Комиссарова Мария Ивановна


КОМИССА́РОВА Мария Ивановна [28(16).7.1900), с. Андреевское Костромского у. Костромской губ. (дата рождения 22.7(4.8).1904, фигурирующая в некот. справочниках, неверна) - 28.7.1994, СПб.] - поэт, переводчик.

Выросла в крестьянской семье из рода Осипа Комиссарова, спасшего императора Александра II в 1866 от пули террориста Каракозова. Окончив трудовую школу в г. Любиме, К. стала учительницей и вскоре была направлена для продолжения образования в Костромской ун-т, затем перевелась в Пг. Училась в Пед. ин-те им. А. Герцена (1922–29), входила в ЛИТО «Мастерская слова». Впоследствии вступила в писательскую группу «попутчиков» «Содружество». В 1922, на вечере годовщины Блока, познакомилась с поэтом Н. Брауном, где услышала его выступление. В 1926, вопреки разгулу безбожия, они обвенчались в церкви Иоанна Предтечи на Каменном о-ве.

Начала печ. в 1923 («Думы девичьи рдеют в закатах...» // Красный студент. 1923. № 6). Издание перв. кн. её стихов «Первопуток» (1928) поддержал Н. Клюев, подсказавший назв. и подаривший ей памятный складень. Кн. вызвала одобрительное письмо Б. Пастернака, за кот. последовала их переписка (архив Н. Л. Брауна). Критики нашли в кн. элементы ученичества, «схему хлебниковско-тихоновского стиха», «по-пастернаковски изысканные созвучья» (Оксенов И. // Звезда. 1928. № 6; Поступальский И. // Новый мир. 1928. № 9), влияние Н. Клюева. Но отмечали и свежесть чувств автора, плодотворное развитие им фольклорных традиций. Уже тогда обозначился гл. образ К.: «малая родина» Кострома как олицетворение Великой России.

В след. кн. - «Переправа» (1932) ― стиль К. обрел социально-публиц. направленность, но народно-поэтич. начало осталось определяющим. К. ни комсомолкой, ни «партийкой» не была, но как состоящая с 1934 в СП, неоднократно подвергалась «чисткам», идеолог. проработкам, на кот., как правило, не являлась, о чем сохранились док-ты. Кн. «Встреча» (1936) была целиком лирич. и показала К. поэтом со сложившимся почерком.

В годы Великой Отеч. войны (К. была эвакуирована в Пермскую обл. с маленьким сыном) на слова К. были созданы песни, вошедшие в репертуар ряда ансамблей («Урал-богатырь» ,«Уральская партизанская» и др.). Пережив семейную трагедию (вся многочисленная семья Комиссаровых к тому вр. была репрессирована, точнее, «рассвященена» и «раскулачена», отец К., Иван Александрович, в 1930 по приговору ОГПУ был этапирован из Л-да в концлагерь Апатиты Мурм. обл., вернулся перед нач. войны), в своей лирике К. на перв. план выдвигает героич. черты нац. характера.

Однако в авг. 1946 после Постановления ЦК ВКП(б) «О журналах “Звезда” и “Ленинград”» и речи А. А. Жданова, где, наряду с М. Зощенко и А. Ахматовой, упоминалось имя К., набор подготовленной кн. её стихов был рассыпан. В вину К. в Постановлении вменялись «произведения, проникнутые тоской, пессимизмом и разочарованием в жизни», напр., в напечатанном стих. «Зароют в землю голос мой…» («И ничего я не услышу, / А твой останется живой , / Он будет громче или тише…»). Имя поэтессы замалчивалось в теч. десятилетия, стихи не публ. В стих. «Этот год…» (1946) она говорит: «Железом он души моей коснулся, / На горло песне наступил моей, / Чтоб голос мой / К ней больше не вернулся, / Чтоб сердце перестало / Биться в ней».

