К.Р.


К.Р. (криптоним вел. кн. Константина Константиновича Романова) [10(23).8.1856, Стрельна - 2(15).6.1915, Павловск] - поэт, переводчик, драматург.

Мать - Александра Иосифовна, урожд. принцесса Саксен-Альтенбургская, отец - вел. кн. Константин Николае­вич, сын императора Николая I, брат импера­тора Александра II. Воспитание и образование получил в семье. Детей учили изв. историки С. Соловьев, К. Бестужев-Рю­мин, О. Шаховской. Обучался игре на фортепиано, виолончели, рисованию. 11-лет­ним мальчиком К.Р. проходил морскую прак­тику на фрегате «Громобой», с 1870 по 1876 в чине прапорщика, затем гардемарина нес морскую службу на фрегатах «Пересвет», «Гиляк», «Жемчуг»; на фрегате «Светлана» в теч. 2 лет К.Р. обошел мн. страны Евро­пы. В 1877 в чине мичмана на фрегате «Свет­лана» плавал в Америку. С началом русско-турецкой войны отбыл в район воен. дей­ствий, отличился в сражениях на Дунае; 15 окт. 1877 награжден орденом св. Георгия 4-й степени.

15 февр. 1879 внезапно скончался его младший брат Вячеслав. В мае Константин Николаевич вместе с детьми уехал на южный берег Крыма, в Ореанду. Отзвук пережитого звучит в первом стих. К.Р.: «Задремали волны / Ясен неба свод / Светит месяц полный / Над лазурью вод / Серебрится море / Тре­петно горит / Так и радость горе / Ярко оза­рит». Позже С. Рахманинов положил это стих. на музыку. К.Р. все сильнее притягивает тв-во и тяготит морская служба, он вы­бирает для себя окружение по преимуществу из людей искусства. Его любимый прозаик, Ф. Достоевский, 22 мая 1870 был пригла­шен в Мраморный дворец. В том же году К.Р. посещает только что приехавший из Парижа И. Тургенев.

В 1881 (год убийства Александра II) К.Р. с кузенами Сергеем и Павлом совершили па­ломничество к гробу Господню в Иерусалим. Здесь в сент. 1881 он пишет стих. « Псалмо­певец Давид » - перв. из большого цикла на библейскую тему. К этому же времени от­носится стихотв. послание вел. кн. Сергею Александровичу, недавно по­терявшему отца.

В 1882–83 К.Р. все более определяется как поэт. За 2 года им напис. около 40 стих. В августовской книжке за 1882 «Вестник Европы» рядом с произведениями И. Турге­нева, А. К. Толстого и А. Жемчужникова публикует стих. «Псалмопевец Давид» (под псевд. К.К.Р.). В сент. в том же ж. напечатана подборка из 5 стих, под общ. заголовком « В Венеции », подписанных двумя буквами - К.Р. Не все, даже в лит. кругах, знали, кому они принадле­жат. Однако стих. были замечены. П. Ан­ненков писал М. Стасюлевичу: «Что ж, версификация легкая и правильная, виден ли­тературный навык, Бог знает, где приобретен­ный...» После небольшой отлучки (янв.–февр.) К.Р. вновь живет у сестры в Афинах. Здесь ему хорошо пишется: « Я Вам не нравлюсь ...», « Я сначала тебя не люби­ла ...» были положены на музыку П. Чай­ковским, как и написанное уже дома, в Пав­ловске, « Уж гасли в комнатах огни ...». С самого перв. знакомства композитор по­чувствовал в К.Р. музыкальность.

В Афинах К.Р. напис. программное стих. « Я баловень судьбы ...», заканчивающееся словами: «Но пусть не тем, что знат­ного я рода, / Что Царская во мне струится кровь, / Родного православного народа / Я заслужу доверье и любовь, / Но тем, что пес­ни русские, родные / Я буду петь немолчно до конца / И что во славу матушки-России / Священный подвиг совершу певца». Если перв. свои стих. К.Р. подписывал криптонимом К.Р. из скромности и неуверенности, то впоследствии он поступал так из-за августей­шего запрета членам царской семьи зани­маться любой деятельностью, кроме гос. или военной.

