Киселёва Ирина Викторовна


КИСЕЛЁВА Ирина Викторовна (псевд. Мирозвукова) [16.3.1951, Л-д] - поэт, очеркист, филолог.

Дед по отцу ― Василий Романович Мирозвуков (урожд. Литвинóв) ― священник Свято-Троицкой церкви Томска, регент объед. хоров Томска. Расстрелян в 1937, причислен к лику Новомучеников Российских (ему посвящ. очерк К. « Неоконченная мелодия »). Отец ― Виктор Васильевич Литвинов - музыкант, композитор; мать - Эмма Исааковна Левкович. В шестилетнем возрасте К. лишилась родителей, приемной матерью стала сестра отца.

Детство К. прошло в Алма-Ате, где закончила муз. школу. В 1966 семья переехала в Томск, где К. окончила ср. школу и Томский гос. ун-т по специальности филолог-русист. В 1980 переехала в Л-д и поступила в аспирантуру ЛГПИ им. А. И. Герцена. Защитила канд. дис. « Проблематика и поэтика раннего Джойса » (1984). Работала в Блоковской группе ИРЛИ РАН (1984–86). Затем жизнь поэтессы протекает в пост. странствиях. К. работала школьным учителем, преподавателем в вузе, журналистом в Томске и СПб. попеременно. В 2001 трудилась послушницей в Свято-Покровском монастыре в Бюсси-ан-От во Франции.

Стихи пишет с 9 лет, публ. в школьной газ. О своем призвании К. замечает: «Цветаева говорила Мандельштаму: “В тебе божественного мальчика десятилетнего я чту”. Я ощущаю себя ребенком лет десяти. В это время ко мне пришли первые стихи. Но не пяти и не пятнадцати. В пятнадцать мне было уже трудно жить. А в десять было такое замечательное состояние и мне не хотелось взрослеть» (« Автобиография »). М. Цветаеву и О. Мандельштама К. называет своими поэтич. учителями.

В нач. 1990-х К. посетила Покровский монастырь в пос. Могочино Томской обл., общение с паломниками и монахами укрепило К. в православии, кот. становится определяющим мировоззрением. Некот. время размышляла о принятии монашеского сана. Все эти переживания отразились в тв-ве; в перв. кн. « Словом белым вернусь » (1994) вошли циклы « На Воскресенской горе » и « Рождественские сны ».

Впоследствии публ. в периодике Томска (ж. «Сибирские Афины», газ. «Томский вестник», «Народная трибуна») и СПб. (ж. «Рог Борея», «Остров», «Балтийский парус», газ. «Лит. Петербург» и «СПб. ведомости»).

В. Колыхалов, отмечая в ранних сб. К. «резкие перескоки с размера на размер, шершавость отдельных строк, трудные рифмы и прочие нескладности», в то же вр. находит в стихах «емкость мысли, образность и философичность». Лирич. героиня стих. К. смотрит на мир открыто, с удивлением и радостью, по-детски доверчиво. К. признается: «Сама жизнь удивительна. Надо принять жизнь и быть благодарным за все, что она дает. Поразительно, что мы живем на этой земле. Поразительны доброта человека, Божья воля над собой» («Автобиография»). Осн. мотивы поэзии - природа, любовь, тв-во, Бог; ее своеобразие - в устремленности к горнему, неискоренимой романтике. К., воспитанная на идеалах православия, считает себя подлинно русским человеком.

При всей неодолимой тяге к путешествию, точнее к странничеству (« Улететь, убежать на рассвете… ») в стих К. живет постоянное и глубокое ощущение родины - России. Это не только конкретные переулки, сосны или поляны, но Русь невидимая, Русь Святая. Незыблемые ценности в ее стих. - Бог, родина, природа, близкие, друзья. За эти ценности лирич. героиня молится и, следовательно, борется: «Господи! / Отведи руки черные / От страны моей / От живущих в ней!» (« Молитва »).

Поэзия К. эмоциональна и одухотворенна, пронизана светом. Ее наполняют сверкающие каскады, сполохи золотого света, сияние «чистой звездной россыпи», «теплый лучик на талом снегу». Свет не только сопровождает радость, он пронизывает и грусть и тем самым умиротворяет, утешает, исцеляет душу. Стих. К. открыты, искренни и предельно исповедальны. Лирич. героиня совпадает с личностью автора - человека с душой мягкой, сострадательной и созерцательной. Из двух служений женщины, названных в Евангелии - Марфы и Марии - ей ближе Мариино, об этом - программное стих. « Выбираю Марию » (впрочем, поэтесса тут же уточняет: «Этот путь Богом дан»). Самосознание героини, смиренно принимающей волю Промысла, выражено определенно: «А поэт - лишь только орудие / Слова - света в предвечной мгле».

