Кинчев Константин Евгеньевич


КИ́НЧЕВ Константин Евгеньевич (наст. фамилия Панфилов) [25.12. 1958 , М.] - музыкант, поэт.

Отец - Панфилов Евгений Алексеевич, докт. технич. наук, ректор Моск. технологич. ин-та (ныне - Российский гос. ун-т туризма и сервиса ). Мать - Людмила Николаевна, инженер-механик, преподавала там же сопромат . В 1930-е дед К. по отцу был репрессирован , умер в Магадане . Бабушка К. вышла замуж второй раз, её сын получил фамилию Панфилов. Оставаясь по паспорту Панфиловым, музыкант взял в кач-ве сценического псевд. прямую фамилию деда ―Кинчев (1976).

В 1966 пошёл в первый класс моск. школы № 49. В это вр. мать купила ему магнитофон, чтобы заинтересовать сына английским языком, в результате чего он начал слушать « The Rolling Stones ». В семь лет убежал из дома: во время игры в пиратов сказал сверстникам, что знает, где нужно искать клад, детей сняли с поезда уже в Туле . В тот период жизни мечтал стать борющемся за справедливость индейцем Чингачгуком или одноногим пиратом Сильвером . Позже Константин увлекался хоккеем , занимался им до 1972. Осознав, что не достигнет высот в этой обл., ушёл из хоккея.

В четырнадцать лет вступил в комсомол , чтобы доказать родителям, что стал взрослым. В восьмом классе был исключен из ВЛКСМ за то, что пришёл в школу в неподобающем виде на следующий день после проводов друга в армию.

В пятнадцатилетнем возрасте в пионерлагере услышал « Black Sabbath », после чего занялся коллекционированием пластинок. Начали появляться перв. композиции собств. соч. Определился с жизненным выбором и решил, что будет рок-звездой. В 1973 в кач-ве бас-гитариста и бэк-вокалиста вошёл в состав группы, сформировавшейся при фабрике пластмассовых изделий в М.

После школы работал на з-де «Наука» учеником фрезеровщика , учеником чертёжника и художником-оформителем. Поступил в Московский технологич. ин-т на фак-т «Экономика и финансы». Параллельно год отучился в певческом училище при Большом театре . После ухода одновременно работал натурщиком в Суриковском училище, грузчиком в булочной и администратором женской баскетбольной команды. Некот. вр. учился в джазовой студии в Замоскворечье . Призыва в армию избежал по статье «остаточные явления черепно-мозговой травмы».

Играл в неск. моск. группах - «Золотая середина», «Круг чёрной половины» (1974), «Третья фак-команда» (1974). В Тушино создал собств. группу «Сломанный воздух», кот. исполняла западную рок-классику на танцплощадках г. Красногорска. Через два года группа распалась. Ни одна из команд не оставила после себя записанного мат-ла. В 1983 появилась группа «Зона отдыха», исполнявшая только песни К. Группа записала магнитоальбом, не сохр.

В кон. 1983 в Л-де распались две группы - « Хрустальный шар » и « Демокритов колодец », на осколках кот. С. Задерий собрал новую группу под назв. «Алиса». В неё, кроме самого Задерия, игравшего на бас-гитаре, вошли Борис Борисов - саксофон, вокал; Михаил Нефёдов - ударные; Андрей Шаталин - гитара; Павел Кондратенко - клавиши. В таком составе они записали первый магнитоальбом « Кривозеркалье » и выступили на II рок-фестивале Лен. рок-клуба . Сразу после фестиваля из группы ушёл вокалист Б. Борисов.

В это вр. (1984) К. перебрался из М. в Л-д, познакомился со звукорежиссёром И. Гудковым, кот. пригласил К. в «Алису» на вакантное место вокалиста. Репетиции группы в новом составе начались в дек. 1984. М. Нефёдов: «Приехал Кинчев, скромный такой. И <…> с первой репетиции как-то покатило, мы сразу за один присест сделали шесть вещей - основу будущей программы „Энергия“».

В 1985 на третьем фестивале Лен. рок-клуба состоялось первое выступление К. в составе группы «Алиса». Тогда же « Мелодия » выпустила перв. пластинку «Алисы» при участии К. под назв. «Энергия» . В 1986 С. Задерий, уступив в борьбе за лидерство К., покинул «Алису».

В 1986 К. принял участие в съёмках фильма « Взломщик ». По словам музыканта, он согласился сниматься в фильме только для того, чтобы уйти от статьи за тунеядство. За участие в фильме получил звание «Лучший актёр года» на международном кинофестивале в Софии. Позже снимался в фильмах « Переступить черту » и « Йя-Хха ».

В 1987 вышел альбом « Блок ада », который, по мнению К., в отличие от «Энергии», уже достоверно передавал состояние группы. В новом альбоме впервые ярко выразился индивидуальный стиль текстов К. Песня « Красное на чёрном » определила фирменные цвета «Алисы» и её поклонников. Начала формироваться регулярная гастрольная деятельность, во вр. одного из выступлений (1987) произошёл скандал, известный как «Дело Кинчева».

17 февр. 1988 ушел из жизни рок-бард и друг К. - Александр Башлачёв . Лидер «Алисы» тяжело переживал потерю друга, в его тв-ве впервые начала появляться тема расплаты за чрезмерную вольность. Сразу после гибели Башлачева была написана песня « Шабаш », названная путём соединения двух слогов имени и фамилии: СашБаш. В 1991 вышел одноимённый альбом, кот. стал первым в истории отеч. рока концертным двойным диском. К. говорил, что научился у Башлачёва бережному отношению к слову.

