Козырев Михаил Яковлевич
КО́ЗЫРЕВ Михаил Яковлевич [3(15).10.1892, г. Лихославль Тверской губ.- нач. 1942, Саратов] - поэт, прозаик.
Родился в многодетной крестьянской семье, отец занимался кузнечным ремеслом. Младшая сестра К., Антонина Яковлевна,- мать изв. русского поэта Владимира Соколова и прозаика Марины Соколовой. В автобиографии К. напишет: «Читать научился сам, без посторонней помощи, и лет с четырех читал все, что попадалось под руки» («Утренники». Пг., 1922. Кн. 2). После учебы в местной приходской школе юный К. поступает в Тверское реальное училище, кот. заканчивает с медалью. Писать начал с 12 лет стихи, статьи, рассказы. В 1909 в «Тверской газ.» под псевд. Матвей Кредит печ. его заметки о жизни родного Лихославля, в том же году публикуется и перв. стих. К.
В нач. 1910-х К. учится в Пг. политехническом ин-те на экономич. отд. Работать по специальности К. не стал. Его детское увлечение определило дальнейшую судьбу. С 1913 критич. ст. К. печ. в пг. изданиях: «Современник», «Совр. мир», «Мечта». Он знакомится с Д. Философовым, кот. вводит молодого писателя в лит. среду столицы, редактирует его произведения и публикует в 1915 в ж. «Голос жизни» рассказ « Комната ». В Пг. К. женится на поэтессе О. Ивойловой, выступавшей под псевд. Ада Владимирова, дочери Елены Гуро. В 1914–15 его стихи появляются в альм. «Очарованный странник», в кот. в это время сотрудничают И. Северянин, Е. Гуро, А. Владимирова, В. Хлебников, Ф. Сологуб, З. Гиппиус.
О времени революции и Гражданской войны К. писал в автобиографии: «...революция, советская служба, кочевье. Ездил, как и все, за мукой, за картошкой, за лучшей жизнью. Можно сказать - в вагоне провел революцию, наблюдая кочевую Русь и ее беспризорную жизнь». Только в 1920 К. сменил неск. мест работы.
В 1920 переезжает в М. К 1921 написан рассказ « Крокодил. Три дня из жизни Красного Прищеповска », кот. вызывает ряд откликов в печ. Сатирико-фантастич. повествование о неразберихе в уездном городе, в реке кот., по слухам, появился крокодил, так и не будет опубл. при жизни писателя (впервые в кн.: Козырев М. Пятое путешествие Гулливера и др. рассказы. М., 1991). В 1922 выходит перв. кн. К. (« Морока. Настоящие рассказы ». М., 1922), получившая высокую оценку на страницах пг. альм. «Утренники». С нач. 1920-х писатель - активный участник моск. лит. жизни. Он входит в кружок «фантастических писателей» (П. Зайцев, М. Булгаков, С. Заяицкий, Л. Леонов, В. Мозалевский). В 1923 произведения писателя печ. сразу в нескольких моск. альм.: рассказ-«эпопея» « Покосная тяжба » в «Деревенских былях» и «Веселом альм.», рассказ « Мертвое тело » в «Современниках», « Повесть о том, как с Андреем Петровичем ничего не случилось » в «Возрождении», роман « Неуловимый враг » в «Недрах». В это же время К.- член редколл. еженедел. «Сегодня», позже принимает участие в ж. «Новая Россия». С 1922 К. работает секретарем в салоне-предприятии «Никитинские субботники». Здесь выступают А. Белый, М. Булгаков, Л. Леонов, М. Пришвин и др. На заседаниях обсуждаются мн. повести, рассказы, пьесы К. (в их числе « Поручик Журавлев », « Мистер Бридж», «Инвалид Чуфыркин », отрывок из романа « Девушка из усадьбы », комедия « Балласт » и др.). Некот. из них потом вошли в многочисленные сб., выпущенные изд-вом «Никитинских субботников», и в 4-томн. СС (1928). В 1923–27 на страницах сатирико-юмористич. изд. («Крокодил», «Бегемот», «Лапоть», «Смехач», «Пушка», «Заноза», «Красный перец» и др.) появляются заметки, анекдоты, рассказы и фельетоны, подписанные различными псевд. К. (Беберий, Ганюша Бе-беря, Большой Фома, Матвей Кредит, Лузга Александр, Михаил Мухин). С 1926 писатель работает секретарем в ж. «Лапоть». Специфика издания для крестьянства наложила отпечаток и на произведения К. Он активно использует сказку (серия «сказки-складки про наши непорядки»), анекдот («на завалинке»), загадку, гадание. Фольклорные и церковные (« Самоновейшие святцы ») жанры автор наполняет сатирич., злободневным содержанием. Мн. рассказы сюжетно и идейно просты, нравоучительны, с наивным оптимизмом концовки (« Кулак», «Штрафовщики», «Слово »); ориентированы