Вопреки воле отца К.Р. перешел из флота в лейб-гвардию. Считаясь с августейшими за­конами, он никогда не манкировал воен. службой и всю жизнь оставался военным: в 1891 в чине полковника командиром Преоб­раженского полка, в 1900 гл. началь­ником военно-учебных заведений, в 1902 ге­нерал-адъютантом, в 1907 генералом от ин­фантерии.

Летом 1886 вышел из печати перв. сб. стих. К.Р. (за 1879–85). Он не предназна­чался для продажи, и весь тираж автор разо­слал тем, чьим мнением особенно интересо­вался. Стремление к совершенствованию в обл. поэзии не удовлетворяли многочис­ленные верноподданнические отзывы. О се­рьезной критике он заботился сам.

Еще с 1880 К.Р. был знаком с И. Гонча­ровым, по сути другом отца; и ему первому молодой поэт посылает сб. Гончаров в пись­мах к начинающему поэту неоднократно одобряет его, предрекает, что «К.Р. может стать образцовым лириком» (К.Р. Избр. переписка ), при этом, однако, он упорно направляет подопечного в то русло, из кот. сам вышел: в рамки «натураль­ной школы». Н. Страхов резюмировал: «У Вас есть три свойства, которые показыва­ют действительное дарование. Во-первых, ваша мысль не тянется, не расплывается, а легко складывается в законченную форму. Почти все стихотворения коротки, как следу­ет. Во-вторых, немало встречается звучных стихов, показывающих истинное чутье стихо­творной речи. В-третьих, есть своеобразие в стихе, есть свой звук, своя манера. Ее труд­но определить, но я чувствую ваше пение, ка­кую-то особенную плавность языка» (Там же). К.Р. привлекала поэтич. манера А. Майкова, и он стремился ей следовать.

Переписка с поэтами стала для К.Р. свое­образной школой. Поэты обменивались стих., мастера слова указывали новичку на ошибки и огрехи. 21 янв. 1877 Я. Полон­ский писал К.Р.: «Не помню, кто-то говорил, что Вы дилетант в поэзии, но что хвалить Вас следует, потому что Вы единственное лицо из царской фамилии, которое после Екатерины Великой настолько любит и понимает значе­ние литературы, что само берется за перо, переводит, пишет, умственному труду посвя­щает свои досуги. Но кто мне говорил, оши­бается...» (Там же). Стих. К.Р. привлекли внимание П. Чайковского, кот. в 1887 обратился к нему за офиц. разрешением посвятить поэту 6 ро­мансов на его стих. («Я сначала тебя не лю­била...», «Растворил я окно...», «Первое свидание», «Уж гасли в комнатах огни...», «Серенада »).

Важную роль в становлении К.Р.-поэта сы­грал А. Фет, их содержательная перепис­ка и встречи продолжались постоянно, до кончины Фета. Фет признал К.Р. за своего ученика. Как и Фет, К.Р. считал себя продол­жателем пушкинской традиции.

Каноны поэзии К.Р.- строгая простота, чистота выраженного чувства. Формотвор­чество Серебряного века нимало не затрону­ло его. Самым задушевным образом в поэзии К.Р. была родина. «Пусть тебе в годы сомне­нья, / В пору тревог и невзгод / Служит при­мером терпенья / Наш православный на­род»,- баюкал он сына, но сердце поэта предчувствовало будущее. « Колыбельная песенка » кончается словами «Спи же! Еще не настали / Годы смятений и бурь».

К.Р.- поэт глубоко религиозный, только вера и любовь, с его точки зрения, спасут мир. Об этом его стих. « Молитва » (« Научи меня, Боже, любить ...», 1886), « Любовью льсердце разгорится ...» (1889), « Изму­ченный в жизни тревоги и зол ...» (1887). Среди стих. К.Р. есть прямые обраще­ния к Богу («Молитва», « На Страстной не­деле », 1887). По свидетельству современ­ников, вся Россия знала стих. К.Р. « Надпись на Евангелии », ставшее хрестоматийным: «Пусть эта книга священная / Спутница Вам неизменная / Будет везде и всегда».

