Карпова Наталия Ивановна


КА́РПОВА Наталия Ивановна [15.7.1940, Л-д - 5.2.1995, СПб.] - поэт, переводчик.

Отец - партработник, мать - библиотекарь; дед со стороны матери - писатель, мемуарист А. Н. Мошин. В 1949 отец арестован по «ленинградскому делу», семья подверглась репрессиям, что нанесло девочке глубокую душевную рану. В 1965 окончила Лен. ин-т культуры им. Н. К. Крупской (1965) по специальности библиотекарь-библиограф и аспирантуру (1968), канд. пед. наук. В 1968–95 преподаватель, доцент (1977) Ин-та культуры. Опубл. свыше 50 на­уч. работ по библиотековедению.

Писать стихи начала с 4-летнего возраста. По признанию К., «им принадлежало не только свободное время, им принадлежала жизнь души». Лит. путь К. начался в ЛИТО под рук. Гл. Семенова, куда входили А. Кушнер, В. Соснора, Г. Гампер, А. Городницкий, Т. Галушко. Перв. подборка стихов напеч. в альм. «Молодой Л-д» в 1965. Стихи К. публ. во мн. периодич. изд. («Сме­на», «Лит. газ.», «Нева», «Аврора», «Звез­да», «Костер», «Молодая гвардия», «Студенческий меридиан»), в альм. «День поэзии», «Молодой Л-д» и др. К. переводила стих, польских, югославских, украинских, грузинских, туркменских поэтов. Рекомендацию на принятие в СП дал Ю. Андреев в 1976; принята в СП в 1979.

Ранние стих. К. были «лишены резких красок и линий, категорических заключений, экстравагантных образов. Как правило, это короткие стихи, где в немногом говорится многое и где читателю сразу же... передается авторское настроение. Секрет этот в том чув­стве истинной поэзии, в точном и скупом от­боре поэтических средств, которыми владеет К.» (Ботвинник С. Доброго пути! // День по­эзии. 1972. Л., 1972).

Имея в роду двух дядей-священнослужителей (братьев матери), К. с ранних лет была глубоко религиозна. Общение с ними укрепляло ее в вере: один из них, протоиерей Владимир Мошин - изв. славист и византолог, духовник многих русских эмигрантов в Югославии; другой, протодиакон Сергий, служил в Никольском соборе в Сан-Паоло (Бразилия). Впоследствии, на рубеже 1990-х, К. переживала душевный кризис, искала духовной поддержки у монашествующих, стремилась принять постриг в Елеонском монастыре в Иерусалиме (куда совершала паломничества).

В годы, когда открытое исповедание веры было не­возможно, К. не шла на компромиссы: сб. ее стих. пролежал в изд-ве 11 лет. Христианское начало прочитывается в подтексте, в симво­лах, иносказаниях; в ее стихах ощущается незримое присутствие вечности, иного мира, духовной реальности. Это было подмечено критикой в рец. на перв. кн. К. « Колодец » (1976): «Образность К. при­надлежит к двум рядам: бытовому - и надбытовому, непреходящему, символом кот. чаще всего становится звезда. Это... необхо­димая автору стабильная точка, надежно ос­тающаяся на привычном месте при любых об­стоятельствах» (Гампер Г. Далекая память // Аврора. 1977. № 5).

Все стихи К. связаны единым лирич. сознанием автора, единым мироощущением. Уже в перв. кн. «Колодец» явственно чув­ствовалась высота души поэтессы, ее тяготе­ние к религиозно-философскому осмысле­нию мира: «Мне так нужны бессмертные сло­ва, / В которых есть и корень, и основа...» Критики отмечали зрелость и самостоятель­ность, силу и глубину поэтич. чувства. Стихи К. исполнены драм. пережи­ваний, живой боли, искреннего интереса к людям. «Мысль, образ, жизнь...- все выст­радано... Поэтесса не боится высоких слов, не прячется в иронию, не маскируется витие­ватой метафорой, и „душа”, „честь”, „со­весть” для нее - не поэтические символы, а смысл жизни» (Покровская С. [Рец.] // Звезда. 1977. № 7).

Остро ощущая быстротечность жизни, К. находит опору, неподвластную времени, - любовь в ее христианском понимании. Вера в людей, радость общения, счастье бытия - слагаемые мироощущения поэтессы. «Карпо­ва не оставила нам пронзительных стихов о любви, а вот о дружбе сказала так, как у нас не говорили со времен Пушкина: самозабвенно и самоотреченно. Умение жить чу­жой радостью и чужой болью свойственно ей в высшей степени» (Колкер Ю. Три письма и поездка в Англию).

Удивляясь тайне мироздания, К. видит в «обычном ходе вещей», в траве и дожде ико­ну Творца. Для стилистич. системы К. ха­рактерны несколько удлиненная строка, утя­желенный ритм. Стих. организуется так, что нравственный вывод выносится в конец произведения и звучит как завершающая но­та. Порой у К., поэтессы преимущественно го­родской, прорываются фольклорные нотки.

