Карпова Наталия Ивановна
КА́РПОВА Наталия Ивановна [15.7.1940, Л-д - 5.2.1995, СПб.] - поэт, переводчик.
Отец - партработник, мать - библиотекарь; дед со стороны матери - писатель, мемуарист А. Н. Мошин. В 1949 отец арестован по «ленинградскому делу», семья подверглась репрессиям, что нанесло девочке глубокую душевную рану. В 1965 окончила Лен. ин-т культуры им. Н. К. Крупской (1965) по специальности библиотекарь-библиограф и аспирантуру (1968), канд. пед. наук. В 1968–95 преподаватель, доцент (1977) Ин-та культуры. Опубл. свыше 50 науч. работ по библиотековедению.
Писать стихи начала с 4-летнего возраста. По признанию К., «им принадлежало не только свободное время, им принадлежала жизнь души». Лит. путь К. начался в ЛИТО под рук. Гл. Семенова, куда входили А. Кушнер, В. Соснора, Г. Гампер, А. Городницкий, Т. Галушко. Перв. подборка стихов напеч. в альм. «Молодой Л-д» в 1965. Стихи К. публ. во мн. периодич. изд. («Смена», «Лит. газ.», «Нева», «Аврора», «Звезда», «Костер», «Молодая гвардия», «Студенческий меридиан»), в альм. «День поэзии», «Молодой Л-д» и др. К. переводила стих, польских, югославских, украинских, грузинских, туркменских поэтов. Рекомендацию на принятие в СП дал Ю. Андреев в 1976; принята в СП в 1979.
Ранние стих. К. были «лишены резких красок и линий, категорических заключений, экстравагантных образов. Как правило, это короткие стихи, где в немногом говорится многое и где читателю сразу же... передается авторское настроение. Секрет этот в том чувстве истинной поэзии, в точном и скупом отборе поэтических средств, которыми владеет К.» (Ботвинник С. Доброго пути! // День поэзии. 1972. Л., 1972).
Имея в роду двух дядей-священнослужителей (братьев матери), К. с ранних лет была глубоко религиозна. Общение с ними укрепляло ее в вере: один из них, протоиерей Владимир Мошин - изв. славист и византолог, духовник многих русских эмигрантов в Югославии; другой, протодиакон Сергий, служил в Никольском соборе в Сан-Паоло (Бразилия). Впоследствии, на рубеже 1990-х, К. переживала душевный кризис, искала духовной поддержки у монашествующих, стремилась принять постриг в Елеонском монастыре в Иерусалиме (куда совершала паломничества).
В годы, когда открытое исповедание веры было невозможно, К. не шла на компромиссы: сб. ее стих. пролежал в изд-ве 11 лет. Христианское начало прочитывается в подтексте, в символах, иносказаниях; в ее стихах ощущается незримое присутствие вечности, иного мира, духовной реальности. Это было подмечено критикой в рец. на перв. кн. К. « Колодец » (1976): «Образность К. принадлежит к двум рядам: бытовому - и надбытовому, непреходящему, символом кот. чаще всего становится звезда. Это... необходимая автору стабильная точка, надежно остающаяся на привычном месте при любых обстоятельствах» (Гампер Г. Далекая память // Аврора. 1977. № 5).
Все стихи К. связаны единым лирич. сознанием автора, единым мироощущением. Уже в перв. кн. «Колодец» явственно чувствовалась высота души поэтессы, ее тяготение к религиозно-философскому осмыслению мира: «Мне так нужны бессмертные слова, / В которых есть и корень, и основа...» Критики отмечали зрелость и самостоятельность, силу и глубину поэтич. чувства. Стихи К. исполнены драм. переживаний, живой боли, искреннего интереса к людям. «Мысль, образ, жизнь...- все выстрадано... Поэтесса не боится высоких слов, не прячется в иронию, не маскируется витиеватой метафорой, и „душа”, „честь”, „совесть” для нее - не поэтические символы, а смысл жизни» (Покровская С. [Рец.] // Звезда. 1977. № 7).
Остро ощущая быстротечность жизни, К. находит опору, неподвластную времени, - любовь в ее христианском понимании. Вера в людей, радость общения, счастье бытия - слагаемые мироощущения поэтессы. «Карпова не оставила нам пронзительных стихов о любви, а вот о дружбе сказала так, как у нас не говорили со времен Пушкина: самозабвенно и самоотреченно. Умение жить чужой радостью и чужой болью свойственно ей в высшей степени» (Колкер Ю. Три письма и поездка в Англию).
Удивляясь тайне мироздания, К. видит в «обычном ходе вещей», в траве и дожде икону Творца. Для стилистич. системы К. характерны несколько удлиненная строка, утяжеленный ритм. Стих. организуется так, что нравственный вывод выносится в конец произведения и звучит как завершающая нота. Порой у К., поэтессы преимущественно городской, прорываются фольклорные нотки.
