Красногоров Валентин Самойлович


КРАСНОГÓРОВ (наст. Файнберг) Валентин Самойлович [20.12.1934, Л-д] - драматург, прозаик, теоретик драмы.

Отец - инженер-электрик, мать – учитель. Учился в школе в Эстонии и закончил Таллиннский политехнич. ин-т (1956). Специальность по диплому: «химическая технология топлива». В этой же обл. работал с 1961 в Лен. инженерно-экономич. ин-те, где защитил канд. дис. и преподавал (сначала в должности доц., затем проф.). Занимаясь технологией переработки нефти и горючих сланцев, охраной окружающей среды, К. защитил в 1974 докт. дис., опубл. 4 кн., около 100 ст. Естественным переходом от научно-технич. деятельности к художественной стали произведения о химии и химиках: « Подражающие молниям » (об истории взрывчатых веществ), биографии: « Юстус Либих », « Альфред Нобель ».

Герои ранних сатирич. комедий К. (« Настоящий мужчина», «Кто-то должен уйти ») науч. сотрудники, работники КБ, быт кот. К. хорошо знает. Науч., системный подход сказывается и в композиции его пьес: им свойственна подчеркнутая жесткость, известная геометричность. С перв. шагов К. как писатель столкнулся с сов. цензурой. « Настоящий мужчина », напис. в 1968, увидел свет рампы только в 1976 (Театр на Литейном). К. отозвался на это явление кн. по истории русской и сов. цензуры « У мысли стоя на часах » (1978, самиздат, в 1990 – сокр. ред. в «Неве». Полный текст - 2017). Цензура беспокоилась не напрасно. «Кто-то должен уйти» (1976) - одна из самых острых сатирич. комедий за посл. неск. десятилетий. Несмотря на внешнюю камерность, в ней показана абсурдность общ. системы, построенной на уничтожении всего полезного, талантливого и генерировании бессмыслицы. Хотя значение пьесы не было осознано критикой, она стала одной из самых успешных в тв-ве драматурга, играется во всем мире до наст. времени.

Владея четким построением сюжета пьес, отточенным диалогом, К., тем не менее, вступил в драм. мастерскую И. Дворецкого (вместе с Л. Разумовской, С. Злотниковым, А. Галиным, А. Соколовой и др.). Пробовал себя во мн. жанрах, обращался к разным эпохам. Библейские тексты послужили мат-лом для его пьесы « Песнь песней ». « Рыцарские страсти » переносят зрителя в эпоху испанского «золотого века», « Этот слабый нежный пол » - во Францию XVII в. К. сочиняет публиц. драмы (« Дело Бейлиса »), детективы (« Ноги женщины № 2 », « Приглашение к убийству »). К. использует элементы гиньоля, гротескную образность, однако со временем все чаще обращается к сфере интимной, где в отношениях между мужчиной и женщиной проявляется давящая неподвижность бытия. В « Шествии гномов » (1978), « Прелестях измены » (1979) над героями довлеет пост. страх, диалог возвращается к одной и той же мысли. Этот лирико-психологич. абсурдизм станет и в дальнейшем приметой драм. стиля писателя.

В 1991 К. уехал в Израиль. Здесь он попытался не пером, а в конкретной общественно-полит. деятельности сделать мир разумнее. Помимо научной работы (в 1997–2001 он - вице-президент Союза ученых Израиля), выступлений в русскоязычной прессе (свыше 100 публикаций на различные общ. и полит. темы), К. занял пост заместителя мэра Хайфы (1998–2003), избирался депутатом городского совета Хайфы. Как заместитель мэра он помогал жизнеустройству иммигрантов из России.

Для литератора К. годы, проведенные в Израиле, стали временем подведения итогов. Он выпустил сб. пьес под назв. «Прелести измены» и теоретич. кн. « Четыре стены и одна страсть, или Драма - что же это такое? ». В ней стремился определить, в чем состоит специфика драмы по отношению к др. видам лит-ры. В своем исследовании К. рассматривал вопросы действия, композиции, драматич. диалога. Текст кн. послужил материалом для курса теории драмы, кот. К. читал в 2009–11 в СПб. ун-те культуры и искусства. В 1997 К. перевел с иврита пьесу Х. Левина «Торговцы резиной». Постановка комедии (под назв. «Потерянные в звездах») на сцене Театра на Литейном награждена «Золотой маской».

