Коняев Николай Михайлович


КОНЯ́ЕВ Николай Михайлович [25.8.1949, пос. Вознесенье Подпорожского р-на Лен. обл.-16.9.2018 Санкт-Петербург,пох.на Никольском кладбище Ал.-Невской лавры] - прозаик, историк, публи­цист.

Родился в пос. Вознесенье, недалеко от б. Вознесенского монастыря, осно­ванного учеником Александра Свирского преподобным Ферапонтом на месте, где река Свирь вытекает из Онежского озера. Отец - директор школы, мать - домохозяйка. В 1966 окончил среднюю школу. Уже в 6–7 классах приобрел первый лит. опыт, писал небольшие рассказы «для себя», позднее ре­дактировал школьный лит. ж. После окончания школы поступил в Лен. Политехнический ин-т, но в связи с болезнью, а затем и смертью матери (1970) ин-т не окончил. Уход из жизни близкого че­ловека и тяжелые переживания, с этим свя­занные, породили волну раздумий над жиз­нью и привели к окончательному осознанию своего писательского призвания. По мат-лам дневника болезни и смерти матери он пишет свой первый по-настоящему «взрос­лый» рассказ « Первые уроки ». В теч. года он еще раз пробует учиться в Лесотех­нической академии, но интерес к лит. работе оказался сильнее. Оставив академию, он идет работать простым рабочим, а свобод­ное время полностью посвящает лит-ре. Перв. рассказ « Пятьдесят пятая весна » опубл. в альм. «Молодой Л-д» в 1974. В этом же году он поступил в Лит. ин-т им. М. Горького (1974–80). Продолжая учебу в Лит. институте, К. пе­реезжает в Минск (1975–81), где работает сначала на з-де разнорабочим, а затем корр. многотиражной газ. «Трак­тор» и ред. на киностудии «Беларусь-фильм» (1980–82). В 1970-е К. сотруднича­ет и с самиздатскими ж. «Часы», «37» и др.

Уже перв. книги рассказов К., вышедшие в нач. 1980-х,- « Такой ветер » (1980), « Земля, которая помнит все » (1982), « Первые уроки » (1982) ― привлекли внимание читателей и критики. В. Кожинов, рецензируя первый сб. рассказов К., писал: «У меня нет сомнений, что Николай Коняев вскоре займет весомое место в литературе. Лучшие страни­цы его прозы органичны, значительны, свое­образны...» (Лит. Россия. 1979. 30 нояб.). «Художественная речь Коняева, - отмечал критик А. Арьев, - берет начало в пластах на­родной языковой культуры. Его проза - явле­ние самостоятельное и в земле укорененное. А потому - живое» (Звезда. 1982. № 7).

