Крайский Алексей Петрович


КРА́ЙСКИЙ (наст. Кузьмин) Алексей Петрович [5(17).2.1892, Новгород - 11.12.1941, Л-д; похоронен на Волковом кладб.] - поэт, прозаик.

Родился в бедной и малограмотной семье сторожа скотобойни. Начальное образование получил в церковно-приходской школе и городском училище. С 14 лет - ремонтный рабочий на железной дороге, ученик на телеграфе, весовщик и багажный кондуктор. Некот. время слушал лекции по истории русской и западноевропейской лит-ры в веч. Народном ун-те, «но знания и любовь к литературе приобрел исключительно самообразованием» (« Автобиография» . ИРЛИ). В 1911 приехал в СПб.; служил приказчиком и конторщиком в фирме «Торговый Дом Я. Г. Клочков и К ˚ ». Писал стихи о жизни торговых служащих, пародии на хозяев, по собств. признанию, - «из протеста против социальной несправедливости» («Автобиография»). В янв. 1917 призван в армию рядовым запасного пехотного полка; освобожден после Февральской революции по состоянию здоровья. В 1918−19 находился в Красной Армии в составе Театрально-драматург. мастерской, обслуживавшей Южный, Западный и Сев. фронты; участвовал в обороне Пг. при наступлении войск Юденича (1919).

Поэтич. становление К. проходило под влиянием традиций предшествующей культуры, особенно А. Пушкина, А. Блока, В. Маяковского, и рабочей поэзии дорев. периода, что обусловило противоречия в последующем тв-ве. В ранних стихах ощутимы декадентские настроения, реминисценции из поэзии символистов. Излюбленный худож. прием - контрастность изображения; мотивы страдания, одиночества и бесправия человека в мире соседствуют с безудержным ликованием по поводу приближающегося обновления жизни.

Перв. публикация состоялась в марте 1916 в «Маленькой газ.» под псевд. «А. Крайский». С этого вр. помещал в «Рабочей газ.» и «Правде» призывные и антивоен. стихи («На вокзале», «В лазарете» ). Пост. лит. деятельность, «жизнь без оглядки» (К.) началась с 1917, после знакомства с пролетарским поэтом Я. Бердниковым, кот. свел его с кругом писателей, объединившихся в Пролеткульт (сент. 1917). Входил в состав руководства Пролеткульта (1920), заведовал Лит. студией (1921), был секретарем ж-ла «Грядущее» (1921). Впоследствии один из организаторов и руководителей пролетарских организаций Пг.: секретарь Союза пролетарских писателей (1920), Пг. ассоциации пролетарских писателей «Космист» (1921−23), предс. правления Пг. ассоциации пролетарских писателей (1923−24), член правления Лен. ассоциации пролетарских писателей (ЛАПП; 1924−29). С 1923 входил в творч. группу ЛАПП «Стройка», возглавляемую Г. Горбачевым; член редколл. альм. «Стройка».

Стихи и поэмы порев. периода, проникнутые типичными для пролеткультовской эстетики настроениями самоотречения, пафосом преображения мира, упоением свободой, динамичные и экспрессивные («Без остановок», «Мы - одно», «Вперед!», «Походная», «Гибель богов») , снискали К. славу «буйного молодого таланта» (В. Князев), «недюжинного поэта», отличающегося поэтич. вкусом и мастерством (И. Ясинский). Печ. в пролеткультовских сб-ках «Свирель» (1917), «Под знамя Правды» (1918), «Трибуна Пролеткульта» (1922), ж-лах «Грядущее», «Пламя», «Борьба», «Маховик», «Резец», «Красной газ.».

В перв. книге стихов «Улыбки солнца» (1919; 4-е изд. 1919) К. заявил о себе как поэт лирический. Наряду с пролеткультовской тематикой в ее состав вошли стихи о любви, природе, простых ценностях человеч. бытия, пронзительно искренние и нежные («Весеннее» ,«Белые ночи» ,«Любовь» ). Самобытность К. отметил В. Брюсов в статье «Вчера, сегодня и завтра русской поэзии»: «Он один из тех, кто занят работой и над новой формой. В замыслах у него есть широкий размах, почти космический угол зрения».