Поэзию К. отличают образы звездного неба, полета; уже из названий книг (« Жасминовый куст», «Белый снег нарисую», «Мой светлый ангел» ) видна очарованность автора снежной белизной. Образ снега проходит сквозь все тв-во К., становясь символом чистоты, духовной радости, утешения: «О, только б не кончался снег... / Скользил сквозь память тихо, нежно, / И в снежной замяти безбрежной / Не так жесток казался б век»; «Благородно, прозрачно и скорбно, / Словно Богом роняем во сне, / Снег ложится на спящий мой город / В невесомой земной тишине». Петерб. циклы сб. « Снег над городом » навеяны поэзией А. Блока с ее «среброснежными метелями», вьюгами, голосами. В стихах К. есть «филология, музыка и… неспокойная противоречивая душа» (В. Крюков). Много стих. посвящено Томску и СПб., между кот., вслед за поэтессой, мечется ее лирич. героиня. Если качество СПб. - красота («Вернусь к дождям родного Питера, / Холодным и прекрасным!»), то у Томска - доброта («Добрый мой город! / Ты моя радость и ты мой покой… Ты отведи от меня беду, / Подари мудрость»). С годами все большее предпочтение перед СПб. ― «городом разлук» ― К. отдает Томску: «О город мой, Сибирские Афины»; «Ощутить мрак сырой над каналами / Не желаю я даже врагу. / Позови меня, Родина малая. / Я дышать без тебя не могу!».

Кн. « По светлому лучу » (2002) построена как календарь: от одного православного праздника к др. разворачивается «картина православной жизни России и кровной ее частицы ― лирической героини книги» (А. Мальцева). В стихах К. звучат мотивы покаяния, обращения к тем, кому не додано тепла и внимания, нежности и благодарности. Любовь в поэзии К., как правило, неразделенная: «Ты меня оттолкнул. / Уходя - уходил… Ты меня не любил / не любил / не любил», переживания оставленной женщины традиционны для русской поэзии: «Платье нежное, платье белое / Шелестит, как июньский дождь... / Верно, зря я однажды поверила, / Что меня ты любишь и ждёшь» (« Я куплю белоснежной материи… »). Тем не менее поэтесса сохраняет «благодарное восприятие бытия», и в стихах К. постоянно «исповедальная искренность, какая-то обезоруживающая открытость к людям подспудно звучат как зов к добру» (Я. Яценко). «Несмотря на свою незащищенность и ранимость, она по-детски верит в свое высокое призвание - нести людям тепло» (В. Доманский): «Хочу согреть родные души! / Как научить их слушать?»; «Я голос подарю тебе. / Он плачет о твоем бессмертье. / Я напишу, а вы измерьте / Покорность Богу и судьбе…»

К. - автор неск. кн. стихов для детей. Героиня « Девочки с корзинкой » (2000) любит лес, цветы, травы и грибы - весь земной мир в его разноцветьи, но вместе с тем устремлена к идеальному началу, дарит детям радость жизни. Русский лес открывается как человеч. душа. В кн.-раскраске « Сибирская радуга » (2006) К. передает звучание птичьих голосов как удивительную музыку неба. Подтекст этой кн. - полет души человеческой, задача автора ― воспитывать в детях романтич. начало, кот. поможет им в жизни. « Подарю тебе цветочек аленький » (2009) - кн. о цветах: «Мне хочется воспеть всю красоту мира ― неба и земли. В детских глазах, широко распахнутых миру, похожих порой на “Анютины глазки” я вижу открытость, доверие, которые не хотелось бы обманывать».

В 2010-е К. пишет сказки для детей: « Необыкновенные приключения Цветочки - зелёной веточки и её друзей » посвящена природе Сибири, « Девочка и море » написана под впечатлением пребывания К. на Черном море. В сказке « Девочка на лукоморье » героиня Цветочка и ее друзья отправляются в древнее прошлое, попадают в Палеоазиатский океан, спасают морских обитателей от коварной Гидры. В кн. « Тайна острова Анютины глазки » вошли сказочные повести: « Рождественская », « Пасхальная » и « Осенняя », повествующие о чуде, добре и красоте, о душе, открытой Богу и людям.

В 2009 поэтич. география К. расширяется: возникают циклы « Израильские мотивы », « Туруханские зарисовки », стих. об Абхазии, Пятигорске, Кипре (сб. « На пути к сияющему Граду… »). Стихи К. переводились на итальянский и английский яз.

