Комаровский Василий Алексеевич
КОМАРО́ВСКИЙ Василий Алексеевич [21.3(2.4).1881, М. - 8(21).9.1914, М.] - поэт.
Род Комаровских - польск. происхождения. Отец К., граф Алексей Егорович К., был шталмейстером Императорского двора, действительным статским советником. От матери, Александры Васильевны (урожд. Безобразова), будущий поэт унаследовал тяжелый психич. недуг, изнурительные приступы кот. преследовали его всю жизнь. Сначала К. жил в Тамбовской губ., потом - в СПб. После смерти отца, последовавшей в 1897, он поселился в Царском Селе, в доме своей тетки, Любови Евграфовны. В 1900, окончив Императорский лицей, поступил на юридический фак-т СПб. ун-та, затем, через год, перешел на историко-филол., где учился, с перерывами, много лет. По отзывам современников, К. был человеком отменно образованным, он всерьез занимался живописью, знал несколько яз., свободно читал по-латыни.
К. самозабвенно любил искусство, кот., по выражению Н. Пунина, «было его колыбелью и его жизнью». Гармонией искусства он, видимо, усмирял хаос своей больной, мятущейся души. Он «как бы вынашивал в себе ритмы и сам казался олицетворением ритмической речи», когда бродил мерным шагом по глухим аллеям царскосельского парка (Голлербах Э. Город муз: Царское Село в поэзии. СПб., 1993). Кому-то К. казался нелепым «чудаком». Но те, кто близко знал поэта, видели в нем романтика, необычного, «странно-очаровательного» человека, не чуждого порой веселой иронии. В посл. годы жизни К. был в дружеских отношениях с А. Ахматовой. Весной 1914 написал посвященное ей стих., сотканное из едва уловимых образов и неожиданных ассоциаций: « Анне Ахматовой (“Вечер” и “Четки”) ». Откликом на это послание явилось стих. Ахматовой «Ответ» («Какие странные слова…»), в свою очередь посвященное К.
Тв-во художника, по мнению Н. Пунина, «неожиданное, растрепанное, полное какой-то настойчивой воли и смятенного величия» (Аполлон. 1914. № 6–7), нравилось далеко не всем. Но были люди, сумевшие оценить его причудливый дар. Особенно ощутимой была поддержка кружка Н. Гумилева, редакции ж-ла «Аполлон». Именно в лит. альм. «Аполлона» (1912) К. удалось единственный раз опубл. свою прозу - рассказ-стилизацию « Sabinula », в кот. талантливо воссоздан эпизод из жизни Римской империи (II в. н.э.). Среди героев произведения - знаменитый римский историк Тацит, Публий Агрикола. Редактор ж-ла С. Маковский в мемуарах «На Парнасе Серебряного века» (Мюнхен, 1962) высоко оценивал эту вещь: «Словесная музыка ее поражает благородством тона, выбором слов, эпитетов - всем холодком самоограничения, краткостью и меткостью». В том же альм. опубл. несколько стих. поэта. И рассказ, и стихи напеч. под псевд. «Incitatus» (так, по преданию, звали коня Калигулы).
В 1913 в СПб. вышел сб. стихов К. « Первая пристань ». Одобрительно отозвался о нем Гумилев, оценивший этот дебютный сб. не как книгу «обещаний», а как книгу «достижений десятилетней творческой работы несомненного поэта». «Все стихи с 1909 г., - отмечал Гумилев, - уже стихи мастера. <…> Под многими стихотворениями стоит подпись “Царское Село”, под другими она угадывается. И этим разгадывается многое. Маленький городок, затерянный среди огромных парков с колоннами, арками, дворцами, павильонами и лебедями на светлых озерах, городок, освященный памятью Пушкина, Жуковского и за последнее время Иннокентия Анненского, захватил поэта, и он нам дал не только специально царскосельский пейзаж, но и царскосельский круг идей. <…> В первом отделе собраны лиро-пейзажные стихотворения, очень “царскосельские”, хотя и приписанные иногда по капризу автора к другим местам. Во втором отделе - лиро-эпические стихи, веселое блуждание по векам и странам. <…> Третий отдел - “Итальянские впечатления” - менее значителен, чем предыдущие, хотя, может быть, совершеннее в ритмическом отношении» (Гумилев Н. Письма о русской поэзии. М., 1990).
Др. книг К. не суждено было издать. Следующий год, 1914-й, оказался для него роковым. Война потрясла его душу и воображение… Д. Святополк-Мирский, упоминая о том, что К. «писал воспоминания о своих сумасшествиях», свидетельствовал: «Из воспоминаний этих я запомнил одну фразу: “Несколько раз сходил с ума и каждый раз думал, что умер. Когда умру, вероятно, буду думать, что сошел с ума”. Он умер сумасшедшим. Начало войны нанесло такой удар его нервной системе, что она не вынесла, и все силы хаоса снова хлынули на него и затопили уже навсегда» (Воспоминания о Серебряном веке. М., 1993). Случилось это в психиатрич. лечебнице во время буйного припадка. К. был похоронен в М. на кладбище Донского монастыря, могила не сохранилась.
Через два года после смерти поэта в ж. «Аполлон» опубл. « Посмертные стихотворения графа Василия Алексеевича Комаровского » (1916. № 8. Окт.). Потом о К. в России вспоминали очень редко.
К. никогда не слыл звездой первой величины, но в эпоху Серебряного века его тв-во оставило приметный след. «Комаровский не был гением, - писал Д. Святополк-Мирский, - и его “оригинальность” не была из таких, кот. будут со временем оценены и станут пищей общечеловеческой. Она была эксцентрична, необъяснима и для человечества не нужна. В творческом потоке развития он был странным завитком в сторону, никуда не ведущим. Но именно такая оригинальность, совершенно бескорыстная с эволюционной точки зрения, и есть утверждение абсолютной свободы, проявление какой-то божественной игры…» (Воспоминания о Серебряном веке). По словам Пунина, К. «родился, чтобы сказать два-три слова, сделать жест, и ушел, унося с собою тайну своего духа и своей мысли…» (Аполлон. 1914. № 6–7). Впрочем, представление о почти абсолютной обособленности К. от русской поэзии было несколько преувеличено критиками. Сам К. немало почерпнул у символистов и И. Анненского, а его творч. прозрения нашли отклик у акмеистов (А. Ахматова, О. Мандельштам).
Соч.: Стихи // Ежов И., Шамурин Е. Русская поэзия ХХ в. М., 1925; Серебряный век. Петерб. поэзия кон. XIX - нач. XX вв. Л., 1991; Новый ж-л. 1994. № 4 (публ. В. Н. Быстрова); Стихотворения. Проза. Письма. СПб., 2000; Первая пристань / публ. и комм. И. Булатовского и А. Устинова. СПб., 2002; Стихи // Царскосельская антология / сост., вст. ст., подгот. текста и прим. А. Ю. Арьева. СПб.: Вита нова, 2016.
Лит.: Гумилев Н . Письма о русской поэзии. М., 1990; Маковский С. На Парнасе Серебряного века. Мюнхен, 1962 (М.-Екатеринбург, 2000); Святополк-Мирский Д . Памяти гр. В. А. Комаровского // Воспоминания о Серебряном веке. М., 1993; Голлербах Э. Город муз: Царское Село в поэзии. СПб., 1993; Топоров В. Две главы из истории русской поэзии начала века: 1 - В. А. Комаровский // Russian Literature. 1979. V. 7. № 3. May; Русские писатели. 1800–1917: биогр. словарь. М., 1994. Т. 3 (статья В. Н. Топорова).
В. Быстров