Кожевников Петр Валерьевич


КОЖЕ́ВНИКОВ Петр Валерьевич [8.6.1953, Л-д ― 7.9.2012, СПб.] - прозаик, киносценарист.

Получил худож. (вечерние рисовальные классы при ин-те им. И. Е. Репина), а затем среднее техническое (Лен. речное училище) образование, закончил Лит. ин-т им. М. Горького. Работал лаборантом, грузчиком, ст. инженером, дрессировщиком, зам. директора, тренером рукопашного боя, гл. ред. нескольких изд-в.

Впервые громко заявил о себе повестью « Мелодии наших дневников » (« Две тетради ») (1974), вошедшей в знаменитый альм. «МетрОполь» (1980). А. Битов охарактеризовал повесть как «”Ромео и Джульетту” нашего времени» и высоко оценил ее худож. достоинства: «И так просто, и так честно, и так страшно, и так нежно - любовь в аду» (Битов А. Петр Кожевников // Кожевников П. Смысл жизни. СПб., 2003). Основу содержания повести, действие кот. происходит в нач. 1970-х, составляет история любви «пэтэушника и пэтэушницы» (А. Битов). В композиционном плане текст строится на чередовании дневниковых записей двух центр. персонажей, Миши и Гали; прослеживается процесс зарождения и развития возвышенно-романтических чувств, кот. резко контрастируют с грубостью и пошлостью окружающей действительности. Повесть изд. в США и во Франции, в 1985 ее текст был включен в амер. хрестоматию по изучению сов. лит-ры.

В 1980-х рассказы К. печ. в самиздатских ж. «Часы», «Обводный канал», «Митин ж.».

В повести « Голова дракона » (1983) автопсихологич. герой-рассказчик, интеллигентный молодой человек случайно оказывается на пошлом концерте сов. эстрады и при попытке покинуть зал попадает в милицию. Повесть рисует типичную для позднесоветских лет атмосферу милицейского беспредела, бесправия простых людей, в особенности молодежи. Будучи глубоко верующим, герой пытается относиться к наглым пьяным «ментам» в духе христианского всепрощения, но ловит себя на ненависти и отвращении к ним. Купив освобождение ценой унижения и взятки, герой решается добиться правды законным путем, но, разумеется, наталкивается на непробиваемую стену бюрократич. равнодушия. Герой ненавидит сов. власть, но сознает, что зло, с кот. он столкнулся, обусловлено не столько пороками коммунистического режима, сколько крайне низким уровнем духовно-интеллектуального развития большей части населения СССР.

Повесть « Ученик » стала перв. произведением К., опубл. в офиц. изд. в СССР (ж. «Юность», 1989). [Рассказ «Аттестат» опубл. в сб. «Круг», 1985]. Композиционно-повествовательная структура повести «Ученик» достаточно сложна. Повествование поначалу ведет гл. герой, автопсихологич. творч. индивид Ученик, а затем безличный рассказчик; некот. главы представляют собой фрагменты из дневника двадцатилетнего инвалида Павла Кричалова. Перед нами яркий образец т.н. метапрозы, т.е. прозы, повествующей о самом процессе повествования. Персонажи произведения активно обсуждают создаваемый гл. героем прозаич. текст, в кот. узнается повесть К. «Ученик» и действующими лицами кот. являются они сами. В этом плане выделяется глава «Слово редактора», где ред. Елизавета Антоновна в рамках обсуждения рукописи Ученика высказывает целый ряд критич. замечаний, прежде всего предлагая изображать действительность с оптимизмом: «Что вы все пишете про такие вещи? Про извращенцев, про наркоманов? Это все - отбросы. Посмотрите вокруг. Разве все так плохо и безысходно?». Но Ученику, потерявшему любимого Учителя (с описания его смерти и похорон начинается повесть), действительно очень плохо, он сознает, что жизнь его полностью утратила смысл. Вакуум, образовавшийся в жизни Ученика, невозможно заполнить ни творч. активностью, ни общением с друзьями и подругами. Писатель Ученик ощущает себя своеобразным двойником собств. героя, безногого Павла Кричалова, настойчиво думающего о суициде.

