Крестинский Александр Алексеевич


КРЕСТИ́НСКИЙ Александр Алексеевич (псевд. Тим Добрый) [24.5.1928, Л-д - 27.10.2005, Бат-Ям, Израиль; похоронен на христианском кладб. вблизи г. Петах-Тиква] - поэт, прозаик, переводчик.

Родился и вырос в Л-де. Жил и воспитывался в интеллектуальной среде. Отец ― китаист, книголюб, работал бухгалтером. Мать ― мед. работник. Большинство родственников К. работали в различных вузах Л-да. Родной брат отца Николай Николаевич ― секретарь ЦК, нарком финансов, посол в Германии, был арестован в 1937 как враг народа, проходил в судебном процессе по делу Н. Бухарина. Аресту отца помешала его смерть во время блокады. Попали в лагеря и два двоюродных брата К. Живым вернулся только один. Блокада, кот. К. пережил в подростковом возрасте, «не отпускала» его всю жизнь, стала мерилом его отношения к людям и к жизни и не просто одной из осн. тем тв-ва, но и его гражданским долгом перед теми, кто не дожил. Обо всем, что хранили память и сердце, он считал очень важным правдиво рассказать людям и особенно детям послевоен. поколений.

«Помню себя в сочинительстве очень рано», ― пишет К. Свом «детским играм в сочинительство», он не придавал особого значения, но всё же они усиливали его тягу к тв-ву. Занятия были разные: игра в необитаемый остров, откуда они с двоюродным братом пишут друг другу письма, сочинение фантастического романа, выпуск сатирических ж. «Красный перец», «Личное дело седьмого класса», в восьмом классе - перв. стихи о любви (Заметки сочинителя // Искорка. 1988. № 5; То же // Повести и рассказы. Л., 1988).Окончив школу, учился в ЛГУ на философском фак-те (1947–52). В 1951–59 работал в школе учителем лит-ры и истории, пионервожатым, затем ― во всероссийском детском ж. «Костёр» (1960–69). С 1958 печ. стихи и прозу для детей в ж. «Костёр», «Искорка», «Пионер», вел поэтич. семинар в ж. «Костер».

Перв. большая творч. работа К. (в соавт. с Э. Голубевой и Э. Кузнецовой) - «Беседы о русских художниках» ― учебное пособие для учителей и учащихся 8–10-х классов (Л., 1960). Однако К. больше импонирует поэтич. тв-во для детей. Перв. отдельно вышедшее стих. «Заколдованная девочка », напис. совм. с Н. Поляковой (1961). В 1960-е изд. два авторских сб. стихов для детей младшего школьного возраста: «Железнодорожный перестук » (М., 1965) и «Солнце на гвозде» (Л., 1968). В этих публикациях уже видно мастерство К. как поэта. Свои взгляды на поэтич. тв-во для детей, спустя годы, он выскажет в предисл. к кн. стихов Е. Серовой «Мозаика» (Л., 1981): мастерство поэта ― в умении извлечь из обычного необычное; в юморе ― умном и лукавом; в воспитании детей, но без занудных поучений, а изящно, с улыбкой; стихи должны легко запоминаться, вызывать желание повторять их вслух; поэзия должна давать радость и возможность поделиться ею с друзьями. Все это отразилось в стихах самого К., а еще ему удалось передать неудержимость детской фантазии, бьющую через край энергию, присущую детям ритмичность движений, образность и парадоксальность детского мышления, в его стихах ярко выражено игровое начало, и этим они привлекательны для малышей.

В кон. 1960-х появляется перв. прозаич. произведение К. для детей ― повесть «Туся» для детей младшего возраста (Л., 1969), в кот. автор пишет о своем довоен. детстве. Всё, что происходит в жизни героя повести Туси Пряникова дома, во дворе, в школе, есть в жизни каждого мальчишки и сегодня, тем это интереснее читать, ведь герой учится на своих ошибках, незаметно взрослея. Повесть имела успех, и вслед за ней появляются новые произведения: повесть «Маленький Петров и капитан Колодкин » (Л., 1971), «Жизнь и мечты Ивана Моторихина» (Л., 1974) и «Повести и рассказы» (Л., 1974). Напис. шутливая повесть «Штиблеты для дедушки», рассказы «Гном», «Довоенные мои игры», «Далеким знойным летом», «Буран» и др. Печальным рефреном во многих произведениях для детей, усиливающим их эмоциональное и нравственное воздействие, звучит тема войны и блокады.

