Князев Василий Васильевич


КНЯ́ЗЕВ Василий Васильевич [18(6).1.1887, Тюмень - 10.11.1937, в заключении] - поэт.

Родился в купеческой семье, отец был по­этом, музыкантом, художником, мать - дочь ссыльного поляка К. Высоцкого, видного культурного деятеля Сибири. Так расшифро­вывается один из псевд. К. - Высоц­кий К. Учился в гимназии в Екатеринбурге, затем в 1904–05 в земской учительской се­минарии в СПб. 9 янв. 1905 участво­вал в митингах и демонстрациях в СПб. и из семинарии был исключен.

Перв. публ. - 3 янв. 1905, неза­долго до Кровавого воскресенья. С 1905 печ. в разных жанрах - сатира, басни, пародии, частушки, рев. песни, баллады - в ж. «Поединок», «Гном», «Серый волк», «Застрельщик», «Скандал», «Овод», «Маски», «Сатира», «Булат» и др. В 1905–07 выступает под псевд. Бу­ревестник, Василиск, Язев, Княжевич и др. После поражения Первой русской революции из оппозиционных к правительству журналов переходит в либерально-юмористические «Будильник», «Сатирикон», «Новый Сатири­кон» и др. В 1910 издает сб. « Сатиричес­кие песни ». Дед и отец К. собирали народ­ные пословицы; К. последовал их примеру, много внимания уделил « Пословичной энцик­лопедии ». Его книга « Жизнь молодой де­ревни. Частушки-коротушки СПб. губернии » (1913) была отмечена почетным отзывом Академии наук. К. не только собирал фольклор, но и в своих стихах использовал фольклорные жанры - раешник, частушку, городской романс. В 1914 издал в СПб. кн. « Двуно­гие без перьев. Сатира и юмор ». Стихи 1905–16 собраны в « Первой книге стихов », вышедшей в Пг. в 1919. После Октябрьской революции К. становится сотрудником «Красной газ.». Как отмечали в печати, «Князев первый вышел из рядов буржуазной печати и стал под красное зна­мя» (Вестник лит-ры. 1919. № 3). В «Красной газ.» ежедневно появлялись стихи-«набаты» (« Песня набата », « Ночной набат » и др.) Красного звонаря, песни Красного поэта, беседы деда Нефеда, фелье­тоны Софронова внука из Великих Лук (псев­д. К.). В 1918 К. печ. и в газ. «Пе­троградская правда», «Сев. коммуна», в сатирич. ж. «Красный дьявол», «Гильо­тина», также в ж. «Красноармеец», «Крас­ный командир», газ. 7-й армии «Боевая прав­да», в газ. М., Смоленска, Архангельска и др. Тогда же редактировал ж. «Красная ко­локольня», руководил стих. отделом «Красной газ.», работал в «Боевой правде», выступал на митингах, участвовал в агитпоездках на фронт, там организовал фронто­вую газ. и «окопный театр».

Среди десятков и сотен его боевых агиток, пафосных и сатирич. стихов, полит. памфлетов и фельетонов самым знамени­тым его произведением явилась « Песня Коммуны », опубл. в «Красной газ.» 11 авг. 1918. На многолюдных митингах вос­торженно повторяли ее рефрен: «Никогда, никогда, никогда, никогда коммунары не бу­дут рабами!». Л. Полонский свидетельствует: «Комсомолец 20-х годов, я и сегодня, спустя 60 с лишним лет, помню, как упоенно пели мы эту песню в праздничных колоннах Первомая и Октября».

Выступления К. проходили триумфально. В «Красной газ.» 23 окт. 1918 сообщали: «Аплодисментами был встречен пролетар­ский русский Беранже Василий Князев». В «Правде» 13 авг. 1919 писали: «Читал свои стихи В. Князев. Ему была оказана вос­торженная встреча». «Богатырь Коммуны», «наш красный Беранже», «любимый проле­тарский поэт», «талантливейший пролетар­ский поэт» - так называли его в газ. Его популярность была не только широкой, но и устойчивой - стихи из книг К. « Крас­ное Евангелие», «Красные звоны и пес­ни » (обе - 1918), « Песни красного зво­наря » (1919) перекладывались на музыку, переводились на иностр. яз.

