Крикунов Константин Евгеньевич


КРИКУНО́В Константин Евгеньевич [24.1.1963, Армавир - 12.4.2010, СПб., похоронен на Смоленском кладб.] - поэт, журналист, прозаик.

Окончил в 1985 фак-т журналистики ЛГУ, работал во мн. редакциях - петербургских отд. центр. и местных газ. и ж. - «Известия», «Аргументы и факты», «Час пик», «На Невском», «Под ключ», «Веч. время», «Город», печ. в «Крещатике».

Занимался в ЛИТО В. Сосноры. А. Мирзаев вспоминает: «Костя ходил в ЛИТО Сосноры, если у других учеников проявляется влияние Сосноры, то у Кости это обнаружить очень сложно - если и есть, то где-то на дне, и потом из этой глубины вышло что-то такое свое». По мнению Д. Суховей, у К. есть стих., написанное явно под влиянием Сосноры - « Пролог » - с верлибрическим началом: «Чапала цапля, цуцик читал чемберлена, / четьи-минеи цедили цирик и шамес, / гости съезжались на дачу, / стекло-12-крылые птицы на утренних розах дремали. // Мутное солнце, / железное зеркало моря, / я, веретенообразный, / птичка божия, оррнгронгрлнгнт!». «Восклицательный знак стоит за непроизносимой группой согласных, вроде как случайно-клавиатурной - или все же звукоподражательной. То есть, документируется либо случайное движение автора, либо странный звук птицы (или знак птицы - орн- (орнитология) в начале, [дро]нт - в конце), отраженной в тексте. Контекст не дает однозначного ответа, зато контрастирует с фонетически прозрачными пушкинскими строками (из хрестоматийного прозаического отрывка и из поэмы “Цыганы”), встроенными в ткань стихотворения». Та же исследователь подмечает: «…в стихах автора присутствуют точные даты, время и иные параметры бытия, характерно внимание к деталям, мелочам, представленным в произведении в неизменном виде. Это уже не “литературный язык …, обработанный творцами”, как определял в свое время лингвист Л. В. Щерба. Фиксация фактуры письма, обнажение приема создания текста в самом тексте - что это, если не ready made, когда поэтическое высказывание местами мало отличимо от хроники событий или фактофиксации реальности» (Суховей Д.). «Он и под пыткой не смог бы сфальшивить, потому что был органически честен - по отношению к миру, слову, к самому себе. У него был замечательный учитель - Виктор Соснора, и этим уже очень много сказано» (С. Носов).

К. - автор кн. стихов « Календарик с вороной » (Армавир, 1990), « Стекло-12-крылая птица » (СПб., 1995). Среди др. поэтич. публикаций сб. К. «Перелом ангела» (М.: Тверь, 2005), изд. по итогам Фестиваля свободного стиха, проходившего в СПб. в 2005. К. принимал участие и в Фестивалях свободного стиха в М. (2008, 2009). «Чудесная книга стихов, упоительно звонкая книга» - так отозвался о кн. «Календарик с вороной» М. Борисов.

Помимо поэзии К. работал в жанре малой прозы, некот. тексты (наряду с текстами В. Сосноры, Е. Майзеля и А. Лопухина) вошли в изд. «Очень короткие тексты: В сторону антологии» (М.: НЛО, 2000) и кн. прозы « Ты: Очерки русской жизни » (СПб.: Янус, 2004), где собраны репортажи, инт., публицистика. «Рид Грачев, Константин Симун, Шевчук, Темирканов, Растропович, Пионтек, Ельцин, Гаркуша - он собрал голоса Петербурга 90-х и нулевых в книгу людей и книгу большого города» (Д. Суховей). Д. Цилкин отмечал: К. «действительно любил Соснору и Грачева и во всех изданиях эту любовь деятельно осуществлял: писал о них, публиковал их тексты. К этому можно отнестись иронично, счесть фанаберией, а можно и с восхищением. Для меня в таком настаивании на своих пристрастиях есть какой-то обаятельный романтизм. Да и как еще вести себя поэту? А Костя, бесспорно, им был». «Для Кости Крикунова не было границ между жизнью и журналистикой, между словом и поступком, он помогал кому мог и как мог, - вспоминает М. Борисов. - Не было маленьких героев: все были уникальны и божественны. И сама жизнь была божественным даром, в котором есть свет и доброта».

