Корольков Александр Аркадьевич


КОРОЛЬКО́В Александр Аркадьевич [22.3.1941, ст. Баюново Косихинского р-на Алтайского края] - прозаик, философ.

Родился в семье сельских учителей. Предки отца - крестьяне из Воронежской губернии, впоследствии изв. в Сибири купцы-предприниматели Корольковы. Дед со стороны матери - священник в г. Бийске. Отец, будучи директором детдома, в 1937 отправлен в лагерь за сочувствие к детям кулаков, реабилитирован в 1939. Воевал на фронте, вернулся после контузии под Курском.

После окончания школы два года работал слесарем в Новосибирске, два года учился на механическом фак-те Новосибирского ин-та инженеров железнодорожного транспорта, но увлечение философией и лит-рой побудило поступить на философский фак-т ЛГУ. Окончив его в 1965, К. продолжил учебу в аспирантуре; в 1968 начал преподавательскую деятельность в ЛГУ, совмещая ее с науч. работой. В 1991 перешел в РГПУ им. А. И. Герцена. С 1998 - зав. кафедрой философской антропологии этого вуза. Осн. направления науч. деятельности - философия медицины и биологии, философия культуры и философская антропология. Автор более 300 науч. работ. Докт. философ. наук (1981), проф., акад. РАО.

Попытки писать и даже публ. написанное проявились у К. еще в нач. школе. Он направлял свои рассказы в «Пионерскую правду», получая в ответ доброжелательные наставления. Небольшие пьесы, сочиненные К., ставились на школьной сцене. В пору студенчества напис. рассказы и автобиогр. повесть « Записки сторожа » (о работе студента сторожем в 1960-е в Л-де), напеч. много позже в кн. « Утро будет… » (2000).

Своими лит. наставниками К. считает С. Залыгина, В. Распутина. Перв. собственно худож. очерк К. « Сростки » посвящ. В. Шукшину, личность кот. осмыслена как масштабное явление русской культуры. Очерк встретил одобрение гл. ред. ж-ла «Аврора» Г. Горышина и был опубл. (Аврора. 1979. № 7).

Вехой в становлении худож. стиля К. стала сказочная повесть « Воспоминания Домового ». Написанная в нач. 1980-х, она увидела свет в Новосибирске в 1989, хотя предисл. к неизданной еще книге С. Залыгин опубл. в 1987 и отметил, что К. «точно представляет себе логические законы и эстетику того жанра, в котором написал свою вещь». Лирич. и веселое повествование о сказочном деревенском царстве русского прошлого растворено в таежной природе с ее дивной красоты горами, вековыми кедрами, чистейшими реками. Домовой, Часовник, Памятуха, все персонажи повести-сказки ненавязчиво, образно говорят о неразрывности поколений в истории, о пагубе беспамятства, о любви к далеким нашим предкам и сбереженной ими родине.

Большинство трудов К. напис. в традициях русской философии, размышления выражены в худож.-публиц. форме. Книга « Пророчества Константина Леонтьева » (1991) была подгот. автором в те годы, когда имя выдающегося мыслителя и писателя XIX в. если упоминалось, то лишь как ретрограда и реакционера. К. развенчал эту мифологию, опираясь на труды мыслителей нач. XX в. - Н. Бердяева, В. Розанова и др. «Всматриваясь в Леонтьева, - писал К., - мы постигаем русскую душу, русское православие, русский способ философствования». К. выразил уверенность в скором всплеске интереса к мыслям Леонтьева и широком издании его трудов, что и произошло в последующие десятилетия. Это произведение К., вошедшее в книгу « Духовный смысл русской культуры » (2006), удост. Всероссийской лит. премии «Александр Невский» (2007).

« Роман Небытия » возник в результате знакомства К. с еще живыми свидетелями исхода русской интеллигенции, в т.ч. на «философском пароходе» в 1922. Три года работы в ун-тах Праги и Братиславы в кон. 1980-х дали автору тот фактический мат-л, кот. невозможно почерпнуть лишь в архивах. Открытие «русской Праги», где в 1920–40-е существовал очаг русской культуры, знакомство с дочерью историка Кизеветтера побудило напис. роман о русских изгнанниках.

Герой романа, сотрудник Пушкинского Дома в Л-де, становится диссидентом и уезжает в Германию. Там он встречает старика - эмигранта 1920-х, кот. дарит свою рукопись. Герой впервые ощущает дотоле неведомый ему подлинный дух русской культуры. К. передал трагедию оторванности от родины, стремление сохранить в себе русскость.

