Катерли Нина Семеновна


КАТЕ́РЛИ Нина Семеновна (Нина Соломоновна; по мужу Эфрос) [30.6.1934, Л-д] ― прозаик, публицист-правозащитник.

Родилась в семье журналистов. Мать - Елена Иосифовна К. (1902–58) ― впоследствии стала писателем-прозаиком, автором романов на ист. и производств. темы, чл. СП СССР. Отец - Фарфель Соломон Шмулевич (1907–85) - журналист (публиковался под псевд. Ф. Самойлов), член СП СССР.

В 1958 К. окончила Технологический ин-т им. Ленсовета. Одновременно с К. в ин-те учились Д. Бобышев, А. Найман и Е. Рейн. Около 15 лет проработала инженером химиком-технологом ― на з-де «Красный треугольник», в НИИ Гипропласт, ЦНИИ Технологии судостроения.

Начинала с фельетонов, кот. печатались в газ. «Вечерний Л-д», и рассказов о воен. детстве, напис. в нач. 1970-х. В 1973 при содействии С. Довлатова опубл. перв. рассказ в пионерском ж. «Костер» (« Добро пожаловать »). Одной из первых, наряду с А. Житинским, выступила в жанре фантастич. реализма. В 1976 в ж. «Нева» напеч. фантастич. рассказы - « Нагорная, десять », « Безответная любовь » и « Охо-Хо ». В том же году вступила в Лен. профком драматургов.

В 1976 рассказ К. « Земля бедованная » появился в ж. «Часы». В 1981 повесть « Треугольник Барсукова » напеч. в американском альм. «Глагол», затем в английском переводе вошла в антологию русской прозы, получившую ее назв. В нач. 1980-х напис. повесть « Червец », в кот. в полуфантастич. форме рисуется бесцельное существование типичного сов. НИИ, а также затрагивается запретный в то время еврейский вопрос. Повесть распространялась в самиздате, что, наряду с зарубежными публикациями, привлекло внимание КГБ к личности и творчеству К. и на два года отсрочило ее вступление в СП СССР.

Перв. книга - сб. рассказов « Окно » ― вышла в изд-ве «Сов. писатель» (Л., 1981). Кн. получила положительные отклики Г. Гора и Д. Гранина. «Читая “Окно”, невольно представляешь себе человека молодого, решительного, беспечного, однако серьёзно задумавшегося над вопросом: по какой дороге идти - направо или налево? Направо - психологическая проза, современная и одновременно традиционная, налево - фантастическая игра, основанная на перевёрнутых представлениях. Направо - наблюдение, психологическое исследование, логика характеров. Налево - воображение, алогизм, несоответствие синтаксического и смыслового движения речи. <...> Обыкновенное и необыкновенное происходит в том же вполне реальном мире, на улицах Ленинграда, на обшарпанных лестницах, в коммунальных квартирах», - писал Вен. Каверин, учитель и друг К., в кн. «Письменный стол».

В 1983 по рекоменд. В. Каверина вступила в СП СССР. «Нина Семеновна вступала в литературу на рубеже 70-х годов. Она как автор всегда привлекала, удивляла и поражала читателей разнообразием авторских точек зрения. Детективный жанр, любовный, фантастика, женская проза - все ей подвластно. Она охотно и с удовольствием вводит в свое повествование вымысел, невероятное, невозможное - и это очень давняя для российских писателей традиция. Но при помощи разных жанров она всегда хочет сказать о нашей действительности и о человеке, кот. эта действительность создала» (К. Азадовский).

«Проза Нины Катерли всегда была и остается учебником человечности. Ее главная сила в том, что рождается из ее опыта и знания конкретных людей. В ее творчестве два основных пласта: фантастический реализм и просто реализм, которые смыкаются и пересекаются. И то, чего быть не может, вырастает из абсолютной реальности и выписано с такой же достоверностью, как и остальная жизнь» (Я. Гордин).

По словам О. Хрусталевой, К. выработала особый жанр «home fantasy», с характерной для него «прирученной мистикой, сов. оккультизмом и коммунальными чудесами. С его жизнью, спрессованной в пятиэтажки, очереди, транспортные давки. С одним бытием на всех, прикрытым одним душным, ватным сознанием».

Во втор. пол. 1980-х К. постепенно переходит к психологич. прозе. В этом жанре напис. повести и рассказы, вошедшие в сб. К. « Цветные открытки » (Л.: Сов. писатель, 1986) и « Курзал » (Л.: Сов. писатель, 1990), повесть « Красная шляпа » (1996), романы « Тот свет » (1999) и « Дневник сломанной куклы » (2000), др. произведения К. 80–90-х. Б. Стругацкий пишет: «Мы забыли о том, что кроме Москвы и Петербурга, существует еще и Россия. Мы почти ничего не знаем о ней. И такие романы, как “Тот свет” напоминают нам о том, что мы забыли, и о том, чего мы, может быть, никогда не знали, но о чем должны знать и помнить всегда».

В нач. 2000-х К. обращается к жанру мемуаров и пишет повесть « Сквозь сумрак бытия », где «рассказывает о своей матери, ленинградской писательнице Елене Катерли <…> публикует ее дневниковые записи и письма полувековой давности… Повесть Нины Катерли посвящена преимущественно послевоенной эпохе, точнее - жизни послевоенного писательского Ленинграда» (К. Азадовский. Сумрак и свет). Впоследствии повесть была дополн. более поздними воспоминаниями и вошла в кн. «Чему свидетели мы были. Женские судьбы ХХ век» (СПб., 2007).

