Котельников Владимир Алексеевич
КОТЕ́ЛЬНИКОВ Владимир Алексеевич (псевд. Валентин Толецкий) [19.4.1947, Омск] – литературовед.
В 1970 окончил филол. ф-т Омского гос. пед. ин-та, работал учителем в сельской школе, журналистом. В 1971–75 – отв. секретарь газ. «Молодость» (Омск). В 1975–77 – ассистент каф. рус. лит. Омского гос. пед. ин-та. В 1977 поступил в аспирантуру при кафедре рус. лит-ры ЛГПИ им. А. И. Герцена, окончил ее в 1980 г., защитив канд. дис. «Философские искания И. В. Киреевского и развитие русского художественного сознания в первой половинеXIXв.» (науч. рук. Б. Ф. Егоров), новаторскую и весьма смелую для того времени. Своими первыми научными публ.: статьей, одноименной с темой дис. в сб. «Проблемы худож. метода и жанра» (Л., 1978), «Эстетич. наследие И. Киреевского» (Вопр. лит. 1980. № 6), «Достоевский и Иван Киреевский» (Рус. лит. 1981. № 4) и «От лит.-крит. оценки к проблеме ценности» (Вопр. истории и теории рус. лит. критики. Курск, 1981) – К. дал знать о себе как серьезной научной силе. Продолжая изучение творчества Киреевского, подготовил том его избранных статей (М., 1984), статьи «Путь к Иисусовой молитве» (Москва. 2006. № 3), «И.В. Киреевский: “Славяно-христианское” направление на фоне новоевропейской цивилизации» (Христианство и рус. лит-ра. СПб., 2010. Сб. 6) и др. Среди ранних работ по изданию наследия писателей XIX в. – подготовка томов лит. критики А. В. Дружинина (М., 1983 и 1988; совм. с Н. Н. Скатовым).
В 1980–88 преподавал в ЛГПИ и ЛГИК, впоследствии продолжал преподавательскую работу в РГПУ, где заявил о себе как о блестящем лекторе и одаренном педагоге. С марта 1988 работает в ИРЛИ РАН. Несколько лет исполнял обязанности учен. секретаря Отдела новой рус. лит-ры. В 1996–2007 – зам. директора ИРЛИ по науч. работе. Руководитель группы по изданию Полн. собр.соч. К. Н. Леонтьева.
В 1994 защитил докт. дис. «Православие в творчестве русских писателейXIXв.» , посвящ. взаимодействию рус. лит-ры с христиан. традицией и филос. мыслью России и Европы. Эти темы в центре его монографий: «Православная аскетика и рус. лит-ра: на пути к Оптиной» (СПб., 1994), «L'EremodiOptinaeiGrandidellaculturarussa» (Milano, 1996), «Православные подвижники и рус. лит-ра» (М., 2002), «“Что есть истина?”: Лит. версии критич. идеализма» (СПб., 2009) – и многих статей, среди которых выделяются «Оптина пустынь и рус. лит-ра» (Рус. лит. 1989. № 1, 3, 4), «Рус. писатели в Оптиной пустыни» (Оптина пустынь: монастырь и рус. культура. М., 1993. Вып. 1), «Восточнохристианская аскетика на рус. почве» (Христианство и рус. лит-ра. СПб., 1994. [Сб. 1]), «Монастырь и мир» (Пути и миражи рус. культуры. СПб., 1994), «“Покой” в религ.-философских и худож. контекстах» (Рус. лит. 1994. № 1), «О христианских мотивах у рус. поэтов» (Лит. в школе. 1994. № 1, 3), «Язык церкви иязык лит-ры» (Рус. лит. 1995. № 1), «Праведность и греховность» (Полярность в культуре. СПб., 1996), «О смысле и границах понятия “Аскетическая культура”» (Монастырская культура: Восток и Запад. СПб., 1999), «Святость, радость и творчество» (Христианство и рус. лит-ра. СПб., 1999. Сб. 3), «Христианский текст рус.литературы» («Благой фонд, благое дело». М., 2004), «Христианская традиция в новой рус.литературе» (Труды объединенного науч. совета по гуманитар. проблемам и ист.-культурному наследию, 2004. СПб., 2005), а также такие работы «широкого дыхания», как «“Восточный вопрос” в рус. политике и литературе» (Рус. лит. 2004. № 2), «О реализме и идеализме в лит-ре и философии» (Там же. 2009. № 2), «‛ΙΣΤΟΡΊΑ-HISTORIA-ИСТОРИЯ: история и эпика в их единстве и раздельности» (Н. П. Гиляров-Платонов: Исслед. Мат-лы. Библиография. Рецензии. СПб., 2013), «Между иудаизмом и христианством: Спиноза, Рембрандт, Гейне в двойном свете русских интерпретаций» (Межэтнические и межконфессиональные связи в рус. лит-ре и фольклоре. СПб., 2013). Вместе с Э. С. Лебедевой подготовил кн. « Духовный труженик: А. С. Пушкин в контексте рус. культуры» (СПб., 1999).
