Коринфский Аполлон Аполлонович


КОРИ́НФСКИЙ Аполлон Аполлонович [29.8(10.9).1868, Симбирск ― 12.1.1937, Тверь] - поэт, переводчик, критик, прозаик, этнограф, собиратель фольклора.

Фамилия унаследована от деда, Михаила Петровича Варенцова, выходца из семьи арзамасского крестьянина-мордвина; кот. бежал из дома в Казань, окончил гимназию, а затем Академию художеств в СПб. За выпускной архитектурный проект, выполненный в коринфском стиле, дед получил золотую медаль, звание академика и новую фамилию; был назначен городским архитектором в Казань, получил дворянское звание. Отец - дворянин, много лет прослужил в должности городского судьи и мирового посредника. Мать, Серафима Семёновна Волкова, умерла в день рождения сына: «Я матери не знал: в день моего рожденья / Покинула она прекрасный Божий свет» (« Моя мать », 1910).

Детство провёл в имении отца Ртищево, в Симбирском уезде. В пятилетнем возрасте лишился отца, воспитывался родственниками («Я сиротою рос - чужим среди своих…»). В 1879 поступил в симбирскую гимназию, где 7 лет учился в одном классе с В. Ульяновым (1 июня 1918 в симбирск. газ. «Веч. слово» опубл. о нём воспоминания). Наклонности к писательскому ремеслу проявил рано. В старших классах гимназии входил в лит. кружок и издавал рукописный ж. «Плоды досуга». В 1886 ушёл из гимназии, стал театр. антрепренёром, разорился, продал имение и начал заниматься лит. трудом. В симбирских и казанских газ. печ. библиографич. заметки, фельетоны и корреспонденции из симбирск. жизни. 14 дек. 1886 в «Самарской газ.» за подписью Борис Колюпанов опубл. 1-й рассказ (« Живой покойник »), а 1-е стих. - в нач. 1888 в одном из петерб. ж. В 1887–88 заведовал симбирским отделом «Казанского листка», сотрудничал в местной («Волжский вестник», «Самарская газ.», «Казанский вестник») и столичной печати («Русский курьер», «Совр. известия»). К. обошёл и объехал всё среднее Поволжье, изучал народный быт и язык, записывал народные сказания и сказки. В дек. 1889 переехал в М., где сотрудничал в ж. «Россия», печ. в «Русском богатстве», «Гусляре», «Русском сатирич. листке».

Весной 1891 переехал в СПб. и стал печ. почти во всех столичных газ. и ж., бывал в доме Я. Полонского, был секретарём на «пятницах» К. Случевского, где собирались поэты разных поколений и школ. Служил помощником ред. ж. «Наше время» (1892–94), был сотрудником ж. «Всемирная иллюстрация», с сер. 1894 заведовал редакцией ж. «Север», в 1897–99 редактировал его самостоятельно. В 1895–1904 состоял одним из помощников гл. редактора «Правительственного вестника» Случевского по историч. отделу, где, начиная с 1899, ему принадлежат почти все историко-этнографич. очерки, составившие книгу « Народная Русь » (М., 1901). С осени 1905 по март 1908 редактировал газ. «Голос правды». Первые две революции встретил с интересом, а послеоктябрьская действительность принесла разочарования. В 1918 ещё печатался в газ. «Веч. слово» (посл. номер от 3 авг.) В новых условиях найти себя не смог, перебивался случайными заработками, переводами, служил в мелких изд-вах, библиотекарем в школе. Жил под Л-дом, на станции Лигово, а в 1929 сослан в Тверь, где работал корректором в областной газ. Там же умер и похоронен. На могиле надпись: «Поэт Аполлон Коринфский». И далее приведены слова из стих. « Родная страна » (1912): «Храни, Господь, народные твердыни, живи вовек, родная мне страна!».

Лирика К. представлена 7-ю книгами. В 1-м сб. « Песни сердца» (М., 1894) можно выделить три жанрово-тематич. группы - философская лирика, пейзажная лирика, поэмы, баллады и легенды - и переводы иностранных поэтов.

