Коган Пётр Семёнович


КОГАН Пётр Семёнович [ 20(8).5. 1872 , Лида Виленской губ. - 2.5. 1932 , М., похоронен на Новодевичьем кладб. в М.] - историк лит-ры, лит. критик , литературовед , переводчик.

Род. в семье врача. Окончил гимназию в Могилеве , затем ист.-филол. фак-т Моск. ун-та , где работал у Александра Веселовского и Стороженко. Преподавал в М., в т.ч. в училище Моск. филармонического об-ва. В студ. годы увлёкся марксистскими идеями. Противник модернизма и эстетизма.

Печ. начал в «Русской мысли», «Образовании», «Совр. мире» и др. ж-лах. Перв. работа напеч. в «Книговедении» в 1895, № 4–5.

В оставлении при ун-те по кафедре зап.-европейской лит-ры К. было отказано ввиду еврейского происхождения, потому в 1909 переехал в СПб. В 1910 сдал магистерский экзамен. Принят как приват-доц. каф. германо-романской филологии СПб. ун-та ( 1911 –18). Принял православие, чтобы получить возможность стать проф., но к профессуре не был допущен. Одновременно читал лекции на Высших женских курсах им. Лесгафта.

Гл. труды: « Очеркипо истории западноевропейских литератур » (М., 1903–10; 6-е изд. - 1911); « Очеркипо истории новейшей русской литературы » (М., 1908–12); « Очеркипо истории древних литератур » (М., 1907; 3-е изд. - 1912); « Белинскийи его время » (М., 1911), « Белинский » (М., 1911); « МиросозерцаниеБелинского » (М., 1911); « Учебникпо истории западноевропейских литератур » (М., 1912); « Хрестоматияпо истории западноевропейских литератур » (М., 1911); « Опытисторической хрестоматии западноевропейских литератур » (М., 1904).

«Очерки по истории западно-европейской лит-ры» были на русском яз. почти первым обзором, охватывающим всю зап.-европейскую лит-ру в главнейших ее проявлениях, рассматривающим эту лит-ру в тесной связи с современными ей социально-полит. и науч. течениями. «Автор, - писал В. М. Фриче в статье, посвященной К., - последователь идейно-культурного метода: история литературы для него - отраженная в художественных образах, отвлеченных понятиях история духа времени» («Новая книга по истории западно-европейской литературы» // Русская мысль. 1903. Кн. 9).

В эпоху реакции, когда более четко вырисовываются два враждебных течения в лит. критике - идеалисты и марксисты, - К. примыкал к лагерю последних и вел решительную борьбу против идеалистов Гершензона, Мережковского, Айхенвальда, Чулкова и др. Лозунгу последних - «литература, в отличие от других форм словесного искусства, есть царство художественной формы» (Гершензон) - К. противопоставляет теорию служебной роли лит-ры, устанавливает зависимость ее от экономики и тесную связь лит-ры с наукой, философией и общественно-полит. идеями эпохи. В противовес критикам-импрессионистам, устанавливающим примат переживания в лит-ре и полную зависимость последней от творч. индивидуальности (Айхенвальд), К. подчеркивает зависимость личности художника от обществ. среды. «Литературное произведение есть акт общественный, а не индивидуальный» (« Пролог »). «Литература и философская мысль - лучшее выражение культурного стремления общества», - пишет К. в брошюре « Интеллигенцияи народ » (1917). Лит-ра рассматривается у К. не как непосредственное отражение психоидеологии известного класса, а как выражение господствующей или популярной в об-ве данного периода идеи или системы науч. взглядов.

После революции преподавал в МГУ, проф. МГУ, ректор МГУ. Президент Гос. академии худож. наук (ГАХН). Сотрудник Лит. энц. Автор статей в Энц. словаре Брокгауза и Ефрона (« Классицизм », « Лессинг », « Гуцков », « Ибсен », « Зудерман » и др.) и в первом изд. БСЭ.

В лит.-критич. работах послеоктябрьского периода стал еще более близок к марксистскому литературоведению. Но, признавая, что разбор худож. произведения нельзя поручать человеку, стоящему на «внеклассовой» точке зрения (« Нашилитературные споры »), К. в разборе лит. явлений далеко не всегда рассматривает лит. явления с точки зрения их классовой сущности. В определении совр. ему лит. течений К. становился нередко на «объективную» точку зрения, признавая, что «в литературе главное содержание - идеологическая чистота, революционное, подчас новое мироощущение» («Наши литературные споры»). Само определение классовой сущности К. часто заменяет категориями психологич. характеристик. Признавая и декларируя марксистский метод в оценке лит. фактов единственно правильным и возможным, являясь продолжателем обществ. тенденции в лит. критике, К. все же был близок к культурно-ист. и социолог. методу в литературоведении. Марксизм К., в особенности в дорев. работах, проявляется не столько методологически, сколько в форме сочувствия материализму и социализму.

Автор переводов книг Д. Рескина , И. Тэна и др.

Жена - Надежда Александровна Нолле-Коган (1888–1966) - переводчик, мемуарист. Сын - Александр Петрович Кулешов (Нолле) (1921–90) - писатель.

Соч.: Очерки по истории западноевропейской лит-ре. Т. 1–3. М., 1903–10; Очерки по истории новейшей русской лит-ры. Т. 1–3. М., 1908–11; Мысли о лит-ре и жизни. 1923; Лит-ра этих лет: 1917–23. Иваново-Вознесенск: Основа, 1925; Лит. заметки. Эпопея Андрея Белого // Красная новь. 1921. Ноябрь-дек. № 4; Пролетарская лит-ра. Иваново-Вознесенск, «Основа», 1926; Бабель: Критика // Соболь А. Печальный весельчак. Хаит Д. Муть. Коган П. Бабель. Вендров З. По еврейским колониям. Харьков, 1927; История русской лит-ры с древнейших времен до наших дней (в самом сжатом изложении). М.-Л.: «Молодая гвардия», [1927] (2-е изд. - [1928]; 3-е изд. - 1930); Красная Армия в нашей лит-ре. М.: «Военный вестник», 1926; Лев Толстой и марксистская критика. М.-Л.: «Моск. рабочий», [1928]; Лит-ра великого десятилетия. М.-Л.: «Моск. рабочий», [1927]; Наши лит. споры. К истории критики Октябрьской эпохи. [М.]: Гос. акад. худож. наук, 1927.

Лит. : Критико-биогр. словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). СПб., 1889–1914. Т. 1; Новый энц. словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 22; Коган Петр Семенович // БСЭ: [в 30 т.] / Гл. ред. А. М. Прохоров . 3-е изд. М.: Сов. энц., 1969–78.

  • Коган Пётр Семёнович