Казарновский Пётр Алексеевич


КАЗАРНÓВСКИЙ Пётр Алексеевич [5.8.1969, Л-д] - поэт, прозаик, критик.

Отец - химик-органик, к.х.н.; мать - инженер-программист. После школы (1986) поступил на филол. фак-т ЛГПИ им. А. И. Герцена (РГПУ); после 2-го курса год служил в армии (был демобилизован как студент-очник по инициативе А. Сахарова в 1989); после 3-го курса перевелся на заоч. отд., устроился работать в школу.

К этому времени относится начало серьезных занятий поэзией Л. Аронзона благодаря дружбе с реж. и поэтом М. Якубсоном и дружескому контакту с его отцом - хранителями и актив. пропагандистами тв-ва поэта. В 1992 защитил диплом по тв-ву Аронзона (науч. рук. В. Альфонсов). В период учебы сблизился с молодыми поэтами Н. Аксентьевым (Угрениновым), В. Серебренниковым, П. Шеманиным - эти связи многое дали К., по его собств. замечанию.

Студ. годы, выпавшие на перестройку, сопровождались актив. освоением (впитыванием) лит., худож. наследия прошлого, прежде замалчиваемого. В это время напис. много стихов, осн. часть кот. отвергнута и уничтожена автором по причине несовершенства. Рубеж 1980–90-х отмечен тесной дружбой с исследователем русского лит. авангарда С. Красицким.

К 1991 относится начало дружбы с филологом И. Кукуем, впоследствии переросшая в творч. тандем. Кукуй в 1997 издал (самиздатским способом) перв. книгу К. в Германии, в кол-ве 10 экз., куда вошли стихи, в т.ч. два « Венка сонетов » (1992 и 1997), и проза. 10 лет К. сторонился лит. мира, не желал обнародовать свои стихи.

Перв. публикация стихов К. состоялась в 2004 в интернет-ж. «Топос» и была инициирована Кукуем. Дополнительным толчком к выходу из изоляции было приглашение участвовать в альм. «Мера всех вещей», в 4 выпусках кот. К. печатался (с 2004 по 2007; посл. номер - билингва, где стихи петерб. поэтов даны с переводами на разные, в осн. западные, яз.); инициаторами и редакторами изд. были художник ВИК, поэты О. Забелина, М. Овчинников. Последовали публикации поэтич. и прозаич. текстов в след. печатных изд.: Literi ЧЕ, АКТ, Словолов, Kreschatik, Абзац, Дети Ра, Острова (Нью-Йорк), Квадрига Аполлона, Альм. Академии Зауми, Петерб. поэтич. формация, Актуальная поэзия на Пушкинской–10, Собр. соч. Т. 1, Лица петерб. поэзии, Вторая культура, и др.

С 2004 в содружестве с Вл. Эрлем и И. Кукуем начал подготовку собр. произведений Л. Аронзона (соавтор предисл., участник комм.), кот. вышло в 2006. Личное знакомство с поэтом С. Бирюковым, одобрительно отозвавшимся об опытах К., привело к более сознательному экспериментированию, большей раскрепощенности в работе (обращении) со словом; в 2007 он печатает неск. стих. в альм. Академии Зауми. В том же году дебютирует как критик. Наибольший интерес для К. представляют совр. авторы.

Сближается со мн. петерб. поэтами, в основном с А. Мирзаевым. В 2009 вместе с поэтами А. Горноном, П. Байковым, поэтом и переводчиком В. Кисловым образует группу «и К˚», кот. устроила неск. выступлений в Музее петерб. авангарда (Доме Матюшина). В основе объединения живой интерес к слову и парадоксу; лидер и вдохновитель группы Горнон, создавая сценарии театрализов. акций, стремился к тому, чтобы особенность каждого автора была подчеркнута отбором текстов и их представлением наиболее ярко (на мат-лах выступлений был создан фильм «Призрак дома № 10»). Впоследствии участвовал в реализации визуального проекта Горнона, основанного на поэзии Вас. Каменского. В том же году впервые опубл. критич. статью в ж. «НЛО» (о книге Вл. Эрля); с тех пор К. - нередкий автор издания. В теч. ряда лет совм. с Кукуем готовил к изд. роман П. Зальцмана «Щенки»; напис. текст буклета к первой в СПб. выставке художника, ученика Филонова. С 2010 занялся освоением тв-ва А. Ника (Н. Аксельрода), подготовил неск. его публикаций (совм. с Б. Констриктором), книгу в Мадриде, издан том его произведений.

С 2010 периодически участвует в междунар. конференциях; в сфере его интересов исторический авангард и «вторая культура».

