Кибальник Сергей Акимович


КИБА́ЛЬНИК Сергей Акимович (писательский псевд. - Сергей Кибальчич, первоначально - Серж Кибальчич, Максим Кибальчич) [5.7.1957, Волгоград] - прозаик, литературовед, критик.

Среднюю школу закончил в Волгограде. В 1974 поступил, а в 1979 окончил отд. русского яз. и лит-ры филологич. фак-та ЛГУ. С 1979 работал ст. лаборантом и учился в заочной аспирантуре ИРЛИ (Пушкинский Дом) АН СССР. В февр. 1984 защитил канд. дис. « Русская антологическая поэзия первой третиXIX века » (рук. П. Заборов).

В 1994 в качестве стипендиата программы «Фулбрайт» преподавал два семестра в Питтсбургском ун-те (США). В 1995 занимался исследовательской работой в г. Вашингтоне (США) как стипендиат The Kennan Institute for Advanced Russian Studies (The Woodrow Wilson International Center for Scholars). На протяжении этих двух лет выступал с лекциями в целом ряде ун-тов США. В 1996–2000 преподавал и читал отд. курсы в ун-тах Южной Кореи, в 2001 стажировался в Японии.

Выступал с отдельными лекциями и читал миниспецкурсы в университетах США (в частности, в Джорджтаунском университете (Вашингтон - 1995), Университете штата Иллиной (Чикаго - 1994), в Сеульском университете (2001), в Казахском национальном педагогическом университете (2006 и 2007), в Волгоградском государственном университете (2007 и 2008), в Барнаульском государственном педагогическом университете (2008), в Дебреценском университете и Университете г. Сегеда (Венгрия, 2008), в Российском государственном университете им. Иммануила Канта (Калининград, 2010), в Казахском Национальном университете им. Аль-Фараби (2011, 2012) и др.

В июне 2000 защитил в ИРЛИ докт. дис. « Худож. философия Пушкина ». В 2005 назначен на должность ведущего науч. сотрудника ИРЛИ. С 2006 по 2008 исполнял обязанности зав. Отделом новой русской лит-ры. Руководитель информационного проекта Отдела новой русской литературы ИРЛИ РАН «Виртуальная исследовательская лаборатория “Новая и старая русская классика”» (www.newruslit.ru).

Автор пяти книг и более 300 ст. о русской лит-ре XVIII–XX вв. Долгое время занимался пушкинистикой, затем тв-вом К. Вагинова, Г. Газданова, С. Заяицкого и др. писателей XX в. В посл. десятилетие пишет г.о. о русских классиках XIX в.: Гоголе, Чехове, Толстом и в особенности о Достоевском. Член Международного об-ва Ф. Достоевского. Сост. и соредактор ряда колл. науч. изд.: А. М. Панченко и русская культура. Иссл. и мат-лы / Отв. ред. К. и А. Панченко. СПб.: Пушкинский Дом, 2008; Достоевский: Мат-лы и иссл. / Ред. Н. Буданова и К. Т. 19. СПб.: Наука, 2010; Образ Чехова и чеховской России в совр. мире / Отв. ред. В. Катаев и К. СПб., 2010.

Деятельность в качестве лит. критика и исследователя совр. русской лит-ры началась с брошюры, напис. на английском яз. « ZhirinovskyasaNationalist “Kitsch-Artist” » (Washington, Kennan Institute for Advanced Russian Studies Occasional Papers. 1996. July. № 264) и продолжилась в 2000-е выходом ряда ст. о тв-ве В. Пелевина, рец. и заметок (Факс из Пушкинского Дома // Домовой Малец Питерский. Настольные петербуржики. СПб., 2008; « Гибридизация» и «глокализация» в совр. русской лит-ре (В. Пелевин и С. Минаев ) // LiteraRus (Хельсинки). 2009. № 3; Поэтич. словоувеличение (О поэзии Сергея Манежева) // www.hrono.info/text/2007/kib0807.html ;Юрий Филиппов. Город мечты newruslit.ru // gallery; А. Кодар. Римские мотивы. Послесл. // newruslit.ru/modernwords/northbush, а также кн. « Лит. стратегии Виктора Пелевина » (СПб., 2008; в соавт. с О. Богдановой и Л. Сафроновой). К. - составитель и науч. ред. серий «Споры о совр. словесности» (SOS) и «Новая и старая русская классика» изд. дома «Петрополис».