на крестьянскую аудиторию и на актуальные для деревни темы: выборы в сельсовет, взаимоотношения крестьянина с начальством, проникновение городских реалий (бюрократизм, кооперация, спекуляция) в жизнь деревни, и конечно, старый и новый быт: «Никаких изменений! Да, наш быт стоит на мертвой точке, чтобы все переделать, надо сто революций» (По-новому // Муравейник. Веселые рассказы. М., 1926). Возможно, «устав от деревенских тем» (признание в письме И. Кремлеву-Свэну - РГАЛИ) и поссорившись с А. Григоровичем (ред. ж. «Лапоть»), К. уходит из ж., начинает сотрудничать с «Бегемотом», а чуть позже занимает должность зав. редакцией «Крокодила». Наиболее важные темы произведений, печатавшихся в «рабочих» ж.: личность и документ (« Человек с документами», «Покойник »), бюрократизм (« Музей», «Щетка »), ломка языка (« Засорение», «Язык образца 1924 года », « Приставки »), совр. беллетристика (« Через сто лет »), журналистская работа (« Газета », « Репортер Володин», «Хорошая пьеса», «Мытарства», «Красный журнал »). В серии «Библиотек» юмористич. ж. выходят его книги: «Биб-ка „Лаптя”» выпускает сб. рассказов « Гражданин Репкин » (М., 1926), « Коробочка » (М., 1927); «Биб-ка „Смехача”» - « Товарищ из центра » (М., 1928); «Биб-ка „Бегемота”» - « Необыкновенные истории » (М., 1927). Его произведения иллюстрируют изв. карикатуристы - Кукрыниксы, К. Елисеев, М. Черемных, А. Романов.
Критика 1920-х (как в России, так и в эмиграции) не оставляет без внимания стих. и прозаич. опыты писателя. Изв. критик Н. Осинский на страницах газ. «Правда» рекомендует прозу К. массовому читателю (Побеги травы. Заметки читателя // Правда. 1922. 30 апр.). Лит. портрет К.-поэта появляется в изв. книге Б. Гусмана «Сто поэтов» (Тверь, 1923): «Михаил Козырев знает, как это трудно - извлечь из запыленных городом душ таящиеся в них подлинные радости и муки...». В далекой Италии замечает К.-прозаика М. Горький; в письме Вл. Ходасевичу от 13 авг. 1925 он упоминает К. в числе литераторов, активно работающих в М., благосклонно отзывается о его рассказе « Мистер Бридж ». А. Воронский признает К. талантливым беллетристом. На страницах ж. «Книгоноша», «Красная новь», «Печать и революция», «Огонек» регулярно печатаются рец. на книги К. Порой автор обвиняется в мелкотемье (А. Вайсброд), в равнодушном отношении к действительности (Ф. Ж., В. Гольцев), поверхностности (А. Палей), подражательности (Н. Барютин). Иногда отзывы прямо противоположны: подчеркивается глубокий соц. анализ, добродушный мягкий юмор (А. Вайсброд), «подкупающая прямота» и свежесть взгляда (Огонек. 1927. № 37), оригинальность стиля (В. Львов-Рогачевский).
С сер. 1920-х К. работает над повестью « Ленинград », пытается опубл. ее. Однако выйдет в свет она лишь в 1991 (Завтра. Фантастич. альм. М., 1991. Вып. 2). Временной акцент первоначального названия (« 1950 ») К. заменил пространственным, откликаясь на события тех лет (переименование Пг.) и подключаясь к традиции петерб. темы русской лит-ры. В эти годы к феномену Петербурга-Л-да обращаются А. Грин, Е. Замятин, К. Вагинов, А. Толстой и др. К., используя традиционные петерб. мотивы (маленький человек и государство, территориально-социальное разделение городского пространства, мотив преступления и наказания, спасения, сна, мотив карточной игры), наполняет их исключительно сатирич. содержанием, выстраивая весь образ города как перевернутое, искаженное отражение старого. Проснувшийся через 37 лет революционер наблюдает «воплощение» собственных идеалов. Вместо религии - идеология с иконами вождей, исповедником-политруком и литургиями-собраниями в клубе, вместо дворянской молодежи - верхушка привилегированных рабочих. Во всем царит классовый подход суд совести заменен социальным, свобода печати - все переписывающей цензурой, книги шаблонны, меблировка комнат «рабочих» - одинакова, досуг - однообразен. В борьбе с системой герой прибегает к старым, подпольным средствам, однако подготовленный им мятеж подавлен, а сам он арестован. Бесперспективность социальных переворотов без перевоспитания человека отстаивает идейный противник героя, философ с толстовскими чертами.