Любовная лирика К.Р. («Уж гасли в комнате огни», 1883; « Сперва, обуянныйгорды­ней слепою ...», 1887) отступает перед пей­зажной (« Повеяло черемухой ...», 1884; « Смеркалось, мы в саду сидели », 1885; « Как жаль, что розы отцветают », 1885; « Как пленительно тихо в отцветших по­лях !», 1889; « Последние стаи журав­лей », 1901; « Зимой », 1905 и др.). В поэзии К.Р. отчетливо сближение родины и родной при­роды. Порой пейзаж интимен, как в « Посла­нии княжне С. Н. Голицыной »: «Родного севера картина: / Полей зеленых предо мной / Необозримая равнина / И церковь Божья над рекой». Все стих., написанные вдали от России, звучат ностальгически - « На площадиСвя­того Марка » (1885), « Растворил я окно » (1885), « Колокола » (1887) и др.

Представление о поэзии К.Р. было бы не­полным, если бы среди стихотворных циклов « У берегов», «Библейские песни», «Мечты и звуки», «Времена года», «На чужбине», «В альбом», «Гекзаметры » и др. не присутствовал бы цикл « В строю », состоящий из солдатских песен и сонетов. Особенно популярными среди них были « Умер бедняга в больнице военной » (1885) и « Уволен » (1888). Этих стих, не так уж много (около 30), но хронология их напи­сания (1877–1910) охватывает почти весь творч. путь поэта.

В кон. 1883 К.Р. было присвоено звание почетного члена Императорской АН, а 3 мая 1889 он назначен ее президен­том. Эту высокую должность К.Р. занимал 25 лет. Его важнейшей инициативой стало уч­реждение при Отделении русского яз. и словесности спец. Разряда изящ­ной словесности, а также избрание в ряды Академии наиболее изв. литераторов. К.Р. уделял внимание и проведению 100-лет­него юбилея со дня рождения А. Пушкина как всенародного торжества. К.Р. возглавил комитет по проведению юбилея. По инициа­тиве К.Р. было решено создать литературо­ведческое учреждение с целью изучения и издания тв-ва Пушкина «Пушкинский Дом». Было приобретено в казну имение Пушкиных Михайловское, реставрирована и взята под охрану государством могила по­эта. 1 янв. 1892 К.Р. писал в дневнике (ГАРФ. Ф. 660. Oп. 1): «Как ни ответственны занима­емые мною должности Президента Академии наук, командующего первым гвардейскими полком и, пожалуй, еще попечителя Женских педагогических курсов, призвание поэта для меня высшая и святейшая из обязанностей». После перв. сб. стих. (1886) ежегодно вы­ходят из печати кн. стихов. В 1888 напеч. его перв. поэма « Севастиан Мученик ». В 1915 издан сб. его критич. статей о совр. поэзии « Критические отзывы ».

Перу К.Р. принадлежат произведе­ния эпического плана. Кроме перв. поэмы «Севастиан Мученик» К.Р. написал драмати­ческий отрывок « Возрожденный Манфред » (вышел из печ. в 1885). Часть его лит. занятий составляли переводы: «Мессинская невеста» Ф. Шиллера, «Ифигения в Тав­риде» И. В. Гете, «Король Генрих IV» В. Шек­спира. 10 лет К.Р. трудился над переводом «Трагедии о Гамлете, принце Датском» Шекс­пира. Кроме тома самого текста трагедии еще 2 тома составили комментарии. Премьера пьесы состоялась в «Измайловских досугах» 17 янв. 1897, роль Гамлета исполнял сам К.Р.

