Копков Александр Андреевич


КОПКÓВ Александр Андреевич [1907, дер. Тимошкино Ярославской губ. ― март 1942, д. Макарово Ярославской обл.] ― драматург.

О К. известно мало. В «Автобиографии», кот. он писал для поступления в СП СССР в 1940, сказано: «Родился в 1907 году в дер. Тимошино Большесольского района. Отец до революции работал в Ленинграде строительным рабочим. Мать жила в деревне и занималась крестьянством. После революции родители умерли. До 1925 года я жил в деревне. В 1926 году я приехал в Ленинград. С 1926 года по 1931 г. я работал штукатуром. С 1931 г. по настоящее время занимаюсь литературным трудом. <…> За границей сам не был, и родственников там нет. К суду привлекался по гражданским делам – за невыполнение договоров с театрами и за невозвращение авансов» (ЦГАЛИ СПб. Ф. 371).

Известно еще, что К. поехал в Л-д на заработки. Сначала нанялся подручным маляра на стройку, потом работал грузчиком в типографии. Возможно, здесь и состоялось его знакомство с лит-рой. В свободное время посещал театры. Обрел страсть к драматургии, перечитал пьесы русских классиков. Более др. его привлек сатирич. гротеск А. Сухово-Кобылина. Учиться К. почти не довелось. В деревне он «с грехом пополам», как сам признавался, окончил лишь «школу второй ступени». Остальные знания обрел самообразованием.

В рукописном отделе СПб. Театральной биб-ки хранятся экземпляры двух ранних пьес К. - « Он еще жив » и « Ату его! » (« Рекордный рейс ») (обе 1931). Судя по цензурным отметкам - «Разрешить до просмотра. 6/VI 1931» на первой и «Разрешить по лит. “В” на 6 месяцев. 10/VII 31» на второй, написаны они в 1930–31, но ни одна из них своего не театра не нашла.

К. писал о том, что хорошо знал. В комедии «Он еще жив» рассказывалось о создании колхоза, о бедноте, середняках и ищущем любой возможности напакостить колхозу кулаке. Действие комедии «Ату его!» переносилось на отстающий в работе сейнер, куда «на прорыв» были брошены 2 городских «культработника-партийца». В обеих пьесах К. сумел создать живые образы современников, наделенных индивидуальными характерами и собств. задачей. Но самым главным достоинством пьес К. стал язык - сочный, афористичный, простонародный. Эти перв. пьесы К. были отголосками агиток той поры, когда лозунг значил больше, чем логика сюжета, но они стали хорошей школой для драматурга.

Следующие пьесы ― « Царь Потап » (1936) и « Слон » (1939) ― написаны на более высоком уровне. «Слон» рассказывал о сознательном колхознике, «полупартийце», участнике Гражданской войны, нашедшем клад – золотого слона, оцененного в миллион рублей, а потому поначалу поддавшимся стяжательству, предавшим прежние идеалы.

Вершиной тв-ва К. стал «Царь Потап», единственная не комедия, но «драма в 3 актах». Ее «действие происходит на хуторе, на Волге в 1913 году». Историческая драма? Да, но лишь отчасти, и в ней – вполне совр. история, показывающая истоки зарождения «кулачества». Не случайно драматургом выбран хутор, не случаен 1913-й. Потап Урлов сидит царем на хуторе. В его «подданстве» жена, сыновья и дочери, зятья, невестки и внуки, столетний отец, загнанный на печь и домочадцами называемый не иначе как «дармоед». Герой - кулак, самодур, деспот. Двоих детей он выделяет из хозяйства, а точнее - выгоняет из дома почти нищими. Третьего сына доводит до исступления, и тот, подстрекаемый матерью, убивает отца. На месте Потапа воцаряется старший сын Павел, человек «испорченный» городом: «Я тут все приберу в свои руки… Теперь я раздую кадило… Я буду почище, чем отец… У отца не было подхода к людям… (Снимает лапти и надеваетваленки ). Я буду второй господин Путилов (Пауза. Тишина. Павел хватает со стола тарелку и изо всех сил швыряет ее об пол… Затем прошел в угол, уселся на место Урлова)». Так заканчивается пьеса. «Фигура Копкова занимает у нас особое место, ― писал Дм. Щеглов в рекомендации К. в СП. ― Это человек своей темы, своих образов, своего (иногда ошибочного) отношения к жизни. Эта определенность в выборе тем и образов достойно характеризует Копкова. Его борьба с отдельными работниками Реперткома за целостность своих произведений, отказ приспосабливаться, отказ от навязываемых ему политических упрощений, как, например, было с “Царем Потапом”, определяет Копкова, как писателя» (выд. автором).

