Кондратьев Михаил Кириллович


КОНДРА́ТЬЕВ Михаил Кириллович [11.1.1961, Л-д ― 17.8.2008, СПб.] ― поэт, переводчик.

Отец - геофизик, акад. АН СССР (1984) и РАН (1991); мать - филолог, работник культуры, младший брат - поэт Вас. Кондратьев.

С четырех лет начал изучать английский яз. Учился в школе с углубленным изучением иностранного яз., но после школы поступил на химич. фак-т ЛГУ (1977–82). Окончив ун-т, по специальности практически не работал. С сер. 1980-х начал активно сотрудничать с различными изд-вами в качестве переводчика.

Поэзией интересовался с детства, прекрасно знал как русскую, так и англоязычную классику, последнюю мог читать в оригинале - в семье была хорошая биб-ка. Некот. время К. была близка поэтика символистов, А. Блока. На тв-во К. оказала влияние американская поэзия от Эмили Дикинсон до Сильвии Плат.

В 1980-х познакомился с поэтом Б. Пузыно. Эта встреча в значительной степени изменила его манеру письма. Как признавался К. друзьям, после знакомства со стих. Пузыно, он кардинально пересмотрел свои взгляды на поэзию, сделал шаг в сторону от традиций. Через некот. время вместе с Б. Пузыно (Б. Пу), Д. Григорьевым (Д. Во) и Вяч. Ртомкером (Фил, Вячеслав Филиппов), К. (Транк МК) вошел в группу писателей депрессионистов. Поэт и критик К. Бурлуцкий писал об этом объединении: «Депрессионисты отличались отсутствием бунтарских настроений, иронией по отношению к нравственности окружающих и серьезности поэтов старшего поколения. Принципиально стремились к замкнутости и, за редким исключением, практически не участвовали в чтениях» (Октябрь. 2010. № 2). В статье Б. Иванова «Лит. поколения в лен. неофициальной лит-ре» («Самиздат Л-да») есть упоминание о сознательной игре ряда членов группы, игре, пародирующей и доводящей до абсурда социалистическую, да и не только социалистическую действительность. «Например, на основе идеи Чучхе, журналов “Корея” и “Корея сегодня” депрессионистами был написан коллективный эпос “Правда о кровавой Ейке”. Один из членов группы В. Ртомкер снимал фильмы по рассказам Даниила Хармса и на собственные сюжеты» (Григорьев Д. Депрессионизм как явление русской поэзии постбрежневской эпохи).

В 1985 депрессионисты выпустили машинописный колл. сб. « Модитен депо » ― по названию антипсихотического препарата. Однако, по словам Д. Григорьева, «творческий метод Кондратьева не имел отношения ни к пиву, ни к сиднокарбу, ни к другим опьяняющим и психостимулирующим веществам. В его основе был, прежде всего, поэтический дар, который дается по милости Божьей, великолепное чувство языка, плюс серьезное знание мировой письменной культуры...» (Зинзивер. 2008. № 34 / 1112).

К. являлся признанным лидером депрессионизма. Фактически, именно он поднял этот термин на щит. Это влияло и на взаимодействие с окружающим миром. Истинный депрессионист не участвовал в кипучей лит. жизни, не стремился напеч. свои тексты во что бы то ни стало. К. вполне устраивало, что с его тв-вом знакомо лишь ближайшее окружение. Публикация небольшой подборки в «Митином ж.» ― скорее исключение, чем правило (Присутствие. Депрессия № 13. Революция № 11. Весть. Дождь. «Оставленный золотом он дышит…» // Митин ж. 1987. № 14). К. так определял поэтич. миссию депрессиониста: «Рисовать мысленно то, что могло бы произойти - не занятие депрессиониста. Истинный мастер делает все наяву. Депрессионист не склонен тонуть в чужих помоях, а собственное г… отправляет по назначению» (Кондратьев М. Из личного письма).

«Отношение к смерти как к некоей данности ― очень частая тема произведений депрессионистов. Тема смерти пропитывала воздух, и звучала в то время не только в текстах участников группы. “Друзья, давайте все умрем, к чему нам жизни трепетанье… ведь жизнь и смерть одно и то же” ― эта нежная песенка Бориса Гребенщикова на стихи Джорджа Гуницкого вполне отвечала духу депрессионизма» (Григорьев Д. Депрессионизм как явление русской поэзии постбрежневской эпохи).