Исследовательская, текстологическая, публикаторская работа К. имеет широкий диапазон и охватывает классич. период рус. лит-ры, эпоху модернизма и авангарда, лит-ру последних десятилетий.
В круг научных интересов К. входит изучение творчества И. Гончарова, которому он посвятил монографию «Иван Александрович Гончаров» (М., 1993), статьи: «“Обломов” Гончарова в оценках 1860-х гг.: Добролюбов и рус. критика о романе» (Революционно-демократические традиции и рус. культура. Л., 1987), «Гончаров какцензор» (Рус. лит. 1991. № 2), «Ποντοπορέια Ивана Гончарова» (Da Ulisse aUlisse. Il viaggio per mare nell'immaginario letterario ed artistico. Pisa, 2003), «И.А.Гончароввидеологическихиобщественныхколлизиях1862–1867гг.» (Рус. лит. 2012. № 2), «Путешествие Ивана Гончарова в “золотой век”: блаженный остров Лю-Чу» (Русский мiръ. СПб., 2012. № 7), «“Вечно женское” как жизненная и творческая тема И.А. Гончарова» (Гончаров: живая перспектива прозы. Szombathely, 2013), «И. А. Гончаров в цензурном ведомстве» (Цензура в России. СПб., 2013. Вып. 6) и др. Совм. с К. Зубковым К. подготовил для академического Полн. собр. соч. и писем Гончарова т. 10 («Материалы цензорской деятельности») (СПб., 2014); член редколлегии и редактор ряда томов этого издания.
На протяжении многих лет К. успешно изучает лит. наследие Достоевского, опубликовав работы: «Berdjaev e Dostoevskij» (Rivista di estetica. Torino, 1993. № 44/45), «Блудный сын Достоевского» (Вопр. филос. 1994. № 2), «Кенозис как творческий мотив у Достоевского» (Достоевский: Мат-лы и исслед. СПб., 1996. Т. 13), «Красота истощания: о кенотической антропологии Достоевского» (Записки русской академ. группы в США. New York, 1996/1997. Т. 28), «Христодицея Достоевского» (Достоевский и мировая культура. М., 1998. № 11), «Средневековье Достоевского» (Достоевский: Мат-лы и исслед. СПб., 2001. Т. 16), «“Записки из подполья” Ф.Достоевского и“Распад атома” Г.Иванова» (Достоевский и русское зарубежье ХХ в. СПб., 2008), «Голос и письмо: антропология речи у Достоевского» (Достоевский и мировая культура. СПб., 2010. № 27), «Апокалиптика и эсхатология у Достоевского» (Рус. лит. 2011. № 3), «Теология истории Иоахима Флорского в рецепциях Ф. Достоевского и З. Красиньского» (Вопр. филос. 2011. № 4), «Ф. М. Достоевский в модернистском богословии М. М. Тареева» (Ф. М. Достоевский и культура Серебряного века: традиции, толкования, трансформации. М., 2013), «“Истина” у Достоевского и Хайдеггера» (Труды и дни: Памяти В. Е. Хализева. М., 2017) и др. В посвященных Достоевскому работах выявлены новые творческие мотивы писателя, установлен ряд средневековых источников его миросозерцания и творчества, показаны связи с русской философской мыслью; К. член Международного Общества Достоевского, постоянный участник его симпозиумов.
