Козинцев Григорий Михайлович


КÓЗИНЦЕВ Григорий Михайлович [23(9).3.1905, Киев - 11.5.1973, Л-д] - художник, реж. театра и кино, драматург, педагог, историк и теоретик искусств.

К. родился в семье доктора медицины М. И. Козинцова. При таком написании фамилии ее часто произносили с неправильным ударением, чтобы избежать этого, К. сменил «о» в конце фамилии на «е». Мать, ее братья и сестры тоже врачи. Казалось, и К. была предначертана та же стезя.

Как во всякой интеллигентной семье, К. водили в театры Киева, но более всего ему нравился цирк. Рано начал читать. Из приобретенных им самим книг в его биб-ке хранились изд. В. Маяковского и В. Хлебникова, «Садок судей», кн. о театре и изобразительном искусстве: «Античный театр» Б. Варнике (1919), «О Шекспире и драме» Л. Толстого (1907), «Театр для себя» Н. Евреинова (1915), сб. «Театр. Книга о новом театре» (1908) и др. К. неплохо рисовал, и, будучи гимназистом, в 1919 пришел в школу живописи изв. тогда художницы А. Экстер. С др. учениками школы участвовал в праздничном авангардистском оформлении киевских улиц. Талантливого юношу приметил театр. художник И. Рабинович и взял его помощником в театр «Соловцов», где шли репетиции спектакля «Фуэнтe Овехуна» Лопе де Вега (постановка К. Марджанова). К. влюбился в театр. искусство. Знакомство с С. Юткевичем и А. Каплером подтолкнуло к созданию своего театра. Марджанов помог им получить помещение б. кабаре «Кривой Джимми». Театр назвали «Арлекин». Решили открыть его постановками трагедией «Владимир Маяковский» и «Балаганчик» А. Блока. «Всласть наоравшись на репетициях и насладившись сочетанием ярких красок на эскизах, - напишет потом К., - мы поняли, что ровно ничего у нас не выходит. Марджанов выслушал рассказ о постигшем нас крахе с серьезностью. Он сказал, что действительно пьеса “Владимир Маяковский” очень трудная. Он не добавил “для вас”. Нет, для всех трудная. И посоветовал нам сочинить что-нибудь самим. Какую-нибудь клоунаду, сказал он». За дело взялся К. Свое перв. драм. произведение он назвал « Балаганное представление четырех клоунов » и посвятил его Марджанову. По ходу представления третий клоун становился Шарлатаном, а четвертый - поэтом. На премьере присутствовали друзья, знакомые и неск. писателей. Поздней осенью того года К. свалил тиф. Поправившись и не закончив гимназии, в янв. 1920 он с командировкой киевского Рабиса поехал в Пг. для поступления в Свободные художественные мастерские (б. Академия художеств). Но до того как пойти туда, он направился в Пг. Театр комической оперы, кот. в ту пору рук. Марджанов. И был назначен режиссером Студии при театре. В Свободных худож. мастерских К. был принят на курс Н. Альтмана.

Марджанов познакомил К. с Л. Траубергом, приехавшим из Одессы, тоже страстно влюбленным в театр. Поселились вместе и вечерами после спектаклей «сидели на корточках возле “буржуйки”, варили пшено, выданное по пайку, и сочиняли какие-то ни на что не похожие пьесы» («Глубокий экран»). Первую их совм. пьесу они назвали « Три в квадрате », героем кот. был злодей, похищавший девушку, детектив, Крокодил и др. персонажи.

К. стал посещать Курсы мастерства сценич. постановок (Курмасцеп), образованный в 1918 В. Мейерхольдом, а в нач. 1920-х руководимые С. Радловым и В. Соловьевым. Вскоре как начинающий реж. познакомился едва ли не всеми деятелями пг. театров. Особенно подружился с Евреиновым, в ту пору худ. рук. «Кривого зеркала», в репертуаре кот. преобладали пародийные и сатирич. пьесы. Это дало толчок к написанию К. (совм. с Траубергом) втор. пьесы - « Джин-Джентельмэн и… Распутная Бутылка » в трех актах, в кот. действующих лиц было много больше, чем в предыдущей пьесе.