К.Р. был также композитором, положил на музыку стих. «Луч денницы» В. Гюго, «Верь мне, друг» А. К. Толстого; написал романсы «О, не пытайся дух унять тревожный» и «Гор­ними тихо летела душа небесами» на слова А. Толстого, «Он уже снился мне когда-то...», «Далеко, на самом море...» на слова А. Май­кова; переложил на музыку собственное стих. «Молитва».

Посл. значительным лит. трудом К.Р. была драма « Царь Иудейский » (1914), действие кот. происходит в посл. дни земной жизни Христа. По церковным правилам образ Христа не мог появиться на сценических подмостках, и, хотя автор пьесы выполнил это условие, вокруг «Царя Иудей­ского» развернулась идеологич. кампа­ния. Синод запретил постановку, однако Им­ператор разрешил поставить пьесу в «Из­майловских досугах» как любительский спек­такль, и премьера «Царя Иудейского» состо­ялась 11 янв. 1914. Музыку к пьесе напис. А. Глазунов. К.Р. исполнял роль Иосифа Аримафейского.

19 июля 1914 Германия объявила войну России. Сыновья К.Р. (кроме двух младших) были отправлены на фронт. 29 сент. от раны, полученной в конном бою, скончался самый любимый и талантливый сын К.Р. - Олег. Отец пережил его всего на полгода. Погребен он в Великокняжеской усыпальнице Петро­павловского собора. В 1997 американские кадеты, почитавшие К.Р. как видного воена­чальника и инспектора всех кадетских корпу­сов России, доставили в СПб. каррар­ский мрамор и помогли восстановить надгро­бья над захоронением К.Р. и его семейства.

Соч.: Стихотворения (1879–1885). СПб., 1886; Стихотворения. 1879–1912: В 3 т. СПб.; Пг., 1912–15; Севастиан Мученик. СПб., 1888; Новые стихотворения (1886–1888). СПб., 1889; Третий сборник стихотворе­ний (1889–1899). СПб., 1900; Критич. отзывы. Пг., 1915; Царь Иудейский: Драма в 4 действ. и 5 картин. СПб., 1914; Недоверие к солдату (из завещания вел. кн. Константина Константиновича) // Новый ж. 1995. № 2; Великий князь Константин Константинович Романов: Дневники. Воспоминания. Письма. M., 1998; И. А. Гончаров и К. К. Романов. Неизданная переписка. К.Р. Стихотворения. Драма. Псков, 1993; Переписка К.Р. с Н. Н. Страховым // Русская лит-ра. 1993. № 2; Пись­ма великого князя Константина Константиновича в Оптину пустынь // Новый ж. 1998. № 1.

Лит.: Михайлов Д. Лирика К.Р. в связи с историей русской поэзии во вторую пол. XIX в. СПб., 1901; Нелюбин Г. К.Р. Критико-биографический этюд. СПб., 1902; Кони А. Речь на общем собрании Академии наук в память великого князя Константина Константиновича // Ежегодные лит. и науч.-популярные приложения. 1916. Дек.; Сергиевский Н. Эти милые две буквы...: Книга о К.Р. Нью-Йорк, 1957; Тайны дома Романовых // ЛГ-Досье. 1992. № 2; Великий князь Гавриил Константинович. В мраморном дворце. Из хроники нашей семьи. СПб.; Дюссельдорф, 1993; Соболев В. Августейший прези­дент: Великий князь К.Р. во главе Императорской Акаде­мии наук. 1889–1915 годы. СПб., 1993; Кузьмина Л. Августейший поэт: К.Р. Стихи разных лет. Личность. Тв-во. СПб., 1995; Волгин И. Колеблясь над без­дной: Достоевский и императорский дом. М., 1998; Петроченков В. Драма страстей Христовых (К.Р. «Царь Иудейский»). СПб., 2002; Родосский А. Воин, академик, поэт // История и культура: Сб. СПб., 2005; Матонина Э., Говорушко Э. К.Р. М., 2008; Чернышева-Мельник Н. Баловень судьбы: История жизни Константина Романова. М., 2008.

Л. Кузьмина

  • К.Р.