Поэтич. ориентиры К. определили то, что стихи о любви романтической в ее ли­рике оказались менее своеобразными. Б от­клике на втор. кн. « Совпадения » (1980) отмечалось: «Лирическая героиня скорее вдумывается в жизнь, нежели живет страстями, она оглядывает мир и осмыслива­ет его, идет от анализа к синтезу, ищет прояв­ления цельности мироздания», и эта манера «придает ее стихам некоторую рассудоч­ность» (Пруссакова И. У своих истоков // Нева. 1981. № 2).

В посл. прижизненной кн. « Над темной водою канала » (1994) К. выражает свою веру уже открыто: гулкая исповедальность, яростная борьба с грехом, постоянный поиск духовного совершенства приходят в соответствие с ее прежде сокрытой религиозной жизнью. Общее настроение книги сумрачно, неприглядны при­меты времени: «незрячие кинулись в поводы­ри», «взрывчаткой самодельной переполнены дома», «и не светла печаль, и ненадежен дом». Любимый СПб. воспринимается как «го­род больной», а «люди злобой подогреты». Эта ненадежность земного бытия кажется К. предвестьем заслуженного и неотвратимого возмездия. Мотивы ухода, тщеты земных уси­лий звучат в книге с роковой неотступностью.

Стих К. порой сближается с древними ду­ховными покаянными стихами: «Человечек, подумай, ты сам разрушен, / Словно храм, так спасай свою душу голую, / Омраченную, уже смердящую душу!» (Разлук и встреч пе­чаль и радость ... СПб., 1996).

Выход К. находит в Боге: важно не то, что «мы дети безвременья», важно, что «все мы Божиии дети» (« О том, что времена по­следние... »). Встречи с людьми, не­когда приносившие радость, теперь воспри­нимаются как «искушенья, соблазны», ибо «всяк человек - ложь» (« Господи, да бу­дет воля Твоя!.. »). Поэтесса не пита­ет иллюзий и в отношении поколения, взращенного эпохой безвременья: оно поглощает «громады газетной отравы», толкается «в ко­лоннах у разных знамен», и неясно, «кто спа­сется во тьме, властно, алчно опутавшей зем­лю, / Где коммерция, бизнес, богатство - весь смысл бытия?». Горьки приметы эпохи («Но, увы, на съездах заседая, / И мо­нах сегодня депутат»), становящиеся одновременно и приметами «последних вре­мен» (« Уже на улицах раздают листов­ки... »).

В тв-ве К. все большее место зани­мают темы отчаянной борьбы с грехом, испо­веди, жертвенной готовности («Возьми мою жизнь. Господи, / Обретшую пару крыл»). В ее стихах проступает упорное стремление «из этого обозримого, изведанного мира в мир небесный», «преодоление быта во имя бытия» (А. Ахматов). В стих. « Маме » К. признается, что не радуют больше семейные реликвии: «Я, постылая, вижу - альбомы в пыли, / Не смотрю фотографий, нужны лишь иконы». Посл. цикл К. озаглавлен « Сти­хи покаянные ». Предчувствуя свою гибель, К. прощается с близкими («Всех простила от сердца - / Простите меня, дорогие») и молитвенно обращается к Богу с надеждой: «Только б пройти через узкую дверь / К Гос­поду без преткновенья!». К. была убита неизвестными воскресным утром в день поминовения Новомучеников Российских, по пути в Спасо-Преображенский храм. По­хороны пришлись на день гибели А. С. Пушки­на. Суть посл. стих. К. точно определила Н. Шумских: «В ее стихах слышится искрен­ний плач о грехах, истинное покаяние. Любя свой родной город, ставший „в мирозданье открытою раной”, любя, как больного ребен­ка, и страдая за свою великую и убогую Ро­дину, она и нас зовет к соборному покаянию и смирению перед Господом».

Личный фонд: ЦГАЛИ СПб. Ф. 615.

Соч.: Колодец. Л., 1976; Совпадения. М., 1980; Мой город. Л., 1981; Трамвайный перекресток. Л., 1987; Краски дня. Л., 1988; Над темной водою канала. СПб., 1994; Разлук и встреч печаль и радость... / Сост. Э. Крейнин. СПб., 1996; Опыт небесный и опыт земной / Сост. Н. Шумских. СПб., 2008 (2010); «Поэзию любят красивые люди…» / Сост. А. Г. Раков. СПб., 2013; Стихи // Царскосельская антология / сост., вст. ст., подгот. текста и прим. А. Ю. Арьева. СПб.: Вита Нова, 2016.

Лит.: Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Друян Б. [Предисл.] // Нева. 1995. № 6; На­таша: [Воспоминания о Н. Карповой: Борисова М., Слепакова Н., Усова Г., Гампер Г., Цывьян Л., Джексон К., Кушнер А., Шадрина Ж., Минкина В., Угренинов Г., Шум­ских Н., Крестинский А., Вдовина Р., Халупович В., Кол­кер Ю., Любегин А., Тарасьев А.] // Карпова Н. Разлук и встреч печаль и радость... СПб., 1996; Колкер Ю. Простившая всех // Русская мысль. 2000. № 4307; Ахматов А. Преображение души // Карпова Н. Опыт небесный и опыт земной. СПб., 2008.

А. Любомудров

  • Карпова Наталия Ивановна