В авг. 1991 во время путча К. принял участие в обороне Белого дома в М.

В 1992 группа «Алиса» выступала с концертом в Иерусалиме. Во время недельного пребывания посетил все святые места и, по его словам, «напитался этим духом». По возвращении принял православие , крестившись 26 сент. в церкви Живоначальной Троицы в Останкино. После этого произошла переоценка мн. вопросов. В т.ч. К. начал бороться с собств. наркозависимостью , что с положительным результатом закончилось в 1994. Со слов музыканта это удалось сделать только с Божьей помощью: «Я исповедовался, просил и опять падал […] думал: „ты, подлец, самому Богу врёшь“, жгучий стыд накапливался в сердце […], потом промежутки между падениями становились всё больше и больше, и потом совсем перестал». В апр. 2000 бросил пить , позже несколько раз бросал курить во время поста. Руководствуясь мыслью Антония Сурожского «тело - это видимая часть души», музыкант начал ходить в тренажёрный зал. Одновременно изменились полит. убеждения: ранее К. называл себя анархистом , впоследствии стал придерживаться монархич. взглядов.

В 1993 из рук президента России Б. Ельцина получил награду «Защитник свободной России». Через год музыкант официально вернул награду, тем самым выразив протест против убийства журналиста Д. Холодова и началом воен. действий в Чечне .

12 апр. 1993 произошло событие, оказавшее влияние на будущее группы: покончил с собой гитарист И. Чумычкин . Все участники группы тяжело переживали потерю, после выступления в ноябре «Алиса» почти на год прекратила концертную деятельность, возобновив её только в 1994. В 1994 в память о гитаристе был выпущен альбом « Чёрная метка ». Тогда же на студии «Муха» были нарисованы комиксы «Чёрная метка», «Для тех, кто свалился с Луны» и «Земля», гл. героем кот. стал К.

В 1996 году «Алиса» приняла участие в туре «Голосуй или проиграешь». Тогда же был выпущен альбом « Jazz » , вместивший в себя песни, кот. К. играл на квартирных концертах в сов. период жизни.

В 1998 записан альбом « Геополитика », кот. стал результатом сотрудничества К. и А. Аксёнова . В альбом вошли песни К. в техно-обработке. Из-за финансовых проблем издание «Геополитики» было отложено на год. Со слов лидера «Алисы», этот альбом - «баловство и игрушка».

В 2000 вышел альбом « Солцеворот », из-за особенностей оформления кот. К. обвинили в фашизме. К. объяснял, что символ означает снискание благодати Святого Духа.

В марте 2001 изд-во «Эксмо» выпустило кн. стихов К. « Солнцеворот », в кот. тексты сгруппированы не по дате их написания, а в зависимости от их внутр. содержания. В кн. десять смысловых разделов: «Полдень», «Финист», «Нате», «Асфальт», «Всё это», «Посолонки», «Явь», «Сиверга», «Зерна» и «Соль». Кн. оформлена оригинальной графикой моск. художника Маньшавиной и фотографиями из личного архива К.

В 2003 издан альбом « Сейчас позднее, чем ты думаешь ». Одна из песен альбома, « Грязь », вызвала бурные отклики. В песне говорит о том, где и в чём К. видится «грязь». В кач-ве соло к песне использован фрагмент еврейской народной мелодии. Отвечая на вопросы, «почему вы считаете, что во всех бедах русских виноваты евреи», К. объясняет, что в этой песне обличается «безродный космополитизм », востребованный и необходимый «обществу тотального потребления», «обществу разнузданной вседозволенности» и «открытого богоборчества».

В 2004 вышла книга фотографий Кинчев-Потапов, в кот. вошли снимки разных лет.

В 2007 во время концертов-презентаций альбома « Стать Севера » группа «Алиса» исполнила песню « Власть », кот. затрагивала рев. события на Украине , после чего в местной прессе появились статьи о том, что К. будет запрещён въезд на территорию стран. В том же году К. собрал огромное кол-во российских рок-музыкантов для записи песни « Rock-n-Roll - это мы ».

После смерти близкого друга А. Аксёнова К. сделал трибьют-альбом « Выход дракона » (2009).

В 2011 принял участие в вечере, организованном Патриаршим центром по работе с молодежью при Свято-Даниловом монастыре в Центр. доме журналиста.

В 1991 получил муз. премию «Овация» в номинации «Лучший рок-певец». В 2006 награжден премией «Петрополь» в номинации «За свободу, искренность и поэтичность творчества». В янв. 2007 в Исаакиевском соборе СПб. получил почётный знак святой Татианы , учрежд. в 1996 Советом ректоров вузов города, СПб. епархией и межвузовской ассоциацией «Покров». В марте 2008 получил премию « Чартова Дюжина » в номинациях «Солист» и «Группа».

В наст. время большую часть года К. с женой проживает в деревне под М.

В сер. 1990-х К. называл Г. Гессе своим любимым писателем, говорил, что находит в его произведениях истины, близкие своему моральному коду. Утверждал, что любит Ницше, хотя принимает не все его идеи и любит его как поэта, а не как философа. Из русской прозы К. отдавал своё предпочтение Гоголю . В 1999 отошёл от чтения светской лит-ры, стал знакомиться с житиями святых и старцев, в кот. находит духовную энергию для себя.

Лит.: Барановская Н. Константин Кинчев. Жизнь и творчество. Стихи. Документации. Публикации. СПб., 1993; Троегубов В., Челищева Н. «Алиса» 100 страниц. М., 2003.

Д. Прохорова

  • Кинчев Константин Евгеньевич