Последующие сб. рассказов писателя « Ненайденные клады» (1987), «У тихой воды» (1989), романы «Пригород» (1990) и «Заводское поле » (1990) открывали пе­ред читателем малознакомый в лит-ре мир сев. поселков и окраин больших горо­дов, где в каждом герое писатель стремится найти лучшие человеч. черты - чест­ность, доброту, чувство порядочности и спра­ведливости. Жизнь в сов. стране кон. 1970–80-х не отличалась разнообразием, не озарялась живительным светом большой гражданской идеи. Обществ. застой отразился и на лит-ре. Стал ощущать­ся недостаток подлинного сюжета, что и пре­допределило интерес К. к жанру фантасма­гории и гротеска (сб. « Марсиане », 1991). Годы последующего лихолетья, связанные с начавшейся в 1985 «перестройкой», а затем и коренным рефор­мированием уклада обществ. жиз­ни, по признанию самого писателя, породили такие сюжеты, за кот. ни лит-ре, ни лю­дям было не угнаться и с кот. жить по-прежнему было уже невозможно. В этих ус­ловиях худож. лит-ра, несущая в себе гума­нистич. истоки человечности и доброты, помогала людям пережить страшное, защи­тить души от агрессии и вируса бездуховнос­ти, что и нашло отражение в рассказах « Ме­ханик Баранов, искавший свою ма­терь » (1986), «Охота в старых кварта­лах » (1991) и др. произведениях К. Вместе с тем годы застоя и лит. стаг­нации, отраженные в романе « Долгие дни лета » (1986) и связанные с поиском новой духовной «тверди», характеризовали, начи­ная со втор. пол. 1980-х, второй этап творч. эволюции писателя. Стремясь преодолеть недостаточность чисто худож. ос­мысления действительности и опасаясь лож­ных маяков современности, писатель обра­щается к документалистике. Худож. проза перв. книг рассказов К. начинает уступать место историч. и документально-худож. лит-ре, кот. в качестве пост. со­ставляющей становится неотъемлемой частью жанрового репертуара его новых произведе­ний. В этом ключе он пишет книгу « О себе Ермак известие дал ...» (1984), путевые заметки « В зонерискованного земледе­лия » (1985), выпускает « Рассказы о зем­лепроходцах » (1987). Несомненной уда­чей К. стали его повести « Путник на краю поля » (1993), « Ангел родины» (1997), «Вологодская трагедия » (1997), посвящ. судьбе выдающегося русского поэта Н. Рубцова (все три повести отдель­ными главами вошли в книгу К. « Николай Рубцов », изд. в 2001 в серии «ЖЗЛ»). В книгу, исполненную «любви и горечи», во­шли докум. свидетельства и редкие фотографии, связанные с Рубцовым, из личных архивов А. Пантелеева, Н. Коняе­ва, С. Куняева, А. Антуфьева. Пробираясь сквозь наслоения противоречивых свидетельств и документов, К. пытается подвести читателя к образу живого поэта, к подлинным истокам его души и поэтич. тв-ва. «Стихи Рубцова, - справедливо замечает К., - всегда попытка восстановления храма, это возведение церковных стен, вознесение куполов, это молитва, образующая церков­ное строение, и страшное ожидание оконча­тельной гибели его».

Трагич. судьбе еще одного лирика, поэта-обэриута Н. Олейникова, посвящ. докум. повесть К. « Дни забы­тых глухарей » (1994). Это попытка писа­теля восстановить то, что происходило в действительности. Повесть открывает в Олейникове несломленного человека, показывает непростые повороты судьбы талантливого художника. О детских годах русских великих князей и царей, о их воспи­тании и играх говорится в любопытной книге К. « Игрушки русских императоров » (1992–94). В повести « Власов до Власо­ва » (1994–95), используя новые архивные документы, К. рассказывает о довоенном пе­риоде жизни генерала А. Власова, позд­нее будут напис. книги « Два лица гене­рала Власова » (2001; 2003) и «Генерал из трясины.Судьба и история Андрея Власова.Анатомия предательства» (2012). Первому крестьянскому восстанию при сов. вла­сти в 1918 посвящ. « Новоладожская Вандея » (1995). О малоизученной секрет­ной деятельности Петрочека в 1918 повест­вуется в книге-исследовании « Гибель крас­ных Моисеев » (1995–96; 2004). Докум. повесть « Марш мертвых команд » (1998) рассказывает о жизни пи­сателя В. Пикуля. « Великая северная ревизия » (1999) - ист. роман о выдающемся русском мореплавателе XVIII в., сподвижнике Петра I В. Беринге. Ист. очерк К. « Исполнить последний долг христианина » (1999) возвращает к посл. дням жизни А. C. Пушкина.