Только в теч. 1918 «Красное Еванге­лие» выдержало 4 изд. В этой кн. ав­тор новое, рев. содержание со­временности облекал в одежды изв. народным массам христианских преданий. Так, Октябрьская революция осмысливалась как давно предреченное новое пришествие Христа - Мессии, «искупителя», которого нужно встретить достойно его великой мис­сии. Но вместо скорбного Христа в «Красном Евангелии» появлялся Христос-бунтарь: «Очисти душу - и воскресни во имя Красно­го Христа!» Образ Христа переосмысливался в рев. духе, чтобы возвысить Ок­тябрьскую революцию, подчеркнуть ее миро­вое значение и космические масштабы,- та­ков смысл «Красного Евангелия». В годы Гражданской войны К. издал 12 кн. - «Пес­ни красного звонаря», «Дети города» (обе - 1919), « О чем пел колокол», «Аз­бука возрождения транспорта » (обе - 1920) и др. В 1924 изд. кн. « Капля крови Ильича », « Фома Царьков ».

В 1920-е К. продолжил свою работу по сбору, изучению и изданию произведений фольклора. В 1924 издал кн. « Современ­ные частушки. 1917–22 гг .» и « Русь: Сб. избранных пословиц, присловок, погово­рок и прибауток », в 1925 - « Частушки крас­ноармейские и о Красной Армии », в 1928 - « Сов. частушки ». Фольклорные мотивы и приемы использованы и в оригинальных кн. К.: « Красная ленинская дерев­ня», «Красная казарма. Первомайская тальянка » (обе - 1925). Но, как писал В. Базанов, «при всех своих фольклорис­тических увлечениях В. Князев не сумел до­стойно оценить фольклоризм новокрестьян­ских поэтов вообще и Н. Клюева в частнос­ти...»; в кн. « Ржа­ные апостолы » (1924) К. резко критико­вал Н. Клюева и др. новокрестьянских поэтов. В 1930 К. изд. « Книгу пословиц. Вы­борки из пословичной энциклопедии », в 1936 - « Избр. частушки Северного края ».

В 1920-е, затем в 1930-е расширяет жан­ровый диапазон. В 1920 К. издает драму « Фабрикант и рабочий », в том же году в Архангельске отд. изд. выходит инсцениров­ка «Красного Евангелия». Только в 1923 К. издает 4 кн. для детей, в 1926 стихи для де­тей « Страшный сон ». В 1930 ж. «Звезда» публ. воспоминания К. В 1934 под псевд. Иван Седых К. публ. роман из жизни сибирского купечества « Деды ». Осн. стих. кн. 1930-х: « Книга избр. стихотворений » (1930), « Последняя книга стихов» (1933), «За четверть века(1905–30). Книга избр. стихотворений » (1935). Но за­тем внезапно замолчал - весной 1937 поэт революции был арестован по абсурдному об­винению в контррев. агитации.

Следуя по этапу из Магаданского пере­сыльного пункта в отдаленный лагерный пункт Мальдяк (дорога длиной в 700 км), поэт скончался. Остались незавершен­ными монументальный роман «Деды», много­томная «Пословичная энциклопедия» - труд трех поколений династии Князевых, а то, что было для нее собрано, не сохранилось и в ар­хивах. В заявлении на имя уполномоченного НКВД поэт писал: «Дайте мне остаток моей жизни (5 лет, не больше) писать знойные, об­жигающие душу песни. Я докажу, что я не только не враг народа, но предан Октябрь­ской революции до последнего издыхания!». Этих лет и даже года в запасе уже не было. Но когда нача­лась Великая Отеч. война, «Песня Коммуны» снова встала в боевой строй: 31 июля 1941 «Лен. правда» опубл. стих., начинавшееся строкой: «Мы не будем фашизма рабами!».

Соч.: Избр. Л., 1959; Песня Коммуны // Вре­мя, вперед! M., 1986; Из цикла «Проклятый город» // Петербург в русской поэзии. Л., 1988; «Вчера не мог заснуть я до рассвета…» // Сонет Серебряного века. М., 1990; Моя политическая платформа [и др. стихи] // Аврора. 1997. № 3; Кня­зев В., Плотников M. Русь: Избр. Тюмень, 1998; О том, как гном построил дом. Назрань, [Б.г.].

Лит.: Шацева Р. Поэт рев. Петрограда // Звезда. 1960. № 11; Азаров Вс. Поэт Коммуны // День поэзии. Л., 1966; Евстигнеева Л. Журнал «Сати­рикон» и поэты-сатириконцы. М., 1968; Русская сатирич. лит-ра нач. XX в. М., 1977; Хренков Дм. Одной любовью. Л., 1979; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Базанов В. «Пролетарскому поэту-трибу­ну...» // Русская лит-ра. 1987. № 4; Полонский Л. Как погиб Василий Князев // Распятые / Авт.-сост. З. Дичаров. СПб., 1994. Вып. 2; Рогачев В. Красная речь Василия Князева // Князев В., Плотников М. Русь: Избр. Тюмень, 1998; Лазарева Н. В. Князев в лит. жизни 20–50-х гг. // Филол. этюды. Саратов, 1998. Вып. 2.

В. Шошин

  • Князев Василий Васильевич