Крандиевская-Толстая Наталия Васильевна


КРАНДИЕ́ВСКАЯ (Крандиевская-Толстая) Наталия Васильевна [21.1(2.2).1888, М. - 17.9.1963, Л-д, похоронена на Серафимовском кладб.] - поэт, мемуарист.

Отец К. - публицист, издатель («Бюллете­ни лит-ры и жизни» и др.), мать - А. Р. Крандиевская-Тархова, писательница. Получила сначала домашнее образование, потом училась в моск. гимназии. В доме, где жили родители, часто собирались литераторы. В этой обстановке сама К. начала писать стихи с 7 лет, печ. в моск. журна­лах - с 13 лет (напеч. неск. стих. в ж. «Муравей»). Ее тв-во было отмечено вниманием именитых современников. И. Бу­нин, когда К. принесла ему свои стихи (1903), подчеркнув ряд недостатков, благо­словил 15-летнего поэта: «Стихи у Вас все-таки с корешком. Писать будете. Я потому и браню Вас, дорогой коллега» (« Воспомина­ния »). Впоследствии, в России и за гра­ницей, Бунин продолжал высоко ценить тв-во К., считал ее любимой и единственной своей ученицей. В доме Крандиевских бывали писатели-народники, в т.ч. Н. Н. Златовратский, останавливался М. Горький. Стихи К. хвалили А. Блок и Ф. Сологуб, отмечали А. Ахматова и К. Чу­ковский, выделяли среди других С. Маршак и О. Форш, В. Шишков и К. Федин, из более молодых ее современников - Б. Слуцкий. Была знакома с М. Цветаевой, дружила с Ю. Балтрушайтисом и М. Волошиным. Занималась живописью, сочиняла фортепьянные пьесы и песни.

В семейном архиве сохранилась тетрадь ранних стихов К., собранных ее старшим братом (см.: А. Чернов). В 1913 в изд-ве К. Некрасова вышла перв. кн. ли­рики К. с обложкой работы М. Добужинского (у него и Л. Бакста К. занималась в студии) - сб. « Стихотворения » (М., 1913). Кн. была сочувственно встречена крити­кой, отметившей ум и одаренность автора. Тем не менее К. не займет заслуженного мес­та ни в истории лит-ры, ни в сердцах широко­го круга читателей. Когда в 1970-е К. как бы откроют заново, окажется, что даже вполне компетентные исследователи знают ее тв-во недостаточно. Отчасти повинна в этом была жизнь, судьба К.- в ее мир, уже замуж­ней женщины и матери, властно вошла очень большая любовь. В 1915 она связала свою судьбу с А. Толстым (третья жена А. Н. Толстого), в 1918 выехала с ним и детьми из голодающей М. на Украину, а затем в эмиграцию - «многотрудное... странствие по чужим землям, длившееся че­тыре года» («Воспоминания»); в 1923 по обоюдному желанию К. и А. Толстой вер­нулись на родину. Совм. жизнь их про­должалась до 1935. Более чем 20 лет жизни К. были заполнены одним: «Все силы были от­даны семье и работе с мужем. Я была его се­кретарем, советчиком, критиком, часто про­сто переписчиком. Я вела иностранную кор­респонденцию с издателями, подбирала нуж­ные материалы к „Петру...”, правила коррек­туры, заполняла декларации фининспекто­ра...» (« Автобиография »). Об этом и в стихах: «Так - целым миром пренебречь / для одного тебя, чтоб тенью / у ног твоих покорно лечь» (« Вечерний свет» ). На этом основании в некот. мат-лах о К. утверждается, что на все время жизни с Толстым до его ухода из семьи К. перестала быть поэтом. Это не так. В1919 в Одессе вышла втор. кн. стихов К. (« Стихотворения. Кн. 2 »), в 1922 в Берлине - третья, в 1925 в Л-де - кн. для детей « Звериная почта ». Известно, что К. написала ряд сти­хов для либретто оперы Ю. Шапорина «Де­кабристы». Была, разумеется, и «придушенность» (определение К.) собств. тв-ва во имя всепоглощающей радости служения столь любимой семье, в кот. росло уже четверо детей. Но все эти годы К. продолжала писать детские стихи и песни, вела дневники. Толстой высоко ценил поэтич. дар К., считал ее «настоящим поэтом и мастером» (Толстой Д. Начало жизни // Нева. 1971. № 1). Обаятельный облик ее нашел отражение в характерах самых любимых героинь Толстого - сестер Кати и Даши Булавиных («Хождение по мукам»), в воспоминаниях родных и друзей. Сохранились 176 писем Толстого к К.

«Расхождение путей» К. пережила очень тяжело, но чудо любви и благодарную память о ней пронесла вместе с болью до конца дней - об этом К. вела разговор в удивитель­ных по глубине психологизма, такта, душев­ной красоты стихах, вышедших уже посмерт­но. Огонь огромного чувства, озаривший мо­лодость (« Алексей - с горвода ...»), даже после ожога светил. Этот « Вечерний свет » (название сб. 1972), мерцающий в собствен­но интимной лирике (« Он не приходит пе­ред сном», «Люби другую, с ней де­ли...», «Больше не будет свидания.. .» и др.), не гаснет и в философских размышле­ниях о родной земле, кот. так много зна­чила для обоих, о жизни и смерти, о месте че­ловека в мироздании, о связи времен, о при­роде, о тв-ве, так зримо демонстрирую­щих возможные пути воплощения традиций, органическую внутреннюю связь К. с люби­мым поэтом Ф. Тютчевым.