Лит. тв-во для К. изначально не было сочинительством, но являлось формой познания - себя, мира, человеч. души, духовной истории русского народа. Граница между его ранней прозой и произведениями, кот. принято называть зрелыми, вполне прозрачна: всем им свойственна душевная открытость, искренность, бережное отношение к первозданному смыслу слов, «любовь к отеческим гробам».

При приеме К. в СП России в 1994 В. Распутин писал в рекоменд.: «А. Корольков - состоявшийся писатель, профессионально владеющий и художественным пером, и пером любви и боли к России и за Россию. Нет сомнения, что она и впредь будет первым и, вполне возможно, единственным героем его книг». Член СП России с 1994. Все произведения К. обращены к темам нац. судьбы России, ее духовным истокам и святыням, худож.-философскому осмыслению истории Отечества и его совр. проблем. Это книги « Русская духовная философия », « Духовный смысл русской культуры » и публицистич. статьи, очерки - « Правда есть истина в действии», «Чудо в Дивееве», «Георгий Свиридов и традиции русской духовной культуры», «Вершина Сибири», «Валдайский набат», «Скит иеромонаха Романа » и др. Ряд очерков К. издан отд. кн.: « Паломничество в Апокалипсис » (2009), « Шукшин. Русская тема » (в соавт. с В. Возчиковым; удостоена в 2009 Алтайской краевой лит. премии «Лучшая книга года») « Яблоко от Достоевского » (2015). Работает над книгой о нравственной философии Валентина Распутина.

К 70-летнему юбилею философа вышло издание « Органика культуры » (2011), куда, наряду с работами К., вошли статьи и заметки о юбиляре В. Распутина, С. Семаковой, А. Евреинова, А. Любомудрова, А. Скокова, В. Варавы, В. Верещагина, А. Стрельцова, Ч. Кирвеля и С. Семерик, Т. Батуриной, Л. Муравинской, Вяч. Возчикова. Под названием « Драма русского просвещения » кн. переиздана в 2013.

Книги К. отличает целостное видение культуры, внимание к ее духовному ядру. Стилистика работ, сочетающая напряженность размышлений, публицистичность и яркую образность, привлекает внимание не только профессиональных философов, но всех, кому небезразличны судьбы национальных культур в современном мире и особенно культуры русской. Труды К. - «размышления о неповторимой ценности русской философии, о ее принципиальном отличии от восточной мудрости и европейской философии» (Лит. Петербург. 1998. № 4).

Публиковался в ж-лах «Наш современник», «Аврора», «Север», «Сибирские огни», «Родная Ладога», «Всерусский собор», «Розмысл», «Трибуна русской мысли», «Вестник РСХД» (Париж), «Православный паломник», широко представлен на сайтах интернета. Творч. кредо К.: «Стараюсь здесь, в России, где все труднее удерживать русские традиции, оставаться русским человеком, русским мыслителем и писателем» (« Автобиография» ).

Соч.: Воспоминания Домового / предисл. С. Залыгина. Новосибирск, 1989; Пророчества Константина Леонтьева. СПб., 1991; Роман Небытия. СПб., 1992; Русская духовная философия. СПб., 1996; Утро будет...: повесть и рассказы. Бийск, 2000; Духовные основания русской школы. Бийск, 2004; Русская культура: философия истоков. Бийск, 2007; Духовный смысл русской культуры. СПб., 2006; Шукшин. Русская тема (в соавт. с В. Возчиковым). Бийск, 2009; Паломничество в Апокалипсис. СПб., 2009; Драма русского просвещения: [сб.] / сост. Возчиков В. А., Бакулина Ю. В. СПб., 2013; Яблоко от Достоевского. СПб., 2015.

Лит.: Залыгин С. Несколько слов о сказке… // Залыгин С. Критика, публицистика. М., 1987; Котельников В. Зерна в чужой земле // Новый ж-л. 1994. № 2–3; Грякалов А. Сопротивление небытию // Корольков А. Русская духовная философия. СПб., 1996; Возчиков В. Александр Корольков. Восхождение к духовной философии. Бийск, 2000, СПб., 2000; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / сост. А. И. Белинский. СПб., 2011; Распутин В. В Тобольск // Корольков А. Яблоко от Достоевского. СПб., 2015.

В. Возчиков

  • Корольков Александр Аркадьевич