Козырев Михаил Яковлевич


КО́ЗЫРЕВ Михаил Яковлевич [3(15).10.1892, г. Лихославль Тверской губ.- нач. 1942, Саратов] - поэт, прозаик.

Родился в многодетной крестьянской се­мье, отец занимался кузнечным ремеслом. Младшая сестра К., Антонина Яковлевна,- мать изв. русского поэта Владимира Соколова и прозаика Марины Соколовой. В автобиографии К. напишет: «Читать на­учился сам, без посторонней помощи, и лет с четырех читал все, что попадалось под ру­ки» («Утренники». Пг., 1922. Кн. 2). После учебы в местной приходской школе юный К. поступает в Тверское реальное учи­лище, кот. заканчивает с медалью. Пи­сать начал с 12 лет стихи, статьи, рассказы. В 1909 в «Тверской газ.» под псевд. Матвей Кредит печ. его заметки о жизни родного Лихославля, в том же году публикуется и перв. стих. К.

В нач. 1910-х К. учится в Пг. политехническом ин-те на экономич. отд. Работать по специальности К. не стал. Его детское увлечение определило дальнейшую судьбу. С 1913 критич. ст. К. печ. в пг. изданиях: «Современник», «Совр. мир», «Мечта». Он знакомится с Д. Философовым, кот. вво­дит молодого писателя в лит. среду столицы, редактирует его произведения и публикует в 1915 в ж. «Голос жизни» рассказ « Комна­та ». В Пг. К. женится на поэтессе О. Ивойловой, выступавшей под псевд. Ада Владимирова, дочери Елены Гуро. В 1914–15 его стихи появляются в альм. «Очарованный странник», в кот. в это время сотрудничают И. Северянин, Е. Гуро, А. Владимирова, В. Хлебников, Ф. Сологуб, З. Гиппиус.

О времени революции и Гражданской войны К. писал в автобиографии: «...револю­ция, советская служба, кочевье. Ездил, как и все, за мукой, за картошкой, за лучшей жиз­нью. Можно сказать - в вагоне провел рево­люцию, наблюдая кочевую Русь и ее беспри­зорную жизнь». Только в 1920 К. сменил неск. мест работы.

В 1920 переезжает в М. К 1921 на­писан рассказ « Крокодил. Три дня из жизни Красного Прищеповска », кот. вызывает ряд откликов в печ. Сатирико-фантастич. повествование о нераз­берихе в уездном городе, в реке кот., по слухам, появился крокодил, так и не будет опубл. при жизни писателя (впер­вые в кн.: Козырев М. Пятое путешест­вие Гулливера и др. рассказы. М., 1991). В 1922 выходит перв. кн. К. (« Морока. Настоящие рассказы ». М., 1922), полу­чившая высокую оценку на страницах пг. альм. «Утренники». С нач. 1920-х писатель - активный участник моск. лит. жизни. Он входит в кружок «фантастических писателей» (П. Зайцев, М. Булгаков, С. Заяицкий, Л. Леонов, В. Мозалевский). В 1923 произведения писателя печ. сразу в нескольких моск. альм.: рассказ-«эпопея» « Покосная тяж­ба » в «Деревенских былях» и «Веселом альм.», рассказ « Мертвое тело » в «Совре­менниках», « Повесть о том, как с Андре­ем Петровичем ничего не случилось » в «Возрождении», роман « Неуловимый враг » в «Недрах». В это же время К.- член редколл. еженедел. «Сегодня», поз­же принимает участие в ж. «Новая Россия». С 1922 К. работает секретарем в салоне-предприятии «Никитинские субботники». Здесь выступают А. Белый, М. Булгаков, Л. Леонов, М. Пришвин и др. На заседаниях обсуждаются мн. повести, рассказы, пьесы К. (в их числе « Поручик Журавлев », « Мис­тер Бридж», «Инвалид Чуфыркин », от­рывок из романа « Девушка из усадьбы », комедия « Балласт » и др.). Некот. из них потом вошли в многочисленные сб., выпу­щенные изд-вом «Никитинских субботни­ков», и в 4-томн. СС (1928). В 1923–27 на страницах сатирико-юмористич. изд. («Крокодил», «Бегемот», «Лапоть», «Смехач», «Пушка», «Заноза», «Красный перец» и др.) появляются заметки, анекдоты, рассказы и фельетоны, подписанные различ­ными псевд. К. (Беберий, Ганюша Бе-беря, Большой Фома, Матвей Кредит, Лузга Александр, Михаил Мухин). С 1926 писа­тель работает секретарем в ж. «Лапоть». Специфика издания для крестьянства нало­жила отпечаток и на произведения К. Он ак­тивно использует сказку (серия «сказки-складки про наши непорядки»), анекдот («на завалинке»), загадку, гадание. Фольклорные и церковные (« Самоновейшие святцы ») жанры автор наполняет сатирич., зло­бодневным содержанием. Мн. рассказы сюжетно и идейно просты, нравоучительны, с наивным оптимизмом концовки (« Кулак», «Штрафовщики», «Слово »); ориенти­рованы на крестьянскую аудиторию и на ак­туальные для деревни темы: выборы в сельсо­вет, взаимоотношения крестьянина с началь­ством, проникновение городских реалий (бюрократизм, кооперация, спекуляция) в жизнь деревни, и конечно, старый и новый быт: «Никаких изменений! Да, наш быт стоит на мертвой точке, чтобы все переделать, надо сто революций» (По-новому // Муравей­ник. Веселые рассказы. М., 1926). Воз­можно, «устав от деревенских тем» (призна­ние в письме И. Кремлеву-Свэну - РГАЛИ) и поссорившись с А. Григоровичем (ред. ж. «Лапоть»), К. ухо­дит из ж., начинает сотрудничать с «Бегемо­том», а чуть позже занимает должность зав. редакцией «Крокодила». Наиболее важные темы произведений, печатавшихся в «рабочих» ж.: личность и документ (« Че­ловек с документами», «Покойник »), бюрократизм (« Музей», «Щетка »), ломка языка (« Засорение», «Язык образца 1924 года », « Приставки »), совр. беллет­ристика (« Через сто лет »), журналистская работа (« Газета », « Репортер Володин», «Хорошая пьеса», «Мытарства», «Крас­ный журнал »). В серии «Библиотек» юмо­ристич. ж. выходят его книги: «Биб-ка „Лаптя”» выпускает сб. рассказов « Граж­данин Репкин » (М., 1926), « Коробочка » (М., 1927); «Биб-ка „Смехача”» - « Товарищ из центра » (М., 1928); «Биб-ка „Бегемо­та”» - « Необыкновенные истории » (М., 1927). Его произведения иллюстрируют изв. карикатуристы - Кукрыниксы, К. Елисеев, М. Черемных, А. Романов.