Проза К. родилась из занятий журналистикой: работая в газ. «Томские православные ведомости», К. выступала с очерками, писала статьи в защиту монастырей. Кн. « Путями Домны Блаженной » (1993) посвящ. юродивой XIX в., К. воссоздает картину духовной жизни томских сел, проходит дорогами крестных ходов, в кот. участвовала и св. Домна. В раздел « Дорогами милой Франции » (кн. « Незримые дали России », 2004) вошли очерки о Покровском монастыре в Бюсси-ан-От, о Н. Зайцевой-Соллогуб, о кладбище Сент-Женевьев де Буа.

Книги очерков и рассказов « Люди-птицы » (2006) и « Лик на старом снимке… » (2012) повествуют о людях, оставивших след в душе автора, встреченных на жизненном пути. К. не оставляет и филологич. штудий, преимущественное внимание уделяя фигурам православных писателей - Шмелева, Зайцева, Никифорова-Волгина, кот. посвящены и стихи, и статьи.

Итогом многолетней работы К. по собиранию мат-лов о дочери М. Цветаевой писательнице Ариадне Эфрон стало худож.-докум. повествование « Земное странствие звезды Ариадны » (2012). Это первая полная биография А. Эфрон, основанная на мат-лах архивов и мемориал. музеев, воспоминаниях близких к ней людей. Чтобы понять драматич. судьбу героини, К. посетила места ее пребывания: Чехия, Франция, Елабуга, Туруханск (сибирский городок, где 18 лет провела в ссылке Ариадна).

Кн. « Моя Цветаева. От сибирской калины до тарусской рябины » (2016) - авторский образ поэтессы, исповедально-лирическое повествование «для истинных поклонников таланта Цветаевой. Для тех, кто хотел бы еще раз осмыслить ее творческий и жизненный путь, обратиться душой к ее стихам и понять, кто же она для нас, читателей. <…> Автор книги впускает нас в свой внутренний мир, приоткрывает дверцу в душу, и становится нашим проводником в мир Цветаевой, экскурсоводом по Цветаевским местам, которые она посетила» (О. Чайковская).

С 2017 член Томского отд. Союза рос. писателей. Ведет клуб «Лирика» в Томском ГУ.

Соч.: Путями Домны Блаженной. Томск, 1993; Словом белым вернусь / предисл. В. Климычева. Томск, 1994; Белый снег нарисую. Томск, 1995; Жасминовый куст. Томск, 1995; Мой светлый ангел: стихи и эссе. Томск, 1999; Я голос подарю тебе / предисл. В. Крюкова. Томск, 2000; Навстречу светлому лучу. Томск, 2001; Снег над городом: Стихи разных лет / предисл. И. Маляровой. Томск, 2001; По светлому лучу. СПб., 2002; Незримые дали России: стихи и проза / предисл. В. Колыхалова. Томск, 2004; Люди-птицы: рассказы, очерки. Томск, 2006; Снежными дорогами России. СПб., 2006; Избр. Томск, 2007; На пути к сияющему граду: кн. стихов / предисл. Г. Небараковской. Томск, 2011; Лик на старом снимке…: рассказы-очерки / предисл. Г. Небараковской. Томск, 2011; Необыкновенные приключения Цветочки-Зеленой Веточки и ее друзей. Томск, 2011; Земное странствие звезды Ариадны. Томск, 2012; Девочка и море. Томск, 2014; Девочка на Лукоморье. Томск, 2015; Моя Цветаева: От сибирской калины до тарусской рябины. Томск, 2016; Сон у «Дома поэта» М. Волошина, или Инобытие Марины Цветаевой // Киммерийский топос: мифы и реальность: междунар. филос.-культурол. конф. (Коктебель, 2013–2016 гг.): сб. науч. ст. Симферополь, 2017; Тайна острова Анютины глазки: Три сказочные повести. Томск, 2018.

Лит.: Климычев Б. Лирич. герой в поэзии И. В. Киселевой // Народная трибуна. 1992. № 6; Доманский В. «Хочу согреть родные души» // Alma-mater. Томск, 1994. № 3; Колыхалов В. Свечение строк // Киселева И. Белый снег нарисую. Томск, 1995; Яценко В. Хранить доброту // Киселева И. Мой светлый ангел. Томск, 1999; Малярова И. Рец.: Снег над городом // Лит. Петербург. 2001. № 8; Мальцева А. Книга Божьей души // Лит. Петербург. 2002. № 3; Колыхалов В. Счастливая странница // Сибирские Афины. 2004. № 8; Любомудров А. Под охраняющими крыльями Ангела // Киселева И. Снежными дорогами России. СПб., 2006: Любомудров А. Предисл. // Киселева И. Избр. Томск, 2007; Лугачева И. С нежной любовью из снежной Сибири // Томская неделя. 2015. 27 нояб., № 47; Чайковская О. У каждого Цветаева своя... // Киселева И. Моя Цветаева. От сибирской калины до тарусской рябины. Томск, 2016.

А. Любомудров

  • Киселёва Ирина Викторовна