Науку и лит. тв-во сочетает со студенч. времен: впервые выступил в машинописном лит. альм. студентов русского отд. (1975) с критич. ст. « Степень художественности », в кот. разбирал поэтич. произведения своих товарищей. В аспирантские годы поместил эссе о Катулле в изв. самиздатском альм. «Метродор». В 1980-е писал сатирич. стихи, историч. рассказы, эссе, принял участие в одном из съездов молодых писателей Северо-Запада в СПб. (семинар В. Попова, с историч. новеллой « Посланник Афродиты »). Пытался писать худож. биографии (А. Дельвига, Н. Гнедича, В. Озерова). Некот. фрагменты их легли в основу очерков о Гнедиче и Дельвиге: « С Гомером долго ты беседовал один ...» // Петерб. встречи Пушкина. Л., 1987; Загадка «бронзового сфинкса » // Нева. 1988. № 8; « Афинская звезда»: Николай Гнедич в Петербурге // Белые ночи. Л., 1989. Замысел романа об Александре Невском «Свидания с Александром» не был реализован, но набросок его в переработанном виде опубл. под заглавием « Имя паче,нежели история » в ж. «Нева» (1982. № 5). Из ранних сатирич. произведений опубл. только юмореска « Ни слова о футболе » (Моск. комсомолец. 1986. 21 сент.); некот. из них, возможно, появятся в составе его кн. «<М> В И Т Ь К И. Стихи, соображенные ночью на двоих и на троих J on- и off-line», кот. готовится к печ.

Самое известное на сегодняшний день и собравшее наибольшее кол-во откликов произведение К. - сатирич. роман-травелог « Поверх Фрикантрии, или Анджело и Изабела » - вперв. было напеч. в алма-атинском ж. «Тамыр» (Вып. 2 (20). 2007; Вып. 1 (21). 2008) под псевд. Максим Кибальчич. Там же (Тамыр. 2008. Вып. 1) был собран «Виртуальный круглый стол по роману Максима Кибальчича “Поверх Фрикантрии, или Анджела и Изабелла”», в кот. приняли участие К. Степанян, М. Отрадин, Е. Тахо-Годи, А. Грякалов, Ю. Орлицкий, М. Сосницкая, С. Носов, Н. Беневоленская, Л. Сафронова, А. Темирбулат и др. Отд. исправленное изд. романа под псевд. Серж Кибальчич «Поверх Фрикантрии, или Анджело и Изабела. Мужской роман-травелог. Хроника времен конца прошлого тысячелетия» (СПб.: Петрополис, 2008) включало с некот. сокращениями и добавлениями материалы этого круглого стола, а также «Наш ответ Чемберлену, или Серж Кибальчич о Серже Кибальчиче, Анджело и Изабеле», в кот. автор объявлял роман только первой частью трилогии « Путешествия Андрея Легионерова на некоторые отдаленные планеты ».

Герой романа, молодой ученый Андрей Легионеров, «выстреливает» в «свободную страну» из родной Эйлинии, четко обозначая для себя полюса «свобода - неволя», но постепенно осознаёт, что всё не так однозначно. Против зыбкости «свободного мира» герой выстраивает свою защиту: вначале он по-исследовательски пытается унифицировать увиденное на Фрикантрии, затем новые для него формы жизни приобретают сатирич., гротескно-фантастич. черты. Не щадит Легионеров и самого себя - зло высмеивает собств. убеждения, ловит на лжи, обращается к своей совести, что, по мнению автора, встраивает его в один ряд с русскими интеллигентами, изображёнными в произведениях писателя, упомянутого в романе под литерой Ч. В результате Америка в романе предстаёт как единое гротескное тело, своими искривлениями вызывающее то поистине чеховскую грусть героя и автора, то приступы едкого сарказма, а то даже крепкую брань. Критики отмечают полифонию интертекстуальности, на фоне кот. развертываются внутренние монологи героя и само повествование. Именно здесь в романе соединяются жанры старой доброй сов. фантастики, университетского романа и совр. романа-травелога.

Постепенно Легионеров приобретает новое видение, пытается приспособиться к миру буржуазных свобод и одновременно избежать лиминарности в каких бы то ни было формах. Гротеск становится формой разрешения конфликта человека и мира, человека и судьбы, разума и чувства, позволяет герою сформировать свой стиль поведения, в т.ч. речевого, расширить жёстко заданную вначале систему «свобода/неволя», а сильная лирич. составляющая романа выстраивает свои полюса - «идеализирующая гипербола/гротеск». «Традиционным парадным действом», по Д. Лихачёву, предстают нравы науч. сообщества, за парадностью кот. по устойчивой жанровой модели университетского романа открываются большие страсти и мелкие страстишки интеллектуалов. «Свобода» превращается в идеализирующую гиперболу, парадность разрушается гротесковым мироощущением героя.

Характерной чертой романа К. можно считать и неологизмы - речевые гротески, своей вычурностью подчёркивающие иронию автора по отношению к любой «идеализирующей гиперболе», в т.ч. и по отношению к писательскому труду: в атрибут скрипт-урологический , возможно, вложен концепт тв-ва как заболевания. Те же «гомеровские» неологизмы, наряду с именами гл. героев Анджело и Изабела, соотносят роман с эпич. жанрами (сказками, легендами и др.), где предполагается готовность читателя воспринимать события как условные. Т.о. в тексте К. обозначаются ещё два полюса - эпическое, преломляющееся в интеллектуальном гротеске, и лирическое, «нормальное» человеческое. Однако в финале полюса смешиваются: звук прощального поцелуя Изабелы Анджело называет «звуком отдираемой присоски», в то же время за посл. злым гротеском романа слышится иное - смачное ругательство героя от собств. бессилия, боль расставания; чистое и прекрасное травестируется, трансформируется в горечь и злость на судьбу и на все возможные «идеализирующие гиперболы», смешивая «разум» и чувства, эпическое и лирическое в последнем, едва ли не в трагическом гротескном образе романа.