По наблюдению И. Кукуя, в стихах К., даже экспериментальных, преобладает лирич. начало, иногда трансформирующее образ видимого мира. По сравнению со стихами конца 1980-х - 90-х, в написанном в новом веке корпусе текстов образ видящего, воспринимающего «я» запрятан за словесной игрой, подчас каламбуром; нередко смысл отступает на второй план, уступая место неожиданной и даже изощренной рифме. Традиционная форма стиха остается особо чтимой К., хотя он и обращался к верлибру. Склонность к аллитерациям и построению ассоциативных рядов приводит к диффузии смысла, что делается автором сознательно. Филол. образование и занятия разл. исследованиями время от времени приводят К. к различным открытиям, кот. в основном не предстают как «обнажение приема», а прячутся в словесном потоке. По замечанию Б. Констриктора, «многолетние филологические штудии исподволь, а иногда и непосредственно влияя на поэтику К., меняют ее. Однако авангардистский тренд парадоксально сочетается с глубоким лирическим началом, обнаруживаемом еще в ранних стихах».

В комм. к ст. К. « Когда-то я услышал …» А. Моцар рассуждает о смысле текста: «Читая это стихотворение Петра К., я сразу вспомнил почему-то не известный роман Камю “Посторонний”, а нашумевшую в свое время статью Юрия Тынянова „Промежуток“ (1924 г .: „Русский современник“. № 4). В частности, Тынянов писал: „Для поэзии инерция кончилась. Поэтический паспорт, приписка к школе поэта сейчас не спасут. Школы исчезли, течения прекратились закономерно, как будто по команде. Нарастали в геометрической прогрессии, дифференцировались, распадались; затем самоопределение малых поэтических национальностей стало совершаться на пространстве квартиры, и, наконец, каждый был оставлен на самого себя“. Именно об этом говорит и К., только не в форме статьи, а в поэтической форме».

В прозаич. произведениях, большая часть кот. не опубл., К. развивает лирич. начало, сопровождаемое лёгким налётом абсурдизма. Так, в « Рассказе Петроградской стороны » заметно влияние петерб. текста, в частности Гоголя.

В 2017 удостоен Отметины им. Д. Бурлюка, орденом Транснациональной Арт-Лиги совр. изобразительного искусства и лит-ры «Русский Авангард».

Соч.: [Стихи] // Мера всех вещей. 2004. № 1; 2005. № 2; 2006. № 3; Мера НЕ всех вещей. 2007. Б. Н. (с пер. на итал. и франц. яз.); Literi ЧЕ. СПб.-М.-NY., 2007. № 3; АКТ. 2007. № 19; Альм. Академии Зауми. М., 2007; Словолов. 2007. № 2; Петерб. поэтич. формация. СПб., 2008; Дети Ра. 2008. № 10 (48); Актуальная поэзия на Пушкинской–10. Киев, 2009; Абзац: Альм. Вып. 5. М ., 2009; Свобода нет // Kreschatik. Перекресток. 2009. № 45; Собр. соч. Т. 1. Стихотворения 2009 года: Антология совр. поэзии СПб. СПб., 2010; Дети Ра. 2010. № 3 (65); Паутинки // Острова. Нью-Йорк, 2010; Рассказ Петроградской стороны // Kreschatik. Перекресток. 2010. № 50; Лица петербургской поэзии. Автобиографии. Авторское чтение. СПб., 2011; [Стихи] // Зинзивер. 2011. № 3 (23); Маргинальные примечания к роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина» // Квадрига Аполлона. 2010. № 4; [Стихи] // Перекрестное опыление. СПб., 2011; В поисках утраченного я. СПб., 2012; Нужное зачеркнуть. Мадрид, 2012; Стихи // Петербург. 20 лет: Юбил. выставка произведений петерб. художников 12–26 янв. 2013. СПб., 2012; Черепаха (рис. А. Молева). СПб., 2013; Аферизмы, или Эфемеризмы // Новая кожа. 2014. № 5. Н.-Й.–М.; Впервые вместе (стихи в переводах на франц. яз. Людмилы Дорониной и на нем. яз. / под ред. И. Кукуя; графика Б. Констриктора). СПб., 2015; Почал. Почел. Почил // Футурум-Арт. 2015. № 2 (43).

