Коровин Сергей Иванович
КОРО́ВИН Сергей Иванович [16.9.1949, Л-д] - прозаик.
Родился в Л-де и с рождения жил в Гавани. Родители - Иван Иванович и Валентина Ивановна - пережили блокаду, работая на Балтийском з-де. С появлением сына мать оставила стремление к получению высшего образования и всецело отдалась заботе о ребенке. Домашнее воспитание привило К. увлечение систематическим чтением и живописью, очевидно, к последнему обязывала фамилия. Однако К. не был домашним мальчиком и еще со школы начал выступать вратарем за любительские детские футбольные команды в соревнованиях на первенство города. После школы развивал свои увлечения, однако поступить в вуз не сумел (в 1966-м произошел одновременный выпуск 10-х и 11-х классов средней школы, отчего конкурс в вузы подскочил в два раза). Продолжал играть в футбол, числясь работающим на предприятиях, владеющих футбольными клубами. В 1968 с удовольствие (по словам самого К.) ушел на службу в парашютный десант, где вскоре приобрел боевой вес в
Оказавшись в родных стенах и пейзажах, поступил учеником печатника в эстампную мастерскую под рук. художника И. Копеляна и на подготовительные курсы в Мухинское училище (по живописи неукоснительно имел «отлично», по рисунку - много хуже). Одновременно сосредоточился на сочинении «неких вольнодумческих скетчей, анекдотов и прибауток, которые приходились весьма по вкусу <его> собутыльникам, а наставникам нет» (К.). В то время в числе наставников К. был художник и фотограф В. Шмыгин, направлявший К. к сотрудничеству в качестве художника-графика в изд-ва «Химия», «Гидрометиздат», «Медицина» и др. Тогда же К. познакомился с петерб. интеллигентом и интеллектуалом, проницательным читателем Гр. Рабиновичем, по совету кот. и поступил на филологич. фак-т ЛГУ.
Примерно в то же время К. встречается с поэтом А. Драгомощенко, чье творч. и человеческое влияние привело к постепенной трансформации просто общительного человека К. в литератора. «Писать надо так, чтобы тебя никогда не взяли в журнал “Юность”», - наставлял Драгомощенко. Впрочем, тогдашняя проза К. вполне отвечала данному критерию (см. рассказы « Бумеранг », « Примавера » и др.). Благодаря Драгомощенко К. в кон. 1970-х попадает в круг самиздатского ж. «Часы» - Б. Иванов, Б. Останин, Н. Подольский, В. Долинин, Э. Шнейдерман и др. - и приглашается в редколл. и становится одним из авторов ж. Далее для К. наступает пора «Клуба–81». К. исполняет обязанности начальника «службы безопасности» Клуба, члена правления, составляет и редактирует «Вестник Клуба–81». Именно тогда К. предоставляется возможность публично выступить со своими произведениями в зале СП вместе с лен. прозаиком Вас. И. Аксеновым. Выступление закончилось обсуждением, суть кот. сводилась к категорическому неприятию безыдейности произведений обоих авторов ортодоксами соц. реализма. Следует напомнить, что в тот период авторы и редакторы «Часов», как и большинство членов «Клуба–81», работали сторожами и операторами газовых котельных, что во многом способствовало опр. консолидации сообщества литераторов, активно противостоящих сов. эстетике, идеологии и давлению репрессивных органов, категорически утверждавших, что в СССР никакая лит-ра не может быть независимой. Напр., В. Долинину это противостояние обошлось в 4 года строгого режима, а К., скорее всего, по той же причине приходилось менять формы обучения, в результате чего оно растянулось почти на 10 лет, но в итоге завершилось благополучно.
Начиная с сер. 1980-х, когда обстановка в стране несколько меняется, К. получает приглашение опубл. повесть « Приближаясь и становясь все меньше и меньше » в изд-ве «Сов. писатель» и следом - рассказ «Примавера» в ж. «Сельская молодежь», выходившем тиражом в полтора миллиона экз. под ред. Попцова. Уже в нач. 1990-х, многое из написанного, что хранилось в столе К., становится интересным для издателей ж. «Лабиринт-Эксцентр», «Вестника новой лит-ры» и др.