В 2005 К. вернулся в СПб. и еще ранее, с 2002, после 14-летнего перерыва вернулся к активной драматургич. деятельности. С 2002 по 2012 он написал 19 пьес и 3 сценария. Помимо традиционных для К. гротескных приемов, парадоксальности, неожиданных финалов, в его тв-ве появилась склонность к драматизации лирич. комедии (« Лебединая песня», «Комната невесты», «Его донжуанский список »). Он написал психологич. драму (« Лунный свет между тенями елей »), пьесу-притчу (« Райские врата »), использовал приемы клоунады (« Балаган »), сочинил пародию на «новую драму» и детскую кукольную сказку « Страшный разбойник ». Его увлекает раскручивание головоломного сюжета (напр., в « Любви до потери памяти »), мышление как драматурга парадоксально. Он сочиняет камерные пьесы (для двух-трех персонажей) и многофигурные композиции, в кот. проблема рассматривается в неск. ракурсах. В « Комнате невесты » 16 женщин постепенно втягиваются в действие, до предела заостряют ситуацию, пока она не завершается мнимым хеппи-эндом. В известном смысле, он совр. классицист. Многим его произведениям присуще единство места, времени и действия, что вовсе не приводит к одноплановости. Скажем, занимательная сюжетная и словесная игра в « Театральной комедии » подчеркивает относительность реального и художественного. По тематике, жанру произведения К. разнообразны и ориентированы на разную аудиторию.

Особое место среди пьес 2000-х занимает социальная драма « Жестокий урок », адресованная г.о. молодежи. По форме она представляет собой театр. психологич. эксперимент. По сути - попытку разобраться в пружинах, кот. управляют об-вом. Одной из таких пружин является легкая внушаемость безответственности. Безответственность может повернуть управляемого человека в любую сторону, в т.ч. к предельной жестокости. И в историч. драме (« Женщина, которой не было » о папессе Иоанне) К. стремится ставить философские вопросы («Может ли человек переделать мир и собственную природу?») и отвечает на них в неожиданно лирич. ключе. Изменять мир, оказывается, легче, чем самого себя. С 2012 по 2018 написал 10 многоактных и 12 одноактных пьес. Выпустил 3 тома избранных пьес: «Фуршет после премьеры» (2013), «Свидания по средам» (2015), «Комната невесты» (2015).

По пьесам К. поставлено более 871 спектакль в десятках городов России, СНГ, в зарубежных театрах Польши, Чехии, Германии, США, Индии, Монголии, др. стран. Его тексты переведены на английский (6 пьес), немецкий (5), испанский, чешский (3), польский (3), словацкий (3), румынский, албанский, болгарский (11), хорватский (6), черногорский, русинский, эстонский (4), украинский (6), монгольский (7), турецкий, иврит, якутский, тувинский, аварский, персидский и др. яз. Комедии К. играли на сценах МДТ, БДТ, Театра Р. Виктюка, Театра им. В. Ф. Комиссаржевской и др.

При всей востребованности К. в отношениях совр. театра с драматургией отмечает болезненные явления. Ряд его публицистич. ст. (в ж. «Совр. драматургия», «Балтийские сезоны», «Петерб. театрал. ж-л») посвящ. теме классики и ее вульгаризации в театре, теме незаинтересованности большинства театров в обновлении отеч. репертуара. Свои мысли о совр. театре К. обобщил в кн. «О драме и театре» (М., Берлин, 2018)

С 2012 К. возглавляет секцию драматургии СП СПб. В марте 2012 по инициативе К. создана Гильдия драматургов СПб. Он избран председателем Гильдии, призванной защищать права драматургов, продвигать их произведения в театр. репертуар. По инициативе К. организована Гильдия драматургов России. Учредительный съезд в Москве состоялся в дек. 2017, на съезде К. избран первым заместителем предс. Гильдии.

Соч .: Охота на дракона. М., 1976; Подражающие молниям. М., 1977; Юстус Либих. М., 1980; Настоящий мужчина. Л., 1980; Кто-то должен уйти // Сквозное действие. Л., 1989; Гласность и безгласность // Нева. 1990. № 3; Туалет жены доцента // 22. 1994. № 93; Прелести измены: сб. Хайфа, 1997; Треугольные булочки // 22. 1999. № 93; Четыре стены и одна страсть. Хайфа, 2001; Давай займемся сексом // 22. 2002. № 123; Шествие гномов // Совр. драматургия. 2003. № 2; Альфред Нобель – легенды и реальность // Звезда. 2003. № 10; Свидание по средам // Совр. драматургия. 2006. № 3; Лебединая песня // Балтийские сезоны. 2006. № 14; Нескромные желания // Совр. драматургия. 2008. № 1; Фуршет после премьеры // 22. 2008. № 148; Легкое знакомство // Совр. драматургия. 2010. № 3; Жестокий урок // Балтийские сезоны. 2010. № 20; Комната невесты // Совр. драматургия. 2012. № 1.

Лит .: Голлер Б. Фраза родится на свет // Балтийские сезоны. 2010. № 20.

Е. Соколинский

  • Красногоров Валентин Самойлович