Карп Поэль Меерович


КАРП Поэль Меерович [31.8.1925, Киев] - поэт, публицист, переводчик, балетовед.

До 1930 жил в малых городах Украины (Умань, Бершадь) и в Крыму. С 1930 - в Москве, с 1949 - в Л-де, с марта 2000 постоянно живет в Лондоне.

В 1949 окончил ист. фак-т МГУ. Кандидат искусствоведения. С 1953 выступал в печати как переводчик поэзии и балетовед, с 1980-х - как поэт и публицист. Выпустил более 20 кн. и неск. сотен статей. При всем разнообразии жанров лит. работе К. присуще единство традиций, кот. он следует, и направлений, кот. он избирает.

Долгие годы, не имея возможности печатать собств. стихи и даже переводы, К. писал и переводил «в стол». Став профессиональным переводчиком, он преимущественно переводил не по заказу, а по собств. инициативе и выбору. В числе его переводных работ: Й. Эйхендорф. Стихотворения (Л.: Худож. лит-ра, 1969); Г. Ибсен. Пер Гюнт (БВЛ. М.: Худож. лит-ра, 1972); Г. Гейне. Атта Тролль (Л.: Наука, 1978); Переливание крови: стихи литовских поэтов (Вильнюс: Вага, 1988); Г. Гейне. Книга песен (СПб.: Всемирное слово, 1993); Гете. Страдания молодого Вертера (СПб.: СМИО, 2004); У. Шекспир. Юлий Цезарь (СПб.: Коста, 2012); Разбросанные переводы (СПб.: Лема, 2014); Лирика и сатира Генриха Гейне (СПб.: Лема, 2015); Г.-Х. Андерсен. Ледяная дева и еще семь сказок (СПб.: Лема, 2015). Переведенные К. книги - в основном романтич. поэтов или поэтов, приверженных их традиции.

В центре собств. поэзии К., представленной книгами « Общая тетрадь » (СПб.: Всемирное слово, 1992), «После всего» (СПб.: Лема, 2011), «Последний боярин» (сцены в стихах; СПб.: Лема, 2012), «Кроме страха» (Стихи 1945–52; СПб.: Лема, 2013), «Просвет» (Стихи 1953–65; СПб.: Лема, 2013), «Выражение лица» (Стихи 1966–85; СПб.: Лема, 2013), при изв. стилистич. отклонениях от чисто романтич. традиции тоже оказывается участь отд. человека, его самоопределение в отношениях с людьми, в общ-ве и в мире.

Балет, которому в большой части посвящ. жизнь и книги К. : «О балете» (М.: Искусство, 1967), « Балет и драма » (Л.: Искусство, 1980), « Младшая муза » (М.: Детская лит-ра, 1986), « Марина Семенова » (М.: Большой театр, 1988), « Константин Сергеев » (СПб.: Мариинский театр, 1995), « Григорович (Браво, мастер) » (М.: Жар-птица, 1997) - тоже привлекает К. как искусство, высшие взлеты кот. связаны с романтизмом.

После 1985 публиковал в еженедельниках «Кн. обозрение», «Новое время» и др. российских и зарубежных изданиях статьи на социальн. и политич. темы (о связи экономики и демократии, о сов. империи, этническ. конфликтах, антисемитизме, войне в Чечне и пр.), в центре внимания которых, как правило, была участь людей, их жизненные интересы и идеалы. Об этом книги К. о русской истории («Отечественный опыт » - СПб.: СМИО, 2001), живописи (« TizianoVecellioeVladimirLebedev » - Milano: Spirali, 2006), литературе (« Разбитый алтарь арифметики», статьи - СПб.: Коста, 2012) и совр. обществ. жизни (« Свобода - опора порядка», статьи - СПб.: Лема, 2013).

Член СП СССР (1960) и Союза театр. деятелей (1965).