На смену романтически возвышенной любви 1-й книги пришла страстная и безумная любовь «декадента» («Обоим не выйти живыми / Из пламени наших страстей») во 2-м сб. « Черные розы » (СПб., 1896), посвящ. жене поэта, Елене Александровне (1871–1902). Вычурное и манерное воспевание этой страсти (кот. сам поэт называет «отравой» и трагически восклицает: «Яду мне, яду - скорей!»), «декадентской любви», критик М. Столяров сравнил с «безумным лепетом больного, одержимого так называемой эротоманией» (Вестник Европы. 1899. № 10). «Чёрными» у поэта оказываются «розы» и «очи», «думы» и «дни». В книге 3 раздела: «Черные розы. Из одного дневника», «Бывальщины», «Отголоски». Отрицательную оценку книге дал А. Волынский: «…в <…> стихах нет и признака настоящего художественного таланта… нельзя найти ни одной страницы, отмеченной истинным вдохновением и талантом» (Сев. вестник. 1896. № 1). Один из критиков «Нового слова» отметил «бедность самостоятельных наблюдений и склонность к дурным заимствованиям» в любовной лирике, «совершенное бессилие творч. мысли» в философской лирике, «признаки таланта» в стихах о природе, «пустой набор слов и восклицаний» в социальной лирике (« Падшая и падшие», «Женщине», «Покайтеся !..»). Наибольший интерес вызвали былины, хотя они и «не являются продуктом оригинального тв-ва, т.к. образцом для них несомненно служили былины А. Толстого» (1896. № 7).

В «думах» следующ. книги - « Тени жизни » (СПб., 1897) - отражено то опустошение души поэта, кот. наступило после «блаженства страстей». В «песнях» по-прежнему воспевается красота природы, в книгу включены «бывальщины» и переводы. Критик «Нового слова», опубликовавший рецензию без подписи (предположительно, И. Бунин), высмеял стихи поэта и его многописание: «Коринфский воспевает русалок, Поволжье, русских богатырей, “грёзы” и “слёзы” и “роковую страсть безумную”. А когда вздумает пофилософствовать, то рассказывает, что “жизнь - пучина многоводная”, что “жизнь - поэма многотомная”» (1897. № 6). Причины популярности первых книг К. «в одной части публики и лит-ры и непопулярности - в другой» П. Гриневич объяснил так: «Эта многолетняя погоня за мнимой народностью привила к небольшому дарованию г. Коринфского такую приторную вычурность, что читать его долго и не почувствовать тошноты почти невозможно. Тот же, якобы, национально-русский склад и слог (который сколько-нибудь уместен еще в его народных бывальщинах и фантазиях) он перенес и в свою лирику… в его лице повторится судьба Кукольника, Бенедиктова, кот. думали добиться популярности ложным народничанием и манерной вычурностью, а не простым и искренним чувством» (Русское богатство. 1897. № 8).

Сб. стихов « Гимн красоте » (СПб., 1899) говорит о преодолении внутреннего кризиса и преображении «больной души» автора. Красота природы и способность творить спасают поэта. «Пойте гимн красоте!» - так начинается и заканчивается каждая из шести строф 1-го стих. книги; и последнее стих. заканчивается пафосно: «Я перед ней стою, коленопреклонённый. / О, Красота! Святая Красота!». Именно красота является ключевым словом и в «песнях», и в «думах сердца»; треть книги вновь занимают переводы. В кн. « В лучах мечты » (СПб., 1905), посвящ. второй жене поэта, Марианне Иосифовне (1879–1960), и отражающей наиболее спокойный период в его жизни, с благополучной семейной жизнью и обретением душевного покоя («Новые силы проснулись в груди… / Новым огнем разгораются очи»), вошли «светлые думы» о жизни, песни «счастливой любви», «картины природы», социальные стихи, бывальщины и переводы. Критик Ю-нъ выделил раздел «Бывальщины»: «Здесь поэт с любовью рисует целый ряд картин “любезной сердцу” старины» (Новое время. 1906. 8 февр.).