Войну К. встретила в Л-де, провела в городе самые тяжкие блокадные дни. Это отразилось в стихах - цикле « В осаде », посвящ. сыну-фронтовику. Эти стихи постигнет стран­ная судьба. Книга блокадной лирики К. « Дорога », уже набранная, в 1946 будет рассы­пана после д-да А. А. Жданова о ж. «Звез­да» и «Ленинград», от нее останется только обложка. Но, может быть, именно это спасло К. от более страшных испытаний: тех ли, что выпали на долю «героев» доклада - А. Ах­матовой и М. Зощенко, или тех, кот. К. не исключала для себя с 1930-х: «Лифт, подни­маясь, гудит / Хлопнула дверь - не ко мне. / Слушаю долго гудки / Мимо летящих ма­шин...». Не случайно в семейном архиве хра­нится фото, на кот. к дому, где жила К., подъезжает «черная Маруся» - милицейская, из НКВД машина. В результате непомерных переживаний от разлуки с Толстым К. тяже­ло болела, к концу жизни ослепла.

Итак - три книги стихов в нач. пути, три «этапных» книги посмертно, три прекрас­ных сына, внуки (о них - тоже в стихах). И все же имя по­этессы страдало от забвения. К. никогда не воспользовалась «семейными связями» - ни самого Толстого, ни занимавших позднее высокое положение в науке и искусстве сыно­вей для устройства своих лит. дел. Но где-то в глубине души, очевидно, жила надежда на более полный выход к читателям. Во всяком случае, в нач. 1960-х она составила, по сути дела, программу изд. всего написанного ею, начиная с сер. 1930-х, рас­положив мат-л по циклам: « Разлука » (1935–38), « Виноградный лист » (1938–40), « На озере Селигер » (1938–40), « В осаде » (1941–43), « Памяти А. Н. Тол­стого » (1945–46), « Когда виден берег » (1946–57), « Венок сонетов. Ключ » (1954), «Вечерний свет» (1958–61).

Писала стихи для детей. В Берлине (б.г.) была изд. « Книжка про веселое житьишко » и там же в 1922 - кн. стихов « От лукавого », в 1925 в Л-де - упомянутая уже «Зверина почта». Стихи К.-Т вошли в сб. «Радугая: Русские поэты для детей» (Берлин, 1922) и в сб. стих. для детей «Родное». (Париж, 1921). Печ. стихи для детей в изданиях русского зарубежья: альм. «Вечера под зеленой лампой» (Берлин, 1923), ж. «Жар-птица», «Зеленая палочка», «Совр. записки», «Сполохи», «Эпопея» и др.

Оставила « Воспоминания » (Л., 1977), в кот. с тонким чувством юмора и легкой самоиронией рассказала о детстве и юности, о встречах с М. Горьким, И. Буниным, А. Куприным, С. Есениным, Б. В. Савинковым и др., о жизни А. Н. Толстого.

К. никогда не входила ни в какие поэтич. группировки Серебряного века - как И. Бунин и А. Толстой. Как и они, К. принад­лежала к «золотой» классической традиции. Ее поэтич. наследие не прочитано до конца. Но без лучших ее стихов невоз­можно себе представить поэзию XX в. так же, как без А. Ахматовой и М. Цветаевой.

В ОР РНБ хранятся воспоминания и автобиография К.-Т.

Сестра - Надежда Васильевна К. (в замуж. Файдыш) (1891–1963) - скульптор. Автор скульпт. портретов А. Н. Толстого, С. Я. Парнок, М. И. Цветаевой, М. Горького, Д. Фурманова, А. Пушкина и Микеланджело. В какой-то степени прототип Маши в «Хождении по мукам» А. Толстого.

Соч .: Стихотворения. М., 1913; Стихи. Кн. вто­рая. Одесса, 1919; От лукавого. Кн. стихов. М.-Бер­лин, 1922; Звериная почта. [Л.], 1925; Вечерний свет: Стихи. Л., 1972; Гришкины путешествия: Стихи. Берлин, [Б.г.]; Воспоминания. Л., 1977; Стихотворения. М., 1985; Дорога. М., 1985; Грозовой венок: Стихи и поэма. СПб, 1992; [Стихи] // Русские стихи 1950–2000 гг.: Антол.: в 2 т. / сост. И. Ахметьев, Г. Лукомников, В. Орлов, А. Урицкий. М., 2010; Стихи // Царскосельская антология / сост., вст. ст., подгот. текста и прим. А. Арьева. СПб.: Вита нова, 2016.

Лит. : Мануйлов В. О Н. В. Крандиевской-Толстой // Крандиевская Н. Вечерний свет. Л., 1972; Иоф­фе С. Живут стихи. Иркутск, 1979; Лидин В. Кава­тина // Люди и встречи. М, 1980; Крандиевский Ф. Рассказ об одном путешествии // Звезда. 1981. № 1; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; А. Н . Толстой. Мат-лы и иссл. М., 1985; Катаев В. [Предисл.] // Крандиевская Н. Сти­хотворения. М., 1985; Толстая М. Тихая музыка памя­ти // Нева. 1987. № 7, 8; История дорев. России в дневниках и воспоминаниях: В 5 т. М., 1976–1988. Т. 4; Глезер Л. Записки букини­ста. М., 1989; Русские писатели. 1800–1917. Т. 1–5. М., 1989–1999; Чернов А. Утаенный подвиг Натальи Крандиевской // Крандиевская Н. Грозовой свет. СПб., 1992; Струве Г. Русская литература в изгнании. Изд. 3-е. Париж-М., 1996; Обоймина Е., Татькова О. Русские жены. Недостижимый идеал. М., 2006.

К. Бикбулатова

  • Крандиевская-Толстая Наталия Васильевна