Соч.: I (обществ. темы): Преображение (о переводе поэзии) // Звезда. 1966. № 4; Жизнь, а не словесность // Звезда. 1968. № 2; Актуальность вчерашней газеты // Новый мир. 1969. № 3; Дух гнева и печали // Юность. 1971. № 12; Романтизм и его исследователь // Звезда. 1975. № 3; Всадник в бронзе и стихах // Лен. панорама. 1984; Война с Чечней // Час пик. 1999. № 43; Параллели, которые пересекаются // Час пик. 2001. № 9; Пойдет ли Россия по китайскому пути // Час пик. 2001. № 19; Страна все та же, другой нет // Час пик. 2001. № 25; Новое платье тоталитаризма // Час пик. 2002. № 4; Третья война против свободы // Час пик. 2002. № 37; Делимая и единая // Час пик. 2003. № 30; Солженицын и еврейский вопрос // Тoronto Slavic Quarterly. 2005. № 14; Не касаясь самой поэзии (О Бродском) // Вопросы лит-ры. 2005. № 3; Классика и мы // Toronto Slavic Quarterly. 2007. № 20; Социальная почва романтизма // Toronto Slavic Quarterly. 2008. № 24; Не коррупция, а стро // Грани. 2010. 13 сент.; Террор - это страх // Грани. 2011. 8 февр.; Куда ж нам плыть? // Грани. 2011. 15 март.; Иное все же дано // Грани. 2011. 26 апр.; Вопрос есть // Грани. 2011. 10 июн.; Осознать поражение // Грани. 2011. 23 авг.; Такие разные национализмы // Грани. 2011. 3 нояб.; Индивидуальные протесты миллионов // Грани . 2011. 1 дек.; Разлад в тоталитаристах // Грани. 2012. 30 янв.; Одинаковое право разных // Грани. 2012. 3 февр.; Уважайте чувства неверующих // Грани. 2012. 9 апр.; Сколько народов в нации и в народе наций? // Грани. 2012. 16 апр.; Терпимости нужна взаимность // Грани. 2012. 26 апр.; Не только снизу // Грани. 2010. 13 сент.; Революцию не выбирают // Грани. 2012. 12 июн.; Сила традиции // Грани. 2012. 9 июл.; и др. II (балет): Об одном несостоявшемся балете (« Родные поля ») // Театр. 1953. № 10; Права и обязанности молодости // За сов. искусство. 1955. № 18; Пасынки Терпсихоры // Нева. 1957. № 3; Драматургия и хореография // За сов. искусство. 1959. 25 июн.; Второе рождение // Театр. 1959. № 8; Свежие силы балета // Лен. правда. 1959. 23 дек.; « Отелло » // Театр. 1960. № 8; «Легенда о любви» // Театр. 1961. № 9; Продолжение жизни // Театр. жизнь. 1961. № 23; Поиски и свершения // Звезда. 1962. № 1; Гордиев узел // Театр. жизнь. 1962. № 7; Пути и перепутья // Сов. музыка. 1962. № 8; «Каменный цветок» С. С. Прокофьева (в соавт.). Л.: Музгиз, 1963; Новые балеты Григоровича // Звезда. 1969. № 9; С. Б. Вирсаладзе // Лен. художники театра. Л., 1971; Испытание младшей музы // Звезда. 1973. № 2; Габович пишущий и говорящий // Михаил Габович: Сб. М.: Искусство, 1977; Николай Александрович // Николай Зубковский: Сб. СПб.: Изд. Андреев и сыновья, 1993; Две жизни Вечесловой // Мариинский театр. 1995. № 2; Спасительное естество // Мариинский театр. 1996. № 7–8; Порвалась связь времён // Мариинский театр. 1997. № 7–8; Спасение души // Мариинский театр. 2000. № 5–6; На что нам балет // Большой театр. 2001. № 2; Легенда [Легенда о любви]. М.: Театралис, 2002. № 4; В отсутствие Баланчина // Век Баланчина. СПб.: Аврора-Дизайн, 2004; Альтернативная мифология [Легенда победы]. М: Большой театр, 2008; Если будет балет, память о ней не пройдет // Незабываемая: Сб. памяти Н. Бессмертновой. М.: Театралис, 2008; Место и время балета // Мариинский театр. 2010. № 3–4; Витязь на распутьи // Мариинский театр. 2011. № 5–6.

Перев.: Сакс Г. Шванки // Сакс Г. Избр. Л.: Худож. лит-ра, 1959; Грильпарцер Ф. Величие и падение короля Отокара // Грильпарцер Ф. Пьесы. Л.: Искусство, 1961; Бьернсон Б. Хульда-Хромоножка // Бьернсон Б. Пьесы. Л.: Искусство, 1961; Байрон Дж. Г. Послание к Августе // Байрон Дж. Г. Лирика. Л.: Худож. лит-ра, 1967; Эленшлегер А. Аксель и Вальборг // Эленшлегер А. Пьесы. М.: Искусство, 1968; Дюрренматт Ф. Ромул Великий // Дюрренматт Ф. Комедии. М.: Искусство, 1969; Туманян О. Падение крепости Тмук // Туманян О. Соч. Айастан: Искусство, 1969. Т. 1; Андерсен Г.-Х. Ледяная дева // Андерсен Г.-Х. Сказки и истории. Л.: Худож. лит-ра, 1969; Гаиби // Поэты Туркмении. Л.: Сов. писатель, 1971 (БП); Шекспир У. Сонеты // Западноевропейская лирика. Л.: Лениздат, 1974; Браунинг Р. Стих-я. Л.: Худож. лит-ра, 1981; Келлер Г. Избр. Л.: Худож. лит-ра, 1988.

Лит.: Рахманова Н. П. Карп. О балете // Звезда. 1969. № 2; Балет: Энц. М., 1981; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Русский балет: Энц. М., 1997.

В. Садовский

  • Карп Поэль Меерович