Конецкий Виктор Викторович


КОНЕ́ЦКИЙ Виктор Викторович [6.6.1929, Л-д - 30.3.2002, СПб.] - про­заик, киносценарист.

Родился в интеллигентной семье: отец - помощник прокурора Октябрьской железной дороги, мать - в молодости артистка миман­са Мариинского театра оперы и балета, уча­стница Русских сезонов труппы Дягилева, брат, Олег Викторович Базунов, - искусствовед, писатель. До 1941 К. учился в средней школе, увлекался рисованием, мечтал стать художником, навсегда сохранив пристрастие к живописи. В 1942 вместе с ма­терью и братом был вывезен из блокадного города по льду Ладожского озера, жил в эва­куации во Фрунзе и Омске. Зимой 1944 вер­нулся в Л-д. В 1945 поступил в Лен. военно-морское подготовительное училище, в 1948 переведен в Первое Балтий­ское высшее военно-морское училище, где окончил штурманский фак-т в 1952. С 1952 по 1955 служил на кораблях 441-го дивизиона аварийно-спаса­тельной службы Сев. флота. После де­мобилизации в 1955 оставался профессио­нальным моряком и более 20 лет совмещал писательскую деятельность с морской работой, совершая рейсы в основном в Арктику и Антарктику, на торговых, науч.-иссл. и пассажирских судах в качестве штурмана и капитана.

Будучи воен. курсантом, К. сдал экс­терном экзамены за 1-й курс филологич. фак-та ЛГУ. В 1955–58 (вместе с А. Володиным, В. Курочкиным, В. Пикулем, В. Голявкиным, Э. Шимом, Г. Горышиным и др.) занимался в ЛИТО прозаиков при ЛО изд-ва «Сов. писатель» под рук. Л. Рахманова и М. Довлатовой. С 1956 печ. в альм. «Молодой Л-д» и лен. ж-лах. Перв. публ. - рассказ «Вутренних сумерках» (Звезда. 1956. № 5). Перв. сб. рассказов «Сквозняк» изд. в 1957 в ЛО «Сов. писателя».

К. принадлежит к лит. поколению, за­явившему о себе во весь голос в пору либеральных надежд кон. 1950-х. Его ранние рассказы (сб. «Сквозняк» и «Камни подводой» , 1959) - о воен. детстве («Ка­питан, улыбнитесь!» ,«Петька, Джек имальчишки» ), о моряках-спасателях в Арктике («Путь к причалу» ), о верной курсантской дружбе и юношеской любви («Заиндевевшие провода» ,«Если по­зоветтоварищ» ) - повторяют эпизоды драматич. биографии автора. Блокад­ный опыт выживания и голодные мытарства научили героев К. умению постоять за себя, духовный скепсис они компенсируют волевы­ми поступками и обостренным чувством взаимопомощи («Завтрашние заботы» , 1961; «Повесть о радисте Камушкине» , 1962). Однако романтич. флер, склон­ность героев К. к рефлексии и уважение молодого писателя перед Э. Хемингуэем бы­ли с раздражением восприняты критикой, усомнившейся в нравств. состоятельнос­ти и худож. достоверности «полярных капитанов» К. Во «внежанровом» повествовании «Кто смотрит на облака» (1967) - цикле из 10 новелл, близком по своей сверхзадаче к роману,- писатель вышел за пределы современности, расширил ист. диапа­зон событий, разнообразил круг персонажей, но лирич. начало и здесь превали­ровало над действием и сюжетом.

В кн. «Соленый лед» (главы опубл. в ж.: Знамя. 1965. № 9 и 1968. № 7; Звезда. 1968. № 5; отд. изд. - Л., 1969) К. обратился к путевой лирич. прозе, вбирающей воспоминания, ист. экскурсы, дорожные впечатления, публицистику и худож. зарисовки. Стремясь к предельному самовыражению, он принципиально отказался от вымышленных героев, маскирующих писательское «я», отдав предпочтение рассказчику, дублеру автора, и на­стаивая на том, что его морские плавания - не мат-л для сочинительства, но тяжкая профессиональная работа. А. И. Солженицын писал К. в 1967: «…Вы писатель настоящий и честный… Вы литературу не копируете с образцов, а делаете взаправду… Ваша проза мужественна: не в смысле смелости поднимаемых вопросов, а в смысле хватки мужской - в меру все взято, голос никогда не повысится, лишний мускул не напряжется, если не требуется обстоятельствами…».