Поэтич. откликом на события 1-й революции стал сб. « Под крестною ношей » (СПб., 1909). Впервые у К. на перв. план вышли социальные, «некрасовские» мотивы: образ «народа-гражданина» («Ты был рабом своей судьбы… / Будь гражданин в краю родном!»), тема русского народа («Богач по духу, нищий по неволе, / Слепец - по знанью, опытом - мудрец…») и «нищей» России («То-то слезами зальется / Нищая наша Россия»). Здесь нашли отражение и общее для творч. интеллигенции эмоциональное увлечение революционными идеями («Вещая птица! Ужель никогда / Нас не порадует песня Свободы?!»), и глубокое разочарование в революции: «Ужасный, чёрный год, безумный год вражды - / Он всюду сеял ложь разлада и разврата… / Будь проклят! Проклят будь, позорный черный год!» (« Чёрный год », 1906). Автор включил в сб. «новые бывальщины» и новые переводы. Цикл « Песни голи » в том же году вышел отд. книгой (СПб., 1909). В 1905–06 К. активно сотрудничал в сатирич. ж. «Бурелом», «Зритель», «Заноза» и др., где под разными псевд. (Б. Колюпанов, Н. Варенцов, Аполлон Рифмачёв, Фебуфис и др.) опубл. массу сатирич. стих. обличительного характера.

Итоговой в лирике К. стала кн. « Поздние огни » (СПб., 1912). Поэт возвращается к прежним мотивам - песням «любви и мечты» («Нет без песен мечты; без тебя нет любви… / Эти песни - твои… Их - своими зови!..»), думам о «вечере жизни» («Рассудок, злой вещун! Твоё сомненье ложно: / Где сердце говорит - там места нет уму!»), теме красоты природы («Есть жизнь, есть красота и в холоде зимы…»), и в то же время осознаёт близость «рубежа»: «Четверть века прошло, как меня осенила впервые / Муза песен моих серебристо-лазурным крылом» (« У рубежа »). В книге есть след. разделы: «Песни о городе», «На путях богоисканий», «Новые бывальщины», переводы «С разных берегов».

Особое место у К. занимает поэзия для детей: с 1890 он активно печ. во мн. детских ж. СПб. и М. («Игрушечка», «Малютка», «Дет. мир», «Дет. чтение», «В детском мире», «Юная Россия» и др.). К. издал три кн. стихов для детей (« На ранней зорьке », « В детском мире », « В родном краю »), в кот. выделил 3 раздела - «малюткам», стихи о природе, «бывальщины и сказки».

К. насчитал около 400 рец. о своём тв-ве (Анкета - ИРЛИ. Р. I, оп. 12, № 107). Лирике К. в 1905 объективную оценку дал В. Брюсов: «Поэзия Коринфского не выходит из круга мелких настроений, пошлых сюжетов, избитых мыслей. В груде стихотворных томов Коринфского мерцает огонёк поэтического воодушевления, но он еле теплится, редкие художественные строчки разделены целыми десятками трафаретных стихов; отдельные яркие образы вправлены в тусклые, ремесленно задуманные пьесы» (Весы. 1905. № 11). Стихи К. переводились на польский, чешский, французский и немецкий яз. (на последний Ф. Фидлером). Во 2-й пол. ХХ в. стихи К. трижды помещались в сб. «Биб-ки поэта» (БС): 2 стих. в кн. «Стихотворная сатира первой русской революции (1905–07)» (2-е изд. ― Л., 1969), 30 - «Поэты 1880–90-х годов» (2-е изд. ― Л., 1972), 22 - «Русская поэзия детям» (Л., 1989).

Сам К. больше всего ценил свои бывальщины (Автобиография. ИРЛИ, ф. 377), о кот. один из критиков написал так: «По большей части складом, напоминающим былинный, и в поэтических образах автор восстанавливает полузабытые предания, легенды и поверья, малоизвестные исторические события и народные сказания, прикрашивая их иногда собственным вымыслом и всегда отлично выработанным звучным стихом» (Русская мысль. 1899. № 7). За стилизации в былинно-эпическом духе К. называли наследником А. Толстого и Л. Мея. Свыше 80 бывальщин опубл. в 5 кн.: « Бывальщины » (СПб., 1896), « Волга » (М., 1903), « Седая старина » (М., 1912), « Славянские бывальщины » (М., 1914), « В тысячелетней борьбе за Родину » (Пг., 1917).

К. перевёл около 700 стих. с др. языков (латинский, английский, немецкий, итальянский, французский, грузинский, армянский, польский, белорусский и др.), часто работал с подстрочником. Строгую оценку переводам К. дал Брюсов: «Совершенно неудачны переводы К. Он, кажется, и не подозревает, что у каждого поэта есть свой стиль, свои характерные особенности, и всех переводит одними и теми же бесцветными, условно бойкими стихами» (Весы. 1905. № 11).

