Клячкин Евгений Исаакович


КЛя́ЧКИН Евгений Исаакович [23.3.1934, Л-д ― 30.7.1994, Израиль; похоронен на кладб. Аяркон в Петах-Тикве] ― поэт, автор-исполнитель.

Отец - помощник мастера на ткацкой фабрике. Мать работала в аптеке, умерла во время блокады. К. эвакуировали из блокадного города в Ярославскую обл. Воспитывался в детском доме, отец был на фронте. В сент. 1945 отец снова забрал его в Л-д. К. окончил школу с золотой медалью. Получил образование в ЛИСИ (1952–57), окончил с отличием по специальности «Городское строительство и хозяйство». Работал инженером-проектировщиком в строительных организациях Л-да (ГСПИ-1, Ленпроект, Лен. отд. худ. фонда и др.). Летом 1957 принимал участие во Всемирном фестивале молодёжи и студентов в М. С 1953 играл на семиструнной гитаре. В окт. 1961 создал перв. мелодию к песне «Туман» на стихи К. Кузьминского, с чего началось его тв-во как барда, сочинил песню « Милая! Чего ты нос повесила ».

Первоначально соч. музыку к песням на стихи др. поэтов: И. Бродского, К. Кузьминского, А. Вознесенского, Г. Горбовского и др. Многие в СССР именно через песни К. познакомились с тв-вом Бродского, для кот. в то время были закрыты все офиц. возможности для публ. Песни К. «Пилигримы», «Рождественский романс», «Ни страны, ни погоста…», романсы персонажей поэмы Бродского «Шествие» Мышкина, Арлекина, Коломбины, черта и др. считаются признанными вершинами авторской песни.

В 1963–64 К. посещал семинар по работе с самодеятельными композиторами при ЛО Союза композиторов СССР. В сер. 1980-х ушёл на профессиональную сцену. Выступал как артист Ленконцерта и Росконцерта. Лауреат 1-го и 2-го лен. конкурсов самодеятельной песни (в 1965 и 1967), конкурса туристской песни I-го Всесоюзного слета победителей походов по местам боевой славы в Бресте в 1965, II-го Всесоюзного конкурса на лучшую туристскую песню в М. в 1969. Было два привода в КГБ за чтение запрещённой лит-ры. В кон. 1960-х за критику состояния страны был лишён возможности давать концерты и выступать на гастролях по стране.

В тв-ве К. представлены поэтич. жанры авторской песни и стих., а также прозаич. - рассказы: «В пути», «Концы и начала» (1971), «Праздник в будни» (1971) и фантастич. повесть «Бобы » (1962).

Произведения К. различны по тематике и структуре: шуточные песни, студенческие, фольклорные стилизации, песни к кинофильмам и спектаклям, военные, любовная лирика и романсы, сатирич. и протестные (политические). В начале своего тв-ва поэт писал песни шуточного характера «Милая» (1961), «Я был мальчишка глупенький…» (1962), сюжетные композиции о неудавшихся любовных историях в комических обстоятельствах: «Он ей говорит со знаньем дела: / “Виноват, который час?” / А она ему на это смело: / “Два-двенадцать-сорок шесть”. / Он ей: “Что-то я, пардон, не понял, / Что такое сорок шесть?” / А она: “Да это ж телефон мой”». В песнях этого периода используются беззлобный юмор, романсные и фольклорные (частушки) интонации, лиризм и романтич. направленность. Поэт объединял песни в циклы. К. был и автором песен для спектаклей и пьес: в 1964 песни для пьесы В. Розова «В день свадьбы» в Лен. театре им. Ленкома, в 1967 для спектакля «Тайны чёрного озера» Псковского обл. драм. театра им. А. Пушкина, 1980 - песни к спектаклю «Баллада о солдате».

К 1970-м тв-во К. усложняется тематически и структурно, развивается романтич. направленность. Ю. Ким писал: «Женя - романтический автор, может быть один из самых наших романтических». Одним из значимых элементов этого периода становится мотив пути, странствия. К. расширяет тематику авторской песни, включая в тексты песен тему собственной смерти, что отличает его от других бардов: «Папа спит под землей, дочка ― в комнате. / Если нечего делать - вспомните» (« Несчастныйслучай », 1965). Один из частых образов во всём тв-ве автора - образ девочки, дочки. Поэт использует детские темы и мотивы как истинное, искреннее начало в противовес лицемерию и лживости окружающего мира. В песнях этого периода усиливаются грустные элегич. интонации. Лиризм К. отмечали Ю. Ким, А. Городницкий и др. Жанр элегии проявился в тв-ве К. в разных проблемно-тематических и стилевых направлениях: пейзажные, любовные, городские, философские, гражданские элегии. Особенность любовной элегии составляет включение в её структуру психологич. микро-новеллы. В это время в тв-ве К. появляются и протестные и сатирич. песни, в кот. анализируются совр. поэту полит. и соц. проблемы в стране: «Вот лысина ― будто пробор, / слова ― то ли воск, то ли нож, / но ты их спокойно кладешь, /и значит, “не куплен ― не вор”» (« Эмблема - “ пилаи топор” », 1967). «На плечах неподвижна покатая бронированная посудина... ...И такому вот питекантропу был подсуден я» (« Пом .покадрам », 1970). В. Новиков пишет о К.: «Слово Клячкина выросло на ленинградской культурной почве, в той среде, для которой не характерны эмоциональный нажим, театрализованный жест, монологическая откровенность. Здесь не принято дерзко открывать Америки, заявлять о себе с вызовом и эпатажем. Здесь иная атмосфера сдержанность и дистанционность» (см. в кн.: Клячкин Е. Осенний романс. М., 2003).

