Косоротов Александр Иванович


КОСОРÓТОВ Александр Иванович [24.2.1868, станица Нижнечирская, область Войска Донского ― 1912, пос. Лесной, близ СПб., похоронен на Волковом кладб.] ― прозаик, драматург.

Родился в семье врача окружного лазарета Ивана Федоровича. После смерти матери жил с отцом в Новочеркасске, закончил гимназию. С детства проявил способности к живописи и музыке, сочинял романсы, рисовал портреты. «Стал писателем лишь потому, что судьба заградила предо мной путь музыканта»,― признавался в автобиографии.

В 1893 окончил историко-филологич. фак-т Моск. ун-та. После отбытия воинской повинности в лейб-казачьем полку в СПб. служил в гос. органах, но жил мечтой творч. деятельности. Выйдя в отставку, занялся лит-рой.

Перв. рассказы выпустил в 1895 в газ. «Свет». Опубл. автобиографич. повесть « Вавилонское столпотворение. История одной гимназии » (отд. изд. ― СПб., 1900). Рассказ « Забытая калитка » писатель А. Амфитеатров назвал лучшим произведением К., «…превосходным по правдивости, и очень тонкая по чутью исповедь детской души».

Активно сотрудничал в газ. «Новое время», опубл. театр. и критич. статьи. С 1901 жил во Франции как парижский корреспондент этой газ. Обладая способностями к живописи, посещал в Париже Академию художеств, писал портреты, одновременно публиковал полемич. заметки. Но, будучи подверженным неврастении и депрессии (проявления наследственного туберкулеза), покинул Париж без согласования с редакцией.

Странствовал по Италии и Корсике, однако бедствовал, просил о денежной помощи у редактора «Нового времени» драматурга А. Суворина.

В 1902 возвратился в Россию. Участвовал в организации газ. «Русь», помещал статьи о русско-японской войне. Сотрудничал в изд. «Театр», «Обозрение театров», «Всемирном вестнике лит-ры».

Как драматург становится известным с пьесой « Весенний поток » (СПб., 1905), популярной во всех театрах России вплоть до 1920-х (так, в Царицыне пьеса «Весенний поток» в постановке труппы Собецкого открыла театральный сезон 1906–07). М. Горький одобрил пьесу еще в рукописи. В пьесе остро раскрывались проблемы сложных взаимоотношениях полов, вопросы любви и ханжества. Пьеса вызвала в прессе бурную полемику.

Среди др. пьес К. « Божий цветник » (о борьбе взглядов в искусстве), трагедия « Корфинское чудо » (направленная против религиозного фанатизма). Последняя долго шла в СПб. и М., подверглась критике, но сам К. считал «Коринфское чудо» своим лучшим соч. Мелодраматич. пьеса « Мечта любви » имела широкий успех в провинции. Была признана его «лебединой песней», ей он «отдал свои силы и свою любовь». Критика отмечала в ней преобладание разговоров над действием, некот. надуманность сюжета, отсутствие «жизненного нерва». Однако занимательность завязки, «нежные и волнующие тона», «простота и ясность положений», привлекали к ней режиссеров, актеров и публику.

Современники причисляли К. к видным представителям столичного петерб. творческого об-ва. Имя его вызывало у литераторов восхищение, у иных зависть.

Материальные невзгоды, резкое обострение болезни, участившиеся приступы депрессии (с признаками помешательства), послужили причиной его трагич. гибели. К. покончил с собой.

Известно мнение о К. Горького (справедливое или не очень): «Я мог бы назвать себя его литературным крестным отцом, мне казалось, он способен на многое, а вышло как-то глупо. Он сразу же захлебнулся “славой”, потом перестал работать и начал форсить. Жалко его очень».

  • Косоротов Александр Иванович