В 1921 в Пг. приехали киевские друзья К. Юткевич и Каплер. К ним присоединился уже сформировавшийся реж. Г. Крыжицкий. В спорах о театре возникло новое течение «эксцентризм». И молодые люди «решили громко заявить о своих художественных намерениях, искать единомышленников». Они написали «Манифест эксцентрического театра» (авторы К., Трауберг, Крыжицкий) и провозгласили его 5 дек. на диспуте в театре «Вольной комедии». «В Петрограде организуется “Эксцентрический театр”, - сообщала газ. «Жизнь искусства» (1921. № 817), - ставящий себе целью полное разрушение обыденных форм театра, развитие новой актерской техники и создание своего, созвучного эпохе (но не бытового репертуара). Ближайшими постановками явятся трюк в трех актах “Джим-Джентльмен и распутная бутылка”». Они создали Студию эксцентрического актера, кот. вскоре переименовали в Фабрику эксцентрического актера. Занятия в ней начались 20 июн. 1922, а офиц. открытие состоялось 9 июл. Помимо учебы одновременно готовили и спектакли. 25 сент. показали премьеру «совершенно невероятных похождений Н. В. Гоголя», «трюк в 3-х актах» « Женитьба » (соч. К. и Л. Трауберга). Из гоголевских персонажей сохранился лишь «Ив. К. Подколесин», остальные - сам Гоголь, Эйнштейн, Чарли Чаплин, Профессор, м-р Билль, м-ль Агата, Ирма Дацар, два злодея и др. Оформлял спектакль К.

К. и Трауберг придумали себе псевд. «КаТэ», кот. подписывали статьи и рец. на чужие спектакли в театр. прессе. Так подписана и след. пьеса « Американское представление ФЭКСа » (дек. 1922; была запрещена цензурой). Вскоре появилась еще одна их пьеса - «бум в 3 актах» « Внешторг на Эйфелевой башне » (премьера 4 июня 1923.). Как и в предыдущей постановке К. и Трауберг числятся не реж., а «машинистами спектакля». По предложению Свободного театра КаТэ пишут «американскую оперетту в 1 д.» « Три триллиона иен ». Премьера состоялась 13 нояб. 1923. В том же ключе ставились и др. спектакли.

В 1924 К. и Трауберг преобразуют театр. студию в киномастерскую ФЭКС при к/с «Севзапкино», после различных переименований ставшей «Ленфильмом». И вся последующая жизнь К. будет связана с ним. Перв. фильм К. и Трауберга « Похождения Октябрины » поставлен по их сценарию (1924). На второй - « Мишка против Юденича » к сценаристам присоединилась И. Кунина (1925). Большинство их фильмов (теперь кинорежиссеров) было поставлено по написанным совм. сценариям: « Братишка » (1927), « Новый Вавилон » (1929), « Одна » (1931), « Юность Максима » (1934) и « Выборгскаясторона » (1938), « Встреча с Максимом » в «Боевом киносб. № 1» (1941), « Простыелюди » (1945). Сценарий « Возвращения Максима » (1937) напис. ими в соавт. с Л. Славиным.

Первые фильмы, как и спектакли, носили эксцентрич. характер. Но начиная с «Нового Вавилона», освоив особенности кинематографа, их драматургия становится более реальной, более приближенной к быту. В кон. 1920-х они уже «маститые» режиссеры. В 1927 К. становится преподавателем лен. Ин-та сценич. искусств. В театре Комедии К. ставит «Опасный поворот» Дж. Пристли (1939), в БДТ – «Короля Лира» (1941), в Акад. Театре драмы им. А. С. Пушкина, находившегося в эвакуации в Новосибирске, - «Отелло» (1944). «После кинематографического хлева даже трудно представить, как меня принял театр и что происходит на репетициях, - пишет он в письме Н. Кошеверовой. - …Это как наркотик – на какие-то секунды загораешься, и тогда радостно чувствуешь, что это захватывает актеров, и пропадает быт работы в искусстве. Но как мало таких секунд!» (Переписка Г.М.Козинцева ). Посл. работой в театре стала постановка «Гамлета» в театре им. А. C. Пушкина (1954).