На рубеже веков К. работает над большим романом в трех частях « Людоед » (2002), кот. отличается предельной концентрацией негативного жизненного мат-ла. Действие происходит в СПб., все сферы жизни кот. находятся под жестким контролем различных преступных группировок, ведущих между собой жестокие войны. Бизнесмены-олигархи и представители полит. элиты практически не отличаются от профессиональных бандитов. Простые жители города беззащитны перед волной преступности, главными же жертвами обнаглевшего криминалитета оказываются дети. К. изображает тайные притоны, где малолетние подвергаются изощренной сексуальной эксплуатации (одно из осн. мест действия - детский приют «Ангелок», фактически превращенный его директором Ангелиной Шмель в элитный бордель, услугами кот. пользуются самые влиятельные люди города и страны), создает целую галерею образов всевозможных извращенцев, легкой добычей кот. оказываются тысячи девочек и мальчиков. Впрочем, К. отнюдь не склонен к идеализации детей, кот., как подчеркивается в романе, быстро проникаются уродливым духом криминального времени и начинают жить «по понятиям». Неслучайно роман начинается эпизодом подлого и жестокого избиения больной старухи (впоследствии она оказывается матерью всесильного авторитета Игоря Кумирова) тремя уличными мальчишками. Каннибализм предстает в романе как наиболее яркое и концентрированное воплощение сущности нынешней эпохи. Именно такую трактовку феномену людоедства дает один из героев-резонеров: «Современная тенденция к увеличению практики каннибализма свидетельствует, на мой взгляд, об общем регрессе человечества. Вы только обратите внимание на то, какое сейчас вокруг нас массовое уклонение от нормы?! А наши печально знаменитые олигархи? Разве они, по сути дела, не есть самые настоящие людоеды и разве не в результате их людоедской политики возникают революционные мятежи, во время которых их также разрывает и сжирает доведенная до первобытной дикости толпа?».

И в дальнейшем К. тяготеет к изображению темных сторон жизни, его герои чаще всего оказываются в безысходных ситуациях. Сказка « Девочка с мобильником » (2006) откровенно ориентирована на рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на елке»: несчастная девочка, проданная родной матерью банде профессиональных уличных попрошаек, замерзает у новогодней елки и оказывается в раю. Разумеется, это наилучший для нее исход в условиях страшной действительности. В повести « Хомут » (2007) изображается бой без правил, кот. ведут два спортсмена: пятидесятилетний ветеран и годящийся ему в сыновья (а возможно, и являющийся сыном) честолюбивый ученик. Повествование организовано точкой зрения старшего - Бориса Лептова по прозвищу Хомут. Герой повести опустошен, одинок (жена и дочь его погибли, с любимой женщиной он расстался, друзей нет), он умеет только драться, поэтому вынужден в свои годы сражаться с молодыми и куда более выносливыми. Опытнейший Борис способен был завершить бой нокаутом в самом начале, но организаторам зрелища необходимо, чтобы спектакль продолжался долго. Дотянув до шестого раунда, ветеран понимает, что сил уже больше нет, поэтому необходимо заканчивать сейчас, с помощью коронного удушающего приема. В момент атаки на противника герой умирает.

Член СП России (с 1991) и Лит. Фонда России, Всемирного ПЕН-клуба, Социально-Экологического Союза, Христианского Демократического Союза.

В 1990 принял участие в написании сценария и съемках в одной из гл. ролей в кинофильме « Панцирь » (реж. И. Алимпиев), как автор сценариев и реж. создал док. фильмы: « Скажи: Мама !» (2001), « Если я скажу », « Анатомия слова », « Переправа в бессмертие » (2005), « На заработки » (2006). Выступил в кач-ве ведущего в док. фильме Н. Макарова «По следам Родиона Раскольникова» (петерб. студия докум. фильмов). В 1991 сыграл одну из гл. ролей в кинофильме «Улыбка» (реж. С. Попов), снялся в одной из гл. ролей в фильме С. Карандашова «Странник». Как актер снимался в «ментовских» сериалах.

Лауреат Лит. премии им. Б. Полевого (1989) и Пушкинской стипендии (Гамбург, 1998).

Соч.: Мелодии наших дневников: Две тетради // МетрОполь (США). 1979; Остров: Повести и рассказы. Л., 1991; Не отвергни меня. СПб., 1999; Смысл жизни. СПб., 2003; Год людоеда: Детская тема. СПб., 2008; Год людоеда: Игры олигархов. СПб., 2008.

Лит.: Попов В., Курицын В., Ульянов П. Два мнения о повести Петра Кожевникова «Ученик» // ЛГ. 1989. 11 окт.; Ларин В. О метастазах и безумцах // Нева. 1990. № 5; Агеев А. П. Кожевников. Ученик; Личная неосторожность // Новый мир. 1991. № 6; Волков О. О «МетрОполе» // Звезда. 1998. № 8; Станковская А. Петр Кожевников пишет романы без вранья // Петерб. книжный вестник. СПб., 1999. № 3 (6); О Петре Кожевникове // Кожевников П. Смысл жизни. СПб., 2003; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / Сост. А. И. Белинский. СПб., 2011.

А. Большев

  • Кожевников Петр Валерьевич