Не менее значима в произведениях К. урбанистич. лирика. Автор представляет образы Л-да, М. и др., к кон. 1970-х эта направленность перерастает в тему родины - России: «Россия ― и имя-то женское, / Недаром на бабах стоит. / У каждой судьба деревенская: / Кормить мужика да поить» (« Россия - и имя-то женское », 1979). Особым образом предстаёт в лирике барда Л-д. Как пишет Б. Вишневский, «”бардом великого города с областной судьбой” назвал его Александр Городницкий. По его словам, “в основе лучших песен Клячкина лежит неизбывная привязанность блокадного мальчика к покинутым дворцам, сырым, промозглым переулкам, обветшавшим домам и каналам”. Действительно, самые пронзительные и светлые песни Клячкина ― о Ленинграде. “ Мокрыйвальс” и “ Песняобутреннемгороде ”, “ Колыбельная домов ” и “ Возвращение ”...».

В период 1980-х в тв-ве К. усиливается акцент на соц. темы. Автор-бард Ю. Кукин отмечал: «Непохожесть, и музыкальная и поэтическая оригинальность образов, ассоциативность, какое-то предощущение стиха (что в общем-то и является главной тайной поэзии) и совершенно уникальная музыкальность с новым неожиданными подходом к гармонизации мелодии делали Евгения Клячкина неподражаемым и неповторимым». Существенной для тв-ва К. стала и тема еврейства. В своих текстах автор рассматривал и анализировал проблемы жизни в рамках этой нац. культуры. В апр. 1990 К. с семьёй эмигрировал в Израиль, где проживал в г. Ариэле, он работал там по специальности, полученной ещё в СССР. Выступал с концертами, давал концерты и в США. На своё 60-летие в марте 1994 приехал с гастролями в Россию, дал неск. концертов в М., СПб. и Туле.

К. погиб во время купания в Средиземном море ― у него остановилось сердце. В СПб. в годовщину гибели К. сложилась традиция: на Стрелке Васильевского о-ва собираются те, кто его помнит и любит. Поют его песни, читают стихи, делятся воспоминаниями.

Песенное наследие К. включает более 300 произведений, около 70 из них напис. на чужие стихи. Песни К. публ. в сб. самодеятельной песни разных лет. Наиболее изв. и популярные: « Не гляди назад ...», «Песня об утреннем городе», « Псков », « Мелодия в ритме лодки», «Детский рисунок», «Возвращение », «Мокрый вальс», « Моим ровесникам ».

Соч.: Не гляди назад. СПб., 1994; Оглянусь на всё, чем жил: Песни, стихи, проза. СПб., 1999; Живы, покуда любимы! Песни. Воспоминания о Е. Клячкине. СПб., 2000; Осенний романс. М., 2003.

Лит.: Борисова А. Я прощаюсь со страной, где... // Смена. 1990. 20 март.; Андреев Ю. Наша авторская… История, теория и совр. состояние самодеятельности. М., 1991; Городницкий А. Спокойно глядя в небо… // ЛГ. 1994 № 42 (19 окт.); Кукин Ю. О моём друге // Библиография. № 1. 1994; Краснопёров А. Он приезжал прощаться... // Комсомолец Удмуртии. 1995. № 1. 4 нояб.; Вишневский Б. Весы удерживают гири... ― концерт памяти Евгения Клячкина в СПб. // Новая газ. 2002. № 55, 1–4 авг.; Кане М. Время вдруг становится судьбой. СПб., 2000; Ким Ю. Предисл. // Осенний романс. М., 2003; Аннинский Л. Представленье имен // Лит. Россия. 2004. 30 янв.; Вишневский Б. «Не гляди назад...» // Невское время. 2004. 27 март.; сайт, посвящённый тв-ву К.: www.kliachkin.bard.ru/books.php

С. Петрова

  • Клячкин Евгений Исаакович