В 2000-х создает серию сказок-памфлетов о « Лучшем городе », неск. рассказов в жанре психологич. прозы и фантастич. повесть « Сказание о Громушкиных », вошедшие в сб. « Волшебная лампа » (СПб., 2009). «Такая проза, как у Нины Катерли, со времен Гоголя называется петербургской, с характерными для нее балансированием на грани реальности, таинственными и чудесными превращениями города и его обитателей, позволяющими через дымку сказки увидеть суровую правду жизни» (А. Житинский).

Большое место в жизни К. наряду с лит. трудом занимает правозащитная деятельность. К. написаны и опубл. десятки газ. ст., посвящ. борьбе за права человека, нацистской угрозе в России, положению стариков и проч. Результатом антифашистской статьи « Дорога к памятникам », напеч. в 1988 в газ. «Лен. правда», стал двухгодичный судебный процесс по иску к К. автора кн. «О классовой сущности сионизма» (1986) А. Романенко, кот. К. обвинила в антисемитизме и нацизме. Процесс закончился отказом Романенко от судебного иска. «Нина Семеновна Катерли - отличный писатель, последовательный борец против русского нацизма, замечательный товарищ, славный человек» (Б. Стругацкий). К. один из инициаторов создания, чл. редколлегии антифаш. ж-ла «Барьер» (1992).

«Болевым точкам» современности посвящ. книги публицистики К. « Иск » (Самара, 1998), « Дело Никитина. Стратегия победы » ― в соавт. с А. Никитиным (СПб., 2001), многочисл. газ. и журн. статьи, вошедшие в сб. разных лет « Делай, что должно, и будь, что будет » (СПб., 2010).

В 2014 в СПб. вышла кн. « Земля бедованная », куда вошла проза, напис. К. в 1970–80-е: повести «Треугольник Барсукова» («Сенная площадь»), «Червец» и « Костылев » (напис. в 1983; ранее не публ.), неск. рассказов. «Катерли описывает реальный мир. Но читатель воспринимает его как ирреальный, в этом отличительная черта ее прозы, - отмечает в предислов. Я. Гордин. - Советский мир, в кот. сформировалась Нина Катерли, будучи многообразно абсурдным, давал талантливому человеку заманчивые возможности - воспроизводить те аспекты этого гигантского сюжета, кот. видел и осознавал только он. <…> Читая Нину Катерли мы получаем урок высокой значимости: да, мир бывает жесток и абсурден, но жить надо так, как будто он разумен и добр».

К наст. времени К. автор 15 книг прозы. Мн. статьи, рассказы и повести К. переведены на иностранные яз. и вышли в США, Франции, Германии, Японии, Китае, Венгрии, Чехии.

Член СП М., член Российского ПЕН-центра (с 1995). Член редкол. ж-лов «Всемирное слово», «Читающая Россия», «Барьер», газ. «Лит. вести».

Соч.: Земля бедованная // Часы. 1976. № 4; Треугольник Барсукова // Глагол (Альм.). Анн Арбор, 1981; Окно: Рассказы. Л.: Сов. писатель, 1981; Цветные открытки: Рассказы и повести. Л.: Сов. писатель, 1986 (1987); Жара на Севере // Звезда. 1988. № 4; Солнце за стеклом // Звезда. 1989. № 4; Долг // Нева. 1989. № 10; Рассказы // Звезда. 1989. № 4; Курзал: Повести. Л.: Сов. писатель, 1990; Сенная площадь // Звезда. 1991. № 7; Сенная площадь: Повести и рассказы / Вст. сл. О. Хрусталевой и А. Кузнецова. СПб.: Позисофт, 1992; Почему я больше не пишу фантастику? // Нева. 2003. № 8; Синдром «П» // Звезда. 1994. № 11; Рассказы // Ключ: Лит. альм. СПб., 1995; Соня // Всемирное слово. 1995. № 8; Пирамида Цукермана // Звезда. 1995. № 10; Один из вариантов (Автобиография) // Мансарда. 1996. Вып. 1; Красная шляпа // Звезда. 1996. № 4; Пошлая история // Звезда. 1997. № 3; Рассказы // Звезда. 1997. № 10; Возвращение // Звезда. 1998. № 4; Иск: Докум. повесть. Самара: Самар. отд-ние Рос. евр. конгр., 1998; Тот свет // Звезда. 1999. № 2, 3; Рассказы // Звезда. 2000. № 1; Дневник сломанной куклы // Звезда. 2001. № 2, 3; Тот свет. Красная шляпа. СПб.-М., 2000; Рукою мастера. СПб.: Изд-во ж. «Звезда», 2001; Дело Никитина. Стратегия победы / В соавт. с А. Никитиным. СПб.: Изд-во ж. «Звезда», 2001; Красная шляпа. М., 2002; Дневник сломанной куклы. М.: АСТ, 2004; Чему свидетели мы были // Женские судьбы ХХ в. СПб.: Изд-во ж. «Звезда», 2007; Волшебная лампа. СПб.: Геликон Плюс, 2009; Война и кусочек мира // Звезда. 2010. № 1; Делай, что должно, и будь, что будет. СПб.: Нестор-История, 2010; Земля бедованная: Сб. / Предисл. Я. Гордин. СПб.: Геликон Плюс, 2014.

Лит. : Хрусталева О. Вст. слово // Катерли Н. Сенная площадь: Повести и рассказы. СПб., 1992; Кузнецов А. Вст. слово // Там же; Азадовский К. Сумрак и свет // Знамя. 2003. № 7.

Е. Эфрос

  • Катерли Нина Семеновна