Королева Нина Валериановна


КОРОЛЁВА (урожд. Ошкадерова) Нина Валериановна [31.10.1933, Бобрики, в дальнейшем Сталиногорск Моск. обл., ныне Новомосковск Тульской обл.] ― поэт, литературовед.

Родилась в семье врача. До войны семья жила в Л-де и г. Демянске Новгородской обл., во время войны - в эвакуации, в Ярославской обл. (отец, призванный на воен. службу в Балтфлот, погиб в дек. 1941, во время эвакуации раненых с о. Осмуссаар и Ханко).

Стихи К. писала с детства, после войны занималась в лит. студии лен. Дворца пионеров. Перв. публ. - в пионерской газ. «Ленинские искры» (1948). Окончила филологич. фак-т ЛГУ (1955), в студенч. годы посещала занятия университетского ЛИТО, однако подлинных единомышленников нашла в знаменитом в ту пору ЛИТО Горного ин-та. Творч. общение с наставником «горняков» Гл. Семеновым (знакомым К. еще по Дворцу пионеров) и его питомцами - будущими изв. поэтами В. Британишским, А. Городницким, Л. Агеевым и др. - сыграло большую роль в профессиональном и гражданском становлении К.

Началом своей лит. биографии поэтесса считает публикацию стих. « Слова » в ж. «Октябрь» (1957. № 6): «Вслушиваться в слово мы не любим, / Каково на вкус оно - не знаем. / Говорят: “Малиновые губы”, / А малина - ягода лесная… / Ягода, настоенная лесом! / А слова - без вкуса и без веса… Как вернуть им запахи и краски, / Золотую стоимость червонца?..» В те же годы были написаны стихи К. о воен. детстве («Я бежала за трехтонкой, я была из Ленинграда…»), о новом открытии родины, новом чувстве причастности к ее трудной судьбе («И когда, когда мне на голову лег / Вдовий стираный-застираный платок?»), о нечастых радостях - таких, получение долгожданного жилья («И кажется, что дал мне дом / Не просто Главный Управдом, / А тот, кто пожил на земле, / Нелегкий хлеб жуя, / И сам полжизни - сорок лет ― / Бездомным был, как я»). Все эти стихи вошли в перв. поэтич. кн. К. «Ее маленькая книжка 1960 года “ Хвойный дождь ” привлекает чертой, кот. принято называть “народностью”», ― писал (1964) поэт П. Антокольский, давая автору рекоменд. для вступления в СП СССР.

К этому времени К. закончила (1959) аспирантуру ИРЛИ (Пушкинский Дом) АН СССР, работала в лит. музее ИРЛИ, затем - в лен. Ин-те театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Продолжала писать стихи, печ. в периодике, однако второй сб. - « Озерные вокзалы » ― увидел свет лишь в 1968, за ним последовал « Подарок » (Л., 1973). В 1976 произошло событие, обозначившее резкий поворот в лит. судьбе К.: за публ. в ж. «Аврора» (№ 11) стих. « Оттаяла или очнулась ?..», кот. было сочтено «монархическим» (в нем выражалось сочувствие и сострадание к царской семье, в частности, «царице с ребенком», ожидавшим когда-то в Тобольске решения своей участи), К. получила выговор по линии СП и была надолго лишена возможности публ. «Отлучение» не распространялось, впрочем, на науч. продукцию. В 1979 в серии «Лит. памятники» вышел подготовленный К. том прозы В. Кюхельбекера. Ранее, в 1967, ею был выпущен двухтомник Кюхельбекера в БС «Биб-ки поэта», в 1975 ― монография « Декабристы и театр », в 1976 - учебн. пособие « История русской театральной критики» (в соавт. с Г. Лапкиной). Круг интересов К. - литературоведа и театроведа - широк: в разные годы она занималась тв-вом А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева (канд. дис. - 1970, глава в академической «Истории русской поэзии» ― тогда же), П. Каратыгина, В. Маяковского (в т.ч. его театром), Н. Гумилева, Д. Мережковского и З. Гиппиус, Дм. Кедрина, В. Смоленского, Н. Туроверова, классика болгарского театра В. Друмева и др. Особое значение имеет участие К. в подготовке СС (в 6 т., 7-й и 8-й - доп.) А. Ахматовой (М., 1998–2004). С 1985 живет в М., работает в ИМЛИ.

