Кривцов Владимир Николаевич


КРИВЦÓВ Владимир Николаевич [4.4.1914, с. Любытино, ныне Новгородской обл. ― 22.4.1979, Л-д] ― прозаик, переводчик, критик.

Родился в семье лавочника (дед - купец 3-й гильдии, умер до революции, оставил лавочку одному из своих 12 детей). Т.о. у отца К. оказался дом в Любытино (тогда с. Белое) с «наследной» лавкой. В кон. 1920-х отцу К. пришлось бросить дело и дом и уехать на север (Мурманск), чтобы осваивать рабочую специальность (т.е. в конечном счете ― чтобы получить соц. статус рабочего). В заметке 1953-го К. отмечал, что родители умерли во вр. войны, отец - в блокадном Л-де.

Детство К. закончилось рано, после 8 класса работал слесарем, потом закончил рабфак при з-де «Электросила». В 1932 поступил в ин-т, кот. после ряда преобразований стал частью филол. фак-та ЛГУ. В 1935 «лавочка» едва не сломала судьбу К.: при рассмотрении дела о происхождении К., он был исключен из комсомола и из ун-та.

Уехал в Орск, где поначалу работал, но неожиданно подвергается аресту, по тем временам недолгому - на неск. месяцев. В итоге была признана ошибка - «приняли за другого». В 1937 почти случайно встретился в М. с Н. К. Крупской, кот., вероятно, сыграла опр. роль в восстановлении К. в ун-те. Закончил ЛГУ по каф. китайской филологии.

В 1937–39 - науч. сотрудник Ин-та востоковедения АН СССР. В нояб. 1939 призван в армию, служил до апр. 1941 красноармейцем в моторизованном топографич. отряде в Л-де. Затем до 1960 - на полит. работе в армии, в основном в Забайкалье и Приморье. Участвовал в воен. действиях на Дальнем Востоке. Награжден тремя орденами Красной Звезды, медалями. После демобилизации (1960) был (1964–75) зав. отделом прозы и членом редколл. ж. «Нева».

Печ. с 1940. В воен. годы публ. статьи в армейских и фронтовых газ. Забайкалья и Дальнего Востока. Участвовал в изд. китайского варианта газ. «Правда». Полит. работу сочетал с литературной. Писал очерки и ст. о Китае и китайской лит-ре. Перевел с китайского произведения Чжао Шу-ли, Чжоу Ли-бо, Ду Пэн-чэна, Лю Бай-юя, Ван Юань-цзяня, Яо Цзиня, с английского - произведения А. Коппарда и др.

Делом жизни К. стало создание романа-дилогии о выдающемся русском востоковеде Н. Бичурине (1777–1853), изв. в монашестве как о. Иакинф ― « Отец Иакинф ». О своем подходе к мат-лу, о создании образа реального персонажа в ист. романе К. рассказывал в предислов. «От автора»: «Я поехал на родину Иакинфа, в Чувашию, поколесил по степям Монголии, посетил древний Пекин и суровый Валаам…». В заключении романа «Вместо эпилога» писал: «Отдаю на суд читателя этот рассказ о юных и зрелых годах отца Иакинфа. Рассказывая о его трудах и соблазнах, обретениях и утратах, сомнениях и надеждах, я ничего не выдумывал и ничего не утаивал. Все написанное основывается… на изучении трудов Иакинфа, подлинных документов, отысканных в архивах Москвы и Ленинграда, Чебоксар и Казани… на отрывочных свидетельствах современников, рассеянных в малодоступных изданиях и архивах». Автор послеслов. к роману ученый и дипломат Н. Федоренко подчеркивал, что в романе К. «обнаруживается органическое сочетание познавательной основы с образной стихией».

Кн. первая ― « Путь к Великой стене » ― открывается началом нового ХIХ в. Герой повествования, Никита Бичурин, в свои 22 года прошел четырнадцатилетнее обучение в Казанской Духовной академии, закончив кот. он должен решить ― согласиться или не согласиться на постриг, на монашество. Герою предстоит сделать серьезный выбор ― остаться без семьи, без отца, без мира, меньше времени теперь должно было оставаться для занятия наукой (под именем Иакинф герой К. вошел в историю русской науки, связанной с изучением Востока, прежде всего Китая и Монголии). К. приводит слова ученого монаха о том, как влекла его «слава проповедника и ученого» ― для него «сие есть самая чистая на земле слава». Но он выбирает постриг. Иакинф был успешен в службе: за три года стал архимандритом, в этом чине возглавил иркутский Вознесенский монастырь, стал ректором Иркутской семинарии. При этом К. создает образ независимого человека, монаха, порой преступающего границы церковной догмы. Первым наказанием за непослушание стала ссылка в Тобольский монастырь. Позже, уже постаревший, герой направлен во главе дипломатич. миссии в Пекин, что позволило ему на 14 лет уйти от досягаемости недругов. «Путешествие в неведомое» не только название одной из глав, но и долгий поиск ученого и монаха. Вторая кн. дилогии ― « Время собирать камни » ― повествование с напряженным сюжетом об уже зрелом ученом и человеке, монахе, усомнившемся в некот. важнейших догматах вероучения, в т.ч. в бессмертии души. Герой Иакинф сталкивается с понятной враждебностью представителей церкви (митрополит Серафим, архимандрит Фотий) и светского об-ва (иркутский губернатор Пестель, император Александр, позднее Николай, и др.). Решение Синода, принятое относительно Иакинфа, оглушительно: он заточен в монастырь в чине простого монаха. Сложная судьба духовного праведника, сложности философского постижения мира, вера и догматы, доверие и наказание становятся гл. составляющими творч. поиска К.

По свидетельству дочери Натальи Влад. Кривцовой и сайту поселка Любытино, на старом прадедовском доме установлена доска памяти писателя и востоковеда Владимира Николаевича Кривцова.

Соч.: Путь к Великой стене: Роман. Л., 1972; Перед судом Синода: Повесть // Наука и религия. 1975. № 9–11; Отец Иакинф: Роман. 1978.

Лит.: Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Васильков Я., Сорокина М. В. Н. Кривцов // Биобиблиогр. словарь востоковедов – жертв политич. террора в сов. период. СПб., 2003; Лурье С. Настоящий // Нева. 2004. № 8.

А. Рубашкин

  • Кривцов Владимир Николаевич