К. пробовал силы в прозе и драматургии. В 1921 вышла небольшая кн. рассказов «То, что было» , занятных по фабуле, но неглубоких по содержанию. Пьесы и инсценировки на соц. тематику, рассчитанные на неискушенного зрителя, ставились в пролеткультовских и рабочих театрах и пользовались успехом. Пьеса «Жизнь вверх ногами» (Л., 1926) получила признание как «талантливо написанная, занимательная и смешная комедия», в которой «всюду рассыпан остроумный, здоровый, естественный юмор» (А. Дзюбенко).

В нач. 1920-х К. пережил глубокий идейный и творч. кризис. Пытался найти свой путь в лит-ре, отойти от пролеткультовских штампов и говорить собств., естественным голосом: «Но сердце мое - земное, / Любит сегодняшний снег, / Грядущее - что такое? / Не поповский ли рай - “Маховик”?» (ИРЛИ). Пессимистические настроения и внутренний надлом проявились во второй кн. стихов «У города-разбойника» ([1921]; на обл. - 1922), построенной на контрастном изображении старого СПб. и Пг., города революционных преобразований. Однако продекларированное К. стремление освободиться от «черного омута призрачных огней», шагнуть «вперед», к «светозарным дням», выглядело схематично и неубедительно. Лучшими оказались стихи о СПб., бесприютности человека в сумрачном, ветреном городе, наполненном неясными тенями, липким туманом, омертвелыми строениями («Алмазы», «Луна - лицо покойника») , кот. можно по праву отнести к т.н. петерб. поэзии. Кн. вызвала резкую отповедь пролетарской печати, отметившей «отголоски буржуазной поэзии», неактивное отношение к жизни и «два лика» К. (И. Оксенов). Довольно скоро стал считаться одним из «наименее пролетарских поэтов» Пг. (Г. Фиш), склонным к лиричности, печали и «мягкому раздумью» (П. Жуков).

В тв-ве сер. 1920-х преобладает лирич. тональность. Осн. тема стихов, проникнутых радостным мироощущением, задушевной интонацией, порой - лукавой иронией и озорством ― «просто о человеке» («О звезде, о портфеле, о жизни» ,«Вишневые сады» - с посвящением И. Садофьеву). Подготовленные к печ. сб. стихов («Подорожник», «Платок», оба - 1923; «Просто о человеке», 1925), были отклонены изд-вами как несвоевременные. Болезненная неуверенность в себе, осознание ненужности своей лирич. музы «напряженной, лживой и лицемерной эпохе» (письмо В. Князеву 1930 // ИРЛИ) отразились в его дневниковых записях втор. пол. 1920-х.

Рефлектируя на критику, К. возвращался к соц. заостренной тематике, сочинял стихи к датам и «на тему», насыщенные ложным пафосом и агитац. риторикой, небрежные по стилю и слогу. Такова поэма «Повесть о солдатских костях, похороненных в Турции» (Стройка. 1925. № 2; отд. изд.: Л., 1927) - о предприимчивом американце, решившем использовать кости солдат для массового производства костяных изделий. Сам К. признавался, что «название пролетарского поэта получил по социальному положению и происхождению; по творчеству же - я больше романтик, и новых черт, новых мотивов, свойственных пролетариату, дал очень мало» («Автобиография»).

В кон. 1920-х К., как и мн. пролеткультовцы, почти полностью отошел от поэтич. тв-ва, последующие годы посвятил воспитанию новых кадров сов. лит-ры, организационной и профсоюзн. деятельности. Немногочисленные стихи и поэмы («Желтая пена» , 1928; «Волшебный шофер» , 1933), перепевающие тему изменения судьбы человека в соц. мире, написанные бодрым, пропагандистским тоном, не прибавили к поэтич. облику К. дополнительных черт. Две последние кн. стихов «На панельных квадратах» (Л., 1930), «Лирика. Избранные стихи. 1917−1937» (Л., 1939; с предисл. В. Саянова), составленные, в основном, из произведений перв. пол. 1920-х, не имели резонанса в печ.