Творч. успех в этот период сопутствовал К. в переводч. работе (с белорусского, Я. Купалы и др. поэтов, и с украинского, прежде всего, лирики Л. Украинки). В Минске ей было присвоено звание засл. деятеля культуры Белоруссии, в Киеве работа К. была неоднократно отмечена наградами, посл. из них была премия М. Рыльского, врученная ей много лет спустя, в 1982. После зарубежной поездки в 1960-е К. опубл. перев. чешских, словенских и моравских народн. песен, переводы болгарск. поэтов, знакомых ей лично (Л. Стоянов и мн. др.). Были опубл. её перев. с литовского (А. Ластас и др.), финского (Э. Синерво), калмыцкого (М. Хонинов).

Осуществляя замысел поэмы о непридуманной народной героине, партизанке Лизе Чайкиной, К. посещает Тверскую (тогда Калининскую) обл., встречается в пос. Пено с её родителями, выясняет все действительные об-ва её жизни и место гибели. Поэма « Лиза Чайкина», законченная в 1955, изд. массовыми тиражами, принесла всероссийскую изв. К. Она встала в ряд с такими произведениями, как «Зоя» М. Алигер и «Сын» П. Антокольского.

В послевоен. десятилетия голос К. обрел широкий диапазон: от мягкой задушевности до напряженного драматизма. Ряд новых кн. вышел в 60-е. В двух из них ― «Моя тропинка продолжается» (1961), «Дорога к друзьям» (1968) ― обрисовался сквозной сюжет лирики К. Это память о деревенском детстве, чувство дочерней благодарности близким (стих. «Голосом матери», «Бабка», «Детство», «Где они, мои друзья?» ), впечатления ранних лет («Холера»,«Конокрад», «Месть»), обращения к родному краю («Моему краю», « Пастух», «Кузнец», «Андоба», «Плоты»), стихи К. об Италии и Болгарии , где она побывала с писательской делегацией в 1962. Здесь же посвящения костромичам («Грачи прилетели» ― художнику К. Саврасову, «Землякам», «Некрасов» ). На своей разорённой «малой родине» К. смогла побывать лишь в кон. 1950-х.

В кн. «Ожидание встречи» (1973), «Еще не вечер» (1981) и кн. избранного «Всем расстояньям вопреки» (1979) выражены темы современности («Со мною рядом только ночь…», «Они обидели меня…»,«Мне не к лицу…», «У века бурного в плену…», «Чтобы веснам цвести…» ), собрана авторская лирика разлук и встреч («Всё на темные елисмотрю…», «Тот пригород», «Зацвела поляна иван-чаем…», «Напристани»), материнский цикл стихов («Отречься от друга? Как можно?», «Ты так долго молчишь…», «Я все тебе оставлю ― и уйду.», «Ты меня не пожалеешь…», «Горе, отпусти меня на волю…»). Темы воен. лет заново напоминают о себе («Передний край», «Журавли кричатна болоте…», «Эти камни», «В сиянье ратных подвигов и славы» ).

Особое место занимает цикл, посвящ. памяти Н. Л. Брауна («Ты здесь, со мною рядом», 1975–76). В нём наивысший лирич. взлёт двух судеб, не разъединённых прощанием: «Давай допоём / Недопетую нами, / Что жизнью была нам / И нашей судьбой, / Заглавную песню ― / Двумя голосами, / Не в ночь уходя, / А в рассвет голубой!». Поэтич. слог К. лишен внешней эффектности. Но когда возникают такие образы, как «метели звездные запели», «реки спят в обнимку с берегами», «Здесь молния латынью расписалась / На вечном небе вечным словом - Рим», ощущается выучка «петроградско-лен. школы» 1920-х.

