Козаков Михаил Эммануилович


КОЗАКО́В Михаил Эммануилович [23(11).8.1897, ст. Ромодан Полтавской губ. - 16.12.1954, М.] - прозаик, драматург.

К. родился недалеко от Полтавы, раннее детство провел в Крыму, где его отец работал весовщиком в порту; учился в Лубянской гим­назии Полтавской губ., окончил гимназию в 1916 и поступил в Киевский ун-т сначала на медицинский, а затем на юридический фак-т. К. участвовал в студенч. движении в февр. 1917, за что ему в 1918 пришлось скрывать­ся в подполье, а когда в янв. 1919 Лубны за­хватили красные, К. оказался на явке у боль­шевиков, и, хотя в партии не состоял, его тут же привлекли к работе в ревкоме, избрали в Совет. К. был комиссаром труда, членом редколл. местных «Известий» и корр. телеграфного агентства РОСТА.

Когда в авг. 1919 деникинцы заняли Пол­таву и угрожали Лубнам, К. вошел в штаб обороны Лубен и был назначен начальником эвакуации. В качестве комиссара эшелона с эвакуированными К. довез порученных ему людей до Казани и там в 1920 поступил на юридический фак-т Казанского ун-та, но в 1921 занятия оставил и перебрался в Пг.

В Пг. началась лит. деятельность К. Здесь в ж. «Юный пролетарий» (1923. № 8–9) напеч. его перв. рассказ « Санька », напис. в духе рассказов Л. Сейфуллиной о беспризорниках. В том же году ж. «Лит. еженедельник» опубл. рассказ К. « Три дня ». В 1924 массовые ж. «Огонек», «Зори», «Красная панорама» поместили на своих страницах очередные рассказы К. - « Хиромантка в кварти­ре 39 », « Крестный поход штабс-капи­тана Жеребко», «Знобич, или Мат в 2 хода » и др. Уже по названиям этих рас­сказов видно, насколько силен был у К. инте­рес к необычным героям, к редким и ориги­нальным столкновениям ситуаций и характе­ров, к курьезным случаям. Однако тяга к нео­бычному не превратила К. только в рассказ­чика анекдотов, что стало ясно уже по перв. сб. писателя « Попугаево счастье » (1924). В тематике рассказов, составивших эту книгу, чувствовалось влияние М. Зощен­ко, Н. Никитина и др. «серапионов», но вме­сте с тем К. воспринимал жизнь более роман­тично и трагично, чем «серапионы». Целый ряд произведений К. напис. как бы об од­ном и том же. Герой рассказа « Чужое ли­цо » (« С чужим именем », 1924), предста­витель древнего дворянского рода, женился на солдатке и, скрывая свое происхождение, принял ее фамилию, превратившись в глазах окружающих в обыкновенного мужика. « Полтора хама » (1927) - рассказ о быв­шем капитане, прячущем свое прошлое и ра­ботающем военруком. Полностью перешел из прошлого в настоящее и бывший полков­ник из « Попкиного счастья » (1924). Пара­лизованный, прикованный к креслу, он дожи­вает свои дни на деньги, кот. живущий с ним бездомный старик зарабатывает на ба­заре с помощью полковничьего попугая, быв­шего предметом дворянской страсти хозяина и ставшего ему кормильцем.

Некот. критики находили уже в перв. рассказах К. переклички с произведени­ями Л. Андреева и А. Ремизова, тем более что на язык рассказов К. явно повлиял стиль этих писателей. «По форме Козаков - вычу­рен в стиле, где построение фраз противоре­чит принципам обычного литературного син­таксиса, представляя приближение то к не­правильной разговорной речи, то к стихотво­рению в прозе» (Горбачев Г. Очерки совр. русской лит-ры. Л., 1925).

Однако К. довольно быстро избавился и от вычурного стиля, и от темы замершего в ожидании др. жизни обывателя. Уже в рассказе « Кусок хлеба » (1926), сб. пове­стей и рассказов « Человечья закутка » (1926) заметно упростился язык К., но гл. его особенность осталась: подчеркнутая исключительность ситуации, в кот. попа­дает герой. В « Повести о карлике Максе, балаганном артисте » (1926) несчастный лилипут убивает оскорбившего его начальни­ка белой контрразведки, а в повести « Аб­рам Нашатырь, содержатель гостини­цы » (1927) герой, стремясь разбогатеть, убивает дважды, причем во втор. случае - родного брата, близкого человека и соучаст­ника перв. убийства. Однако заниматель­ность и лихая интрига не являются для К. са­моцелью. Ему важно нечто иное, и автор спе­циально замедляет действие в исключительно напряженных моментах, вставляет в рассказ лирические отступления, рассуждения от ав­тора, чтобы не только отложить наступление всегда неожиданной развязки и подольше держать читателя в неведении, но и показать все нутро своих героев, поразмышлять о них.