Особняком стоят в жизни и тв-ве К. две наиболее значительные работы о блокаде для детей: альбом «Рисуют дети блокады» , подгот. вместе с женой (Л., 1969; переизд:. СПб., 1993) и сб. «Мальчики из блокады » с повестью «А потом началась война» и неск. рассказами (Л., 1983). Альбом, вспоминает К., «взял» у нас с женой 7–8 лет жизни», «это был добросовестный журналистский труд, труд поисковиков, собирателей. И эту свою работу мы выполнили тогда честно». Редакция изд-ва «Аврора» забраковала его, считая, что в нем слишком много мрачного. Лишь вмешательство К. Чуковского спасло альбом. 2 марта 1968 он пишет из Переделкино директору изд-ва Б. Пидемскому: «Мне, коренному ленинградцу, не совсем равнодушному к детям, книга эта кажется превосходной». Альбом выходит тиражом всего15 тысяч экз. Более двадцати лет авторы добиваются переизд. альбома, наталкиваясь на «прочные стены бюрократических отказов». Повесть «А потом началась война», написанная «с лёту», как вспоминает автор, годами отлёживалась, обрастала всё новыми подробностями, отступлениями. «Чем дальше уходит от нас время, тем невероятнее представляется всё то, что пережил город и мы вместе с ним. Это фантастика. Этого не могло быть, однако это было», ― пишет К. Сказочные персонажи повести ― Матрос, Кавалер и Девочка, мальчик, от лица кот. ведется рассказ, игры и истории, которые разыгрывает мальчик с этими персонажами в придуманном им кукольном театре, реакции зрителей-детей - всё это прелюдия к тому, что случится потом. На войну уходят Матрос и Кавалер, Девочка и дети остаются в осажденном городе, почти рядом с линией фронта. Романтическая сказка теперь переплетается с трагической былью. «Сказка - мечта ― высокая идея ― вера в добро ― вот что помогает выжить, вырваться, остаться человеком в нечеловеческих условиях»,― пишет К. Петерб. детский поэт и писатель С. Махотин, говоря о детских писателях старшего поколения (Р. Погодин, Н. Внуков, Н. Сладков), «чье творчество остается современным и по сей день, на чьи нравственные ориентиры хочется равняться», называет среди них и К., считая, что проза его «никем не оценена по достоинству». Об этом же пишет поэт М. Вейцман, отмечая, что К. ― «один из самых талантливых и светлых людей, кот. я когда-либо знал».

В 1990-е К. пишет лит.-критич. и мемуарные ст. о петерб. поэтах и писателях Е. Серовой, О. Григорьеве, А. Шибаеве, Л. Пантелееве для сб. «О лит-ре для детей» (Вып. 32, 33. Л ., 1989. 1991), о М. Дудине в сб. воспоминаний «Будьте, пожалуйста!» (СПб., 1995), предисл. к сб. стихов безвременно ушедшей поэтессы Н. Карповой «Разлук и встреч печаль и радость» (СПб., 1996). В ж. «Звезда», «Нева», «Аврора» часто появляются его стихи. В эти годы выходят сразу три сб. стихов К. для взрослых: «Отзовется душа» (Л., 1990), «Тихий рокер» (СПб., 1993 ), «Нищие неба» (СПб., 1997). Стихи К. для взрослых - философская лирика, пришедшаяся на переломный период в жизни нашей страны и России. Поэзия К. 1990-х - не просто раздумья нашего современника, это реакция обнаженного нерва души на болевые точки в жизни страны и народа.