К. исследует и впервые как текстолог и комментатор готовит к изданию наследие К. Н. Леонтьева, гл. редактором академического Полн. собр. соч. в 12 т. которого он является с 2000. Первым в наши дни К. издал сб. прозы Леонтьева под назв. «Египетский голубь» (М., 1991), опубл. монографию «Константин Леонтьев» (СПб., 2017), статьи «Иван Бунин и Константин Леонтьев» (Царственная свобода. Воронеж, 1995), «Лит. автопортреты К. Н. Леонтьева» (Рус. лит. 2001. № 2), «Эстетика и критика К. Н. Леонтьева» (Леонтьев К. Н . Полн. собр. соч. и писем. СПб., 2014. Т. 9) и др.
В 2017 К. как гл. ред. приступил к изданию академического Полн. собр. соч. и писем А. К. Толстого в 5 т.; ранее в сер. «Лит. памятники» он подготовил Полн. собр. стихотворений А. К. Толстого в 2 т. (СПб., 2016), опубл. работы: «Иоанна Александровна и Алексей Константинович» (Гончаров после «Обломова». СПб.; Тверь, 2015), «Об историзме А. К. Толстого» (Вестник ИАРЯЛ. Тегеран, 2015. Vol. 5, № 2), «Переписка А. К. Толстого и Б. М. Маркевича на французском языке» (Рус. лит. 2017. № 2), «А. К. Толстой в жизни и лит-ре» (Толстой А. К. Полн. собр. соч. и письма. М., 2017. Т. 1), «“Немецкий текст” в жизни и творчестве А. К. Толстого (к 200-летию со дня рождения поэта)» (Рус. лит. 2017. № 4), « Неявное присутствие (Пушкин и другие у А. К. Толстого)» (Русская культура: сб. ист.-лит. работ к 85-летию Н. Н. Скатова. СПб., 2017) и др.
К. осуществил академич. издания книг критика и искусствоведа Акима Волынского «Достоевский» (СПб., 2007; совм. с Л. Н. Мурзенковой) и «Н. С. Лесков» (СПб., 2011; совм. с О. Л. Фетисенко), изучает его наследие, опубликованное лишь частично и остающееся в архивах; также опубл. статьи: «Афон и Габима (религиозный путь Акима Волынского» (Христианство и рус. лит-ра. СПб., 2006. Сб. 5), «Воинствующий идеалист Аким Волынский» (Рус. лит. 2006. № 1), «Антропология Леонардо да Винчи в трактовке А.Волынского» (Leonardo in Russia: Temi e figure tra XIX e XX secolo. Milano, 2011), «Спиноза и становление русского религиозно-философского модернизма (Аким Волынский как наследник и критик Спинозы)» (Вопр. филос. 2015. № 8) и др.
