Крандиевская Анастасия Романовна


КРАНДИЕ́ВСКАЯ Анастасия Романовна (урожд. Кузьмичева; до замуж носила фамилию отчима - Тархова) [22.12.1865(3.1.1866), Ставропль-Кавказский ― 2.5.1938, Л-д] ― прозаик.

В Ставрополе-Кавказском окончила женскую Ольгинскую гимназию. В 1884 вышла замуж за В. А. Крандиевского, журналиста, издателя, редактора ж. «Бюллетени лит-ры и жизни». В браке родились трое детей: Наталья ― поэтесса, будущая жена А. Н. Толстого (Н. В. Крандиевская-Толстая); Надежда ― скульптор; Всеволод ― художник. После замужества К. жила в М. Получила образование на историко-словесном отд. Высших женских курсов В. И. Герье. Семья К. жила в доме издателя и друга С. А. Скирмунта, где часто собирались изв. представители творч. интеллигенции того вр. К. была участницей кружка «Телешовские среды». В круг общения К. выходили М. Горький, В. Розанов, С. Бердяев, братья Трубецкие и др. На К. оказали влияние христианские взгляды Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского.

Печ. начала с сер. 1880-х. Рассказы К. выходили в ж. «Сев. Кавказ», «Русский курьер» и «Развлечение». Наиболее ярко заявила о себе повестью « То было раннеювесной », опубл. в «Русской мысли» (1897. № 7–8). Герои К. - учащаяся молодежь.

В 1900 под этим же назв. ― « То было раннею весной » ― вышел перв. сб. произведений К., в целом снискавший положительные отзывы критики, кот. вместе с тем отмечала недостаточную оформленность и яркость таланта писательницы. Впоследствии сб. переизд. еще раз в 1903, а также составил перв. том собр. произведений К., вышедшего в 1905, во второй том кот. вошли и новые рассказы автора, объединенные под заголовком « Ничтожные ». Помимо этого отд. брошюрами в дешевых изданиях для народа выходили рассказы К. « Для души », « На работу », « Только час », « Дочь народа » и др. Отд. рассказы переизд. неск. раз. Наиболее востребованным для публикаций был рассказ «Только час», дающий зарисовку тягостной жизни шахтеров, увиденной глазами начинающей полной стремления изменить мир писательницы. Обращалась К. и к большим худож. формам. В 1916 К. напис. роман « Тайна радости », в кот. отразились сомнения в перспективах социальной революции. Участвовала в сб. «Утренники» (М., 1915) и «Ветвь» (М., 1917).

В творч. манере К. прослеживается влияние А. П. Чехова. В фокусе внимания автора психология людей, стремящихся к некоему идеалу, но зачастую не состоявшихся в своих поисках, в силу как объективного несовершенства окружающего мира, так и по причине недостаточной глубины собств. духа. Современная К. критика отмечала вдумчивость худож. мировосприятия писательницы, лирич. настрой и умение четко передать веяние своего времени, соц. заостренность и актуальность тематики ее произведений.

В послерев. годы К. отошла от лит. действительности. После смерти супруга (1928) К. жила в доме зятя ― А. К. Толстого, а затем с 1935 в Доме престарелых ученых в Л-де.

Соч.: «То было раннею весной» и др. рассказы. М., 1905 ; «Ничтожные» и др. рассказы. М., 1905; Только час. М., 1905; У свежей могилы. Дочь народа. Для души. СПб., 1911; Охранитель. М., 1917; Счастливая // Сердца чуткого прозреньем...: Повести и рассказы русских писательниц XIX в. / Сост. Якушкин Н. М., 1991.

Лит.: Венгеров С. Критико-библиогр. словарь русских писателей и ученых (от нач. русской образованности до наших дней): В 6 т. СПб., 1889–1904; Энц. словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1890–1907; Только час: Проза русских писательниц кон. XIX ― нач. XX в. / Сост. В. Ученова. М., 1988.

Е. Шлейникова

  • Крандиевская Анастасия Романовна