Ретроспективный взгляд в прошлое подверг очередной ревизии биографию писателя и его поколения, раз­двинув духовные горизонты и позволив запечатлеть живой процесс «отслаивания исто­рии» от современности на срезе индивиду­ального опыта. В этом откровенно полемиче­ском жанре, где так существенен документ и свидетельская правда участника происхо­дящего, написаны кн. «Среди мифов и рифов» (1972) и «Морские сны» (1975). Вслед за «Соленым льдом» они стали частями обширного «романа-странствия» «ЗА ДОБРОЙ НАДЕЖДОЙ» (1977). Менялись маршруты, действие из Арктики перемеща­лось в Индийский океан, от берегов Канады в Южную Америку, менялись корабли, ко­манды, специфика работы, но фигура рас­сказчика неизменно определяла собой внут­реннюю цельность трилогии. В русской лит-ре 1970-х трудно найти аналог этому ориги­нальному произведению, где зыбкое посто­янство движения в пространстве и во времени ощущается как естественное состояние обес­покоенной человеч. души.

Отвергая беллетристич. ухищрения, иронизируя над собств. былой романти­кой и Э. Хемингуэем, К. в трилогии, а также в повестях «Путевые портреты смор­ским пейзажем» (Звезда. 1976. № 3), «Последний день в Антверпене» (Звез­да. 1977. № 1), рассказах «Начало кон­ца комедии» (Аврора. 1976. № 8), «Елпидифор Пескарев» (Дружба народов. 1977. № 2) все охотнее опирался на юмор как «единственное средство против перепу­танности и сложности мира». Бесхитростное добродушие любимого персонажа К., неуны­вающего Петра Ниточкина, устами кот. поведано бесчисленное множество смешных и грустных «морских баек» (См.: «Глава пя­тая, год 1959. Ниточкин» в книге «Кто смот­рит на облака»; «Из рассказов старого друга» , 1987; «Начало конца комедии», 1976, и др.), постепенно уступало место глу­бокому сарказму и в повести «Вчерашние заботы» (1979) сменилось жесткой сати­рой, с подчеркнутой оглядкой на М.. Е. Салтыкова-Щедрина.

В прозе К. 1980-х рассказчик оконча­тельно отождествляется с автором, выступающим уже без масок и декораций. В сб. «Третий лишний» (1983), «Ледовыебрызги» (1987), «Некоторым образом драма» (1989),- с подзаголовками «из дневников писателя», «непутевые заметки, письма» - К. делится воспоминаниями о В. Шкловском, Ю. Казакове, В. Курочкине, о парижских встречах с В. Некрасовым, за­пальчиво, с нелицеприятными самооценками рассказывает о лит. обстановке 1950–60-х.

В 1990-х проза К. оказалась по-новому актуальна и созвучна обществ. настро­ениям. «Умаление беллетристики» (С. Боро­виков) в пользу докум. правды, ер­шистый взгляд на события «перестройки», способность героев К. «существовать без сказки» (Д. Рогинский), трезвая оценка про­исходящих на флоте потрясений - все это импонировало читателю. Кн. К. на фоне заката сов. лит-ры были активно вос­требованы, ибо он всегда писал «о жизни, кот. корежит все наши убеждения и насме­хается над самыми распрекрасными теория­ми. Не говоря уж об идеологических догмах» (Звезда. 2002. № 5).

С перв. лит. шагов К. проявлял при­стальный интерес к кино. Два сценария (в соавт. с Э. Шимом), напеч. в альм. «Молодой Л-д»,- «Своими руками» (1957) и «Опора» (1958) - поставле­ны не были. Широкую популярность заслужил фильм «Полосатый рейс» (1961), сня­тый по сценарию К. и А. Каплера (реж. В. Фетин; «Ленфильм»). Реж. Г. Данелия эк­ранизировал «Путь к причалу» (1962) и поставил на «Мосфильме» кинокомедию «Тридцать три» (1965). На «Ленфильме» в 1963 осуществлена экранизация «Завт­рашних забот» (сценарий Б. Метальникова, реж. Б. Метальников и Г. Аронов) и рассказа «Если позовет товарищ» (сценарий Б. Чирскова, реж. А. Иванов).

До конца своих дней К. сохранял тесные связи с людьми моря. По справедли­вому замечанию А. Г. Битова, «он приравнял звание писателя к капитанскому, со всем ан­туражем еще дворянского офицерского ко­декса», и похоронили К. как морского офи­цера - с воинскими почестями, на Смолен­ском православном кладб. СПб. Имя К. в 2002 внесено в Листы Золотой Книги СПб. и увековечено на мемориальной доске (Адмиралтейский канал, д. 9) в 2004. Именем К. назван танкер нового поколения (2005) и малая планета (2007).