«Вето» на поэтич. публикации было снято лишь в 1988, когда общественно-политич. обстановка в стране заметно изменилась. Стало, в частности, возможным издание книг за счет автора, в авторской ред. Именно т.о. увидела свет четвертая кн. К. - « Медленное чтение » (М., 1993), включавшая избр. произведения из первых трех кн. и новые стихи. Здесь же была впервые напеч. созданная в 1975 поэма « Мой отец ».

В дальнейшем появился еще ряд книг, среди кот. автор особо выделяет т.н. «черный (по цвету фона обложки) триптих»: « Соната-осень » (М., 2000), « Окно в ночи » и « Договорим когда-нибудь потом » (обе - М., 2001). Неровные по составу, включающие нередко и всевозможные стихи «на случай» (дружеские посвящ., экспромты, поздравления, надписи на книгах и т.д.), эти и последующие сб. составляют в целом своеобразный лирич. эпос о жизни страны в переломный момент ее истории, на стыке двух столетий. Их отличительная черта - душевная открытость, безоглядная, порой отчасти шокирующая искренность. «Печаль и ярость» ― так наз. один из разделов сб. «Соната-осень», наиболее пронзительного в «триптихе». Казалось бы, речь в нем идет о сугубо личном: разрыве с любимым человеком. Но «личное» неотделимо от «общего» ― любимый покидает не только семью, но и родину: «Ты снова мне прислал привет / И денежки - ну-ну. / Не забирают в Новый Свет / Из Старого жену. / Там бьет ключом чужая жизнь, / Сияет свет в очах. / А я твержу себе: держись, / Молчи. Храни очаг». При этом родину свою ― ни «доперестроечную», ни позднейшую - К. отнюдь не идеализирует, откликается, не боясь упреков в «газетности», не жалея самых горьких слов, на все ее беды: трагедии в Беслане и на моск. Дубровке, гибель подлодки «Курск», спор с Японией из-за южных Курил, разгул коррупции в верхах («Что сегодня тревожней всего и больней / Для живущих на русской земле? / Богатейшая родина нищих людей / И ворюги в московском Кремле», ― сб. « Время разбрасывать камни ». М., 2008). Но при всех обстоятельствах родина остается родиной ― не потому что лучшая, а потому что единственная: «Знаю: страны есть красивей / И устроены умней. / Только мне - любить Россию / И заботиться о ней» (сб. « Облака ». М., 2003).

В прозаич. кн. К. « Встречи в пути » (СПб., 2010) - воспоминания и докум. свидетельства об истории семьи, о жизни и гибели отца - В. Ошкадерова, о поэтах-сверстниках, об И. Сермане и Р. Зерновой, А. Сергееве, Б. Слуцком, А. Солженицыне и др.

Член СП СССР (с 1966), СП Москвы, Русского ПЕН-центра и Об-ва любителей Российской словесности.

В нояб. 2010 присужден Диплом благотворительного фонда имени Артёма Боровика за опубл. в ж. «Знание - сила» (2010. № 5, 6) очерк «Мой отец на войне».

Соч .: Светлая память. М., 1996; Соната-осень. М., 2000; Договорим когда-нибудь потом. М., 2001; Золотое руно. Вологда, 2002; Одинокие звезды в пространстве. Вологда, 2003; Облака. М., 2003; Не найденный ответ. М., 2004; Связь времен. М., 2005; Время разбрасывать камни. М., 2008; Встречи в пути. СПб., 2010; Избр. стихи. СПб., 2012; Стихи // Царскосельская антология / сост., вст. ст., подгот. текста и прим. А. Ю. Арьева. СПб.: Вита Нова, 2016.

Лит .: Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Новиков Н. «Дайте жить, а то помру!» // ЛГ. 1991. № 6; Аннинский Л. О безумном столетье моем: Этюд с постскриптумом // Дружба народов. 2001. № 7; Грищенко А. «Черный триптих» Нины Королевой // Посев. 2002. № 3; Глебова Л. Судьба и поэзия. О стихах Нины Королевой // Гнездо (альм. Иерусалим, Израиль). 2003. № 2; Рубашкин А. Отставка монархиста? // ЛГ. 1990. 14 нояб. № 46; Аннинский Л. Проволока под током памяти // Муза: Всероссийский лит. альм. 2009. Вып. 9.

И. Фоняков

  • Королева Нина Валериановна