского форума фантастов «Странник» за илл. к повести М. Успенского «Там, где нас нет» («Локид», 1995).
Соч. : Сад: Рассказ // Простор. 1988. № 3 (То же // Часы с вариантами: Сб. СПб., 1992); Скоро будет весна: Рассказ // Уральский следопыт. 1990. № 12; Стихи // Молодой Ленинград. Л., 1991; Стихи // Там же. Л., 1992; Стихи // Четверо: Лит. сб. Колпино, 1992; Рыжий Семенов: Рассказ // Китеж: Сб. СПб., 1992; Стихи // Колпица: Лит. сб. Вып. 5, 13, 25. Колпино, 1993–95; Стихи //Острова. Нью-Йорк, 2009. Публ. на сайтах: http://www.stihi.ru/avtor/petrovich9 , http://www.proza.ru/avtor/petrovich7 , http://www.reshetoria.ru/
Н. Игнатенко