С нач. 1990-х явственно обозначает­ся новый, наиболее зрелый период тв-ва К., связанный с окончательным осознани­ем духовной традиции православия не толь­ко личной, но и общественной культурно-ист. ценностью. Православная тема становится доминирующей не только в по­следующих книгах, романах, повестях писа­теля, но и в его статьях, очерках, публицис­тике. Из-под его пера выходят такие работы, как « Святитель Стефан Великопермский» (1993), «Оптинская трагедия» (1993), «Последние часы жизни митро­полита Иоанна» (1997), «Преподоб­ный Александр Свирский и его ученики Свирские чудотворцы » (в соавт. с М. Коняевой; 1998), « Дальний приход» (1998), «Закопанные и сожженные » (книжн. Назв. « Аввакумов костер »; 1998), « Валаамские рассказы» (1999), «Заступник российский: Святой благо­верный князь Александр Невский» (2001), «Обитель Святой Троицы: Свя­то-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь » (2002) и др. Ха­рактеризуя последнюю из вышеназванных книг, снабженную уникальным по своему ху­дож. достоинству фотоиллюстративным мат-лом, Ю. Чуканов отметил: «Повествуя об одной из заповедных русских обителей - Свято-Троицком Александра Свирского мо­настыре, - новая книга Николая Коняева по­священа вопросам духовности, осмысления человеческой жизни, извечному стремлению русской души к чистоте и истине» (Новый Пе­тербург. 2002. 25 апр.). О книге К. « Священномученик Вениамин, митро­полит Петроградский » (1997) священник Алексей Мороз написал: «Книга Н. М. Коня­ева является одной из первых, если не пер­вой работой, позволяющей нам приблизить­ся к пониманию путей современной святости, ощутить реального, живого, вполне досягае­мого человека, священномученика Вениами­на» (Священник Алексей Мороз. Сила веры и правды // Лит. Петербург. 1997. № 2). Высокую оценку кн. К. « Апостольский колокол » (2001; 2003; 2013), повествующей о Валаамском Преображенском мужском монастыре, дал Святейший Патриарх Мос­ковский и всея Руси Алексий II. За эту книгу в 2003 писатель удостоен Большой лит. пре­мии России.

Разнообразное по своему характеру тв-во К. представлено в широчайшем жанрово-тематическом диапазоне: от рома­на, повести, фантастики и злободневной пуб­лицистики до пьес (« Кража со взломом», «И весна и осень», «Зал ожидания » и др.), психологич. детектива (« Пись­ма с того света »), рассказов для детей (« Люся Лампочкина», «Игрушки рус­ских императоров», «Гуси-лебеди » - в соавт. со священником Алексеем Мо­розом) и даже стихов. Сб. стихов К. « Терро­ристы » (1997) посвящен теме историч. ответственности тех, кто берет на себя сме­лость по своей духовной слепоте ввергать лю­дей в соц. потрясения и катастрофы.

Особое место в тв-ве писателя за­нимает историч. труд « Русский хронограф » (1990–98; 2005;2008), охватывающий события и лица от Крещения Руси до нашего времени. Хронограф позво­ляет «объемно» взглянуть на далекие историч. события православной Руси - России, отметить неожиданные и одновременно зако­номерные параллелизмы отеч. ис­тории.К нему же примыкает и историческая хроника «100 лет российской истории.1917-2017.Хронология день за днём» (2017). Характеризуя хронограф, в своем слове «Творчество,как молитва (к 65-летию Н.М.Коняева)» известный писатель и критик В.Кречетов констатировал: «Н.М.Коняева вполне можно было бы назвать церковным писателем, и одной этой стороны творчества было бы достаточно, чтобы оставить заметный след в русской культуре, в духовной жизни России.Однако православная проблематика не исчерпывает его литературных интересов.Огромная страница его творчества-создание «Русского хронографа» - великого исторического труда,который впишет имя Коняева в ряд известных русских историков». Новую грань в творчестве писателя открывают книги-воспоминаня «Застигнутые ночью» (2011), «Лихие и святые девяностые» (2016), «Прощание с тысячелетием» (2017). Основываясь на своих дневниковых записях, писатель прослеживает как происходило изменение жизни и общественного сознания во второй половине 90-х годов прошлого века. Эти книги рассказывают о драматических . переломных, «лихих» годах нашей новейшей истории, с конца 80-х годов до предновогодних событий 2000 года. Среди героев его записей общественные и политические деятели, писатели, простые россияне с подчас не простой судьбой.Но это все-таки не дневник как таковой, а цепь датированных самостоятельных рассказов-размышлений или совсем коротких новелл. Своеобразная форма книг и почти зримый драматургический язык писателя свидетельствует о незаурядном мастерстве этого художника слова, способного во всём видеть событийный рассказ, или всё видеть через событийный рассказ, через бытовую, а иногда и метафизическую историю.