Критика 1920-х (как в России, так и в эмиграции) не оставляет без внимания стих. и прозаич. опыты писате­ля. Изв. критик Н. Осинский на страни­цах газ. «Правда» рекомендует прозу К. мас­совому читателю (Побеги травы. Заметки чи­тателя // Правда. 1922. 30 апр.). Лит. порт­рет К.-поэта появляется в изв. книге Б. Гусмана «Сто поэтов» (Тверь, 1923): «Ми­хаил Козырев знает, как это трудно - из­влечь из запыленных городом душ таящиеся в них подлинные радости и муки...». В далекой Италии замечает К.-прозаика М. Горький; в письме Вл. Ходасевичу от 13 авг. 1925 он упоминает К. в числе литера­торов, активно работающих в М., благо­склонно отзывается о его рассказе « Мистер Бридж ». А. Воронский признает К. талантли­вым беллетристом. На страницах ж. «Книго­ноша», «Красная новь», «Печать и револю­ция», «Огонек» регулярно печатаются рец. на книги К. Порой автор обвиняется в мелкотемье (А. Вайсброд), в равнодушном отношении к действительности (Ф. Ж., В. Гольцев), поверхностности (А. Палей), подражательности (Н. Барютин). Иногда от­зывы прямо противоположны: подчеркивает­ся глубокий соц. анализ, добродуш­ный мягкий юмор (А. Вайсброд), «подкупаю­щая прямота» и свежесть взгляда (Огонек. 1927. № 37), оригинальность стиля (В. Львов-Рогачевский).

С сер. 1920-х К. работает над пове­стью « Ленинград », пытается опубл. ее. Однако выйдет в свет она лишь в 1991 (Завтра. Фантастич. альм. М., 1991. Вып. 2). Временной акцент пер­воначального названия (« 1950 ») К. заменил пространственным, откликаясь на события тех лет (переименование Пг.) и под­ключаясь к традиции петерб. темы русской лит-ры. В эти годы к феномену Петер­бурга-Л-да обращаются А. Грин, Е. Замятин, К. Вагинов, А. Толстой и др. К., используя традиционные петерб. мо­тивы (маленький человек и государство, тер­риториально-социальное разделение город­ского пространства, мотив преступления и наказания, спасения, сна, мотив карточной игры), наполняет их исключительно сатирич. содержанием, выстраивая весь образ города как перевернутое, искаженное отра­жение старого. Проснувшийся через 37 лет революционер наблюдает «воплощение» собственных идеалов. Вместо религии - иде­ология с иконами вождей, исповедником-по­литруком и литургиями-собраниями в клубе, вместо дворянской молодежи - верхушка привилегированных рабочих. Во всем царит классовый подход суд совести заменен соци­альным, свобода печати - все переписываю­щей цензурой, книги шаблонны, меблировка комнат «рабочих» - одинакова, досуг - од­нообразен. В борьбе с системой герой при­бегает к старым, подпольным средствам, од­нако подготовленный им мятеж подавлен, а сам он арестован. Бесперспективность со­циальных переворотов без перевоспитания человека отстаивает идейный противник ге­роя, философ с толстовскими чертами.