Готовится к изд. втор. часть романа-травелога «Путешествия Андрея Легионерова» - «В поле Гринхиллии, или Хэндзё и ориентальные искушения».

Организатор трех крупных Международных научных конференций, прошедших в ИРЛИ РАН: 1/ посвященной 70-летию (памяти) академика А.М.Панченко (июнь 2007); 2/ «Образ Чехова и чеховской России в современном мире» (октябрь 2008, совместно с кафедрой истории русской литературы факультета филологии и искусств СПбГУ); 3/ «Россия в многополярном мире. Образ России в Болгарии, образ Болгарии в России» (октябрь 2009, совместно с Институтом литературы Болгарской Академии наук).

Участник славистических конференций в России, Украине, Латвии, Эстонии, Молдавии, Казахстане, Армении, Венгрии, Румынии, Чехии, Великобритании, Германии, Италии, Финляндии, США, Южной Корее, Японии.

Член экспертного совета журнала Cuadernos de Rusística Española (Granada), член редколлегии журналов «Литературна мисъл» (София), редколлегии ежеквартального электронного журнала международного общества Достоевского «Неизвестный Достоевский», «Вестника Казахского Национального университета им. Аль-Фараби. Серия филологическая» (Алматы), журналов «Поиск. Вестник Высшей школы Республики Казахстан» (Алматы) и «Высшая школа Казахстана» (Алматы). Ответственный редактор серий «Новая и старая русская классика» и «Споры о современной словесности» Издательского дома «Петрополис». Руководитель Виртуальной исследовательской лаборатории «Новая и старая русская классика» ( www.newruslit.ru ).

В 2013 вышла шестая литературоведческая кн. К. « Проблемы интертекстуальной поэтики Достоевского ».

Член СП России с 2014.

Соч.: Русская антологич. поэзия перв. трети XIX в. Л., 1990; Худож. философия Пушкина. СПб., 1998; Лит. стратегии Виктора Пелевина. СПб.: ИД «Петрополис», 2008 (в соавт. с О. Богдановой и Л. Сафроновой); Поверх Фрикантрии, или Анджело и Изабела. Мужской роман-травелог. Хроника времен конца прошлого тысячелетия. СПб., 2008; Гайто Газданов и экзистенциальная традиция в русской лит-ре. СПб.: ИД «Петрополис», 2011; Античная поэзия в России. XVIII – перв. пол. XIX в. Очерки. СПб.: ИД «Петрополис», 2012; О Серёге Ясенском, моем университетском и пушкинодомском «подельнике» // Ясенский С. Избранное / Сост. Б. Аверин. СПб., 2012; Проблемы интертекстуальной поэтики Достоевского. СПб.: ИД «Петрополис», 2013; Пушкин: лики и «отраженья». Статьи, заметки, эссе. СПб.: ИД «Петрополис», 2014; Чехов и русская классика: проблемы интертекста. Статьи, очерки, заметки. СПб.: ИД «Петрополис», 2015.

Лит .: Пушкинский Дом: Мат-лы к истории. 1905–2005. СПб., 2005; Беневоленская Н. Антипостмодернистский постмодернистский роман // Сайт «Новая русская литература» (www.newruslit.ru); Богданова О., Шлейникова Е. «Поверх Фрикантрии» Сержа Кибальчича // Там же; Мальцев В. Двенадцать. Поэма из 12 рекламных слоганов о романе Сержа Кибальчича «Поверх Фрикантрии, или Анджело и Изабела» // Там же; Мальцев В. Фрикантрия - свободная страна. Песня // Там же; Виртуальный круглый стол по роману Максима Кибальчича «Поверх Фрикантрии, или Анджела и Изабела» // Тамыр. 2008. № 1 (21); Виртуальный круглый стол, посвященный роману Сержа Кибальчича «Поверх Фрикантрии, или Анджело и Изабела» // Серж Кибальчич. Поверх Фрикантрии, или Анджело и Изабела. СПб., 2008; Зиновьева Е. «Поверх Фрикантрии» Сержа Кибальчича // Нева. 2008. № 9; Жулькова К. О. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная лит-ра. Сер. 7: Литературоведение. Реферативный ж. 2009. № 1; Загидуллина М. Серж Кибальчич. Поверх Фрикантрии // Аврора. 2011. № 5; Кто есть кто в российском литературоведении: Биобиблиогр. справочник. М., 2011.

Н. Беневоленская

  • Кибальник Сергей Акимович