Названия ранних сб. стих. К. говорят сами за себя: « Революция: мозговой слой» (апр. 1986), «Депрессия: метод молотка» (сент. 1986), «Маниакальный житель» (сент. 1986), «Пятая подстанция: сомнительные голоса» (янв. 1987 ) . После смерти К. эти и др. сб. вышли под одной обложкой в кн. «Битое стекло» (СПб., 2011).

Распад лит. группы произошел в нач. 1990-х. Настоящим и до конца последовательным депрессионистом оставался лишь К. Однако читающая публика в большей степени знакома скорее с переводами К., чем с его поэзией. Переводы Харлана Эллисона, Филиппа Дика, Хантера Томпсона и др. совр. писателей продолжают изд. и переизд. различными изд-вами.

В 2004 вошел в тройку финалистов премии «Странник» в номинации «Переводы».

Соч.: Стихотворения разных лет // Митин ж. 1987. № 14; Резиновая посуда: Стихи // http://zapovednik.litera.ru/N27/page04.html (04.02.11); Битое стекло. СПб., 2011.

Перев. (с англ.): Дик Ф. К. Предпоследняя истина. СПб., 1993; Дик Ф. К. Лучший друг Бога. М., 1996; Найт Д. Вглубь. М., 1996; Найт Д. Заворот. М., 1996; Найт Д. Вдаль. М., 1996; Найт Д. Запредел. М., 1996; Найт Д. Сумерки людей. М., 1996; Харлан Э. Все звуки страха. СПб., 1996; Варли Дж. Титан. СПб.-М., 1997; Дэвис Г. Сын неба. Странствия Марко Поло. СПб.-М., 1997; Варли; Дж. Фея. М., 1999; Варли Дж. Демон. М., 1999; Баллард Дж. Г. Затонувший мир. СПб., 2001; Дилэйни С. Р. Имперская звезда. М., 2002; Грум У. Гамп и компания. СПб., 2004; Дэвидсон Э., Мэйн Д. Падшие. СПб., 2005; Саутерн Т. Грустное кино. СПб., 2005; Таками К. Королевская битва. СПб., 2005; Томсон Х. С. Ромовый дневник. СПб., 2002; Бибби Дж. Месть Ронана. М., 2003; Бибби Дж. Спасение Ронана. М., 2003; Бибби Дж. Ронан-варвар. М., 2003; Черазини М. Чужой против хищника. СПб., 2004; Харлан Э. Святой десант. М., 2005; Харлан Э. Дело «Труба». М., 2005; Дик Ф. К. Лейтесь слезы мои… СПб., 2005; Дик Ф. К. Скользя во тьме (Помутнение). СПб., 2005; Дик Ф. К. Гончарный круг. Друг моего врага. СПб., 2005; Гарсия Э. Ящер-3. СПб., 2005; Шеффилд Ч. Темнее дня. Холоднее льда. М., 2005; Герберт Дж. Гробница: столкновение зол. М., 2006; Чабон М. Приключения Кавалера и Клея. СПб., 2006; Хапка К. Остаться в живых. СПб., 2006; Вулф Т. Конфетнораскрашенная апельсиннолепестковая обтекаемая малютка. СПб., 2007; Голден К. Вот мы и встретились. М., 2007; Мейсон Н. Шиворот-навыворот: Личная история Pink Floyd. СПб., 2007; Смит Л. Дж. Дневники вампира. Пробуждение. СПб.-М., 2010; Смит Л. Дж. Дневники вампира. Голод. СПб.-М., 2010; Харрисон К. Мертвая ведьма пошла погулять. М., 2010.

Лит.: Д. А. Депрессионизм в стихах и в жизни // Питерbook плюс. 2000. № 6; Иванов Б. Лит. поколения в лен. неофиц. лит-ре. 1950-е - 80-е гг. // Самиздат Л-да. 1950-е - 80-е. Лит. энц. М., 2003; Григорьев Д. Стихи и судьба Михаила Кондратьева // Зинзивер. 2008. № 3/4; Бурлуцкий К. Другой Григорьев // Октябрь. 2010. № 2; То же // Журнальный зал: [сайт]. М., 2010.

Д. Хабарова

  • Кондратьев Михаил Кириллович