В 1930-е К. переживает «таянье славы», его произведения печ. все реже. Писа­тель принимает участие в колл. рома­не « Инженер Гвоздев (Роман с идеоло­гией) ». Продолжается сотрудничество К. с И. Свэном, в соавт. с кот. в 1920-х написаны драм. про­изведения («Балласт», «Дом сумасшед­ших», «После грозы »). В 1930-х их совмест. перу принадлежат роман « Город эн­тузиастов », стих. « Молодой артилле­рист », « Бьется сердце молодое », песня « Найти ». В 1936 К. работает над антиутопи­ей « Пятое путешествие Гулливера », сти­лизованным продолжением романа Дж. Свифта. В Юбераллии, «лучшей из стран ми­ра», легко угадываются черты фашистской Германии (борьба «высшей» расы с «низши­ми», кресты на рукавах и касках солдат, со­жжение книг, былая слава ун-тов и др.). В 1937 один из рецензентов рекомендовал кн. для юношества, однако при жизни авто­ра она так и не была опубл. В 1940 К. пишет роман « Рост » о жизни деревни после революции: «Мало чем изменился быт основ­ной деревенской массы: получив давно ожи­даемую прирезку, многие, подобно Назару, решили, что тут и кончилась революция, и только отмахнулись от требований власти ответить на эту прирезку подъемом хозяйст­ва» (РГАЛИ).

В 1941 К. был объявлен «врагом народа» и арестован; его кн. стали изыматься из биб-к. Погиб в саратовской тюрьме в нач. 1942. Родные, жившие в то время не­подалеку, о его смерти узнали лишь годы спу­стя. Исчез писатель, запретили его книги, однако песни на его стихи, анонимные, считавшиеся народными, пе­ли сов. люди (« Называют меня не­красивою ...», « Недотрога », « Газовая косынка » и др.). К. был восстановлен в СП 10 июн. 1963, однако его имя вернулось в ис­торию лит-ры только в кон. XX в.

Соч .: Морока: На­стоящие рассказы. М., 1922; Неуловимый враг: Американский роман. Харьков, 1923; Пору­чик Журавлев. М., 1923; Неизданные произведения совр. писателей, М., 1925; Мистер Бридж. М.-Л., 1925; Инвалид Чуфыркин. М.-Л., 1926; Муравейник. М., 1926; Рассказы. Л., 1926; Чорт в Ошпыркове. М.-Л., 1926; Гражданин Репкин. М., 1926; До­тошные люди. М.-Л., 1927; Заштатные люди. М.-Л., 1927; Именины: Юмор. рассказы. М., 1927; Конец света: Юмор. рассказы. М., 1927; Коробочка. М., 1927; Мудреное дело. М, 1927; Необыкновенные исто­рии. Л., 1927; Подземные воды. М., 1928; Рассказы. М., 1927; Товарищ из центра. М., 1928; Фома неверующий. М.-Л., 1927; Юмор. рассказы. М., 1928; СС: В 4 т. М., 1928; Город энтузиа­стов. М., 1931; Пятое путешествие Гулливера и др. повести и рассказы. М., 1991.

Лит.: Чудакова М. Без гнева и пристрастия. Формы и деформации в лит. процессе 20–30-х гг. // Новый мир. 1988. № 9; Чудакова М. Русский сатирик Михаил Козырев. // Вопросы лит-ры. 1990. № 6; Перельмутер В. Машина времени Михаила Козыре­ва // Завтра: Фантастич. альм. 1991. № 2; Кацис Л. Ленинград Михаила Козырева (К проблеме построения «ленинградского текста») // «Вторая про­за». Русская проза 20–30-х гг. XX в. Trento, 1995; Фельдман Д. К вопросу о датировке повес­ти M. Я. Козырева «Ленинград» // Там же; Быстрова О. Сны и реальность в повести M. Козырева «Ленинград» // Русская лит-ра XX в.: Образ, язык, мысль. М., 1995; Гапоненко Н. Михаил Козы­рев и его повесть «Ленинград» // Петерб. текст. Из истории русской лит-ры 20–30-х гг. XX в. СПб., 1996; Соколова М. Писатель Михаил Козырев // Наша жизнь. 1997. 15 окт.; Ануфриев А. Пространственно-временные отноше­ния в антиутопии М. Козырева «Ленинград» // Вестник Вятского гос. пед. ун-та. Киров, 1999. № 1; Кузьмин В. Козырев пишет Гоголем // Домовой. 2002. № 7; Соколова М. ...Ранишь сердце мне грустью: К 110-летию со дня рождения М. Козырева // Домовой. 2002. № 5.

Н. Умрюхина

  • Козырев Михаил Яковлевич