Архив хранится в ЦГАЛИ СПб. Ф. 460. 283 ед. хр. 1937–84 гг. и включает рукописи: книги «Кто смотрит на облака» (1967), «Соленый лед» (1969), «Вчерашние заботы» (1979) и др.; повесть «Третий лишний» (1980–81), очерки, путевые заметки (1956–78); эссе о В. Б. Шкловском (1981); рецензии и отзывы (1965–83); выступления и интервью (1959–77). Рисунки К.: автопортреты (1951-1979); портреты отца (1951), Б. А. Ахмадулиной, Г. А. Горышина и др. (1952–76); пейзажи и натюрморты (1937–80), письма, отзывы и рец. (1957–82); фотографии; док-ты писателя и литературоведа В. Б. Шкловского: статьи, интервью, поздравления, фото и др.

Соч.: Если позовет товарищ: Рассказы. Л., 1961; Луна днем: По­весть и рассказы разных лет. Л., 1963; Над белым пере­крестком: Повести и рассказы. Л., 1966; Повести и рас­сказы / Послесл. И. Кузьмичева. Л., 1970; Соленый хлеб: Избр. / Предисл. Д. Гранина. Л., 1979; Рас­сказы и повести разных лет / Послесл. Е. Сидорова. 1988; Никто пути пройденного у нас не отберет / По­слесл. Л. Аннинского. М., 1989; Полосатый рейс: По­весть, рассказы, сценарий. СПб., 1994; Кляксы на ста­рых промокашках. СПб., 1997; Эхо: Вокруг и около пи­сем читателей. СПб., 2001 (2005); Последний рейс: Повести, эс­се. М., 2001; СС: В 7 т. СПб., 2001–02. Доп. том ― 2003; Морские сны. Начало конца комедии. М., 2003; Никто пути пройденного у нас не отберет. М., 2003; Соленый лед. Среди мифов и рифов. М., 2003; Вчерашние заботы. Третий лишний. М., 2004; Кто смотрит на облака. СПб., 2004; Завтрашние заботы. Кто смотрит на облака. М., 2005; Ненаписанная автобиография. СПб., 2006; Путевые портреты с морским пейзажем. СПб., 2009; Путь к причалу. М., 2009 (2011); Благодаренье снимку…: Семейный фотоальбом В. Конецкого. СПб., 2009; Из переписки В. Кононыхиной-Семиной и В. Конецкого // Звезда. 2009. № 6; СС: В 7 т. СПб., 2010; За доброй надеждой: В 7 т. СПб., 2010.

Лит.: Бабенышева С. Полярные капитаны Виктора Конецкого // ЛГ. 1961. 2 март.; Ермонский А. Ког­да философия идет ко дну // Октябрь. 1961. № 5; Лакшин В. Робкие мужчины // Новый мир. 1961. № 8; Кудрово И. Возможности формы // Звезда. 1966. № 2; Гигович И. Пока в человеке есть достоинство // Новый мир. 1969. № 3; Золотусский И. Подводя итоги // Золотусский И. Тепло добра. М., 1970; Евтушенко Е. Пре­красная тайна товарища // Лит. Россия. 1976. 21 мая; Банк Н. Польза суровости // Лит. обозрение. 1976. № 2; Урбан А. Диалог с примесью соли // Звезда. 1979. № 7; Файнберг Р. Виктор Конецкий: Очерк тв-ва. Л., 1980; Шик Э. Память и ответственность художника // Сибирские огни. 1987. № 2; Кузьмичев И. Польза географии для искусства жизни // Кузьмичев И. Мечтатели и странники: Лит. портреты. Л., 1992; Боровиков С. Умаление беллетристики // Книж­ное обозр. 2001. 12 март.; Памяти Виктора Конецкого // Звезда. 2002. № 5; Щербина Н. Путь к причалу // ЛГ. 2004. 10–16 нояб.; Дорогой наш капитан: Книга о Викторе Конецком. М., 2004; Виктор Конецкий. Указ. лит-ры на рус. яз. (за 1956–2002 гг.). СПб., 2004; Наброски к ненаписанному портрету // Нева. 2006. № 6; Руденко И. «Пришла пора таких заметок» // Комс. правда. 2009. 6 июн.; «Эта пристань есть…»: Портреты. Размышления. Воспоминания о людях и Писательском доме / Сост., предисл., биогр. указ. Т. В. Акулова-Конецкая. СПб.: Аура-Инфо, 2012; Фесенко Э. Я. Автобиографизм произведений Е. И. Замятина и В. В. Конецкого о Севере. «Соленый лед» Арктики В. В. Конецкого // Фесенко Э. Я. Притяжение Севера. Архангельск: САФУ, 2015.

И. Кузьмичев

  • Конецкий Виктор Викторович