Козаков Михаил Эммануилович
КОЗАКО́В Михаил Эммануилович [23(11).8.1897, ст. Ромодан Полтавской губ. - 16.12.1954, М.] - прозаик, драматург.
К. родился недалеко от Полтавы, раннее детство провел в Крыму, где его отец работал весовщиком в порту; учился в Лубянской гимназии Полтавской губ., окончил гимназию в 1916 и поступил в Киевский ун-т сначала на медицинский, а затем на юридический фак-т. К. участвовал в студенч. движении в февр. 1917, за что ему в 1918 пришлось скрываться в подполье, а когда в янв. 1919 Лубны захватили красные, К. оказался на явке у большевиков, и, хотя в партии не состоял, его тут же привлекли к работе в ревкоме, избрали в Совет. К. был комиссаром труда, членом редколл. местных «Известий» и корр. телеграфного агентства РОСТА.
Когда в авг. 1919 деникинцы заняли Полтаву и угрожали Лубнам, К. вошел в штаб обороны Лубен и был назначен начальником эвакуации. В качестве комиссара эшелона с эвакуированными К. довез порученных ему людей до Казани и там в 1920 поступил на юридический фак-т Казанского ун-та, но в 1921 занятия оставил и перебрался в Пг.
В Пг. началась лит. деятельность К. Здесь в ж. «Юный пролетарий» (1923. № 8–9) напеч. его перв. рассказ « Санька », напис. в духе рассказов Л. Сейфуллиной о беспризорниках. В том же году ж. «Лит. еженедельник» опубл. рассказ К. « Три дня ». В 1924 массовые ж. «Огонек», «Зори», «Красная панорама» поместили на своих страницах очередные рассказы К. - « Хиромантка в квартире 39 », « Крестный поход штабс-капитана Жеребко», «Знобич, или Мат в 2 хода » и др. Уже по названиям этих рассказов видно, насколько силен был у К. интерес к необычным героям, к редким и оригинальным столкновениям ситуаций и характеров, к курьезным случаям. Однако тяга к необычному не превратила К. только в рассказчика анекдотов, что стало ясно уже по перв. сб. писателя « Попугаево счастье » (1924). В тематике рассказов, составивших эту книгу, чувствовалось влияние М. Зощенко, Н. Никитина и др. «серапионов», но вместе с тем К. воспринимал жизнь более романтично и трагично, чем «серапионы». Целый ряд произведений К. напис. как бы об одном и том же. Герой рассказа « Чужое лицо » (« С чужим именем », 1924), представитель древнего дворянского рода, женился на солдатке и, скрывая свое происхождение, принял ее фамилию, превратившись в глазах окружающих в обыкновенного мужика. « Полтора хама » (1927) - рассказ о бывшем капитане, прячущем свое прошлое и работающем военруком. Полностью перешел из прошлого в настоящее и бывший полковник из « Попкиного счастья » (1924). Парализованный, прикованный к креслу, он доживает свои дни на деньги, кот. живущий с ним бездомный старик зарабатывает на базаре с помощью полковничьего попугая, бывшего предметом дворянской страсти хозяина и ставшего ему кормильцем.
Некот. критики находили уже в перв. рассказах К. переклички с произведениями Л. Андреева и А. Ремизова, тем более что на язык рассказов К. явно повлиял стиль этих писателей. «По форме Козаков - вычурен в стиле, где построение фраз противоречит принципам обычного литературного синтаксиса, представляя приближение то к неправильной разговорной речи, то к стихотворению в прозе» (Горбачев Г. Очерки совр. русской лит-ры. Л., 1925).
Однако К. довольно быстро избавился и от вычурного стиля, и от темы замершего в ожидании др. жизни обывателя. Уже в рассказе « Кусок хлеба » (1926), сб. повестей и рассказов « Человечья закутка » (1926) заметно упростился язык К., но гл. его особенность осталась: подчеркнутая исключительность ситуации, в кот. попадает герой. В « Повести о карлике Максе, балаганном артисте » (1926) несчастный лилипут убивает оскорбившего его начальника белой контрразведки, а в повести « Абрам Нашатырь, содержатель гостиницы » (1927) герой, стремясь разбогатеть, убивает дважды, причем во втор. случае - родного брата, близкого человека и соучастника перв. убийства. Однако занимательность и лихая интрига не являются для К. самоцелью. Ему важно нечто иное, и автор специально замедляет действие в исключительно напряженных моментах, вставляет в рассказ лирические отступления, рассуждения от автора, чтобы не только отложить наступление всегда неожиданной развязки и подольше держать читателя в неведении, но и показать все нутро своих героев, поразмышлять о них.