К. создавала патриотич. произведения, не противоречащие офиц. идеологии. Но К. отличалась гражданской стойкостью. В 1930-е выступила в защиту Б. Пастернака, публиковала яркие гражданств. стихи на эту тему (Звезда. 1931. № 11–12). В 1969 отказалась подписаться под офиц. письмом, требовавшим исключения А. Солженицына из писательских рядов, оказывала мат. помощь репрессированным, возвращавшимся из политлагерей. С 1970-го посещала сына в политлагерях Мордовии и Урала, в 1976 побывала на севере Томской обл., где он отбывал режимную ссылку. Затем 4 года ждала его одна. «Со мною рядом только ночь / Да тополь за окном. / Никто не хочет мне помочь, / Мне страшно даже днем. / Куда идти, что делать мне / У жизни на краю? / Я каждый день как на войне – / C невзгодами в бою. / Я каждый день чего-то жду, / Твержу, печаль тая: / Переступлю через беду, / Осилю горе я!» (из цикла « Без тебя », 1970-е).

С кон. 1980-х К. проявляла обществ. активность, подписывая обращения и письма. Поддерживала возрождение казачества, добивалась возвращения ряда храмов верующим. С 1991 была почетной соратницей Российского Имперского Союза-Ордена. Дожила до возвращения первоначального имени городу СПб. и российских символов, под кот. родилась. Нельзя забыть, что К. смогла в сложных условиях сохранить уникальный лит. архив, ценнейшие автографы и док-ты эпохи. Отпевали К. в Князь-Владимирском соборе, похоронили на Комаровском кладб. рядом с Н. Л. Брауном.

Соч.: Первопуток: Стих-я. Л., 1928; Переправа: Стихи. Л., 1932; Встреча: Стихи. Л., 1936; Лиза Чайкина: Поэма. Л., 1955 (и др.); Моя тропинка продолжается: Стихи. Л., 1961; Самое дорогое: Стихи. М.-Л., 1962; Стих-я. Л., 1964; Стихи. Л., 1967; Дорога к друзьям: Стихи. Л., 1968; Ожидание встречи: Стихи. Л., 1973; Всем расстояньям вопреки: Стих-я разных лет. Л., 1979; Еще не вечер: Стих. и поэма. М., 1981.; Избр. Л., 1984. Из неизд. // Звезда. 1985. № 3; День поэзии. Л., 1986.

Лит. : Пьяных М. Верхневолжье - источник вдохновения: Лит. портрет М. Комиссаровой // Твоя земля рассказывает. Кострома, 1960; Азаров Вс. Дело жизни: Перечитывая стихи М. Комиссаровой // Нева. 1966. № 7; Белоцерковский Б. Поэтесса и родные места // Сусанино. Сусанинская новь. 1967. 29 авг.; Прокофьев А. Вспоминают друзья. М., 1977; Вагнер Н. Начало пути // Звезда. 1978. № 1; Жур П. Мастер // Звезда. 1981. № 5; Филиппов Г. Срываю дни с календаря... // Звезда. 1984. № 8; Магнитский М. Твоя былинка малая… // Кострома. Сев. правда. 1994. 10 авг.; Жильцов В., Пономарев С. Нижегородцы не забудут // Н. Новгород. 1994. 19 авг.; Михайлов А. Пять встреч. Памяти М. Комиссаровой // Криминальный вестник. СПб., 1994. № 38, сент.; Западалов И. Ровеснице века // Западалов И. Наедине с музой. СПб., 1994; Эльзон М. Комиссарова М. И. // Сотрудники РНБ ― деятели науки и культуры. СПб., 1995. Т. 3; Малярова И. Судьба. // Русский мир. СПб., 1995; Круглов В. Городок Любим // Круглов В. Рябиновая родина. СПб., 1997; Малярова И. Осенний букет // Поющие долы. СПб., 1999; Роговер Е. Поэзия сильного звучания // Педагог. вести. СПб., 2009. № 38; Браун Н. Н. Материнские письма // Гитара по кругу. СПб., 2010; «Эта пристань есть…»: Портреты. Размышления. Воспоминания о людях и Писательском доме / Сост., предисл., биогр. указ. Т. В. Акулова-Конецкая. СПб.: Аура-Инфо, 2012.

Г. Филиппов

  • Комиссарова Мария Ивановна