Кроме того, К. принимает участие в подготовке Полн. собр. соч.: с 1997 Н. С. Лескова в 30 т. (М., 1996–), с 2016 К. С. Аксакова в 9 т. (СПб, 2018–), с 2018 Ап. А. Григорьева в 12 т. Он опубликовал отдельные работы о целом ряде писателей XIX–ХХ вв.: «Перуново древо поэта: о поэзии Н. Тряпкина» (Лит. учеба. 1985. № 5), «Русская идея как философская и ист.-лит. тема: [о Н. А. Бердяеве]» (Рус. лит. 1990. № 4), «Ветхозаветность у Бунина» (Христианство и рус. лит-ра. СПб., 1996. Сб. 2), «“Время огненного крещения личности” (дневники М. М. Пришвина 1918–1919 гг.)» (Там же. СПб., 2002. Сб. 4), «Пламенный реакционер» (Местр Ж. де. Четыре неизданные главы о России. СПб., 2007), «Три мира Тютчева» (Святоотеческие традиции в рус. лит-ре. Омск, 2008. Вып. 4), «Между ареной и пантеоном: Лесков вкритике 1890–1910-х гг.» (Н. С. Лесков в неклассическом освещении. СПб., 2011), «“Любить и лелеять недуг бытия” (о филос. мотивах в лирике Е. А. Боратынского)» (Христианство и рус. лит-ра. СПб., 2012. Сб. 7), «Русская драма на Лигурийском берегу (А. Герцен и Г. Гервег)» (Рус. лит. 2014. № 2), «Сюжет с княжной Мери и традиция лит. либертинизма» (Там же. 2014. № 3), «К. С. Аксаков: между “своим” и “чужим”» (Там же. 2017. № 1) и др.
К. разрабатывает тему «Литературные травелоги» (проект, совместный с Генуэзским университетом); исследует деятельность А. Солженицына, к-рому посвятил статьи: «Человек эпический – А. Солженицын» (Путь Солженицына в контексте большого времени. М., 2009), «Картина человека в “Красном Колесе”» (Жизнь и творчество А. Солженицына: на пути к «Красному Колесу». М., 2013) и др.; изучает рус. литературный авангард, – см. его работы: «“Звезда бессмыслицы” взошла над Петербургом: творчество Чинарей и конец “петербургского периода”» (Вопр. лит. 2004. № 6), «Полет поэта (Русские поэты-футуристы и авиация)» (Вестник ИАРЯЛ. Тегеран, 2016. Vol. 7, № 1) и др. Вкладом в изучение феномена ИРЛИ РАН стал очерк К. «Мировой центр изучения русской словесности» (Известия РАН. Сер. лит. и яз. 2005. Т. 64, № 5).
Под редакцией и при авторском участии К. вышли фундаментальные биобиблиогр. словари «Рус. писатели XI – начала XX в.» (М., 1995), «Рус. прозаики, поэты, драматурги XX в.» (М., 2005. Т. 1–3), библиогр. указатель «Христианство и новая рус. лит-ра» (СПб., 2002).
К. является членом редакционных коллегий журналов «LaNuova Europa», «Вестник Иранской ассоциации рус. языка и лит-ры», болгарского альманаха «Достоевски: мисъл и образ», сборников «Христианство и русская лит-ра», «Славянофильский архив» и др. изданий. Руководит работой аспирантов и докторантов.
Перу К. принадлежит лирико-философский роман « На дне Леты » (СПб., 2015; под псевд. Валентин Толецкий). Герой романа возвращается из Италии в Петербург, где были дом и любовь, к горам, друзьям юности, к музыке и хочет вернуть жизнь, ушедшую на дно Леты. Но вскоре снова втягивается в идейные и политические конфликты современности. В динамичное повествование вписываются подробности петербургской, московской, японской, парижской жизни героя. В романе фигурируют близкие автору реальные лица, принадлежащие к его родственному и дружескому кругу, а также к миру исторической науки, российской и европейской политики.
Соч.: Православная аскетика и рус. лит-ра: на пути к Оптиной. СПб., 1994; Православные подвижники и русская литература. На пути к Оптиной. М., 2002; «“Что есть истина?”: Лит. версии критического идеализма. СПб., 2009; Константин Леонтьев. СПб., 2017; Концепт «покой» в религиозных, философских и литературных контекстах // http://russculture.ru/2019/05/05/vladimir-kotelnikov-konzept-pokoi-chast-1/.
Лит.: Воропаев Вл. На пути к Оптиной // Москва. 2003. № 11; Пушкинский Дом: Мат-лы к истории, 1905–2005. СПб., 2005; Презентация книги К. «Что есть истина?» // Звено, 2009: вестн. музейной жизни. М., 2010.
А. Дмитриев