Обществ. работа К. также весьма содержательна и заметна. В 1984–86 он ра­ботает редактором в изд-ве «Сов. пи­сатель», зав. отделом прозы в ж. «Не­ва» (1986–88). Был делегатом VI съезда СП РФ, VIII и IX съездов писателей России, II и III съездов Международного Сообщества писательских союзов. К. является секрета­рем СП России, бессменным председателем Православного об-ва писателей СПб., членом-корр. Меж­дународной Славянской академии, членом-корр. Петровской академии, членом редсоветов ряда ж. и газ. Произведе­ния К. переведены на мн. европейские яз. Ро­маны и повести писателя отмечены многочис­ленными премиями: им. Василия Шукшина, Андрея Платонова, Ивана Гончарова, премией ВЦСПС, Прави­тельства СПб., премиями ж. «Наш современник», «Молодая гвардия», «Север», «Студенч. меридиан» и др. Тв-во К. удостоено «Золотой Пушкин­ской медали к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина».

Чтение произведений К. всегда и серьез­ное, и одновременно увлекательное занятие, но за острой фабулой и неожиданно обнару­женным фактом истории все время слышится голос художника, пронизанный щемящей то­ской по надмирному Свету и глубокой право­славной духовностью. Характеризуя худож. своеобразие автора, один из рецензентов писал: «Неяркие краски родного края, туск­лый свет северных небес придают рассказам писателя ощутимо мрачный, „северный” ко­лорит, чем-то напоминающий темно-корич­невый фон Рембрандта» (Лопусов Ю. Кри­зис веры: Лит.-критич. заметки. М., 1991).

Высокую оценку тв-во К. получило как у его многочисленных читателей, так и у литературоведов и критиков. Т. Батурина, говоря о значении писателя, констатировала: «Он поистине летописец духовной жизни русского человека, самой широкой его массы в последние десятилетия двадцатого века». В. Кречетов, подтверждая вы­шесказанное, справедливо отметил: «Нико­лай Коняев давно стал необходимой частью русской литературы. Его присутствие в ней подобно присутствию погоды. Она всегда есть, даже когда мы говорим „непогода”».

Соч.: Пламя в руках. Минск, 1977; Такой ве­тер. М., 1980; Первые уроки. Минск, 1982; Земля, которая помнит все. Л., 1982; Ненайденные клады. Л., 1987; Рассказы о землепроходцах. Л., 1987; Долгие дни лета. Л., 1988; У тихой воды. M., 1989; Пригород. Л., 1990; Русский хронограф // Встреча. М., 1990-2000; Марсиане. М., 1991; Святитель Стефан Великопермский. СПб., 1993; Неудавшийся побег // Подъем. 1993. № 8–9; Оптинская трагедия // Молодая гвардия. 1993. № 9; Новоладож­ская Вандея // Новый ж-л. 1995. № 3 (20); Письма с того света // Подъем. 1997. № 8–11; Закопанные и сожженные // Н. Новгород. 1997. № 7, 8, 10; Террористы: Стихи. СПб., 1997; Аввакумов костер:Роман М., 1998[СПб.,2011]; Люди против нелюди. М., 1999; Дальний приход. СПб.,2000[М.,2013]; Заступник российский: Святой благоверный князь Александр Нев­ский // Новая книга России. 2001. № 9–11; Любовь и смерть, смерть и любовь. Женщины Петра Великого: Пьеса. СПб., 2001; Ревизия командора Беринга. М., 2001; Охота в старых кварталах. СПб., 2002; Облеченный в оружие света. М., 2002; Обитель Святой Троицы: Свято-Троиц­кий Александра Свирского мужской монастырь. СПб., 2002; Романовы: Расцвет и гибель дина­стии. М., 2003; Два лица генерала Власова. Жизнь, судь­ба, легенды. М., 2003; Апостольский колокол: Повество­вание о Валаамском монастыре, его древностях и святы­нях. СПб., 2003[М.,2013]: Гибель красных Моисеев: Начало тер­рора 1918 г. М., 2004; Тихвинская чудотворная икона Пресвятой Богородицы. СПб., 2004; Дом на кладбище. М. 2005; Русский хронограф / Совм. с М. Коняевой. М., 2005[М.,2008]; Рубцовский вальс: Апология рус­ской судьбы. М., 2005; Игрушки русских императоров. Детство дворцового мальчика. СПб., 2005; Митрополит Иоанн. М., 2005; Подлинная история дома Романовых. М., 2006; Леушинское стояние. Череповец, 2006; Валентин Пикуль. М., 2007; На земле Св. Троицы. СПб., 2007; Святой профессор. М., 2008; Ангел церкви. СПб., 2009; Индеец Кутехин:Рассказы и повесть. СПб., 2009; На земле Св. Троицы. Православные святыни русского Севера. М., 2009; Устроители Святой Руси. М., 2009; Великая Пасха. Праздник праздников.М.,2010;Глаза над пропастью:Сб.рассказов.М.,2011;Тайны Шлиссельбургской крепости. М., 2011; Игрушки императоров. М., 2011; Романовы. Творцы Великой Смуты. М., 2011; Алексей Кулаковский. М., 2011 (ЖЗЛ); Святые и святыни Северной Пальмиры.М., 2011; Никола Хлебный:Сб.рассказов, М., 2011; Генерал из трясины.Судьба и история Андрея Власова.Анатомия предательства.СПб.,2012; Ксения Петербургская.М.,2012; Петр Первый и церковь.М.,2012; Святые мученики.М.,2012; Что читал государь в Тобольске.СПб.,2013; Шлиссельбургские псалмы.Семь веков русской крепости.СПб.,2013; Николай Рубцов/2-ое изд.М..2015 (ЖЗЛ); Купола над Друтью: Рассказ о Свято-Покровском монастыре в Толочине (от варягов до Наполеона, и от Александра I до наших дней).Т.1-2.Спб.,2016; Протопоп Аввакум.И закопанные и сожженные:Роман.СПб.,2016; Лихие и святые девяностые.Дневниковые записи.СПб.,2016; Полковник Романов.СПб.,2017 (Сер.:100 лет Великой Русской Революции); Ангел над городом.Спб.,2017; Сиятые земли Русской. От княгини Ольги до Иоанна Кронштадского.М.,2017; 100 лет российской истории.1917-2017. Хронология день за днём /В соавт.с М.В.Коняевой.М.,2017.