В 1924–28 К. - зам. председателя ЛО Всероссийского союза поэтов; 1929–30 - член правления ЛО Всероссийского СП, исполкома ФОСП, правления Литфонда (1926–30). Был широко изв. как организатор и руководитель лит. кружков: Коммунистического ин-та им. Зиновьева (1922−23), ж. «Резец» (1926−29), Кировского з-да и др. Среди учеников К. - Д. Лаврухин, Б. Корнилов, Ю. Инге, А. Прокофьев, посвятивший К. стих. «Товарищ». Массовому лит. движению, тв-ву начинающих писателей посвящ. статьи и заметки кон. 1920-х - нач. 1930-х. В ж-ле «Резец» (1925−27) помещал «Беседы» по теории прозы и стихосложения, рассчитанные на начинающего писателя из рабочей среды. Изд. отдельными брошюрами, пользовавшимися популярностью у читателей: « Что надо знать начинающему писателю (Выбор и сочетание слов) » (Л., 1927); « Что надо знать начинающему писателю (Построение рассказов и стихов) » (Л., 1928); « Что надо знать начинающему писателю о построении драмы » (Л., 1929). Критика, в свою очередь, упрекнула автора в идеалистич. понимании искусства. В 1930-е заведовал лит.-массовой работой ЛО СП, руководил творч. семинарами Кабинета рабочего автора Профиздата, Рабочего Лит. ун-та им. А. М. Горького (РЛУ). В семинарах К. в РЛУ занимались Е. Серебровская, Г. Холопов, Б. Кежун, З. Дичаров.

Посл. стих. К. « Огонь » написано 22 июня 1941. Остался в блокадном Л-де; умер от истощения.

Поэтич. наследие К. не равнозначно в худож. отношении. За творч. расцветом нач. 1920-х довольно скоро последовал срыв вдохновения и мастерства. Но блестящие образцы пролеткультовской поэзии и отд. лирич. стихи, наполненные безмерной тоской, щемящей нежностью и сострадательной любовью к человеку, занимают достойное место в русской поэзии 1920-х.

Соч .: Пролетарские писатели: Антол. пролетарской лит-ры / сост. С. Родов; Под общей ред. П. Когана. М., 1924; Пролетарская поэты: антол. / [сост.] Вл. Кириллов. М., 1925; Революционная поэзия (1890–1917). Л., 1954; Из поэзии 20-х гг. [сб.]. М., 1957; Антол. русской сов. поэзии. 1917–57: в 2 т. М., 1957. Т. 1; Русская рев. поэзия. 1895–1917. Л., 1957; Пролетарские поэты перв. лет сов. эпохи / вст. ст., сост. З. Паперного; подг. текста, биогр. справки и прим. Р. Шацевой. Л., 1959 (БП); Поэты «Правды». Стихотворения. 1912–22 / предисл. А. Дымшица; сост. и подг. текста А. Жарова; биогр. справки Н. Осьмакова. М., 1967; Шацева Р. А. П. Крайский. Неизвестные стих. и воспоминания // День поэзии. 1967. Л ., 1967.

Лит.: [Автобиография] // Красная панорама. 1926. № 28. Июль; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Дичаров З. Огонь его души // Голоса из блокады: лен. писатели в осажденном городе (1941−44) / сост. З. Дичаров. СПб., 1996; Виноградов И. Слово о старшем друге // Голоса из блокады: лен. писатели в осажденном городе (1941−44) / сост. З. Дичаров. СПб., 1996; [Соболев А. Л.]. Летейская библиотека - 59 // http://lucas-v-leyden.livejournal.com/131573.html ; Блокадные будни в дневниках А. П. Крайского и Е. П. Крайской / публ. Т. А. Кукушкиной, Л. Д. Зародовой // Ежегодник РО ПД на 2014 г. СПб., 2015.

Т. Кукушкина

  • Крайский Алексей Петрович