Коварский Николай Аронович


КОВÁРСКИЙ Николай Аронович (псевд. Коварский Николай Аркадьевич) [17(4).1. 1904 , Минск (некот. источники ошибочно наз. местом рождения СПб.) - 13.10. 1974 , М.] - кинодраматург, кинокритик, историк лит-ры.

Сын Арона Ошеровича К. Мать – Гольдберг Мария Осиповна.

Окончил Высшие гос. курсы искусствоведения (ВГКИ) при лен. Гос. ин-те истории искусств (1924) и ЛГУ (1925). В нач. 1924 избран науч. сотрудником II разряда (впоследствии стал аспирантом) Отдела словесных искусств ГИИИ, работал ассистентом на ВГКИ, вел семинар по русской лит-ре XX в. С нач. 1924 до осени 1925 - секретарь Секции худож. речи Отдела словесных искусств ГИИИ.

Начал печ. с 1925. Принадлежал к «младоформалистам» (или «младоопоязовцам»). Участник домашнего исследовательского семинара по истории русской лит-ры XIX в. под рук. Ю. Тынянова и Б. Эйхенбаума (1924–27). Занимался исследованием тв-ва русских и сов. поэтов. Публ. ст. в сб. младоформалистов « Русская проза » и «Русская поэзия». Так в ст. « Ранний Марлинский » (ж. Русская проза», 1926) К. ставил ряд важных и интересных проблем (хотя и не решал их полностью): генезис повествовательного стиля Бестужева; особенности ритма его прозы; проблема связи стиля и жанра; место прозы Бестужева в ряду др. прозаич. стилей 1820–30-х, и уже только в этом плане ст. имеет самостоятельное науч. значение.

С сер. 1920-х занимался библиографированием и аннотированием совр. лит-ры. В 1940-е преподавал во ВГИКе .

Опубл. кн. « Н. С. Тихонов » (1935), ст. « Мелодика стиха » (1928), « Полежаев и франц. поэзия » (1929), « О языке худож. лит-ры » (1934), « Маяковский и проблемы культуры » (1938), « Тв-во Каролины Павловой » (1939), вст. ст. к «Стихотворениям и поэмам» В. Жуковского (1958) и «Стихотворениям» А. Апухтина (2-е изд. 1961) и др. Позднее выступал по вопросам совр. киноискусства. Автор кн. « Фридрих Эрмлер » (1941).

Впоследствии отошел от литературоведения, занимался созданием сценариев по произведениям русской лит. классики. В нач. 1950-х был обвинен вместе с др. режиссерами и литераторами в «космополитизме». До 1953 подвергался в сов. печати резкой критике.

Работал на различных киностудиях: был ред. киностудии «Ленфильм», сотрудником сценарного отд. «Киевфильма», «Беларусьфильма», «Мосфильма». В 1950 работал над сценарием фильма «Алитет уходит в горы». В 1955 совм. с М. Донским напис. сценарий к фильму «Мать» («Мосфильм»; реж. М. Донской) по одноименному роману М. Горького (в роли Павла Нилина – А. Баталов, в роли матери - В. Марецкая), в 1956 - сценария к фильму «Мальва» по рассказам Горького (Киевская киностудия; реж. В. Браун). Среди наиболее ярких работ в качестве сценариста - «Сорока-воровка» А. Герцена (1958; реж. Н. Трахтенберг; гл. роли - З. Кириенко, Н. Афанасьев), «Капитанская дочка» А. Пушкина (1959; реж. В. Каплуновский; в гл. ролях - О. Стриженов, С. Лукьянов), «Выстрел» А. Пушкина (1966; реж. Н. Трахтенберг; гл. роли - М. Козаков, Ю. Яковлев). Среди прочих работ - мелодрама «Жизнь сначала» (1961; «Мосфильм»; сценарий К. совм. с Л. Сухаревской; реж. Л. Рудник); историко-рев. фильм «Крушение империи» (1970; «Беларусьфильм», сценарий совм. с М. Блейманом; реж. В. Корш-Саблин) и др.

Соч.: Ранний Марлинский // Русская проза. Л., 1926. Вып. VIII; О поэтике киноискусства // Иск-во кино. 1962. № 2; Ну что ж, спорить - так спорить! // Иск-во кино. 1962. № 10.

Лит.: КЛЭ. М., 1969–78; Кино: Энц. словарь. М., 1987;РЕЭ. М., 1994; Устинов Д. Формализм и младоформалисты. Ст. 1: Постановка проблемы // НЛО. 2001. № 50.

  • Коварский Николай Аронович