В нач. 2006-х философ и психоаналитик Н. Савченкова определила произведения К. следующим образом: «…будучи энергичным авторским жестом, <они> заняли довольно странное место в современном литературном процессе. Они не принадлежат ни к модному сейчас жанру интеллектуализированного эссе, ни к манере, использующей “поток сознания” или “язык, кот. сам по себе говорит”, ни даже к псевдоэтнографическим построениям в духе Маркеса, Рушди или Крусанова. Автор декларирует свою неприязнь к постмодернистcкому сознанию и постмодернистcким технологиям. Однако же его собственные тексты выглядят не менее иероглифичными и по сложности восприятия и прочтения вполне способны конкурировать с постмодернистcкими стилистическими изысками».
В 2000-е на смену газовым котельным приходит возможность службы в более худож. сфере, и К. работает в творч. центре «Борей-Арт» креативным сотрудником, выпускающим издания, проводящим вернисажи, худож. и лит. акции и проч. Союз с Н. Савченковой приводит к появлению в произведениях К. темы любви - как эротической, так и любви к ближнему (рассказ « Главное убить » и др.). В это же время К. работает над сценарием для реж. В. Аристова, кончина кот. останавливает начатое, знакомится с прозаиком П. Крусановым, и с его легкой руки для К. открывается возможность работать приглашенным ред. в изд-вах «Северо-Запад», «Азбука», «Амфора», «Лимбус-пресс». Последнее приглашает К. на пост. работу. На службе и в изд-ве К. занимается поисками и продвижением молодых писателей. Под его ред. выходят 3 сб. молодежной прозы и несколько отд. книг новых, ранее неизв. читателю авторов.
Ежедневное присутствие в офисе изд-ва «Лимбус-пресс» не мешает К. в этот период перевести роман Ф. Рота «Случай Портного», продолжать писать рассказы, регулярно сотрудничать в большом жюри премии «Национальный бестселлер», закончить и выпустить роман « Прощание с телом », вошедший в число финалистов упомянутой премии в 2004-м. Вместе с Н. Савченковой К. проводит открытый семинар «Диктатуры чтения» на площадках Ин-та психоанализа и «Борея», где проходят встречи с авторами худож. новинок, обсуждение как конкретных лит. работ, так и тенденций совр. лит. тв-ва в целом. К семинару привлекаются ведущие петерб. и моск. критики, философы и литераторы.
После увольнения из изд-ва в 2007 К. поступает ст. преподавателем в Ин-т бизнеса и политики с авторским курсом творч. письма («Практика написания и применения худож. текста») и семинаром «Анализ худож. текста».
Для К. герой не существует сам по себе и себе не равен. Он складывается из чужих мыслей, чьих-то чувств, собств. воспоминаний и беспомощных ощущений. «Мы ничего не можем знать о человеке, кроме того, что о нем говорят. Ведь абсолютный свидетель недосягаем» (К.).
К. входит в группу «Петербургские фундаменталисты» вместе с прозаиками П. Крусановым, С. Носовым, Н. Подольским, В. Рекшаном и др.
Член СП СПб. с 1996, свободный лит. консультант.
Соч .: Примавера // Часы. 1982. № 36; Бумеранг // Часы. 1982. № 39; Приближаясь и становясь все меньше и меньше // Часы. 1985. № 54; Primavera // Сельская молодежь. 1989. № 4; Изобретение оружия // Лабиринт-Эксцентр. 1991. № 1; Приближаясь и становясь все меньше и меньше. СПб., 1992; Прощание с телом. СПб., 2004.
Лит.: Абрамович О. Посильный вклад в щербино- и коровиноведение // Митин ж. 1989. № 25; Мелихов А. Рецензия на кн. «Приближаясь и становясь все меньше и меньше» // Нева. 1993. № 10; Кривулин В. Двое на полигоне // Звезда. 1994. № 4;Савченкова Н. К идее русского «нового романа» // ИЛНЛ. СПб., 2000; Самиздат Л-да: 1950-е - 80-е гг. М., 2003.
С. Артюшков