К.-прозаик в разных ж. опубл. около 40 рассказов; в кн. « Вольная птица и др. рассказы » (СПб., 1897) вошло только 12. Она получила отрицательную оценку в ж. «Новое слово» (1897. № 6) и «Русская мысль» (1897. № 9): «мелкие пустяковины», «плохонькие варианты старых историй». Несомненный интерес представляют этнографич. труды К., рисующие русский народный быт: « Народная Русь » (М., 1901; в 1995 переизд. в М., Самаре и Смоленске), « Трудовой год русского крестьянина » (М., 1904–05), « В мире сказаний » (СПб., 1905).

К.-критик опубликовал «громадное (не поддающееся подсчёту) количество биографич. и историко-лит. очерков, журнальных обозрений, библиогр. заметок, общественных фельетонов под различным подписями и псевдонимами», в т.ч. о тв-ве А. Кольцова (Стихотворения А. В. Кольцова . СПб., 1892), И. Бунина (Всемирная иллюстрация. 1892. № 22), В. Брюсова, Ф. Сологуба, М. Горького (Север. 1897. № 3, 17, 26), К. Случевского, Д. Садовникова и др.

Соч.: Стихи: Песни сердца (Стих. 1889–93). М., 1894 (1896); Чёрные розы: Стих. 1893–95. СПб., 1896; На ранней зорьке: Сб. стих. для детей. М., 1896 (1903); Бывальщины: Сказания, картины и думы. СПб., 1896 (1899, 1900); Тени жизни: Стих. 1895–96. СПб., 1897; Гимн красоте и др. новые стих. (1896–98). СПб., 1899; Волга: Сказания, картины и думы. М., 1903; В лучах мечты: Стих. 1898–1905. СПб., 1906 (1912); Под крестною ношей: Стих. 1905–08. СПб., 1909; Песни о хлебе: Думы, картины и легенды. М., 1909; В детском мире: Новый сб. для детей. М., 1909; В родном краю: Новый сб. стих. для детей. СПб., 1911; Поздние огни: Новые стих. 1908–11. СПб., 1912; Седая старина: Десять бывальщин. М., 1912; Славянские бывальщины. М., 1914; В тысячелетней борьбе за Родину: Бывальщины Х–ХХ веков (940–1917 гг.). Пг., 1917. Проза: Вольная птица и др. рассказы. СПб., 1897 (1905, 1910); Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М., 1901; В мире сказаний: Очерки нар. взглядов и поверий. СПб., 1905; За далью веков: Ист. рассказы, очерки и стих. М., 1909. Переводы: Старый моряк. Поэма С. Т. Колриджа. СПб., 1893 (Киев, 1897); Полн. собр. песен Беранже в пер. А. Коринфского и др. поэтов. Т. 1–4. СПб., 1904–05; Песни Баумбаха. СПб., 1906 (1912). Критика: Поэзия К. К. Случевского. СПб., 1900; Д. Н. Садовников и его поэзия. СПб., 1900; Ф. И. Тютчев как поэт-гражданин // Правительственный вестник. 1903. № 258.

Лит.: Певец русской природы и старины А. Коринфский и его стихотворения. СПб., 1912; ЛЭ. Т. 5. М., 1931; Малютина А. Янка Купала и А. Коринфский // Неман. 1961. № 1; КЛЭ. Т. 3. М., 1966; Поэты 1880–1890-х годов (БП. БС). Л., 1972; Дудочкин П. Свободолюбивое сердце // Волга. 1978. № 5; Лиокумович Т. Первый переводчик Янки Купалы // Волга. 1982. № 7; Русские писатели. 1800–1917. Библиограф. словарь. Т. 3. М., 1994; Сапожков С. «Пятницы» К. К. Случевского // НЛО. 1996 № 18; Розадеева М. Глашатай истины, пророк любви // Русская словесность. 1996. № 1; Бунин И. Письма 1885–1904 гг. М., 2003; Фидлер Ф. Из мира литераторов: Характеры и суждения. М., 2008.

В. Влащенко

  • Коринфский Аполлон Аполлонович