Кленовский Дмитрий Иосифович
КЛЕНÓВСКИЙ Дмитрий Иосифович (наст. Крачковский) [24.9(6.10).1892, СПб. - 26.12. 1976 , Траунштайн , Германия ] - поэт, журналист.
Родился в семье художника-пейзажиста, академика живописи Иосифа Крачковского и художницы Веры Беккер. Учился в царскосельской Николаевской гимназии (1904–11), часто бывал с родителями в Италии и Франции, в 1911–13 по состоянию здоровья находился в Швейцарии .
В 1913–17 изучал юриспруденцию и филологию в СПб. ун-те . В этот период увлекался антропософией . Начал печ. в петерб. ж-лах с 1914. Перв. сб. « Палитра » издан в Пг. в кон. 1916 (на кн. проставлен 1917-ый) под наст. фамилией Крачковский. Подготовленный к печ. второй сб. « Предгорье », близкий к поэтике акмеизма , не вышел из-за революции. Датированная 1922-м рукопись сб. сохранилась в архиве Глеба Струве и вышла в свет в составе « Полного собр. стихотворений » К. в М. в 2011.
Начиная с 1917 и до отъезда в Харьков К. работал в М. сов. служащим, в 1921–22 журналистом, посещал лит. кружки, где познакомился с тв-вом А. Белого и М. Волошина . С установлением сов. власти оставляет всякие попытки заявить о себе как поэте и в 1922 уезжает в Харьков , где работает переводчиком в Радиотелеграфном агентстве.
В 1942 во вр. немецкой оккупации Украины вместе с женой, немкой по происхождению, эмигрирует в Австрию, затем в 1943 в Германию. Начиная с 1947 вновь начинает публ. стихи под псевд. Кленовский в «Новом ж.», с 1950 в ж. « Грани ». В этот период жил в Траунштейне ( Бавария ), писал до самой смерти. Всего в Германии издал 11 поэтич. сб. (последний изд. посмертно в 1977 вдовой поэта М. Д. Крачковской и проф. Рене Герра).
К. находился в переписке с архиепископом Иоанном (Шаховским) , кот. была впоследствии опубл. отд. книгой (Париж, 1981). Шаховской писал: «Он [Кленовский] не только стал, но и твердо признан одним из лучших поэтов Русского Зарубежья. Думаю, что он и один из лучших лириков России середины нашего века. Печать большой поэтической личности лежит на нём. <...> Его поэзия безупречно соразмерна, у него нет столпотворения ни вещей, ни звуков. Он говорит просто, иногда как бы по-домашнему, но всегда есть в нём торжественность, даже в самом малом. Капля по капле, текут его строки, рождая мир поэзии, строго ему принадлежащей».
По определению Н. Берберовой , К. ― «последний царскосёл». «Есть зданья неказистые на вид, / Украшенные теми, кто в них жили. / Так было с этим. / Вот оно стоит / На перекрёстке скудости и пыли. / Какой-то тесный и неловкий вход / Да лестница взбегающая круто / И коридоров скучный разворот… - / Казёнщина без всякого уюта. / Но если приотворишь двери в класс - / Ты юношу увидишь на уроке, / Что на полях Краевича, таясь, / О конквистадорах рифмует строки. / А если ты заглянешь в кабинет, / Где бродит смерть внимательным дозором, - / Услышишь, как седеющий поэт / С античным разговаривает хором. / Обоих нет уже давно. Лежит / Один в гробу, другой без гроба, - в яме, / И вместе с ними, смятые, в грязи, / Страницы с их казнёнными стихами. / А здание? Стоит ещё оно, / Иль, может быть, уже с землёй сравнялось? / Чтоб от всего, чем в юности, давно, / Так сердце было до краёв полно, / И этой капли даже не осталось» (« Царскосельская гимназия »).
Соч. : Палитра: стихи. Пг, 1917; След жизни.
Лит .: Архиепископ Иоанн (Шаховской). Переписка с Кленовским / ред. Р. Герра. Париж, 1981; Казак В. Лексикон русской лит-ры XX в. М., 1996; Незабытые могилы / сост. В. Чуваков. М., 2001. Т. 3.