Лит.: Кожинов В. Такой ветер // Лит. Россия. 1979. 30 нояб.; Бондаренко В. Сюжет молодой прозы // Лит. учеба. 1983. № 1; Кундышева Э. Что я знал о России // Нева. 1983. № 9; Арьев А. Между судьбой и поветрием // Звезда. 1983. № 9; Акимов В. Дело и долг поколения // Лен. панорама. Л., 1984; Горышин Г. [О Н. М. Коняеве] // Лит. обозрение. 1984. № 1; Муриков Г. Угол зрения: Заметки о совр. прозе // Звезда. 1987. № 5; Сенин В. Откуда текут реки // Веч. Л-д. 1987. № 183. 11 авг.; Марченко Т. В губительных сетях // Лит. Россия. 1991. № 45. 12 нояб.; Николаев К. Русский хронограф // Лит. Россия. 1994. № 33. 19 авг.; Кокосов М. Почему я плачу, Шура // Лит. Россия. 1996. № 13 (1729). 29 март.; Сорокин С. Вологодская трагедия // Лит. Россия. 1997. № 10. 7 март.; Пересов Ю. Анатомия предатель­ства // СПб. курьер. 2001. № 38; Батурина Т. Трилогия о Николае Рубцове // Роман-ж. 2002. № 3; Алексютина Н. О марсианах и жителях земли // Российский писатель. 2003. № 11 (62); Священник Алексей Мороз. Облеченный в оружие света // Парламентская газ. 2003. № 350 (1179); Батурина Т. Ратоборцы слова. СПб., 2008; Батурина Т. О рассказах Николая Коняева // Лоскутное одеяло: Сб.СПб.,2008; Ефимовская В. Измерение подвига.О творчестве Николая Коняева //Петербургская литература на рубеже веков: Сб.СПб.,2011; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / Сост. А. И. Белинский. СПб., 2011; Федоров В. «Коняев Н.М.» // Литературный Санкт-Петербург.ХХ век:энциклопедический словарь: в 3т.СПб.,2015; Козлов А. Лихие и святые годы // Книжная лавка писателей.№7(8),30 дек. 2016; Кречетов В. Шире опыта // Лит.газета.2017. №26 (6604).5 июль.

В. Федоров

  • Коняев Николай Михайлович