Известно, что пьесу «Слон» пытался поставить С. Радлов в руководимом им Театре им. Ленсовета, довел спектакль до генеральной репетиции, но премьера не состоялась. «Царя Потапа» в кон. 1939-го показал лен. Драматический театр промкооперации, а в нач. 1940-го – БДТ им. М. Горького в постановке Б. Бабочкина. Естественно, рец. сопоставляли обе постановки. И оказалось, что в спектаклях два разных конца, хотя оба логично вытекали из их концепций. Наиболее лаконично прорецензировал спектакли критик И. Березарк: Драматический театр «искал в каждом образе не только индивидуальные черты, но и социальные обобщения. Театр не шел в гущу быта, он скорее шел от быта к большим театральным образам. Через быт он пытался раскрыть большую социальную тему пьесы». В то же время в БДТ стремились показать прежде всего картины старого быта: «Ценностью спектакля является несомненная типичность образов, более ярко показывается обстановка семейного угнетения, столь характерная для кулацкого дома». Через четверть века Б. Бабочкин вернется к «Царю Потапу», осуществит его с выпускниками своего курса во ВГИКе. И вновь - успех. Слухи о спектакле быстро распространились по М., спектакль игрался при полном зале.

Когда началась война, К. решил пойти в народное ополчение, но по состоянию здоровья его не взяли. Вместе с другом, писателем В. Пошехоновым, они рыли противотанковые рвы под Пушкиным, были приписаны к пожарной части и гасили пожары, разбирали руины. Не прекращали лит. работу. В архиве блокадного лен. радио сохранилось неск. новелл, написанных ими в соавт. и прочитанных дикторами. Позднее они перешли на казарменное положение в Дом писателей. Положение в блокадном городе становилась все невыносимей. Умерли две сестры К. Тогда К. с приятелем решил пробраться на родину. В марте они перешли Ладожское озеро, но до своих деревень не дошли.

На долгое время пьесы К. были забыты. Реабилитация их началась с ученического спектакля Б. Бабочкина. Пьесы время от времени стали ставиться в Калининграде (1967), в Л-де (1968), в Таллинне и Воронеже (1976), в Томске (1978), во Львове (1981), в Одессе (1986) и за рубежом - в Берлинском театре (1972), в театре «София» (1976) и др. После довольно большого перерыва отеч. театры вновь обратились к пьесам К. - Волгоградский драм. театр (2005), Одесский ТЮЗ (2010), Казанский ТЮЗ (2011), Волгоградский муз.-драм. казачий театр (2011).

Соч .: Царь Потап: Драма в 3 акт. Л.-М., 1939 (1940); Слон: Комедия в 4 акт. Царь Потап: Драма в 3 акт. М.-Л., 1964.

Лит.: Цимбал. Об Александре Копкове // Копков А. Слон. Царь Потап. М.-Л., 1964; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Драматург А. А. Копков // Доктор Чехов. 1992. № 1; Стрельцова Е. Свободный художник Александр Копков // Драматург. Вып. 2. М., 1993; Биневич Евг. Самородок // Голоса из блокады. СПб., 1996; Галяс А. Театр «тихого реализма» // Порто-Франко. 2010. № 26; Лукьянова Е. «Хуторяне» в Казачьем // Казачий круг. 2011. 8 апр.; Иванычева О. На театр. сцене реализуется добро // Казанские ведомости. 2011. 14 окт.

Евг. Биневич

  • Копков Александр Андреевич