Не обошел К. и тему нэпа, написав повесть « Мещанин Адамейко » (1927), и проблемы антисемитизма, выпустив сб. повестей и рассказов « Человек, падающий ниц » (1929), а в кон. 1920-х начал писать свою осн. кн. - роман « Девять точек », над кот. работал всю жизнь. Роман был первоначально задуман как произведение преимущественно бытовое, в центре кот. стояла история большой семьи Калмыковых. Втор. линия романа - судьба депутата Гос. думы Карабаева, по замыслу К., должна была быть решена в плане преимущественно психологическом. Действие романа, задуманного как трилогия, предполагалось развернуть в достаточно продолжительном отрезке времени, оно охватывало около 15 лет и доходило до 1930, момента написания книги. В соответствии с этим и была напис. 1-я часть, посвящ. почти исключительно личным судьбам гл. героев, общественная история представала лишь как фон. Но на встречах с читателями «Девяти точек» К. обратил внимание на то, что события Февральской революции, отодвинутые в обществ. сознании многочисленными публикациями об Октябре, читателям известны мало. Не меняя первоначального своего плана, К. постепенно сузил границы романа до изображения периода с 1913 пo 1917. Повествование обрело многоплановый характер (посл. дни царской России, Февральская революция - до приезда Ленина в Пг. в апр. 1917).
1-я кн. «Девяти точек» опубл. в 1931. После нескольких ее переизд. в 1934 вышло изд., содержавшее 1-ю и 2-ю части, в 1936 - 3-я часть. Завершив повествование в 4-й книге, изд. в 1939, К. не перестал работать над романом и лишь накануне смерти в 1954 посчитал свою задачу выполненной. Роман, состоящий из 4 книг, настолько отличался от первоначального варианта, что К. даже пришлось сменить заглавие. Книга стала назыв. « Крушение империи ».
В 1930-х много занимался лит.-организац. работой. Он был инициатором издания, а затем и гл. ред. ж. «Лит. современник», сотрудником газ. «Лит. Л-д», участвовал в работе по созданию СП СССР. В этом качестве, в частности, организовал прием приехавших из Парижа на I съезд писателей А. Мальро и И. Эренбурга.
С кон. 1930-х выступал и как драматург. Перв. опыт подобного рода был предпринят К. еще в 1932, когда по его сценарию был снят кинофильм « Блестящая карьера ». После того как в 1939 в моск. театре Ленсовета и Лен. театре им. Пушкина была поставлена пьеса К. « Чекисты », он напис. еще около 10 драм. произведений, часть из них совм. с А. Мариенгофом.
Творч. деятельность К. продолжалась до посл. дней жизни писателя. Помимо работы над «Крушением империи» К. написал роман о послевоен. жизни интеллигенции « Жители этого города », опубл. посмертно в 1955, и повесть о лете 1917 « Петроградские дни » (1957).
Вскоре после кончины К. близко знавший его К. Федин написал: Михаил Козаков «был на редкость щедро наделен общественным темпераментом, был совершенно „своим” в делах и днях коллективной писательской работы, и слишком многие из его литературных ровесников, дороживших этими его выдающимися качествами общественника, забывали, что самым дорогим в нем всегда оставалось дело его жизни - труд по призванию писателя».
Соч.: Попугаево счасть: Рассказы. Л., 1924; СС: В 4 т. 1929–31; Крушение империи. Ч. 1–4. М., 1956; Избр. М., 2002.
Лит .: Виноградов И. Углубление темы: О тв-ве М. Козакова. Л., 1934; Федин К. Михаил Козаков и его «Крушение империи» // Федин К. Писатель, искусство, время. М., 1957; Борисова И. Герои и события // Новый мир. 1957. № 2; Виноградов И. О совр. герое // Новый мир. 1961. № 9; Ермилов В. Размышления над совр. повестью. М., 1963; Русские сов. писатели. Прозаики: Биобиблиогр. указ. М., 1964. Т. 2; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Козаков М. Э. // Казак В. Лексикон русской лит-ры ХХ в. М., 1996.
В. Попов