В 1930-е К. переживает «таянье славы», его произведения печ. все реже. Писатель принимает участие в колл. романе « Инженер Гвоздев (Роман с идеологией) ». Продолжается сотрудничество К. с И. Свэном, в соавт. с кот. в 1920-х написаны драм. произведения («Балласт», «Дом сумасшедших», «После грозы »). В 1930-х их совмест. перу принадлежат роман « Город энтузиастов », стих. « Молодой артиллерист », « Бьется сердце молодое », песня « Найти ». В 1936 К. работает над антиутопией « Пятое путешествие Гулливера », стилизованным продолжением романа Дж. Свифта. В Юбераллии, «лучшей из стран мира», легко угадываются черты фашистской Германии (борьба «высшей» расы с «низшими», кресты на рукавах и касках солдат, сожжение книг, былая слава ун-тов и др.). В 1937 один из рецензентов рекомендовал кн. для юношества, однако при жизни автора она так и не была опубл. В 1940 К. пишет роман « Рост » о жизни деревни после революции: «Мало чем изменился быт основной деревенской массы: получив давно ожидаемую прирезку, многие, подобно Назару, решили, что тут и кончилась революция, и только отмахнулись от требований власти ответить на эту прирезку подъемом хозяйства» (РГАЛИ).
В 1941 К. был объявлен «врагом народа» и арестован; его кн. стали изыматься из биб-к. Погиб в саратовской тюрьме в нач. 1942. Родные, жившие в то время неподалеку, о его смерти узнали лишь годы спустя. Исчез писатель, запретили его книги, однако песни на его стихи, анонимные, считавшиеся народными, пели сов. люди (« Называют меня некрасивою ...», « Недотрога », « Газовая косынка » и др.). К. был восстановлен в СП 10 июн. 1963, однако его имя вернулось в историю лит-ры только в кон. XX в.
Соч .: Морока: Настоящие рассказы. М., 1922; Неуловимый враг: Американский роман. Харьков, 1923; Поручик Журавлев. М., 1923; Неизданные произведения совр. писателей, М., 1925; Мистер Бридж. М.-Л., 1925; Инвалид Чуфыркин. М.-Л., 1926; Муравейник. М., 1926; Рассказы. Л., 1926; Чорт в Ошпыркове. М.-Л., 1926; Гражданин Репкин. М., 1926; Дотошные люди. М.-Л., 1927; Заштатные люди. М.-Л., 1927; Именины: Юмор. рассказы. М., 1927; Конец света: Юмор. рассказы. М., 1927; Коробочка. М., 1927; Мудреное дело. М, 1927; Необыкновенные истории. Л., 1927; Подземные воды. М., 1928; Рассказы. М., 1927; Товарищ из центра. М., 1928; Фома неверующий. М.-Л., 1927; Юмор. рассказы. М., 1928; СС: В 4 т. М., 1928; Город энтузиастов. М., 1931; Пятое путешествие Гулливера и др. повести и рассказы. М., 1991.
Лит.: Чудакова М. Без гнева и пристрастия. Формы и деформации в лит. процессе 20–30-х гг. // Новый мир. 1988. № 9; Чудакова М. Русский сатирик Михаил Козырев. // Вопросы лит-ры. 1990. № 6; Перельмутер В. Машина времени Михаила Козырева // Завтра: Фантастич. альм. 1991. № 2; Кацис Л. Ленинград Михаила Козырева (К проблеме построения «ленинградского текста») // «Вторая проза». Русская проза 20–30-х гг. XX в. Trento, 1995; Фельдман Д. К вопросу о датировке повести M. Я. Козырева «Ленинград» // Там же; Быстрова О. Сны и реальность в повести M. Козырева «Ленинград» // Русская лит-ра XX в.: Образ, язык, мысль. М., 1995; Гапоненко Н. Михаил Козырев и его повесть «Ленинград» // Петерб. текст. Из истории русской лит-ры 20–30-х гг. XX в. СПб., 1996; Соколова М. Писатель Михаил Козырев // Наша жизнь. 1997. 15 окт.; Ануфриев А. Пространственно-временные отношения в антиутопии М. Козырева «Ленинград» // Вестник Вятского гос. пед. ун-та. Киров, 1999. № 1; Кузьмин В. Козырев пишет Гоголем // Домовой. 2002. № 7; Соколова М. ...Ранишь сердце мне грустью: К 110-летию со дня рождения М. Козырева // Домовой. 2002. № 5.
Н. Умрюхина