Корвин Тамара


КО́РВИН Тамара (собств. Дворкина Тамара Зиновьевна) [24.7.1943, Новосибирск ― 14.5.2012, СПб., похоронена на Серафимовском кладб.] - прозаик, пианист.

Отец - воен. инженер-строитель, генерал-лейтенант, мать - домохозяйка. Семья оказалась в Новосибирске, когда мать К. с сыном приехала после эвакуации из блокадного Л-да: сначала оказались в Урман в Башкирии, затем выехали к мужу и отцу, кот. перевели с Западного фронта в Сибирь для строительства воен. з-дов. После ряда переездов семья оказалась в Минске, где К. поступила в муз. школу. О характере девочки частично говорит рассказ матери, кот. беседовала с учителем музыки. Он говорил: «Ольга Евгеньевна, помогите мне преодолеть Тамарину замкнутость. Я говорю ей, почему ты не можешь играть на любых концертах так, как чувствуешь музыку, когда играешь одна, для меня? Она мне ответила: играть для других так, как я чувствую, это всё равно, что раздеваться при всех». По-видимому, эта замкнутость привела к тому, что впоследствии она писала г.о. «в стол».

В возрасте 18 лет на первом курсе консерватории в Минске была арестована белорусским КГБ за участие вместе со студентами минских ин-тов в кружке вышедших из сталинских лагерей писателей, художников и др. деятелей культуры. Арестовали по дороге в М., куда они ехали к таким же «кружковцам». В результате была исключена из консерватории и комсомола, больше года работала монтажницей на радиозаводе.

С 1964 живет в Л-де. В 1968 окончила Консерваторию по классу фортепиано. Работала концертмейстером в Оперном театре Алма-Аты (1968–69), преподавателем в муз. училище г. Прокопьевска (1970–71) и муз. школы при лен. Доме офицеров (1971–85), оператором газовой котельной (1986–88). С 1988 преподавала в муз. школе им. Н. Римского-Корсакова, до 2003 была педагогом для взрослых.

В сер. 1970-х К. посещала службы и периодически заменяла в костёле заболевшего органиста, играла на органе. Приняла католическую веру, изучила итальянский яз. Сохранились письма к ней настоятельницы ордена сестёр-доминиканок монастыря Св. Систа в Риме и от двух монахинь монастыря. В письмах среди прочего были приглашения посетить Рим и Флоренцию («были бы рады принять тебя в нашей обители и познакомить с нашей религиозной семьёй»). По-видимому, эти приглашения были связаны с желанием К. уйти в монастырь, о чём она говорила родителям. По различным причинам ей это не удалось.

В 1970-е начала пис. прозу, но практически никому ее не показывала. С 1980 печ. в ж. «Часы», где были опубл. ее повести «Крысолов» ,«Монолог» ,«Победитель» ,«Самозванец» , неск. рассказов.

В 1983 К. стала лауреатом лит. премии Андрея Белого. Как сказано в решении жюри, «премия присуждается Тамаре Корвин за проникновенное изображение драматических коллизий интеллигента, его духовного самоопределения в современном мире – повести “Монолог”, “Победитель”». По поводу вручения премии Д. Волчек писал: «Лёгкая, блистательная проза Корвин безоговорочно пленила нас. Запоем читали мы “Крысолова” и “Монолог”, а после и “Победителя”, восхищённо пересказывали повести друзьям, спорили, подчас и не соглашаясь друг с другом; уверены мы были лишь в одном: книги Корвин – одно из самых ярких явлений неофициальной литературы последнего десятилетия. Диапазон этой прозы колоссален, бесконечна цепь ассоциаций: здесь и пражская школа: Айзенрайх, Мейринк, и знаменитые швейцарцы: Макс Фриш и Дюрренматт, и восток… Удивительное умение не просто заинтересовать, но очаровать читателя, больше того: привести его в изумление – дар, неподвластный многим “добротным” литераторам».

Ю. Галецкий писал о К.: «Самое удивительное в искусстве – само удивление. Это банально, старо – но я могу повторить это ещё и ещё раз, потому что чудо есть чудо. Уметь писать это умение рабочего, писать умеют многие и знаки расставляют правильно. Но овладеть магией, верой в сотворение чуда, живым словом – дано тем, кому не надо говорить, чтобы сказать, кому незачем себя утверждать – они любят крылья – это даётся свыше и не во владение, ибо нет в творчестве места власти, но только для того, чтобы мастер отдал. “Монолог”, “Крысолов”, “Победитель” – это удивительно хорошо, как любовь и детство. И с тобой – радость создания и узнавания. Тебе и светло и славно оттого, что в мире есть Музыкант и есть Чудак. Тамара Корвин поделилась с нами душой, и людей дышащих стало больше. Эта проза нежна и чиста, в ней всё, увиденное впервые. Пока мы удивляемся, мы живём. Спасибо Тамаре Корвин за удивление».

В 1993 повесть «Крысолов» напеч. в моск. ж. «Согласие», позднее ― во втором томе трехтомной антол. «Коллекция», подгот. Б. Ивановым (СПб., 2003). В повести по мотивам изв. немецкой легенды причудливо соединяются реалии средневековой Германии с атрибутами совр. жизни - автомобилями, рок-музыкой, студенч. волнениями. По словам В. Кривулина, «Т. Корвин пишет о людях так, словно бы законы психологического правдоподобия и, так сказать, земного притяжения (истории, географии, экономики и т.п.) не действуют в ее мире либо же действуют непредсказуемо, подчиняясь главенству Музыки, каковая, собственно, и есть единственная реальная сила, творящая мир».

Этическое и эстетическое кредо К. в опр. степени содержится в ее эссе об И. Бродском: «Пафос проповеди – не сдавайтесь, но также – не ждите и не требуйте что-либо от кого-либо. Раб (меньший) ждет и требует от господина (большего) того-то и того-то, и проклинает, и жаждет мести. Свободный человек никого не винит…».

Соч .: Рассказы // Часы. 1980. № 23; 1982. № 39, 1983. № 44; 1984. № 48; Крысолов // Часы. 1980. № 25; Крысолов // Согласие. 1993. № 3 (предисл. В. Кривулина); Монолог // Часы. 1981. № 32; Победитель // Часы. 1983. № 42; Самозванец // Часы. 1987. № 67; Петербургские чтения. 1992. № 1; Крысолов // Коллекция / Сост. Б. Иванов. СПб., 2003.

Лит.: Самиздат Л-да. 1950-е ― 80-е. Лит. энц. М., 2003. Сайт премии Андрея Белого <belyprize>

В. Пухов

  • Корвин Тамара