Не обошел К. и тему нэпа, написав по­весть « Мещанин Адамейко » (1927), и проблемы антисемитизма, выпустив сб. по­вестей и рассказов « Человек, падающий ниц » (1929), а в кон. 1920-х начал писать свою осн. кн. - роман « Девять то­чек », над кот. работал всю жизнь. Ро­ман был первоначально задуман как произ­ведение преимущественно бытовое, в центре кот. стояла история большой семьи Кал­мыковых. Втор. линия романа - судьба де­путата Гос. думы Карабаева, по замыслу К., должна была быть решена в плане преимущественно психологическом. Действие романа, задуманного как трилогия, предполагалось развернуть в достаточно продолжительном отрезке времени, оно ох­ватывало около 15 лет и доходило до 1930, момента написания книги. В соответствии с этим и была напис. 1-я часть, посвящ. почти исключительно личным судьбам гл. героев, общественная история пред­ставала лишь как фон. Но на встречах с чита­телями «Девяти точек» К. обратил внимание на то, что события Февральской революции, отодвинутые в обществ. сознании мно­гочисленными публикациями об Октябре, чи­тателям известны мало. Не меняя первона­чального своего плана, К. постепенно сузил границы романа до изображения периода с 1913 пo 1917. Повествование обрело мно­гоплановый характер (посл. дни цар­ской России, Февральская революция - до приезда Ленина в Пг. в апр. 1917).

1-я кн. «Девяти точек» опубл. в 1931. После нескольких ее переизд. в 1934 вышло изд., содержавшее 1-ю и 2-ю части, в 1936 - 3-я часть. Завер­шив повествование в 4-й книге, изд. в 1939, К. не перестал работать над романом и лишь накануне смерти в 1954 посчитал свою задачу выполненной. Роман, состоящий из 4 книг, настолько отличался от первона­чального варианта, что К. даже пришлось сменить заглавие. Книга стала назыв. « Крушение империи ».

В 1930-х много занимался лит.-организац. работой. Он был инициатором издания, а затем и гл. ред. ж. «Лит. современник», сотрудником газ. «Лит. Л-д», участвовал в работе по созданию СП СССР. В этом качестве, в частности, организовал прием приехавших из Парижа на I съезд писателей А. Мальро и И. Эренбурга.

С кон. 1930-х выступал и как драма­тург. Перв. опыт подобного рода был пред­принят К. еще в 1932, когда по его сценарию был снят кинофильм « Блестящая карьера ». По­сле того как в 1939 в моск. театре Ленсо­вета и Лен. театре им. Пушкина была поставлена пьеса К. « Чекисты », он напис. еще около 10 драм. произведений, часть из них совм. с А. Мариенгофом.

Творч. деятельность К. продолжалась до посл. дней жизни писателя. Помимо работы над «Крушением империи» К. напи­сал роман о послевоен. жизни интеллиген­ции « Жители этого города », опубл. посмертно в 1955, и повесть о лете 1917 « Петроградские дни » (1957).

Вскоре после кончины К. близко знавший его К. Федин написал: Михаил Козаков «был на редкость щедро наделен общественным темпераментом, был совершенно „своим” в делах и днях коллективной писательской работы, и слишком многие из его литератур­ных ровесников, дороживших этими его вы­дающимися качествами общественника, за­бывали, что самым дорогим в нем всегда ос­тавалось дело его жизни - труд по призва­нию писателя».

Соч.: Попугаево счасть: Рассказы. Л., 1924; СС: В 4 т. 1929–31; Крушение империи. Ч. 1–4. М., 1956; Избр. М., 2002.

Лит .: Виноградов И. Углубление темы: О тв-ве М. Козакова. Л., 1934; Федин К. Михаил Козаков и его «Крушение империи» // Федин К. Писатель, искусство, время. М., 1957; Борисова И. Герои и события // Новый мир. 1957. № 2; Виноградов И. О совр. герое // Новый мир. 1961. № 9; Ермилов В. Размышления над совр. по­вестью. М., 1963; Русские сов. писатели. Прозаики: Биобиблиогр. указ. М., 1964. Т. 2; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Козаков М. Э. // Казак В. Лексикон русской лит-ры ХХ в. М., 1996.

В. Попов

  • Козаков Михаил Эммануилович