Критика и иссл.: «Бессонная тишина» (Павел Золкин. Не веря вечности. Париж. 2006) // Другой гид. L'autre guide. Хроника культуры. СПб.-Париж, 2007. № 2; «Объят глубинной тишиной»: Пространство текста Л. Аронзона // Wiener Slawistischer Almanach. Band 62. München, 2008; <Рец.:> Вислава Шимборская. «Жизнь с бухты-барахты» // Зинзивер. 2009. № 1 (13); <Рец.:> Юлиан Фрумкин-Рыбаков «Ландшафт» // Зинзивер. 2009. № 2 (14); <Рец.:> Пётр Чейгин. «Пернатый снег». «Зона жизни» // Там же; Валерий Земских. Не равно / Серия «Русский Гулливер» // Зинзивер . 2009. № 3–4 (15-16) ; < Рец.> Эрль Вл. Кнега Кинга и др. стихотворения. СПб., 2009 // НЛО. 2009. № 4 (98); Юрий Орлицкий. «Верлибры и иное» // Зинзивер . 2010 № 2 (18) ; Кирилл Бурлуцкий. «Fumage» // Дети Ра . 2010. № 3 (65) ; <Рец.> Зданевич И. М. (Ильязд). Философия футуриста: Романы и заумные драмы. М., 2008 // НЛО. 2010. № 1 (101); Несколько тяжеловесно и медлительно…», или Combinatorica lectoris <ст. о романах Ж. Перека «Жизнь способ употребления»> // НЛО. 2010. № 6 (106); <Рец.> Шварц Е. Габриэле Д'Аннунцио. Крылатый циклоп. СПб., 2010 // НЛО. 2011. № 3 (109); <Рец.> Шварц Е. Перелетная птица: Последние стихи (2007–10). СПб., 2011 // НЛО. 2011. № 5 (111); «Опыт нащупывания реальности»: о прозаич. произведениях Вл. Эрля, А. Ника, Б. Ванталова/Б. Констриктора // Вторая культура: сб. по мат-лам Женевской конф. СПб., 2013; «Вещи любят, чтобы их называли точно» (о стихах и прозе Павла Зальцмана // Крещатик. 2013. № 60; Роман как свидетельство очевидца искусства из тупика, или «перевернутый» способ как конструктивный подход Ильязда // Дада по-русски. Белград, 2013; «Настоящее, - иначе - правильное…» (о романе Вл. Эрля «Вчера, послезавтра и послезавтра») // НЛО. 2013. № 3 (121); <Рец. на кн. стихов П. Чейгина «То ты еси»> // НЛО. 2015. № 134; Время картины и пространство текста (Евгений Михнов-Войтенко и Леонид Аронзон) // Поэзия: Russian poetry: past and present. 2014. № 4–5. USA; Стратегии ист. авангарда в поэзии В. Эрля // 1913. Слово как таковое. К юбилейному году русского футуризма: сб. по мат-лам междунар. конф. в Женеве. СПб., 2015; Элегическое начало в поэзии Олега Охапкина // Охапкинские чтения. Альм. № 1. СПб., 2015; Об «охапке Бытия»: интерпретация стихотворения Леонида Ентина // Подробности словесности: сб. статей к юбилею Л. В. Зубовой. СПб.: Свое изд-во, 2016; Трансфуристы. Избр. тексты / сост. П. Казарновский; послесл. Б. Констриктор. М.: Гилея, 2016; Трансфуристы. Избр. тексты / сост. П.К. М.: Гилея, 2016; <Рец. на кн. стихов Е. Стрелкова «Молекулы»> // НЛО. 2016. № 1 (137); <Рец. на кн. Поэзия: учебник> // НЛО. 2017. № 1 (143); О поэтич. практиках А. Ника // Toronto Slavic Quaterly. № 61 (по мат-лам науч. конф. «Русская неподцензурная лит-ра XX века: индивидуальные практики, сообщества, интуиции»: 30.3.–1.4.2017, Москва (Организатор - «Высшая Школа Экономики»); О техниках изобразительного у А. Ника // Трансфуризм. Ры Никонова, Сергей Сигей, Б. Констриктор, Борис Кудряков, А. Ник. Каталог к выставке в Музее нонконформистского искусства (Арт-центр «Пушкинская-10» (23.12.2017 - 21.1.2018). СПб., 2017; Вст. статья, подгот. текста, комм. // А. Ник. Сон о Фелмори. Пустые предметы. Валерий Брюсов (рассказ). СПб.: Юолукка. 2017; К при-о-своению немоты (словный портрет А. Ника на фоне «Транспонанса») // Сб. по мат-лам конференции о худож. достижениях авторов ж-ла «Транспонанс» (2018).

Лит. : Моцар А. Увидеть себя со стороны (Комм. к ст. П. Казарновского «Когда-то я услышал…») // Антология одного стихотворения. Кн. 1. Перекрестное опыление / сост. В. Мишин; автор идеи и ред. Т. Буковская. СПб., 2011. Безносов Д. Среди зачеркнутого. Может ли поэзия обходиться без слов? // Ex Libris. 2012. 19 июля; Чернышёв Д, Безносов Д. [Рец.] // Воздух. 2012. № 3–4.

А. Мирзаев

  • Казарновский Пётр Алексеевич