Д. Циликин, журналист и худож. критик, говорит: «…любой Костин журналистский текст всегда был в значительной степени, а то и целиком художественным, и, конечно, Костя занимался журналистикой как прозой. Хотя его работы в журналистской квалификации назывались бы репортажами, точнее назвать их эссе. Газета живет один день, но, к счастью, эти работы составили, уверен, долговечную книгу Константина “Ты. Очерки русской жизни”».

Для К. «дневниковость как таковая является ключевым понятием. Начиная со сборника “Стекло-12-крылая птица”, в книгу включается личный документ как таковой, не заради тех фактов, которые в нем сообщаются, и не заради рефлексии, а просто как документ жизни, фрагмент истории быта и становления автора, на момент писания дневника - 11-летнего мальчика, учившегося в школе провинциального южного городка. В этом дневнике есть и фактура написания рукой с ошибками - хотя дневник издан и не репринтно, есть основания верить, что все же близко к орфографии оригинала. Что это если не found poetry - когда поэт, включая эго-документ в книгу стихов, провоцирует читателя поэтизировать его восприятие» (Д. Суховей).

И в сб. «Очень короткие тексты» несколько произведений К. включено в раздел «В сторону дневника». «Здесь дневниковость - уже лирическая, местами доходящая до скрытой, латентной, имплицитной, нуждающейся в дополнительном прояснении. Она свойственна стихам и, в особенности, прозе Виктора Сосноры» (Д. Суховей).

В 2004 К. придумал и ред. независимую газ. «Хроника настоящего времени» (чаще просто «Хроника»). Этот проект - наиболее обширный из созданных К., по сути, являл собой поэтич. метадневник мира. Это была новая журналистика - по своей сути «Петербург - в контексте мира». «“Хроника” - это наша попытка сконструировать из сотен новостей метафору того, что происходит в мире», - говорил К. в одном из инт.

К. обладал большим опытом редакторской работы, участвовал в создании неск. изд. С именем К. связано появление ж. «Петербург. На Невском» и «Красный», «Корпорация» и «Фирменный». К. создал и возглавил компанию «Объединенная редакция “Текст”», специализирующуюся на изд. корпоративных СМИ. С. Князев вспоминает: «Журналистские колонки писал как стихотворение в прозе. Костя очень был похож на свою поэзию. Всю свою жизнь он строил как лирическое стихотворение». А. Мирзаев о том же: «У Кости все настолько органично, что нет границы между прозой, стихами и статьями».

В мае 2010 в СПб. в галерее «Борей» состоялась посмертная фотовыставка К., сопровождавшаяся поэтич. рядом. Название выставки - «ERDE», что по-немецки значит «земля», по назв. папки с фотографиями в компьютере К. О создании выставленных работ Мирзаев вспоминает: «Костя был очень своеобычным человеком. Своеобычие Крикунова проявлялось в том, что идем, вот, например, в лес, и Костя вдруг ложится на землю и начинает фотографировать - фотографировать под определенным углом». Фотографии К. были разложены на полу галереи «Борей», а поэтич. тексты, подвешенные на ниточках, парили над ними в пространстве выставочных залов.

Незадолго до смерти К. готовил к изд. кн. «Дни прозы», оставалась посл. правка. Кн. вышла уже после смерти К. под назв. « Четыре тетради » (СПб.: ИД «Текст», 2010).

«Между поэзией и журналистикой, минуя прозу» - так полушутливо о своем тв-ве однажды сказал К.

Соч.: Календарик с вороной. Армавир, 1990; Стекло-12-крылая птица. СПб., 1995; Проза // Очень короткие тексты: В сторону антологии. М., 2000; Ты: Очерки русской жизни. СПб., 2004; Стихи // Перелом ангела: Сб. М.-Тверь, 2005; Твои письма: Цикл стихов // Зинзивер. 2010. № 2 (18); Четыре тетради. СПб., 2010.

Лит.: Суховей Д. Вступ. // Занзивер. 2010. № 2 (18).

Л.

  • Крикунов Константин Евгеньевич