После эвакуации «Ленфильма» в Алма-Ату К. вернулся в Л-д, Трауберг уехал в М. Сценарий « Белинского » (1951) напис. К. в соавт. с Ю. Германом и Е. Серебровской. Когда К. решил экранизировать «Дон Кихота» Сервантеса, для написания сценария он пригласил Евг. Шварца. А на вопрос: «Вы же сами прекрасно пишите для себя сценарии, почему же сейчас вы поручили это Шварцу?», последовал ответ: «Потому что Шварц – единственный писатель, кот. пишет о добре без сентиментальности».

Посл. картины « Гамлет » (1964) и « Король Лир » (1970) К. экранизировал по собств. сценариям. «Советский “Гамлет” Козинцева гораздо дальше от традиционной шекспировской экранизации, - замечала Н. Зоркая, - чем многие фильмы (в частности, поставленные крупными западными режиссерами Лоренсом Оливье, Орсоном Уэллсом и представляющие собой скорее экранизацию спектакля, а не кинематографическое прочтение трагедии). Готовясь к постановке фильма, Козинцев действительно писал сценарий “Гамлета”, строил кинематографический сюжет, выявляя в языке трагедии разговорный, прозаический склад, созвучный современным зрителям. Многие монологи и сцены трагедии уже в киносценарии нашли зрительные, динамические эквиваленты. Это также обусловило новаторскую стилистику фильма».

С 1944 вел реж. мастерскую во ВГИКе. В 1965–71 образовал и руководил режиссерской мастерской при «Ленфильме». В 1962 вышла его кн. « Наш современник Вильям Шекспир » (переизд. 1966). За нею монографии « Глубокий экран » (1971) и « Пространство трагедии » (опубл. после смерти К., 1973).

Силами вдовы К. Валентины Георгиевны и ее помощника Я. Бутовского было подготовлено к печ. пятитомное СС и последующие его кн., как и кн. о К.

Народный артист СССР (1964), лауреат Ленинской премии (1965).

Соч. : КаТэ. Балаганчик // Жизнь искусства. 1922. № 40; КаТэ. Блок-нот эксцентриков № 2 // Там же. 1923. № 8; Гибель театров // Театр. 1924. № 2; [О фильме «Броненосец «Потемкин»] // Кино. 1926. 26 янв.; [О фильме «Октябрь»] // Там же. 1928. 10 апр.; Новый Вавилон // Сов. экран. 1928. № 43; О кино, фэксах и себе // Studio. Прага, 1931. № 2; Мы не хотим стареть // Комсомольская правда. 1935. 11 янв.; Андрей Москвин // Сов. кино. 1935. № 11; Янина Жеймо // Искусство кино. 1936. № 4; Возвращение Максима (Сценарий в соавт. с Л. Славиным) // Звезда. 1936. № 10; Выборгская сторона // Лит. современник. 1938. № 11; Трилогия о Максиме: Киносценарий. М., 1939; «Опасный поворот» Дж. Пристли // Опасный поворот. Л., 1939; Король Лир // Театр. 1941. № 1; Народное искусство Чарли Чаплина // Чарльз Спенсер Чаплин. М., 1945; Как мы стали режиссерами // Как я стал режиссером. М., 1946; Отелло // Шекспировский сб. 1947. М., 1947; Большое сердце // Искусство кино. № 1 (Сценарий в соавт. с И. Эренбургом); Сергей Эйзенштейн. Заметки о человеке и художнике // Искусство кино. 1958. № 1; Король Лир // Шекспировский сб. 1958. М ., 1959; Наш современник Вильям Шекспир. Л.-М., 1962 (1966); Десять лет с «Гамлетом» // Искусство кино. 1965. № 9; Сила одухотворенности // К. А. Марджанов. Тбилиси, 1966; Рассказ о творч. пути. М., 1967; Сцена, книга, экран // Содружество наук и тайна тв-ва. М., 1968; Глубокий экран. М., 1971; Пространство трагедии. Л., 1973; Козинцев Г., Пастернак Б. Письма о «Гамлете» // Вопросы лит-ры. 1975. № 1; Станиславский. Мейерхольд // Театр. 1978. № 9; Заметки о комедиях Шекспира // Шекспировские чтения. 1978. М ., 1981; Похождения Октябрины: Сценарий // Киносценарии. Вып. 1. М., 1979; СС: В 5 т. Л., 1982–86; «Черное, лихое время…»: Из рабочих тетрадей. М., 1994; Переписка Г. М. Козинцева. 1922–73. М., 1998; От балагана до Шекспира. СПб., 2002.