Поэтич. ориентиры К. определили то, что стихи о любви романтической в ее лирике оказались менее своеобразными. Б отклике на втор. кн. « Совпадения » (1980) отмечалось: «Лирическая героиня скорее вдумывается в жизнь, нежели живет страстями, она оглядывает мир и осмысливает его, идет от анализа к синтезу, ищет проявления цельности мироздания», и эта манера «придает ее стихам некоторую рассудочность» (Пруссакова И. У своих истоков // Нева. 1981. № 2).
В посл. прижизненной кн. « Над темной водою канала » (1994) К. выражает свою веру уже открыто: гулкая исповедальность, яростная борьба с грехом, постоянный поиск духовного совершенства приходят в соответствие с ее прежде сокрытой религиозной жизнью. Общее настроение книги сумрачно, неприглядны приметы времени: «незрячие кинулись в поводыри», «взрывчаткой самодельной переполнены дома», «и не светла печаль, и ненадежен дом». Любимый СПб. воспринимается как «город больной», а «люди злобой подогреты». Эта ненадежность земного бытия кажется К. предвестьем заслуженного и неотвратимого возмездия. Мотивы ухода, тщеты земных усилий звучат в книге с роковой неотступностью.
Стих К. порой сближается с древними духовными покаянными стихами: «Человечек, подумай, ты сам разрушен, / Словно храм, так спасай свою душу голую, / Омраченную, уже смердящую душу!» (Разлук и встреч печаль и радость ... СПб., 1996).
Выход К. находит в Боге: важно не то, что «мы дети безвременья», важно, что «все мы Божиии дети» (« О том, что времена последние... »). Встречи с людьми, некогда приносившие радость, теперь воспринимаются как «искушенья, соблазны», ибо «всяк человек - ложь» (« Господи, да будет воля Твоя!.. »). Поэтесса не питает иллюзий и в отношении поколения, взращенного эпохой безвременья: оно поглощает «громады газетной отравы», толкается «в колоннах у разных знамен», и неясно, «кто спасется во тьме, властно, алчно опутавшей землю, / Где коммерция, бизнес, богатство - весь смысл бытия?». Горьки приметы эпохи («Но, увы, на съездах заседая, / И монах сегодня депутат»), становящиеся одновременно и приметами «последних времен» (« Уже на улицах раздают листовки... »).
В тв-ве К. все большее место занимают темы отчаянной борьбы с грехом, исповеди, жертвенной готовности («Возьми мою жизнь. Господи, / Обретшую пару крыл»). В ее стихах проступает упорное стремление «из этого обозримого, изведанного мира в мир небесный», «преодоление быта во имя бытия» (А. Ахматов). В стих. « Маме » К. признается, что не радуют больше семейные реликвии: «Я, постылая, вижу - альбомы в пыли, / Не смотрю фотографий, нужны лишь иконы». Посл. цикл К. озаглавлен « Стихи покаянные ». Предчувствуя свою гибель, К. прощается с близкими («Всех простила от сердца - / Простите меня, дорогие») и молитвенно обращается к Богу с надеждой: «Только б пройти через узкую дверь / К Господу без преткновенья!». К. была убита неизвестными воскресным утром в день поминовения Новомучеников Российских, по пути в Спасо-Преображенский храм. Похороны пришлись на день гибели А. С. Пушкина. Суть посл. стих. К. точно определила Н. Шумских: «В ее стихах слышится искренний плач о грехах, истинное покаяние. Любя свой родной город, ставший „в мирозданье открытою раной”, любя, как больного ребенка, и страдая за свою великую и убогую Родину, она и нас зовет к соборному покаянию и смирению перед Господом».
Личный фонд: ЦГАЛИ СПб. Ф. 615.
Соч.: Колодец. Л., 1976; Совпадения. М., 1980; Мой город. Л., 1981; Трамвайный перекресток. Л., 1987; Краски дня. Л., 1988; Над темной водою канала. СПб., 1994; Разлук и встреч печаль и радость... / Сост. Э. Крейнин. СПб., 1996; Опыт небесный и опыт земной / Сост. Н. Шумских. СПб., 2008 (2010); «Поэзию любят красивые люди…» / Сост. А. Г. Раков. СПб., 2013; Стихи // Царскосельская антология / сост., вст. ст., подгот. текста и прим. А. Ю. Арьева. СПб.: Вита Нова, 2016.
Лит.: Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Друян Б. [Предисл.] // Нева. 1995. № 6; Наташа: [Воспоминания о Н. Карповой: Борисова М., Слепакова Н., Усова Г., Гампер Г., Цывьян Л., Джексон К., Кушнер А., Шадрина Ж., Минкина В., Угренинов Г., Шумских Н., Крестинский А., Вдовина Р., Халупович В., Колкер Ю., Любегин А., Тарасьев А.] // Карпова Н. Разлук и встреч печаль и радость... СПб., 1996; Колкер Ю. Простившая всех // Русская мысль. 2000. № 4307; Ахматов А. Преображение души // Карпова Н. Опыт небесный и опыт земной. СПб., 2008.
А. Любомудров