Ковенчук Георгий Васильевич


КОВЕНЧУ́К Георгий Васильевич [2.12.1933, Л-д] ― художник-график, эссеист.

Внук Николая Кульбина (1868–1917), деятеля русского авангарда, художника, музыканта, теоретика театра, философа и мецената, одного из организаторов «Бродячей собаки».

Отец К. работал гравером в типографии, мать училась в Академии художеств на скульптора, ушла с третьего курса, т.к. увлеклась женским хоккеем, играла в сборной Л-да. Работала бутафором в театре Н. Акимова. Легендарные постановки Театра комедии произвели на мальчика неизгладимое впечатление и пробудили в нем интерес к худож. экспериментам. Средняя худож. школа им. Б. Иогансона (1946–54) и графич. фак-т Лен. ин-та живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина (1954–60) дали К. хорошую профес. подготовку.

Дипломной работой стала серия сатирич. плакатов (рук. А. Ф. Пахомов). О своих плакатах впоследствии говорил: «Ни одного против совести не сделал – ни против религии, ни против диссидентов. Достаточно было других тем – про бюрократов, бракоделов». Еще студентом К. стал сотрудничать с «Боевым карандашом» и продолжил после окончания ин-та (1956–87). Лаконичность, ирония, яркие типажи ― характерная черта серии литографий «Семей­ные сцены» и др. Ус­ловность трактовки подчеркивает эмоциональность решения не только плакатов, но и др. произведений художника.

Параллельно сатирич. плакатам с кон. 1950-х К. работает над литографиями по лен. мотивам («Бульвар Профсоюзов», «Михайлов­ский замок»), по пейзажам др. городов. Он стремится объединить тягу к обобщению и бережное отношение к натурному впечатлению.

Нач. 1960-х ― пора расцвета «сурового стиля». К. увидел в нём для себя новые возможности: условность трак­товки образов отвечала его стремлению к парадоксам и изобретательности.

Важным этапом не только в тв-ве К., но и в развитии книжной графики сер. 1950-х стало его оформление изд. «Из записных книжек» И. Ильфа. К. использовал вырезки из старых журналов, фрагменты торговой рекламы и разного рода типограф­ские литеры двадцатых годов. В контексте кн. все они приобретают символич. значение. Их дополняют легкие перо­вые рисунки. Художник последовал призыву Ильфа: «Обязательно записывайте, всё проходит, всё забывается. Я понимаю – записывать не хочет­ся. Хочется глазеть, а не записывать, но тогда нужно заставить себя…». И К. начал копить и сохранять в альбомах и блокнотах разнообразные впечатления: записи и путевые наброски, парадоксальные надписи, дорожные вывески, рекламу и вырезки из газ. К наст. вр. они охватывают довольно большой период (со вт. пол. 1970-х и по сей день).

К. много путешествовал ― и делал зарисовки. Командировки от лит. ж. «Аврора» на БАМ, в Сибирь, в Ср. Азию и на Дальний Восток, в Югославию и Германию, Китай, Францию… В кон. 1970-х ― нач. 1980-х эти «путевые» рисунки нашли отражение в детской иллюстрации. К. оформил книги В. Тублина, С. Вольфа, сб. чешских и словацких писателей, собств. записки о путешествиях на БАМ, к нефтяникам Сибири. Легкие и слегка ироничные рисунки рождаются как бы параллельно повествованию, допол­няя его «документальными» фрагментами. Сб. стих. В. Солоухина и В. Шефнера оформлены по тому же «дневниковому» принципу. Сотрудничал с ж. «Костер», «Нева», «Аврора». В 1969–71 ― гл. художник ж. «Аврора».

В 1971 состоялась перв. персональная выставка К., закрытая властями через неск. дней «за формализм».

Новым значительным этапом в тв-ве художника стали иллюстрации к феерической комедии В. Маяковского «Клоп» (1975). Художник активно использует возмож­ности монтажа рисунка и фотографий, пробуждая новые смысловые связи, играет со шрифтом разных гарнитур, искусно использует цветовой сценарий. Лучшей похвалой художнику стали слова Лили Брик: «…под этой книгой подписался бы сам Володя!».

В лен. искусстве одной из самых сильных всегда бы­ла традиция городского пейзажа. К этой традиции принадлежит и К. Искусствовед М. Шашкина в ст. для сб. «Сов. графика» отмечала, что К. успешно продолжает «добужинскую» линию. Несмотря на современность в работах К. «чувствуется и наследие большой духовной культуры и генетическая память». В его работах всегда есть настроение. Листы К. лаконичны и максимально выразительны. Художник активно использует линию, пятно, иногда усиливая их коллажными добавлениями и эмоциональной насыщенностью цвета.

К. работает в разных графич. техниках и делает это столь мастерски, что даже его ри­сунки пером или фломастером восхищают зрителей. Нестандарт­ные пространственно-пластич. решения, игра с силуэтом, коллажем, разной фактурой делает графику К. остро современной.

Наиболее изв. графич. серии К. «Пригороды СПб.» (2003–05): «Платформа в Михайловке», «Белая ночь», «Одинокий рыбак», «Павловск», «Царское Село», а также «Коломна и ее жители» (2000–07).

Оформил более 100 кн. Его работы хранятся в ГРМ, ГТГ, Музее истории города в частных собр. России и мира.

Засл. художник РФ. В 1969 получил медаль междунар. выставки «Сатира в борьбе за мир», в 1970 ― бронзовую медаль биеннале «Гравюра на дереве» в Банско-Быстрице за серию «Петроградская сторона», в 1994 ― серебр. медаль биеннале графики в Брно за серию рисунков о России, в 2003 ― серебр. медаль Академии художеств за серии эстампов «Мой город» и «Мулен Руж».

Лит .: Шашкина М. В мастерской: Г. Ковенчук // Сов. графика. 1982. № 9; Боровский А. Веселое имя // Адреса Петербурга. СПб., 2003. № 35/17; Г. Ковенчук / Автор-сост. М. Герман. СПб., 2005.

А. Кононова

  • Ковенчук Георгий Васильевич