Лит. : Зин Л. Эксцентрический театр // Вестник театра и искусств. 1921. № 10; Пиотровский А. Внешторг на Эйфелевой башне // Жизнь искусства. 1923. № 23; Юров С. Театр эксцентризма // Театр. Берлин. 1923. № 1; Коломаров Б. Эволюция ФЕКСов // Кино. 1926. 10 авг.; Недоброво В. ФЭКС. Козинцев и Трауберг. М.-Л., 1928; Тынянов Ю. О фэксах // Сов. экран. 1929. № 14; Блейман М. Театр. дебют Г. Козинцева // Искусство и жизнь. 1939. № 7; Вайсфельд И. Козинцев и Трауберг. Творч. путь. [М.], 1940; Берковский Н. Трагедия Лира // Искусство и жизнь. 1941. № 5; Эйхенбаум Б. Неск. замечаний по поводу «Отелло» в Театре им. А. С. Пушкина // Лен. правда. 1944. 30 нояб.; Туровская М. Вместе с актером или вместо актера?.. // Сов. культура. 1954. 25 нояб.; Аникст А. Быть или не быть у нас Гамлету // Театр. 1955. № 3; Петров Н. Встречи с драматургами. М., 1957; Шкловский В. Дон-Кихот продолжает свой путь // Культура и жизнь. 1957. № 12; Черкасов Н. Четвертый Дон Кихот. Л., 1958; Юткевич С. Контрапункт режиссера. М., 1960; Добин Е. Козинцев и Трауберг. Л.-М., 1963; Туровская М. Гамлет и мы // Туровская М. Да и нет. М., 1966; Добин Е. Гамлет - фильм Козинцева. М.-Л., 1967; Берковский Н. Лит-ра и театр. Л., 1969; Юткевич С. Цена шпаги // Шекспир и кино. М., 1973; Трауберг Л. Когда звезды были молодыми. М., 1976; Крыжицкий Г. Дороги театральные. М., 1976; Тынянов Ю. Поэтика истории лит-ры. Кино. М., 1977; Морозов М. Шекспир на сов. сцене // Морозов М. Избр. М., 1979; Тенин Б. Фургон комедианта. М., 1987; Толубеев Ю. Воспоминания. Статьи. Письма. М., 1988: Юнгер Е. Козинцев // Юнгер Е. Все это было… М., 1990; Зоркая Н. Шекспир в жизни Григория Козинцева // Киноведческие записки. 1995. № 27; Ваш Григорий Козинцев. Воспоминания. М., 1996; Зоркая Н. Судьба эксцентризма: От «Женитьбы» до «Гоголиады» Григория Козинцева // Русский авангард. М., 2000; Бутовский Я. От балагана до трагедии // Петерб. театр. ж. 2000. № 22; Караганов А. Григорий Козинцев: От «Царя Максимилиана» до «Короля Лира». М., 2003; Бутовский Я. Григорий Козинцев и Золотой век довоенного «Ленфильма» // Киноведческие записки. 2005. Вып. 70; Фрезинский Б. Мозаика еврейских судеб. ХХ век. М.: Книжники, 2008

Евг. Биневич

  • Козинцев Григорий Михайлович