В перв. сб. ― «Отзовётся душа» ― включены стихи, напис. в разное время и объединенные в циклы: «И ветер летит над столетьем ― гонцовый», «Никто не мог, но музыка могла», «А дерево стоит и думает о нас…». Здесь пронзительные стихи о прошлом и настоящем, блокадные воспоминания, стихи о близких (« Засон (Городская баллада)», «Ягодная баллада», «Стихи об отце», «Больница Мечникова» и др.). Сегодня много уже написано и о хлебе, и о роли искусства в ту блокадную зиму, но так, как у К., ― болезненно, ярко, с такой силой обобщения, ― не написано никем: «Холст будет распорот / С такой оглушительной силой, / Как если бы небо упало. / Ты крикнуть захочешь, / Но крик в твоем горле застрянет / Колючею рыбой…» (« Венера Джорджоне »). Боль и недоумение звучат в блокадных стихах: война кончилась, «…но над городами / пропитан воздух весь очередями…» («Очередь»). Знаковым является стих. о сумасшедшем старике, пристающем ко всем: «”Напишите. Прошу Вас, Ему напишите! / Я бы сам написал, да не вижу буквы. / Пусть он знает, посреди какого кошмара… / Не забудьте, моя фамилия Будкер…” ― / “Но кому?” ― / “Президенту Земного Шара!” / Мы стояли на почте, нелепая, странная / пара. / Пять минут. А казалось, протикали сутки. / Я прочел ему вслух: / “Президенту Земного шара. / Мне очень плохо. Очень плохо. Будкер”. / Он смотрел на меня, / как смотрят / на блудного сына, / Что вернулся домой из странствий своих / бездарных. / Он качал головой, и на ней шевелились / седины. / И стояли в глазах две слезы, две сестры / благодарных» («Встреча на почте»). В сб. «Тихий рокер» К. продолжает разговор с читателем о стране, где «произошло одно длинное-длинное короткое замыкание » («Тихий рокер: Попытка поэмы)» , о земле, где в самом глухом, «…в Богом забытом месте, / Взяв на анализ почву, выявишь вирус чести…» (« Обрыв ленты »), о России: «Неоконченною фразою / Ты с поэтами прощаешься, Россия » («Гей вы, птицы перелетные …»). Сб. «Нищие неба» со стихами за 1992–97 ― одна из посл. работ К. Это еще одна попытка разобраться в нашем накренившемся мире, в кот. поэт видит в осн. черные краски, обращение к Богу: «Умилосердись. Уравновесь белые и черные дни» (« Псалом 89. Время »). Сб. вышел в преддверии тяжелой болезни, отнявшей у поэта два года.

В 2000 К. эмигрировал в Израиль. Вначале новая жизнь, впечатления активизировали его тв-во, хотя и чувствовал он себя там «человеком со стороны» («В продолжение спора »). Он остался русским, с собств. памятью и мироощущением: здесь «пахнет не морем ― здесь пахнет Россией», «Внезапно пахнуло ромашковым зельем ― / Рязанским, воронежским, псковским весельем!» (сб. стихов «Дорога на Яффо». 2001). Сотрудничал в «Иерусалимском ж-ле», напис. цикл стихов «Под покровом Еврейского неба». Был принят в СП Израиля.

Соч.: Заколдованная девочка / В соавт. с Н. Поляковой. Л., 1961; Железнодорожный перестук. М., 1965; Солнце на гвозде. Л., 1968; Рисуют дети блокады: Альбом / В соавт. Э. Голубевой. Л., 1969; Туся: Повесть. Л., 1969; Маленький Петров и капитан Колодкин: Повесть. Л., 1971; Жизнь и мечты Ивана Моторихина: Повести и рассказы. Л., 1974; Повести и рассказы. Л., 1974; Белые звезды: Рассказы. Л., 1976; Катино лето: Рассказы. Л., 1977; Мы живём не по часам. Л., 1978; Мальчики из блокады: Рассказы и повесть. Л., 1983; Память, воображение, книга // О лит-ре для детей. Л., 1985. Вып. 28; Рябина над полем: Поэма. Л., 1986; Отзовётся душа. Л., 1990; Старые дети блокады // Искусство Л-да. 1991. № 6; Тихий рокер. СПб., 1993; Ведро супа на четверых // Голоса из блокады: Лен. писатели в осажденном городе (1941–44). СПб., 1996; Нищие неба. СПб., 1997; В Оптину - за правдой (Рассказ грешника) // Рассказы о православных святых / Под ред. В. Воскобойникова. СПб., 2003.

Лит.: Крестинский Александр Алексеевич // Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Махотин С. «…Невостребованность при одновременном дефиците» // Детская лит-ра. 1998. № 2; Александр Алексеевич Крестинский // Мир Петерб. детской книги. Авторы. Переводчики. Художники: Творч. биографии. СПб., 2000; Рубашкин А. В Доме Зингера и вокруг него: Воспоминания. Портреты. Письма. СПб., 2003; Никольский Б. «Белки в колесе» // Нева. 2005. № 12; Вейцман М. Вст. слово к рассказу К. «Братья» // Нева. 2006. № 5; Вейцман М. Грустно-весёлый, детско-взрослый // Иерусалимский ж-л. 2006. № 22; Рубашкин А. Последнее письмо // Звезда. 2006. № 3; «Эта пристань есть…»: Портреты. Размышления. Воспоминания о людях и Писательском доме / Сост., предисл., биогр. указ. Т. В. Акулова-Конецкая. СПб.: Аура-Инфо, 2012; Детские писатели СПб.: Краткий биобиблиогр. справочник / Сост. Н. Н. Бутенко. СПб., 2013.

Е. Томашева

  • Крестинский Александр Алексеевич